СТАККАТО. НОН ЛЕГАТО. ПОРТАМЕНТО . За роялем без слез, или я
Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано — легатный инструмент. Более того — рекомендуется высокое поднятие пальцев. Глубоко уважаемый мною А. Б. Гольденвейзер даже называет «трижды ересью» педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Вовсе не намерена спорить с рекомендациями А. Б. Гольденвейзера, но, во всяком случае, они не для моих малышей. И к тому же, например, Фредерик Шопен советовал «начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего запястье, от зажатости. Затем ученики Шопена переходили к игре портаменто, неполного легато и, наконец, к легатиссимо…» (В. Николаев, с. 20).
Считаю, что судить так строго метод, при котором ученик начинает играть с нон легато, нельзя. Во всяком случае, сегодня, в конце XX века, одной из самых сложных задач для всех педагогов является преодоление плохой мануальной активности (у детей недостаточно развита мелкая мускулатура рук).
Лично я предпочитаю начинать обучение одновременно с трех штрихов — стаккато, нон легато и портаменто (неполное легато). Очень полезно совмещать игру стаккато и нон легато. Причем прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное!
Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по черным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно перекрестным движением и читать строки Пушкина:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…После игры на черных клавишах можно начинать играть на белых. К следующему упражнению — другие стихи. И опять — сначала на черных, потом — на белых клавишах. И так далее…
При игре стаккато без лишних движений рука совершает взлет от клавиши и дуговым движением через одну–две–три октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем стаккато в одной октаве, через несколько октав опять стаккато и возвращаемся на первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно правой и левой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такие «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло еще до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались.
Желательно играть отдельные отрезки сначала третьим пальцем правой, а потом — левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьеса Ю. Шуровского «Мышонок»). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на «нотах–близнецах» (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребенок учится согласованности движений рук (вырабатывается синкинезия). Это очень непростой психофизиологический процесс, поэтому, чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.
Почему я даю играть пьесу «Мышонок» и подобные ей (надо с сожалением отметить, что таких пьес очень и очень мало)? Потому что в этой пьесе сочетаются стаккато и нон легато. Нон легато помогает почувствовать вес руки, а стаккато — ощутить ее целостность. Повторяю: всю пьесу играют лишь третьими пальцами. Если еще до игры, предварительно, мы работали над этой пьесой, если ученик сумел зрительно охватить вертикальное и горизонтальное нотное изображение, если он свободно ориентируется на клавиатуре и имеет слуховое представление о пьесе, то его движения будут целенаправленными.
Игра всех трех штрихов (стаккато, нон легато и портаменто) с дугообразными переносами рук на разные расстояния в разные стороны по всей клавиатуре — мой излюбленный прием обучения. Применяю его и в дальнейшем — при игре терций, квинт, аккордов и даже в легатных упражнениях.
У малыша не развита еще в достаточной мере двигательная ориентация, поэтому для того, чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, его стоит как можно чаще привлекать к совместной игре с педагогом. Начинать надо с одиночных выбранных нот в середине мелодии, в конце ее. Это вовсе не значит, что ученик пассивно воспринимает свою игру. Нет! Он сольфеджирует, зрительно охватывает нотный текст и — играет!
Очень полезно поиграть в «вопрос — ответ». Это ритмические диалоги. Мелодию сочиняем в диапазоне любого интервала на какие–либо известные стихи, например на слова В. Маяковского:
У ч и т е л ь:
Крошка–сын
К отцу пришёл.
И спросила кроха…
У ч е н и к:
Что такое
Хорошо
И что такое — плохо?Или на загадку:
У ч и т е л ь:
На деревьях живёт
И орешки грызёт…
У ч е н и к:
Белка!
Это — игра только по слуху. Элемент игры без нот тоже входит в задачи педагога. Ребенок при этом психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности. «Играя» разные стихотворения, ребенок увлекается и выполняет упражнение с удовольствием. Часто ставлю на пюпитр детскую книжку со стихами, и мы можем целый урок играть «по этой книжке». Главное — чтобы стихи были с простым и четким ритмом — к ним легче сочинить мелодию.
