Композиция в фотографии
Поговорим о снимках, которые можно отнести к произведениям искусства. Сюжеты на всех подобных фотографиях обычно разные, люди могут присутствовать, а может быть в кадре только природа или здания, но все эти снимки объединяет одно – правильная композиция.
Многие люди сначала начинают фотографировать, а позже у некоторых появляется желание разобраться, почему не все фотографии вызывают эмоции у людей. Думаю, что вы можете сами вспомнить снимки, которые заставили вас обратить на себя внимание.
Мы не имеем в виду, когда вы с удовольствием рассматриваете фотографии, на которых изображены ваши родственники или знакомые. Мы говорим о снимках, которые можно отнести к произведениям искусства. Сюжеты на всех подобных фотографиях обычно разные, люди могут присутствовать, а может быть в кадре только природа или здания, но все эти снимки объединяет одно — правильная композиция.
Композиция в фотографии — это гармоничное размещение всех элементов изображения на снимке.
Какая-то часть снимающих использует законы композиции при построении кадра интуитивно. Если людям объяснить, что они воспользовались правилом золотого сечения или использовали эффект линейной перспективы, то они будут искренне удивлены. Ведь им просто понравился вид или они хотели сделать красивую фотографию своего ребенка.
Одно из главных правил построения кадра — на снимке всегда должен быть сюжетный центр. Если на фотографии будет два человека, то они оба будут сюжетным центром, даже если будут находиться в разных частях снимка. Когда мы снимаем портрет, то сюжетным центром будут глаза или лицо, если портрет в полный рост.
Если сюжетный центр разделен, то его части обязательно должны взаимодействовать между собой на смысловом уровне, они могут противопоставляться, сравниваться или следовать друг за другом.
В кадре не должно быть деталей, которые могут конкурировать с сюжетным центром. Пример такого неудачного снимка, это когда вы снимали своих родственников, а в кадре оказалась эффектная блондинка и взгляд постоянно переходит на нее.Возьмите для себя за правило не засорять снимок лишними деталями. Объект съемки должен занимать основную площадь кадра. Вы можете посмотреть фотоснимки, которые сделали раньше и найти сюжетный центр. А если вы откроете файл в фоторедакторе, то можете попробовать улучшить снимок за счет кадрирования. Посмотрите, как меняется фотография, если сюжетный центр расположить в разных местах.
Так мы подошли еще к одному правилу построения кадра.
Это правило золотого сечения, его упрощенный вариант называют правилом третей. Чтобы понять, о чем идет речь, вам нужно представить прямоугольный кадр и мысленно провести две вертикальные и две горизонтальные линии так, чтобы они поделили прямоугольник на девять равных частей. Если следовать правилу «золотого сечения», то отрезок от края кадра до линии должен относиться к отрезку между линиями как восемь к трем. Проще говоря, если первый отрезок будет восемь сантиметров, то второй должен быть три сантиметра. Во многих фотоаппаратах на просмотровом экране эти линии уже присутствуют или их можно включить.
В местах пересечения линий образуются четыре точки, которые притягивают взгляд. Когда человек рассматривает изображение, то обычно его взгляд скользит от левой верхней точки к правой верхней и опускается к правой нижней. Фотографы и художники в этих местах и стараются расположить важные детали сюжета. Вы можете посмотреть картины великих художников и на большинстве вы увидите, что композиция построена по правилам третей.
Приемы практического использования правила третей:
- Портрет получится более выразительным, если глаза человека будут в районе левой верхней точки пересечения;
- Делая ростовой портрет, человека лучше сместить влево или вправо от центра, лицо желательно расположить в точке пересечения;
- Во время репортажной съемки следите, в какую сторону движется или смотрит человек, чтобы оставить свободное пространство по ходу движения или направлению взгляда;
- При пейзажной съемке располагайте линию горизонта ближе к нижнему краю снимка, если хотите задержать взгляд зрителя на небе, или ближе к верхней, если хотите уделить больше внимания земле или воде.
Ваши фотографии станут лучше и осмысленнее, если вы доведете использование этих двух приемов построения кадра до автоматизма. Но ваши снимки обретут особую выразительность, если вы научитесь пользоваться и другими приемами при построении композиции.
Линейная перспектива — впечатление от фотографии усиливается, если основные линии сходятся в одной точке. Этот прием позволяет сделать ваш снимок объемным, в нем как бы появляется третье измерение. Этот прием часто используют при съемке городских или индустриальных пейзажей.
