Освещение в портрете. Высота источника света.
Этот материал об освещении в портрете адресован в первую очередь фотографам, но может быть интересен художникам, кинематографистам, а также всем, кто просто хочет выглядеть красиво. В статье содержится много полезного, поэтому она получилось довольно объёмной, хотя из первого её варианта мы старательно удалили половину текста, а второй вариант сократили ещё на треть. Но если вам лень (или некогда) читать, можете посмотреть короткое видео, которое мы записали для нашего YouTube канала (очень рекомендуем вам на этот канал подписаться). Само видео вы найдёте в самом низу этой статьи. Итак, к делу.
Освещение в портрете
Нас окружает бесконечное множество всевозможных световых условий, при которых мы смотрим друг на друга в разные моменты жизни. Далеко не всегда мы обращаем внимание на то, как свет ложится на лица, хотя от этого сильно зависит привлекательность людей (не только на фотографии).
Освещение включает в себя целый комплекс разных явлений, каждое из которых требует отдельного разговора. Мы обязательно все их разберём в ближайшем будущем по мере наших возможностей и вашей заинтересованности в этом. Ну а сегодня рассмотрим только одну тему «высота источника света», которая может показаться очень простой, хотя на самом деле содержит уйму подводных камней, на которых набивают шишки даже опытные профессиональные фотографы.
Высота источника света
Под «высотой источника света» мы будем понимать не абсолютную его высоту, а высоту относительно лица, расположенного вертикально. Рассмотрим простой пример:
Иллюстрация 1. Светотеневой рисунок на лице (сверху) в зависимости от высоты источника света (снизу).Меняя высоту источника света мы получаем разный светотеневой рисунок на лице. Обратите внимание, что чем выше стоит свет, тем длиннее тени от бровей, от носа, от подбородка и от любых других неровностей лица. В целом тени — это не плохо, и каждый фотограф использует их исходя из своей задумки, передавая черты лица портретируемого. Но иногда дело заходит слишком далеко и тени начинают сильно усложнять адекватное восприятие лица, создавая ненужные ассоциации или просто запутывая зрителя.
Верхний свет
Рассмотрим крайний случай, который очень выразительно продемонстрирует нам что произойдёт, если поднять свет слишком высоко.
Иллюстрация 2. Основные проблемные зоны при крайне верхнем освещении: тёмные глазницы («глаза панды»), тень под носом («усы Чаплина»), тёмная шея и сильно высветленный нос.Как видно, выделяются несколько явно проблемных зон, мы будем использовать эти зоны в качестве индикаторов, и обращать на них внимание при дальнейшем разборе.
Вы, наверняка, хотите спросить: «Ну и какой же дурак так поставит свет»?
Да, такой крайний случай верхнего освещения вряд ли кого-то устроит. Но добавим сюда пёстрый фон, чуть высветлим тени, и вот уже начинающий фотограф перестаёт видеть проблемы освещения.
Иллюстрация 3. Освещение лица прямым солнечным светом в полдень. Солнце находится очень высоко над горизонтом.Если на улице нам приходится справляться с проблемой, снимая, например, с более верхней точки или ждать вечера, то в помещении иногда достаточно отодвинуть человека на пару шагов назад.
Иллюстрация 4. Слева: основной источник света — лампа прямо над головой. Справа — эта же лампа теперь освещает лицо под другим углом, так как человек отошёл назад.На этом примере очень светлый нос является для нас самым ярким индикатором плохого освещения, которое мы легко исправили, поставив человека чуть подальше.
Вернёмся к нашему студийному примеру и усложним задачу ещё больше. Помимо уменьшения контраста (заполняющим светом), сделаем плавный переход от света к тени (увеличив размер источника света), и вот уже проблемные зоны стали ещё менее очевидны.
Иллюстрация 5. Усложнение в определении проблемных зон крайне верхнего освещения. Направление основного источника света на всех примерах неизменно.Теперь значительно сложнее разглядеть и понять, с каким освещением мы имеем дело. Но так как мы заранее наметили индикаторы для выявления проблемных зон, то нам уже проще распознать крайне верхнее освещение. Если мы временно увеличим контраст при обработке в графическом редакторе, станет очевидно, что смягчение теней или добавление заполняющего света по сути мало что меняют.
Иллюстрация 6. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.Значительную или даже основную роль всё ещё играет крайне верхний свет, что хорошо видно по светлому носу и тёмным глазам.
Примеры ситуаций из практики фотографа
Существует довольно много примеров таких ситуаций, когда фотографу сложно распознать крайне верхнее освещение. Приведём некоторые из них, которые особенно часто встречаются на практике.