В конце этого периода, хотя ученики работают только третьими пальцами, обязательно устраиваю первый концерт для родителей. На концерте становится ясно, у кого закреплены навыки игры третьим пальцем.
После закрепления первоначальных навыков игры 2?м, 3?м и 4?м пальцами можно переходить к игре 1?ми 5?м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт.
Пятый палец продолжает боковую линию предплечья и плеча и достаточно независим, поэтому обычно главная функция его — ведение мелодической линии. Начинать игру 5?м пальцем без 1?го (что чаще всего и бывает) нельзя, потому что это может лишить 5?й палец самостоятельности, а в связи со слабыми физическими возможностями мизинца он, равно как и «зажатый» первый палец, парализует движение трех более сильных средних. В результате даже те дети, которые от природы имеют хороший пианистический аппарат, начинают испытывать затруднения и ощущают двигательную неловкость. Чтобы такого не происходило, я и ввожу 1?й и 5?й пальцы одновременно на игре квинт.
При этом методе обучения основная нагрузка ложится на ладонные мышцы, а не на 1?й и 5?й пальцы, которые при игре выполняют лишь функцию внешней опоры.Я заметила: на первом этапе практически у всех детей при игре квинт ладонные мышцы напрягаются, что скорее всего связано либо с поведением большого пальца, либо со слабостью мизинца, либо с недостаточным растяжением мышц между 1?ми 2?м пальцами. Чтобы снять это напряжение, включаю в работу крупные мышцы, используя ряд замечательных упражнений, разработанных А. А. Шмидт — Шкловской (см. ее книгу «О воспитании пианистических навыков»). Первоначально играем квинты лишь на черных клавишах — стаккато, нон легато и портаменто. Затем подбираю этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую и горизонтальным переносом обеих рук. Упражнение можно разнообразить включением квинт в транспонирование и сочинительство. Этот период обычно непродолжителен.
Поскольку в дальнейшем (и уже очень скоро) нам предстоит заниматься практической гармонией, сразу же после введения 1?го и 5?го пальцев на игре квинт начинаю давать терции. В какой последовательности? Сначала — 2?м и 4?м пальцами, потому что они одинаковой длины. Затем выборочно и очень индивидуально либо 3?м и 5?м, либо 3?м и 1?м. Если мизинец, например, не очень ровный, то лучше 3?м и 1?м. Если большой палец внушает опасения, то 3?м и 5?м.
Существует некоторое количество, хотя и небольшое, пьес и этюдов, в которых либо левая рука играет квинту, а правая — дугообразный перенос из октавы в октаву терций на одинаковых нотах, либо наоборот: правая — квинты, левая — терции. Терции дети играют то 2?м и 4?м (вначале), а потом либо 3?м и 5?м, либо 3?м и 1?м (так же, как в
первых упражнениях на терции). Играть можно любыми штрихами — стаккато, нон легато и портаменто. Затем транспонируем эти этюды и пьесы. Одновременно играем
кадансовые обороты, разложенные на две руки (см. главу «Практическая гармония»).
До перехода к игре легато, после того как освоены терции и квинты, можно предложить взять аккорд (обычно малышам этот момент очень нравится). Интервальное строение аккорда ребенок уже знает и слышит особенности звучания каждого интервала в аккорде (см. главу «Практическая гармония»). Даю ему несколько аккордов в различных комбинациях, которые в совокупности составляют мелодию. Сначала он играет, разложив аккорд на две руки, и когда я убеждаюсь в том, что он действительно слышит верхние ноты аккордов (мелодию), неожиданно предлагаю попробовать сыграть аккорд одной рукой. Здесь, как мне кажется, очень важно не готовить ученика заранее и не посвящать его в то, что ему предстоит впервые взять трезвучие одной рукой, потому что если просьба взять аккорд не будет неожиданной для малыша, почти наверняка произойдет зажим мышц (от страха перед важностью момента). Ориентация на слух обеспечивает естественное, а, следовательно, и правильное, использование соответствующих групп мышц при взятии аккорда.