Правило диагоналей — эффект от чередующихся объектов в кадре усилится, если вы их расположите вдоль одной из диагоналей. Фотографы знают, что восходящая композиция строится вдоль диагонали из левого нижнего угла в правый верхний. Если вы хотите передать на снимке спокойствие и умиротворение, то тогда сюжет лучше выстроить так: объекты вдоль нисходящей диагонали, из левого верхнего угла в правый нижний.
Правило равновесия — для создания гармонии в кадре важно достичь равновесия. Каждый элемент должен быть уравновешен подобным элементом. У яркого крупного цветового или светового пятна должна быть пара. Если вы снимаете женщину в красном платье, то в кадре обязательно должен быть еще один элемент красного цвета. Кстати, принцип равновесия женщины используют при подборе аксессуаров и обуви к одежде. Также равновесие в снимке можно создать за счет симметрии, правда, это не всегда работает в пейзажной съемке.
Привыкнув пользоваться основными правилами построения кадра, вы скоро обратите внимание на то, что многие классные фотографии созданы не по этим правилам, а вопреки им. Ну, как вы знаете, правила для того и создаются, чтобы их нарушать. Когда вы освоитесь в фотографическом мире, то поймете, когда следовать правилам, а когда создавать шедевр против всех правил.
Несколько советов для начинающих фотографов:
- Во время съемки камера должна находиться на одном уровне с объектом и фокальная плоскость должна быть параллельна объекту. Это позволит избежать перспективных искажений и нарушения пропорций;
- Снимаемый объект не должен сливаться с фоном. Также фон не должен быть пестрым со множеством мелких деталей;
- Старайтесь чтобы во время съемки на улице солнце находилось у вас за спиной;
- Людей лучше снимать до десяти утра и после трех часов дня, чтобы избежать глубоких теней под глазами и жесткого дневного освещения.
Фотография с нуля • Урок №6. Основы композиции
В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.
Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.
Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.
Сюжетный центр и равновесие
У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.
В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.
Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.
Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.
Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.
Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).
При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием «Золотого сечения». Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.
$IMAGE8-left$Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.
Равновесие на снимке — для чего оно?]
Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.
Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.
Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.
Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.
Можно применить один из удивительнейших приемов композиции — развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.
Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.
Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.
СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.
Важный элемент — задний план. Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.
Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).
Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.
Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.
Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.
Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.
Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.
Композиционные ошибки начинающих фотографов
Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.
Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.
Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.
Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.
Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.
В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.
Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать — тем более. Расположение по центру кадра — пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.
Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок…) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.
Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона — «Очень одинокий красный петух».
Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов — фотомусора, зачем они нужны — непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.
Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.
Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.
Практическое задание.
1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.
2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.
3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?
Фото №1
Фото №2
Фото №3
И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой.
Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.
В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее?
Композиция в фотографии | Фотография для начинающих
Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Можно сказать, что композиция это соотношение и взаиморасположение частей.
О композиции как фотографии, так и вообще написано великое множество книг и учебников. Безусловно есть очевидные вещи, но есть и спорные. Можно без сомнений сказать, что без знаний основных композиционных приемов сделать приличную фотографию просто невозможно. Чувство композиции врожденное, как музыкальный слух. Как и слух его можно развить. Но если этого чувства нет, то скорее всего Вам придется смириться с мыслью, что в фотографии будете только посредственным ремесленником. Ниже я опишу основные составляющие композиционного решения снимка.
Для передачи пространства на снимке необходимо знать и использовать закономерности линейной и тональной перспективы.
Линейная перспектива
Линейная перспектива: параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, предметы и объекты имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше чем дальше они от нас находятся.
Линейная перспектива снимка, прежде всего, зависит от выбора точки съемки. Это высота на которой установлена камера, расстояние до объекта и направление съемки. По мимо этого на передачу перспективы оказывает влияние фокусное расстояние объектива. Помните широкоугольный объектив растягивает перспективу, а длиннофокусный — сжимает.
Линейная перспектива и ритм повторяющихся объектов служат дополнение друг к другу:
Тональная перспектива
Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.
Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом
Ракурс съемки
Немаловажно для передачи пространства на фотографии является наличие разных планов объектов съемки. Большинство снимков можно разделить на три плана: передний, средний и задний. Одноплановые сюжеты почти всегда лишены объема пространства. Более темный передний план подчеркнет глубину пространства на фотографии.
Например, при съемке в туманную погоду, когда отсутствует прямой не рассеянный свет, который помог бы выявить объем, наличие переднего или нескольких планов создаст глубину на снимке.