Вспышка в потолок
Классический пример, когда при использовании внешней вспышки, свет перенаправляется вверх в потолок. Часто фотографы считают, что если они направили вспышку в потолок, это решит все проблемы со светом. На деле же ситуация обстоит иначе. Когда фотограф «стреляет» вспышкой в потолок, то получает крайне верхний свет, со всеми вытекающими последствиями.
Убедимся в этом, проиллюстрировав ситуацию «Фотограф со внешней вспышкой в помещении» в разных вариациях.
Иллюстрация 7. Разные варианты использования внешней накамерной вспышки в помещении.Первый вариант. Если фотограф будет светить вспышкой напрямую в лицо, то получит слишком грубое освещение, которое многим не нравится. Работать с таким светом можно, но сложно.
Второй вариант — направить вспышку в потолок, чтобы осветить человека светом, отражённым от потолка. Тени становятся мягче, но тут то и кроется опасность — очень сложно распознать крайне верхнее освещение.
Третий вариант используют внимательные фотографы, которые замечают проблему тёмных глаз. Они используют «белую карту», которая часто встроена во вспышку и позиционируется производителями, как элемент, позволяющий добавить блики в глазах. Но чудес не бывает. Нельзя просто добавить блик или осветить только глаза, не изменив освещение в целом. Получается, что смешиваются два разных света: прямой «в лоб» и отражённый от потолка. Такое смешивание производит не лучшее впечатление на зрителя.
Четвёртый вариант, к нашему удивлению, используется фотографами крайне редко. Достаточно просто направить вспышку в тот же потолок, но не строго вверх, а чуть назад. Таким образом мы не маскируем крайне верхнее освещение (как в третьем варианте), а полностью избавляемся от него.
Чтобы лучше увидеть разницу, опять увеличим контраст для всех четырёх вариантов.
Иллюстрация 8. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.Если вам интересна работа с внешними вспышками, рекомендуем также почитать наш цикл статей на эту тему.
Коварное освещение в пасмурную погоду
Следующий классический пример — съёмка в пасмурную погоду. Бытует мнение, что если погода пасмурная, то свет везде одинаковый и думать про него не надо. Это мнение ошибочное. Такое освещение бывает очень разным и очень сложным, ведь мягкие тени способны запутать даже бывалого фотографа.
Всегда нужно думать, с какой стороны будет идти основная составляющая света. На примере ниже видно, что основной свет падает сверху, и отбрасывает те самые тени, о которых мы говорили вначале.
Иллюстрация 9. Съёмка в пасмурную погоду. Слева результат, справа процесс съёмки.Обратите внимание, что отбрасывают тени не только крупные неровности лица (нос, брови, носогубные складки), но и мелкие (морщины, поры, шрамы):
Иллюстрация 10. Крайне верхний свет выявляет мелкие неровности кожи.Варианты решение проблемы со светом в пасмурную погоду
Есть простой, но действенный способ справиться с верхним светом — спрятаться от него, а вернее уменьшить его влияние на освещение лица. Хороший вариант — использовать дерево, арку и любые другие подобные объекты.
Иллюстрация 11. Использование естественных навесов для изменения основного направления света.Если таких объектов поблизости нет, а снимать надо именно здесь и сейчас, то придется соорудить крышу самостоятельно. Для этого используем чёрный флаг.
Иллюстрация 12. Использование искусственного навеса для изменения основного направления света.Свет на этом примере очень мягкий (тени не резкие). Поэтому опять увеличим контраст снимков, чтобы удобнее анализировать свето-теневой рисунок. Опять тёмные глаза, опять светлый нос.
Иллюстрация 13. Контраст увеличен для удобства определения проблемных зон крайне верхнего света.Нижний свет
Но будьте внимательны. Не достаточно просто закрыться от верхнего света, нужно всегда думать, а что дальше… Чем теперь будет освещаться лицо.
Иллюстрация 14. Мы спрятались от крайне верхнего света в арке, но встали слишком глубоко и теперь свет, отражённый от земли стал основным, что тоже не хорошо.Может случиться так, что от крайне верхнего света мы избавимся, а вместо этого получим не менее, а может даже более страшного «зверя» — освещение снизу. Поговорим о нём более подробно.
Иллюстрация 15. Свет направлен на лицо снизу. Слева показано расположение света относительно лица, справа показан результат.Как видно из примера, лицо освещено снизу, что вызывает странные ощущения у зрителя. Проанализируем эти ощущения.
Двухмерная фотография не может дать нам полного представления о трёхмерном лице. Поэтому мозгу приходится достраивать информацию об объёме, используя косвенные признаки, в том числе распределение освещённых и теневых участков. По этому распределению мы представляем, какие неровности есть на лице, какой у них размер и какая форма.