Дети с нарушениями моторики и гипотонией мышц при переходе к игре аккордов испытывают некоторые трудности. Таким ученикам необходимо, прежде чем сыграть аккорд, глазами увидеть ноты и распределить по поверхности клавиш кончики пальцев. Главное — помочь ощутить участие крупных мышц и внимательно следить, чтобы не поднимались плечи. Закреплять игру аккордов лучше, подбирая легкий аккомпанемент в ансамблях на повторяющихся трех функциях.
Легато — двигаемся плавно, стаккато — подпрыгиваем, крещендо
Мария Монтессори
Мы решили опубликовать несколько страниц из работ Марии Монтессори,
посвященных организации ритмических упражнений в детских группах.
Интересно, что в России еще в 50-е годы прошлого века, не говоря уже о
дореволюционных временах, в начальных школах обязательным предметом была
РИТМИКА. Девочки переодевались из школьных платьев с черными фартуками в
специальные белые юбочки, мальчики – в спортивную форму, и учительница
ритмики разучивала с ними грациозные движения по кругу и несложные
бальные танцы. Как жаль, что наше современное начальное образование
утратило эти прекрасные и обязательные для всех музыкальные занятия
детей.
Из книги М.Монтессори «Научная педагогика Двухтомник» Изд. «Народная книга», 2013
Ритмические упражнения
Самое простое упражнение – это ходьба по линии. Оно используется для работы с самыми маленькими детьми, чтобы развивать координацию движений, чувство равновесия, научить красивой походке, осанке. Ребенок идет по нарисованной на полу линии (в форме эллипса), словно канатоходец, ставя ступни точно на линию.
Синьорина Маккерони стала аккомпанировать этому упражнению игрой на пианино. Сначала музыка служила сигналом к началу упражнения. Учительница заиграла – дети сразу собрались у линии. Музыка была приятным сопровождением ходьбы. Но еще не установилась связь между ритмом музыки и движениями ребенка. Однако постепенно ученики сами начали подстраивать свои шаги под музыкальный ритм. Дети разные, но почти все оказались чувствительны к ритму. Они меняли темп, характер движения в соответствии с музыкой. Учитель не требовал этого, ребенок сам прислушивался к звукам и менял походку. Конечно, в такой ситуации преподаватель должен играть эмоционально, ярко.
Поговорим несколько подробнее о том, как могут развиваться события. Дети с огромным удовольствием учатся ходить по линии, получая огромное удовольствие от собственной ловкости. Когда первые результаты достигнуты, можно садиться за пианино. Ничего не говоря, учитель просто начинает играть первую мелодию. Дети улыбаются, переглядываются и продолжают ходьбу, очень сосредоточенно и собранно. Мелодия, как путеводная нить, ведет ребенка в определенном темпе, ритме. Даже трехлетние малыши со второго-третьего прослушивания попадают в ритм исполняемого произведения. Учителю вовсе не нужно акцентировать ритм, играть с особенной четкостью. Скорее, следует позаботиться о выразительности, подчеркнуть мелодию. Абсурдно играть Шопена, как метроном. Дети прекрасно почувствуют ритм, если произведение исполнено с чувством. Причем чувствуют не только ногами, но и всем своим существом. Вот почему такое музыкальное хождение принципиально отличается от ритмичной ходьбы под хлопки ладошами, под счет раз — два.
Упражнение становится все более артистичным, эмоциональным. Ученики действительно танцуют, проживают мелодию. Они чувствуют легато, двигаясь плавно. Стакатто заставляет их подпрыгивать. Крещендо – чеканить шаг, форте – хочется хлопать в ладоши, пиано – тихое движение. Эти же дети еще несколько дней тому назад просили учителя, исполняющего пиано, играть погромче, потому что плохо слышно.