Часто разделить планы помогает открытая диафрагма, то есть маленькая глубина резкости. Этот прием будет более выражен, если Вы воспользуетесь длиннофокусным объективом.
Точка съемки
При съемке очень важен выбор точки съемки. Если предположить, что свет падает на предмет съемки, то при разных поворотах объект окажется или более узнаваемым, или будет выявлена его фактура. Фактически точка съемки определяет предмет и его свойства.
Акцент в фотографии
Акцент – это способ сосредоточить внимание зрителя на главном объекте или важной детали при помощи его расположения в кадре, за счет цветового или тонального акцента. В сочетании с другими правилами композиции этот прием дополнительно усиливает эмоциональное воздействие. Эти способы часто применяются в рекламной фотографии.
Суть черно-белых фотографий
Черно-белые фотографии имеют удивительную внутреннюю силу, которой очень часто нет у цветных. Притягательность черно-белых снимков в том, что они отходят от воспроизведения реальности дальше, чем цветные. Мир в черно0белых тонах непривычен глазам человека и отображается уже в некоем символическом виде.
Тем не менее, большинство людей делают цветные фотографии. Это связано с человеческим восприятием мира и изображений. Проще смотреть на цветное изображение, чем додумывать, как определенный цвет переходит в серый оттенок. Массовое появление цветных минилабораторий привело к тому, что большинство снимающих разучились снимать на черно-белую пленку, или никогда этого не делали из-за трудоемкости проявки и печати в домашних условиях.
С появлением цифровых технологий популярность так и осталась за цветной фотографией. Но и по сей день есть фотографы, которые не только снимают в чб, но и делают это по старинке аналоговым способом.
Правила построения композиции
Выделим несколько правил, которые не имеют исключений:
— Каждая фотография должна иметь сюжетный центр;
— Сюжетный центр должен быть один.
Итак, сюжетный центр — главная часть изображения, она несет основную смысловую нагрузку. Сюжетный центр может располагаться в одном месте более или менее компактно. На пример на портрете во весь рост сюжетным центром является лицо человека, на крупно-плановом портрете центром будут глаза.
Еще сюжетный центр можно разделить на несколько частей, расположенных в разных местах снимка. Важно что бы эти части имели смысловое взаимодействие — противопоставление, сравнение или перечисление.
Композиционный центр
Показываем ссору на снимке. Скамейка через весь кадр, двое сидят по разные стороны, ближе к краям скамьи, отвернувшись друг от друга (смотрят в разные стороны). Сюжетным центром выступят две фигуры, Он и Она. Они являются одним центром, но при этом разнесены по разные стороны кадра.
Красивое отражение в воде. Здание в весеннем парке. Сюжетный центр будет основан на красивом отражении объектов. Ведь и сам объект и его отражение будут одним сюжетным центром, хотя между ними нет геометрического объединения.
Сюжетный центр может занять всю площадь кадра, любой одноплановый снимок с ритмическими повторами. Представьте березовую рощу, снимок заполнен параллельными стволами деревьев.
Взгляните еще раз на свои снимки, особенно ранние, и попробуйте отыскать сюжетный центр. Есть вероятность, что Вы его там не будет. Это будет лучшим объяснением, почему снимок не удался. По этому Вам и казалось, что с кадром, что то не так.
Помните, что сюжетный центр должен быть один, и конкурентов у него не должно быть. Все объекты композиции, претендующие на роль сюжетного центра, будут лишними в кадре. Они будут отвлекать зрителя от того что вы хотели показать. Такие снимки можно разрезать по полам и получить две фотографии со своими сюжетными центрами.
Важно не засорять изображение. Оно должно быть лаконичным. Множество случайных деталей, пагубно влияют на раскрытие основного сюжета. При этом эти детали, могут не мешать сюжетному центру, но поверьте, они будут мешать, будут отвлекать внимание зрителя и могут не дать ему сосредоточится на главном.
Различные технические средства помогают нам избавиться от лишних деталей в кадре. Например при помощи длиннофокусного объектива или открытой диафрагмы мы можем размыть фон, смазав при этом детали которые помешают восприятию снимка. Использование широкоугольного объектива позволит заполнить кадр основным объектом, то есть занять большую часть плоскости изображения. В этом случае мелкие детали заднего плана будут изображены очень мелко.
Равновесие в фотографии
Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет наставлений и рекомендаций, которые расскажут Вам все раз и навсегда. В основном придется опираться на врожденное чувство композиции. Но некоторые знания все, же пригодятся.