Выпуклости и вогнутости
В нашей жизни большинство источников света светит сверху, а значит мозгу привычнее думать, что все выпуклости отбрасывают тени вниз. Типичный пример — след на песке.
Иллюстрация 16. След на песке. Слева оригинал, справа тот же след, но изображение перевёрнуто на 180 градусов.Левый след отбрасывает тени сверху вниз, нам на это смотреть привычнее, сразу понятно, что след вдавлен в песок. Правый след наоборот отбрасывает тени снизу вверх, но мозг в этом сомневается — а вдруг свет всё ещё светит сверху, просто этот след выпуклый. Создаётся иллюзия восприятия, мозг путается. Правый след будет ещё больше казаться нам выпуклым, если уменьшить картинку или посмотреть на неё издалека.
Иллюстрация 17. Предыдущая иллюстрация уменьшена для усиления иллюзии выпуклого следа на песке.Таким образом, если мы будем освещать снизу выпуклый объект, должна создаваться иллюзия, что этот объект вогнут (вывернут). Проверим, так ли это в случае с человеческим лицом. Возьмём обычную маску, которая с одной стороны выпуклая, а с другой стороны вогнутая.
Иллюстрация 18. Маска по отношению к зрителю (слева направо): выпукла, вогнута, выпукла, вогнута.На примере выше вогнутая маска, освещённая верхним светом, выглядит так, как выпуклая маска, освещённая нижним и наоборот. Мы не стали добиваться полного сходства, но эффект и так хорошо заметен.
Действительно, лицо, освещённое снизу, кажется вывернутым наизнанку. Вот почему оно выглядит таким странным.
Признаки нижнего света
Но это мы пока разобрали только общее «вывернутое» впечатление, а теперь присмотримся к деталям и увидим мелкие пакости на лице, которые создаёт нижнее освещение. Эти пакости мы будем дальше использовать в качестве индикаторов, по которым легче идентифицировать нижний свет.
Иллюстрация 19. Негативные проявления нижнего освещения на лице. Слева контрастное освещение, справа контраст уменьшен с помощью заполняющего света.Чтобы сразу ответить на знакомый вопрос: «Ну и какой же дурак так поставит свет?», мы добавили к примеру фотографию с уменьшенным контрастом, на которой сложнее увидеть негативные проявления нижнего света.
К этим проявлениям относятся: тёмный лоб, тёмный нос, «усы Эйнштейна», синяки под глазами. Некоторые фотографы-ретушёры пытаются скрыть эти недостатки при обработке, но чаще всего получается ерунда:
Иллюстрация 20. Неудачная попытка исправить при ретуши последствия нижнего света.Они, по всей видимости, полагают, что им просто не повезло, попалась модель с тёмным носом и синяками под глазами. Они думают, что проблема решается ретушью, но это не так. Нужно понять причину проблемы и устранить её именно во время съёмки, однако сделать это бывает не всегда просто. Нижний свет коварен, поэтому нужно быть очень внимательным.
Иллюзия простоты при работе с большим источником света
В отличие от проблем крайне верхнего света, о которых мы говорили ранее, нижний свет проявляет себя практически сразу, как только источник света начинает опускаться ниже лица человека. Уловить эту грань бывает непросто, особенно, если мы имеем дело с большим источником, например софтбоксом.
Иллюстрация 21. Свет направлен на лицо снизу. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.В этом случае направление света будет отсчитываться от центра софтбокса. Некоторые фотографы ошибочно полагают, что наклон софтбокса меняет направление света, что если софтбокс наклонить вниз, то и свет на человека будет падать сверху. Это не верно.
Иллюстрация 22. Свет направлен на лицо всё ещё снизу. Наклон софтбокса не поменял ситуацию.Как видно из примера выше, наклон никак не поменял ситуацию, а может быть даже сделал ещё хуже. Да, верхняя часть софтбокса стала ближе к лицу, чем центральная, однако этого оказалось недостаточно, чтобы конкурировать с ней.
Возможно, придирчивый читатель сможет добиться в подобной ситуации успеха, подвинув источник света вплотную к лицу, но в такой ситуации софтбокс начнёт попадать в кадр. Да и это уже тонкости, которые для данного случая практически не характерны.
Короче говоря, только подняв софтбокс выше, мы избавились от нижнего света.
Иллюстрация 23. Свет направлен на лицо сверху. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.Мы дополнительно соединили все три примера в одну картинку, чтобы вам было проще их анализировать. Плюс,так вам будет удобнее делиться этой информацией с друзьями 😉
Иллюстрация 24. Высота источника рассчитывается по центру софтбокса.Всегда думаете о направлении света
Не стоит думать, что если вы выставили свет в начале съёмки, то про него можно забыть. Часто вылезают такие сюрпризы, на которые не сразу обращаешь внимание, например, когда человек наклоняет голову.