Иногда ученики на первых музыкальных занятиях, полюбив одну мелодию, не замечают других. В школе в Милане преподаватель играл произведение, состоящее из двух частей. Детям настолько понравился ритм первой части, что они даже не заметили, как учитель перешел ко второй. Они продолжали двигаться в первом ритме так упорно, что преподавателю пришлось вернуться к началу произведения. При этом на детских лицах появились счастливые улыбки, словно они встретили доброго знакомого. Педагог уловил момент, когда часть детей оказалась способна услышать другую мелодию, хотя некоторые продолжали двигаться в ритме первой. Однако и они вскоре, словно проснулись, ответили на музыкальные изменения.
Говорить детям: «Прыгайте! Бегите! Идите!» – значит, обесценивать музыку, делать ее присутствие бессмысленным. Надо выбрать одно из двух: играть или командовать. Когда мы читаем карточки, мы не подсказываем ребенку слова, которые он должен прочесть. Также не следует указывать ему на ошибки в ритме. Музыка, если вы верите в ее существование, достаточно выразительна, чтобы подсказать свободным детям все: ритм, характер, темп движения тела и души.
Учитель может подготовить с детьми настоящие танцевальные композиции, предлагая им двигаться попарно и одновременно, выполнять одинаковые движения, сходиться и расходиться.
Нет картины прелестнее, чем дети, спокойно слушающие музыку в молчании и внимательно наблюдающие за своими товарищами, которые двигаются под музыку. Эти упражнения во многом способствуют установлению внутреннего порядка, даже в самых неуравновешенных детях. Рождается удивительная связь между учениками и педагогом, вкладывающим
в игру не только ловкость пальцев, но и всю силу души.
Как мальчик не мог ослушаться музыки
Хочу рассказать одну историю, демонстрирующую власть музыки над ребенком. Однажды мой отец вошел в класс, где двигался под музыку один мальчик, с которым моего отца связывала нежная дружба. Обычно ребенок бежал ему навстречу и бросался в объятия. Однако сейчас он, не переставая двигаться в ритме музыки, закричал учителю: «Остановитесь! Пожалуйста!» Он хотел поприветствовать моего отца, но не мог ослушаться музыки. Его тело двигалось в заданном ритме. И только когда учитель перестал играть, малыш бросился навстречу другу.
Со временем в детях просыпается интерес к угадыванию размера мелодии (три четверти, четыре четверти). Они берут палочки, маленькие барабаны, кастаньеты. Начинаются коллективные упражнения.
Когда дети научились чувствовать ритм, размер произведения, выделять сильную долю, можно предложить им играть гамму на 2, 3, 4 четверти и триолями. Для этого подойдет маленькое пианино, но предварительно нужно потренировать движения пальцев и положение руки.
Теперь дети без труда поймут длительность нот. Не нужно долгих объяснений. Достаточно сыграть несколько раз чередование тактов: четыре четверти – одну целую, восемь восьмых – одну целую и т.п. Дети на каждую ноту делают шаг. Их очень смешат целые (долгие) ноты, заставляющие замирать на месте с поднятой ногой. Если ученики уже освоили нотную грамоту, им показывают зеленую карточку (по размеру напоминающую известный им нотный стан), где записано упражнение, исполненное учителем на пианино. Со временем они обязательно обратят внимание на разные виды нот и соединят их с различной длительностью звука. Педагог может дать краткие пояснения.
Ребенок вскоре будет способен сам записать ритм разными по длительности нотами. Сначала на деревянном нотном стане при помощи накладных нот (в материал входят «нотные хвостики» и кружочки белого и черного цвета), затем в тетради. Важно, чтобы длительность нот усваивалась сначала на слух (в слушании музыки), а не на глаз (разные хвостики на бумаге). Эти упражнения нетрудно сыграть на пианино. Часто можно видеть ребят, собравшихся вокруг большого пианино в классе и увлеченно пытающихся сыграть на нем разные упражнения. При этом часть детей двигается под музыку, соблюдая ритм. Многие еще и подпевают. Узнавая ноты на слух, они пропевают их названия.
Стаккато, легато, крещендо и деминуендо
Движения под музыку (2/4, 3/4, 4/4) и полезны, и эстетичны. Часто трудности выполнения того или иного упражнения связаны с недостаточной сенсорной подготовкой ученика. Чем лучше он чувствует ритм, тем легче ему выполнить движение.