— В каждом кадре, нужно соблюдать два типа равновесия. Первое – это равновесие по пятнам. Для анализа изображения этим методом, просто расфокусируйте его. На изображении (оно будет лишено содержания), Вы получите множество пятен разной яркости, при этом они должны быть уравновешены. Второе – это равновесие по смысловым частицам фотографии. Не забывайте учитывать направление взглядов и движения снимаемых объектов, расположение линейных частиц кадра и соотношение площадей объектов.
— Мы ходим по земле, а не парим в невесомости, все объекты на чем-то лежат, стоят и пр. Для нашего восприятия, изображаемые люди и объекты стоящие или лежащие на какой то поверхности, являются нормой. Если человек изображен во весь рост, обрезать границей кадра ботинки, будет не допустимо. Нельзя подвешивать здания в воздухе если оно не помещается в кадр.
— Нужно очень осторожно относиться к изображению вертикалей и горизонталей в кадре. Они режут композицию, особенно если такой элемент пересекает кадр от края до края. В силу своей естественности, линия горизонта в этом плане не так опасна, но не стоит размещать ее посередине снимка, ее лучше сместить вниз или вверх. Вообще изображения линии горизонта следует избегать, замещая ее деталями или плавными переходами цветов и текстур.
Для каждого из выше перечисленных советов есть исключения, но использовать их можно только сознательно и с твердой целью достижения творческого замысла. Правила же нужно запомнить и довести их использование до автоматизма.
Кадрирование изображения
Кадрирование изображение или обрезание лишних частей кадра – это процесс, целью получить безупречное или наиболее выигрышное композиционное решение. Кадрирования сопровождает нас практически на всех этапах создания снимка. Главная ошибка начинающих заключается во включении в кадр только сюжетного центра или наоборот, когда в кадре размещают максимальное количество деталей. Конечно нужно стремиться полностью заполнить кадр, но не переусердствуйте и не засоряйте снимок.
Правило золотого сечения в фотографии
Одним из базовых понятий композиции является так называемое золотое сечение, открытое еще в Древней Греции. Золотое сечение — это метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а Численно это выражается отношением 5 к 8 (более точно 8/13 или 13/21).
Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части.
Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.
Что такое композиция в фотографии?
Это глава 2 нашего учебного пособия, состоящего из нескольких частей, Композиция в фотографии , в котором вы узнаете, как максимально эффектно скомпоновать фотографии. В этой части руководства я дам определение композиции и объясню, почему это такой мощный инструмент для получения более качественных фотографий.
NIKON D800E + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 100, 1/640, f/3,5Содержание
Определение композиции
Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы принимаете осознанные решения о том, какие элементы включить или исключить. Вы также решаете, как расположить объекты в кадре. Итак, что такое композиция? Это просто расположение элементов на вашей фотографии.
Я знаю, что многие люди имеют более сложные определения композиции, но меня поражает, что они только еще больше запутывают. В конце концов, все, что вы слышите о композиции, сводится к расположению элементов на вашей фотографии и тому, как это расположение делает фотографию успешной или неудачной.
Конечно, запечатлеть хорошую композицию далеко не просто. Но это еще одна причина, чтобы все было просто, когда это возможно. Если вы не знаете, с чего начать при создании фотографии, вернитесь к основам. На вашей фотографии есть вещи; ваша работа состоит в том, чтобы организовать их.
NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 100, 1/1600, f/1,4Самый сильный способ видеть
Следующий вопрос как эффективно расположить элементы на фотографии. расположите их таким образом, чтобы выявить смысл.
Например, представьте себе следующую фотографию: Тень — это линия, ведущая к вазе с цветами; ваза того же цвета, что и настенные часы; стрелки часов указывают на тень.
Разве это не похоже на преднамеренное фото? Всего двумя инструментами — линиями и цветами — фотографу в этом гипотетическом случае удалось связать воедино разные объекты и придать им больше смысла.
Одна из моих любимых цитат о фотографии: хорошая композиция — «лучший способ видения». Кто это сказал? Никто иной, как Эдвард Уэстон, один из лучших фотографов всех времен и мастер композиции.
Эмоции
Применить на практике «самый сильный способ видения» непросто, но я считаю, что все сводится к эмоциям. Подумайте об этом так: ваша композиция должна дополнять ваш предмет. Если вы фотографируете интенсивную апокалиптическую грозовую тучу над головой, не стесняйтесь устраивать интенсивную апокалиптическую композицию! Получите их эмоции на той же странице.