Иллюстрация 25. Свет направлен одинаково для всех трёх снимков, но его направление относительно лица будет верхним или нижним в зависимости от наклона головы.Лучше, чтобы ваша модель наклоняла голову в сторону к свету, а не от света, иначе вы рискуете получить нижнее освещение. Ещё один частый случай, когда фотографируемый человек лёг на кровать или на землю, а фотограф расслабился и перестал думать про свет. Хотя выбор направления здесь будет очень важен.
Иллюстрация 26. Типичная ситуация, когда фотограф забывает про направление света.Отражатель
Ну и самым коварным и беспощадным «королём нижнего света» по праву можно назвать обычный светоотражатель. Казалось бы элементарное приспособление, управлять которым можно научить даже ребёнка, но в этом то и кроется его главное коварство. Многие фотографы наивно полагают, что отражать свет нужно в сторону, противоположную направлению основного света. То есть, например, если солнце светит сверху вниз, то отражать свет нужно снизу вверх. Сами понимаете, к чему это приводит.
Иллюстрация 27. Частая ошибка при работе с отражателем — свет от него без раздумий направляется снизу вверх. На нижнем снимке ошибка исправлена.Ситуация осложняется тем, что отражатель обычно держат ассистенты, которые ещё меньше понимают в освещении, чем фотографы. Кроме того, держать отражатель снизу намного проще, чем поднимать руки вверх. Кому же охота напрягаться всю съёмку? Лицо подсветили кое как и ладно. Но надо не лениться, старайтесь всегда направлять свет осознанно.
Важные мелочи
Если вы думаете, что нижний свет создаёт негативный эффект только если он является основным (рисующим), то вы ошибаетесь. Частичная подсветка теневых областей тоже скрывает в себе опасность. Посмотрите на пример ниже, в котором мы подсветили теневую область с помощью отражателя.
Иллюстрация 28. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.Несложно заметить разницу между подсветкой снизу и подсветкой сверху. Посмотрите на ухо вблизи, оно выглядит необычно, как будто вывернуто наизнанку. Также подсветка снизу создала акцентированную тень от одежды на шее и сделала плоским переход от шеи к голове.
Иллюстрация 29. Слева направо: тень не подсвечена, тень подсвечена снизу, тень подсвечена сверху.Любителям трифлекторов
Некоторые фотографы вообще настолько боятся теней на лице, что пытаются сделать всё, чтобы избавиться от них. И опять, первое, что приходит им в голову — направить свет со стороны, противоположной основному источнику.
Вот как это часто бывает:
Иллюстрация 30. Слева: лицо освещено одним источником сверху. Справа: добавлен ещё один источник света снизу.Основной (рисующий) свет направлен сверху, а ему в противовес ставят ещё один источник (или отражатель) снизу. Верхний свет создаёт привычные и понятные тени, а нижний добавляет свои тени, которые направлены вверх и создают эффект вывернутого лица. Лицо становится плоским, появляется второй подбородок, высвечиваются ноздри, тени на одежде выглядят странно.
Кроме того, в глазах образуются дополнительные блики — это отражение нижнего источника света. Лицо с такими нижними бликами в глазах выглядит плаксиво.
Иллюстрация 31. К предыдущей иллюстрации добавлен вариант: лицо освещено одним источником сверху, но человек плачет.Происходит это потому, что слеза обычно даёт свой собственный блик, который также находится внизу глаза, как и отражение нижнего источника света. Вот почему у коз глаза часто выглядят такими грустными:
Иллюстрация 32. Козьи глаза похожи по рисунку на блики в глазах человека, который освещён двумя источниками сверху и снизу.Кстати говоря, о бликах. Блик в глазу — это ещё один индикатор, на который мы можем ориентироваться при выставлении света.
Иллюстрация 33. По отсутствию блика в глазах можно распознать слишком верхнее освещение.Если блика нет — свет слишком верхний (как на примере сверху). Когда же блик внизу — свет нижний. Если блик находится вверху глаза, то большая вероятность того, что мы поставили свет без ошибок, о которых сегодня говорили.
Иллюстрация 34. Наличие блика вверху глаза — один из признаков хорошего освещения.Свет снизу — это не плохо
Так что будьте внимательны и всегда думайте, нужен ли вам нижний свет. А он действительно иногда может быть полезен. Свет снизу не всегда нужно избегать, особенно, когда это согласуется с сюжетом нашего снимка. Например, человек, работающий перед ноутбуком должен быть освещён снизу, иначе будет складываться впечатление, что он позирует перед выключенным экраном.