В детских нотных сборниках часто опускают различные нотные символы, полагая, что малышам они не доступны. Наши ученики довольно быстро усвоили обозначения стаккато, легато, крещендо и диминуендо. Научились их понимать и использовать в собственных записях. Ведь для них это были не теоретические понятия, а то, что они прослушали, прочувствовали, прошагали. Мы поначалу делали специальные нотные символы для деревянного нотного стана, потом поняли, что они излишне усложняют материал, и отказались от них. Зато активно используем их на разноцветных карточках с нотными записями.
Мы еще недостаточно точно определили, какой музыкальный материал следует использовать в занятиях с учениками разного возраста. Но уже заметили, как чувствуют дети мелодию, настроение каждого музыкального отрывка. Слушание музыки, или, можно сказать, концерты для детей, с использованием разных инструментов, с пением, кажется нам важнейшим элементом образования. Никто из маленьких слушателей не отвлекается. Лица взволнованы, на них отражается внутренняя работа души, которую вдохновляет, пробуждает музыка.
После ритмических упражнений, когда ученики уже хорошо разбираются в размерах, нотах, они не довольствуются проигрыванием простеньких отрывков. Им хочется услышать целое произведение. Слушая, дети постепенно начинают понимать чувства, скрытые в мелодиях. Например, говорят: «Эта музыка смеется, а эта плачет». Мы стремились представить разные чувства, выраженные в музыке (легкость, радость, тревогу, угрозу, презрение, нежность и т.п.). Старались включать в программу наших концертов музыкальные отрывки и сюжетные (из опер), и такие, когда легко представить себе определенную картину, и такие, которые помогают погрузиться в размышления, медитацию (Мендельсон, Моцарт, Шопен).
Образованные люди часто говорят о благотворном влиянии музыки на народ, о необходимости сделать концертные залы общедоступными. Но стоит ли раздавать томики Данте безграмотным? Сначала необходимо образование. Без него люди глухи, они не чувствуют прелести музыки, их ухо не слышит нюансов мелодии. Они не отличат Вагнера от Беллини и предпочтут кабаре. Если же с малолетства воспитывать в них любовь к искусству, понимание музыки, достаточно будет сыграть на улице одну мелодию, чтобы собрать толпу.
Следует помнить, что детская аудитория – особенная. Это не те, кто понимает музыку. Это те, в ком требуется развить понимание. И нужны для этого лучшие исполнители.
Музыкальные отрывки, используемые для ритмических упражнений.
«Мазурка», Бастианелли – под нее дети обычно ходят медленно;
«Если б я был королем», А.Адам – под нее ходят плавно;
«Галоп», Штраус – бег;
Итальянская народная песня – прыжки;
Катание на коньках – приставные шаги;
«Marcia aquila», Вагнер – маршировка.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (33) 2012 г.
фото из архива Е.Хилтунен и Интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы «Монтессори-педагогика для всех». Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.
Узнайте подробности
Мария Монтессори
даты жизни 1870-1952 — выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.
Меццо-стаккато и нелегато: две стороны одной медали?
Один из вопросов, который время от времени задают пианисты, заключается в следующем: означает ли меццо-стаккато просто отсутствие легато?
Мой ответ основан на том, что я являюсь учеником Английской школы фортепиано — школы пианистов, которая (к удивлению многих) существует и, на мой взгляд, имеет одну главную аксиому: внимание к деталям. Но что такое английская фортепианная школа — это тема для другой статьи, которой я, надеюсь, когда-нибудь займусь. Так или иначе, внимание к деталям помогает нам различать различные понятия и послевкусия нот и может показать нам, что разные артикуляции имеют разные названия.
Теперь, что касается того, чем меццо-стаккато отличается от нелегато, то это действительно вопрос, на который есть два ответа. И это только для начала…
Во-первых, , если бы определение меццо-стаккато прочно вошло в пианистический мир, ему не понадобилась бы бесконечная шарада дискуссий, постоянные пояснительные метания туда-сюда, философские ночи. с сыром и пино нуар из Патагонии. А во-вторых, потому что артикуляция просто содержит в своем названии слово «staccato». Если бы оно не было связано со стаккато и было ближе к понятию легато (или не-легато в нашем случае), оно не имело бы этого слова стаккато.