Иллюстрация 35. Человек перед ноутбуком. Неизбежная необходимость нижнего света.Также люди, сидящие у костра просто обязаны освещаться снизу, потому-что это логично. Но всегда старайтесь, чтобы сам источник света (костёр, свеча, ноутбук, телефон) тоже при этом попадали в кадр. Так зрителю будет легче воспринимать фотографию.
Иллюстрация 36. Люди у костра. Неизбежная необходимость нижнего света.Но если вы наоборот хотите запутать и удивить зрителя, тогда используйте нижний свет в творческих целях. Благодаря такому необычному свето-теневому рисунку лицо выглядит очень мистично или даже пугающе.
Иллюстрация 37. Добавление мистичности с помощью нижнего света.Иллюстрация 38. Устрашение зрителя с помощью нижнего света.Нижний свет также хорош, если нам хочется поиграть с тенями, которые отбрасывает человек на фон. В этом случае нижний свет даёт больше простора для творчества, чем верхний. Хотя всё зависит от вашей фантазии.
Иллюстрация 39. Нижний свет интересен при работе с тенями.Хотите узнать больше об освещении в портрете?
Мы очень надеемся эти знания принесут вам пользу, а нам новых подписчиков. А чем больше подписчиков, тем быстрее мы готовим новые интересные материалы. Поэтому делитесь с друзьями этой статьёй, а также этим видео, которое мы записали специально для тех, кто не может читать большие тексты.
Эта статья является частью большой книги по освещению в портрете, которую мы сейчас пишем. Будем рады сделать её ещё лучше с вашей помощью, так что комментарии приветствуются (их можно отсавить к видео на YouTube канале.
Напоминаем, что у нас есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы и взаимопиара — t.me/koldunovs. Если вам нравится то, что мы делаем, пожалуйста, поддержите наши начинания рублём, а то у нас много всяких идей, на которые не всегда хватает денег. Форма для пожертвований находится здесь. Спасибо!
Свет в фотографии. Часть 2 ⋆ Vendigo.ru
Свет в фотографии. Часть 1
Многие свои любимые фотографии снятые в студии я сделал с одним источником света, несмотря на то что в моем распоряжении их было гораздо больше. Мне нравится снимать с одним источником поскольку такие фотографии выглядят максимально эффектно и естественно.
Ведь если у нас естественное освещение, то как правило это один источник света: небо, солнце, окно, лампочка.
В первой части этого материала мы определили, что объем в фотографии полностью зависит от свето-теневого рисунка, который в свою очередь зависит от направления света.
Направление света — это ключевой момент в создании объема. А значит и в итоговой выразительности снимка.
Самый плохой, «плоский» свет — это вспышка в лоб или свет, падающий на модель со стороны камеры. Как только мы начинаем отклонять источник света от оси объектива на снимке возникают свето-теневые переходы, а значит появляется объем.
Если у нас только один источник света, то под каким углом он должен падать на модель, чтобы фотография получилась наиболее эффектной?
Свет сверху
Прежде всего свет должен падать на лицо сверху. Когда я говорю об освещении сверху, я имею ввиду не фактическое расположение источника света выше головы модели, а о направлении света со стороны макушки. И наоборот, свет снизу это свет, падающий на лицо со стороны подбородка.
То, что верхнее и нижнее направление света, не связанно с высотой источника света обусловлено тем, что модель как угодно может наклонять голову или вообще лежать.
Почему желательно освещать человека сверху? Во-первых, потому что таков стереотип восприятия человеческого лица. В большинстве случаев мы видим людей, когда они освещены сверху. Такой свет воспринимается нормальным и привычным.
А во-вторых, это связанно с эффектом молодости и подтянутости кожи. А точнее с тем, как изменение угла падения света на лицо рисует на нем скулы или щеки.
С этой темой хорошо знакомы визажисты, которые рисуют тени под скулами модели и блики на скулах.
Как это работает? Очень просто. Наше зрение устроено так, что если мы видим какую-то поверхность, то темное пятно на ней воспринимается как впадина, а светлое пятно как выпуклость. Собственно, так неровности и выглядят в рассеянном свете.
Кожа с возрастом теряет упругость и лицо под тяжестью лет неумолимо сползает вниз 🙂
Визажисты, ретушеры и фотографы желая изобразить человека наиболее молодым, а его лицо более подтянутым подчеркивают скулы и скрывают щеки.
Представим себе человека, который не имеет супер очерченных скул. Его голову можно сравнить с яйцом, которое имеет выпуклую форму по всей длинне. И тогда расположение блика на лице будет полностью зависеть от угла, под которым на него падает свет.
Если свет будет падать на лицо примерно под 45 градусов сверху, то блик будет располагаться на скулах! Но если свет будет падать хотя бы немного снизу, то блик придется на область щёк.
Посмотрите, как меняется восприятие формы лица на этих снимках.
Обратите внимание на теневую сторону лица. В зависимости от угла падения света, блик опускается ниже в область щёк или поднимается выше в область скул.
В данном случае на модель светит окно, которое неподвижно, разница в освещении создается только наклоном головы модели, что еще раз убеждает нас, что фактическая высота источника света не важна. Имеет значение лишь угол падения света на лицо.
Вот еще один пример как нижний свет может испортить красоту модели, а верхний наоборот подчеркнуть ее.
Обратите внимание на появившиеся щёки на втором снимке, где модель просто наклонила голову получив тем самым нижний свет. Но не только скулы и щёки поменяли свое очертание, посмотрите на неровности под глазами. В первом варианте они почти не видны, с нижним светом они безжалостно проявлены.
Магия верхнего света хорошо известна. Так, в Голливуде была популярна схема света «Бабочка» при которой осветительный прибор ставился строго над актрисой, что эффектно подчеркивало ее скулы. Поскольку свет в кино был довольно жестким это давало четкую тень под носом, напоминающую крылья бабочки отчего и произошло название этого света.
Итак, главный враг портрета — это нижний свет. Но кто, в здравом уме будет ставить свет снизу? – Спросите вы. Действительно, откровенно нижний свет практически не встречается, а вот свет, падающий на лицо, немного снизу встречается довольно часто.
Софтбокс
Во-первых, такой свет может поставить неграмотный фотограф в студии при съемке портрета в полный рост. Начинающий фотограф в большинстве случаев устанавливает софтбокс вот так.
Наивно полагая, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так. На самом деле, от любого источника рассеянного света лучи распространяются во все стороны. К тому же центр софтбокса светится гораздо ярче нежели его края, поэтому истинное направление света будет таким.
Что и даст на лице пресловутое нижнее освещение.
Правильным будет установить софтбокс гораздо выше. Вот так.
Для того чтобы оценить направление света от источника рассеянного света (софтбокса или окна) вы должны мысленно провести линию от его центра к лицу модели. Эта линия и будет указывать направление света.
Посмотрите насколько высоко устанавливают свет профессионалы.
Фотограф John Gress
Отражатель
Другой причиной нижнего света может стать неправильное использование отражателя при съемке против солнца. При такой съемке отражатель будет является основным (рисующим) источником света на лице модели. И если держать его на уровне пояса, то свет неизбежно будет освещать лицо снизу.
Правильный способ использовать отражатель против солнца это держать его над головой, то есть выше лица модели.
Окно
Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим.
Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз.
Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.
Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример.
Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.
Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.
Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.
Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.
Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.
Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый 🙂
Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.
Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.
Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение. Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка 🙂
Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!
Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы.
Запомните это освещение.
А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.
Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.
Дополнительные материалы:
Братья Колдуновы «Высота источника света»
Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»
Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.
Основы фотографии: как размещение света меняет лицо объекта [ВИДЕО]
Нижеследующее взято с разрешения из статьи «Как размещение света меняет ваши объекты» в блоге Lensrentals. Прочтите всю статью автора и фотографа Зака Саттона на сайте Lensrentals.
При обучении основам фотографии и основополагающим принципам освещения я разделяю способы освещения объекта на три основные переменные: интенсивность света, качество света и направление света. Интенсивность света довольно проста в своем исполнении — насколько ярким или тусклым является ваш свет. Качество света относится к мягкому или жесткому свету, а также ко всем принципам этой категории. Третья тема — направление света — это принцип, о котором я хотел бы поговорить здесь подробнее.
Предоставлено LensrentalsЯ использую здесь студийную фотографию в качестве ключевого ориентира, поскольку это контролируемая среда, но эти правила применимы ко всему спектру фотографии. Я также предварю это, сказав, что не существует единственно правильного или неправильного способа осветить предмет; использование своего положения света уникальными способами — отличный способ проявить творческий подход. Тем не менее, некоторые основные принципы считаются более естественными в исполнении, поэтому мы коснемся их в качестве стандарта.
Основы фотографии: освещение объекта сверху
Человеческому глазу кажется наиболее естественным освещение кого-то сверху. Ведь когда вы выходите на улицу, солнце освещает вас сверху, а когда вы идете в помещении, освещение чаще всего идет на потолок, светя вниз. Когда вы освещаете кого-то сверху, вы наиболее точно отображаете его таким, каким его видит мир. Таким образом, когда вы освещаете кого-то снизу, вы чаще всего получаете неестественную и почти зловещую атмосферу от объекта.