Я часто (обычно ни с того ни с сего) задаю своим ученикам следующий вопрос:
«Сколько будет один плюс один?», только для того, чтобы на меня посмотрели, как на сумасшедшего (не то чтобы я нет) и получаю следующий ответ:
«Эм, это… два, сэр», — тихо отвечали они, глядя на меня с недоумением,
, а затем я говорил
«Вы уверены?»
«Эм, да, сэр!», с улыбкой на лице.
Причина, по которой я задаю этот вопрос, состоит в том, чтобы убедить моих студентов в том, что если что-то в жизни хорошо установлено, это не требует регулярной проверки своей достоверности и не имеет спорного статуса. Один плюс один равно двум, и никто в этом мире не может этого отрицать. Принимая во внимание, что если бы я спросил своих студентов: «Что быстро в музыке?» Или «кто лучший пианист в мире?», у них была бы другая история, почему их мнение правильное.
Начинается порицание:
Итак, да, сделайте этот «прыжок веры» и поверьте: меццо-легато — это , а не не-легато; если мы хотим исправить наш соленый суп, мы не добавляем сахар, если вы понимаете мою суть (подождите, что?). Напиток, который не горячий, не означает, что он средне-холодный, понятно? Негорячий означает, что он не обжигает губы, но все же относится к сфере «горячего» — он ни в коем случае не средне-холодный, и вы должны быть особенно осторожны, когда пытаетесь его потреблять. Так.
То же самое со страшным меццо-стаккато. Mezzo в переводе с итальянского означает «половина» — средний, серединный, посреди чего-либо. Staccato означает «отстраненный». Конечно, вы могли бы возразить, что этимологический дух времени каждого слова постоянно меняется, и что мы не должны слишком серьезно относиться к каждому слову и воспринимать его по его номинальной стоимости, per se, тем не менее, меццо-стаккато означает средний СТАККАТО! Хорошо? Среда, что? Среднее стаккато!
S T A C C A T O. ST – AC – CA – TO. СТАККАТО. Да, это мой сайт, и я могу делать все, что захочу. (Извините, кстати).
Хорошо. Теперь, когда мы установили (с помощью моих издевательств), что меццо-стаккато есть и , ни у кого из вас нет возражений (!) 👀,
*женским мягким и неторопливым голосом*
приступим к игре эту артикуляцию на нашем замечательном инструменте.
Внешний вид
Артикуляция представлена пятном и точкой на группе из двух или более нот :
Играть
- В игре на фортепиано меццо-стаккато предполагает использование педали. Мы обращаемся с дрожаниями выше, как если бы они были просто написаны как стаккато, но также с добавлением педали — педаль может быть нажата наполовину, полностью нажата и так далее и тому подобное. Иногда педаль не пишется, а предполагается.
- Ноты меццо-стаккато естественным образом рассматриваются как часть группы, а не как отдельные артикулированные единицы.
- Артикуляция меццо-стаккато часто используется в фортепианных пассажах, где композитору нужно ощущение эфирного звучания в сочетании с ощущением питтер-топота.
Отличие от других коротких артикуляций
Меццо стаккато отличается от стаккато тем, что всегда требует использования педали; в противном случае было бы почти невозможно различить их.
Он отличается от тенуто, потому что не требует, чтобы нота имела полную ценность, и не подталкивает к ощущению нарастания, как в каждой тенутоной ноте.
Опять же, его отличие от нелегато очевидно, поскольку а) пассажи без легато не обязательно требуют использования педали, б) нелегато ближе к понятию легато (как убедительно представлено выше), в) нелегато следует удерживать почти три четверти его полной продолжительности, в отличие от меццо-стаккато, которое следует удерживать до половины его полной продолжительности, и d) потому что нелегато более универсально, поскольку его можно использовать в контексте. в более композиционных обстоятельствах.
В контексте
В «Années de Pèlerinage II» Листа в разделе Piu lento мы встречаемся с этим пассажем, который требует использования педали в каждом такте (à chaque mesure), чтобы облегчить ощущение широты в звук, который мягко подготавливает нас к выдающемуся волнению финала:
В другом произведении Листа, Paysage, из его Двенадцати трансцендентальных этюдов, использование меццо-стаккато достаточно. Вот пример, когда Лист усиливает безмятежность описательности пейзажа в этюде:
В сочинении Бетховена. 111, вскоре после того, как мы знакомимся с бурным Allegro con brio ed Appassionato, Бетховен предпочитает не продолжать единообразие стремительных полукваверов и выбирает дополнительную турбулентность, ударяя по брейкам, повторяя предыдущую фразу с меццо-стаккато. Вот такты 30-31:
Как и во всей фортепианной музыке, все, конечно, зависит от контекста (насколько это удобно, а?), и вы должны проявлять осторожность, пытаясь интерпретировать произведения, которые были установлены в ушах публики и в учениях ученых. И всегда помните: что бы ни говорил сайт, статья или самозваный эксперт (*кашель), ничто не может превзойти учителя фортепиано в классе.
Copyright © 1 октября 2020 г., Никос Коккинис
=========
Поддержите мои работы и получайте новую музыку каждый месяц. Узнать больше>>
Все приведенные выше примеры были выгравированы собственными силами с использованием программного обеспечения для гравировки нот Dorico.
Legato Staccato Игра в имена — GIVE Guide
Цель: это разминка, которая укрепляет изучение имен друг друга и обучает словарному запасу и концепции легато и стаккато.
Легато Стаккато Имя Игра
Легато Стаккато Игра в имена
Назад ко всем занятиям
Предоставлено Т. Скоттом Лилли
Цель
Это разминка, которая подкрепляет изучение имен друг друга и обучает словарному запасу и концепции легато и стаккато.
Направления
- Студенты в кругу.
- Сегодня для разминки мы выучим два термина из итальянского языка музыки. Легато и стаккато.
- Спойте пять нот: «Ля-ля-ля-ля-ля» (до, ре, ми, фа, соль) (до ре ми фа соль). Класс спойте что со мной – Ла-Ла-Ла-Ла-Ла.Хорошо!
- Повторяйте за мной «Легато» «Плавно и связно» (говорите и двигайтесь легато, когда произносите это) «Хорошо. Теперь, если бы я хотел спеть наши пять нот Legato, это звучало бы как , (Спойте плавно и связно, как будто вы вставляете ноты друг в друга вверх). Попробуйте… Хорошо.
- Повторяй за мной «Стаккато» «Диез и несвязно» (произнеси это стаккато.) Теперь наши те же пять нот будут звучать так: Ля-Ля-Ла-Ла-Ла (делай стаккато, очень коротко с пробел между ними) Спой это…… Хорошо
- ПОВТОРИТЕ это несколько раз, исполняя пять нот – легато и стаккато вместе.
- ТЕПЕРЬ мы сыграем в игру Staccato Legato Name Game. Мы будем ходить по кругу, произнося свое имя Staccato или Legato, решать вам, но вам следует сделать четкий выбор. Мы все повторим, как вы это сказали, а затем решим, было ли это стаккато или легато. Вы также можете добавить к нему жест или движение, если хотите.
- МОДЕЛЬ Произносить свое имя и двигаться в стиле легато и стаккато.
- Обойдите круг и предложите учащимся назвать свои имена легато и стаккато. Весь класс говорит после того, как они уходят, было ли это легато или стаккато.
- Если позволяет время, вы можете дважды пройти по кругу и попросить учащихся сделать другой путь, чем они выбрали в первый раз.
Переход к действию
Вступительное действие. «Круг вверх», как обычно.
Переход из занятия
Предложите учащимся снова сесть за свои парты или столы в стиле легато. Обратите внимание, кто делает это исключительно хорошо.
Классная комната
Идеально подходит круг. Вы можете сделать это за их партами или рабочими местами, но для этого потребуется способ выбрать следующего ученика. Идите по строкам, таблицам и т.