[Читать: Как снимать разные портреты на белом фоне]
Чтобы проиллюстрировать это, в студию пришла моя прекрасная подруга Эвоник. С помощью Profoto C1+, пары зажимов Manfrotto Super Clamp, куска дерева и набора для ленивой сьюзан, который я купил в местном хозяйственном магазине, я смог сконструировать маятниковую систему, чтобы проиллюстрировать, как направление света меняет форму лица и чувства, которые она вызывает.
На видео выше вы можете увидеть, как радикально меняются характеристики Evonique в зависимости от освещения. Восприятие черт лица нашим глазом очень сильно зависит от того, где на лице чаще всего лежат блики и тени, поэтому, когда свет вращается вокруг и освещает Эвоник снизу, кажется, что ее лицо меняет форму и становится чем-то гораздо менее естественным. Замедляя это видео, вы сможете увидеть, где свет наиболее благоприятен для ее лица, и вы начнете видеть тенденции, поскольку они соотносятся с традиционной портретной фотографией.
Несмотря на то, что все лица круглые, у каждого человека разные углы наклона лица, что поможет определить, какое размещение света лучше всего подходит для них. Не существует простого способа определить, какой свет наиболее льстит всем людям. Поэкспериментируйте, чтобы лучше понять лицо вашего объекта, чтобы вы могли осветить его наиболее лестным образом. Лица с коротким освещением помогут сделать их стройнее, а широкое освещение поможет смягчить детали лица. © Zach SuttonОдно из наиболее распространенных положений света в фотоснимках — под углом 45 градусов, то есть свет направляется под углом 45 градусов к объекту съемки. При 45 градусах вы наиболее точно имитируете то, что называется освещением Рембрандта, которое создает естественный и в целом лестный свет на вашем объекте. Изменение угла наклона света на вашем объекте сделает блики и тени более распространенными в зависимости от вашего положения.
Посетите Lensrentals.com, чтобы прочитать оставшуюся часть статьи.
Зак Саттон — редактор и частый автор Lensrentals. com. Он также является редакционным и портретным фотографом в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и проводит образовательные семинары по фотографии и освещению по всей Северной Америке.
Как понять и использовать естественный свет Часть 3: Направление света
Сообщение от: Одед Вагенштейн
Свет имеет разные качества, и, понимая эти различия и используя их в свою пользу, вы можете стать лучшим создателем изображений.
В двух предыдущих статьях я рассказывал:
- Понимание естественного освещения, часть 1: качество света
- Понимание естественного света, часть 2: цвет света
В этой третьей главе вы узнаете:
- Как управлять направлением естественного света в поле.
- Как понять различные эффекты направления света на ваши портреты. Как смешивать светлые цвета, чтобы создать глубину.
- Несколько продвинутых методов, таких как использование отражателей или флажков.
- Как практиковаться с помощью упражнений.
Обратите внимание, что как фотограф-портретист я буду обсуждать портреты и использовать их в качестве примеров. Впрочем, это знание применимо к любому виду фотографии.
Работать с естественным освещением не значит идти на компромисс
Большинство людей скажут вам, что если работа с искусственным освещением позволит вам полностью контролировать ситуацию освещения при съемке, то работа исключительно с естественным светом сведет вашу способность контролировать освещение практически к нулю. На мой взгляд, это ложное предположение приводит многих фотографов к посредственным снимкам. Заявление о том, что освещение плохое, потому что «так оно и было», когда делали фото, неприемлемо.
Итак, первый шаг в управлении естественным освещением — тщательно спланировать время съемки. В предварительных статьях мы обсуждали, как качество и цвет света зависят от времени и погоды в течение дня. Теперь давайте разберемся, как направление света будет меняться в течение дня и как это повлияет на ситуацию освещения на наших портретах.
Фронтальное освещение
Фронтальное освещение относится к свету, который падает прямо перед объектом съемки (источник света находится позади вас и камеры). Возможна ситуация и тогда, когда ваш объект смотрит на источник света (например, лицом, направленным на заходящее или восходящее солнце). Другая возможность — с отраженным светом. Как и на этом изображении, Диалсиз стояла в тени, но перед ней была яркая солнечная стена, отражающая солнечный свет прямо ей на лицо.
Плюсы: Фронтальное освещение обычно освещает лицо объекта съемки равномерно, без теней. Это создаст эстетичный и сбалансированный образ, поэтому эта установка очень популярна в фэшн- и бьюти-съемках.
Минусы: Отсутствие теней создаст недостаток и глубины и драматизма.
Освещение 45 градусов
Как следует из названия, это относится к ситуации, когда свет падает под углом 45 градусов от носа вашего объекта. Это чрезвычайно популярная установка освещения в портретной фотографии, которую иногда называют освещением Рембрандта. Этого легко добиться с помощью бокового света, исходящего от восходящего или заходящего солнца, или расположив объект под углом 45 градусов к окну.
Плюсы: В этой настройке освещения вы заметите, как свет постепенно освещает лицо вашего объекта. Создание постепенной тени, а в нашем двумерном искусстве тени обычно означают глубину и объем. Вот почему эта установка так привлекательна в глазах большинства зрителей.
Минусы: Драматический эффект затенения частей лица объекта может не подходить для вашей визуальной истории.
Освещение под углом 90 градусов
Как следует из названия, это относится к ситуации, когда свет падает под углом 90 градусов от носа вашего объекта. Этого можно добиться с помощью бокового света, исходящего от восходящего или заходящего солнца, или расположив объект под углом 90 градусов к окну.
Плюсы: Чрезвычайно драматичный эффект, который практически невозможно игнорировать.
Минусы: Эта драматическая установка освещения может быть слишком драматичной, а с правильным объектом это освещение может быть пугающим! Все зависит, конечно, от того, что вы хотите вызвать в своей визуальной истории.
Подсветка
Это относится к ситуации, когда свет исходит из-за объекта съемки и перед вами.
Плюсы: Подсветка сзади создаст блики на контурах вашего объекта и, в отличие от фронтального освещения, создаст ощущение глубины и четкое разделение между объектом и фоном. Если источник света не очень тусклый и полностью не закрыт телом модели, работа с контровым светом заставит вас творить с фотографией, так как это немного усложнит экспозицию. Здесь может оказаться полезным переключение с автоматического режима. В то время как передержка может быть хороша для создания выгоревшего фона или бликов, недодержка обычно приводит к красивому силуэту (как показано выше)
Минусы: Как уже упоминалось, этот вариант немного сложнее в обращении и в основном потребует переключения из автоматического режима вашей камеры, но опять же, это отличная возможность для творческой фотографии.
Свет сверху
Это относится к ситуации, когда свет исходит прямо над объектом съемки, например, в полдень.
Плюсы: Эта система освещения в стиле комнаты для допросов не будет льстить большинству лиц. Свет, идущий сверху, приведет к появлению глубоких теней на лице модели, из-за чего лоб затеняет глаза, а нос затеняет подбородок. Однако его можно использовать как способ создания очень драматичного образа. Оскароносный оператор Гордон Хью Уиллис проделал новаторскую работу в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец», сочетая недоэкспонирование и размещение источника света над лицами актеров. Ему удалось поддержать темный и загадочный смысл этого фильма, так как зрители не могли видеть большинство глаз на протяжении всего фильма.
Минусы: Как уже упоминалось, при правильном обращении эта установка освещения может привести к отличным и творческим результатам. В противном случае ваш субъект будет выглядеть так, будто он или она собирается отвечать на какие-то трудные вопросы.
Управление естественным освещением
Basic: в самой простой форме, управление естественным освещением стоит на первом месте при планировании. Выберите подходящее время, чтобы быть на улице, или отведите объект в помещение, чтобы использовать мягкий свет, идущий из окна.
Рефлекторы используются для отражения света в лицо объекта. Например, если вы имеете дело со светом, идущим сверху, вы можете решить проблему темных глаз, подсветив их с помощью рефлектора. Он также может осветлить темную сторону лица, если это необходимо, в случае освещения под углом 45 или 90 градусов.
Вы можете увидеть отражение отражателя, используемого для отражения света обратно в лицо этого человека.
Флаг — это обычно кусок черной ткани, который можно использовать для блокировки нежелательного света и создания теней (тени означают ощущение глубины, помните?) на лице объекта. Чтобы правильно использовать флаг, вам понадобится кто-то или что-то, кто сможет его держать. Именно так я использую все виды флагов в полевых условиях. Я использовал свою шляпу (которую я держал в левой руке), чтобы затемнить переэкспонированный лоб много раз, или использовал помощь невинного свидетеля, которого попросили на мгновение постоять на одном месте, чтобы создать тень, когда это необходимо.
Упражнение №1:
Рождество (или сразу после него) — лучшее время, чтобы попросить об услуге. Возьмите с собой любимого друга, члена семьи или домашнее животное и поставьте его перед окном. Перемещая объект, отрабатывайте концепции фронтального, заднего, 90-градусного и 45-градусного освещения. Изучите изображения и получите более глубокое представление о том, как направление света повлияет на ваш портрет.
Упражнение № 2:
Отражателиэффективны и удобны в использовании. Вы можете купить себе отражатель или приготовить его из небольшого куска картона и простой алюминиевой фольги.