Если вы не знаете, как запечатлеть насыщенную композицию, не волнуйтесь. Во-первых, это руководство на 90% отвечает именно на этот вопрос. А во-вторых, все на удивление интуитивно понятно. В этом конкретном примере со штормом интенсивная композиция может быть такой, в которой горизонт находится вдоль нижнего края фотографии, а небо заполнено резкими, драматичными линиями и тому подобными вещами. Вы можете зайти так далеко, чтобы повысить контрастность при постобработке, чтобы сделать эффект еще сильнее.
В конечном счете, я считаю полезным иметь в голове одни и те же два вопроса, когда я делаю снимок: «Какие эмоции испускают мои объекты? И как мне организовать свою композицию, чтобы она вызывала те же самые эмоции?»
NIKON D7000 + 24 мм f/1,4 @ 24 мм, ISO 360, 1/50, f/1,4Структура
Ваша композиция также определяет путь взгляда зрителя по фотографии. Даже если вы не можете знать точный путь, по которому пойдет взгляд зрителя, вы можете подтолкнуть вещи так или иначе.
Хотите, чтобы ваш зритель обратил больше внимания на горы на заднем плане изображения? Ищите линии на переднем плане или небе, которые указывают на них. Или подождите, пока свет на закате не осветит горные вершины ярким цветом. Делайте все возможное, чтобы горы привлекли внимание зрителей.
Мне всегда было интересно, как наши глаза бессознательно скользят по фотографии. Например, мы интуитивно следуем по траектории линий на изображении, особенно по прямым линиям. Более того, мы тратим много времени на просмотр объектов и переходим от одного важного объекта на фотографии к другому. («Важным объектом на фотографии» может быть что-то вроде лица человека или области с высокой резкостью и контрастом.)
Я не придумываю эти идеи на пустом месте. Взгляните на это подробное исследование, в котором отслеживалось, как глаза людей скользили по различным произведениям классического искусства, и даже сравнивалось, как двигались их глаза после перестановки одного или двух элементов. Если вы найдёте время, чтобы кликнуть по этому исследованию, вы увидите кое-что, что я нахожу особенно интересным: даже небольшая перестановка почти всегда имела каскадный эффект. Например, вырезание темного левого края картины Рембрандта привело к тому, что люди стали больше смотреть на стену на заднем плане с противоположной стороны картины.
Это сила композиции. Изменяя расположение некоторых элементов здесь и там, вы меняете всю структуру фотографии — и, следовательно, то, как взгляд зрителя движется по изображению.
NIKON D7000 + 17-55 мм f/2,8 @ 55 мм, ISO 640, 1/10, f/2,8 . И нет, я не говорю о перемещении вашего объекта в Photoshop постфактум. Я даже не говорю о перемещении вещей в студии, где у вас есть полный контроль над вашей фотографией.Вместо этого в любое время, когда вы делаете снимок, простое изменение положения камеры и фокусного расстояния может оказать огромное влияние на получаемую композицию. Хотите дерево больше горы? Сделанный. Просто подойдите поближе и используйте широкоугольный объектив.
NIKON D800E + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/4, f/16,0Широкоугольный, стоя вблизи.
Хотите внушительную гору и дерево поменьше? Это так же просто. Отойдите и используйте телеобъектив.
NIKON D800E + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 0,6 секунды, f/16,0Телефото, стоит подальше. (Это то же самое дерево.)
Очень часто я вижу, как фотографы устанавливают штатив на уровне глаз и вообще не двигают его. Они сделают 100% своей композиции, ослабив шаровую головку на штативе, направив камеру вокруг, а затем зафиксировав шаровую головку, когда они будут удовлетворены.
Не скажу, что этот метод обречен на плохие фотографии, но он упускает огромную часть композиции! Если ваш штатив останется на том же месте, вы не сможете изменить относительные размеры или относительное положение объектов, которые вы снимаете. Это много творческих инструментов на ветер.
Итак, пока вы читаете оставшуюся часть этого руководства, я рекомендую время от времени напоминать себе кое о чем: у вас есть исключительный контроль над композицией фотографии… и, следовательно, над эмоциями на фотографии. Используйте
Следующие шаги
Теперь, когда вы имеете представление о том, что такое композиция и почему она так эффективна, пришло время взглянуть на имеющиеся в вашем распоряжении конкретные инструменты, которые помогут создавать более качественные фотографии. Итак, нажмите ниже, чтобы перейти к Глава 3: Элементы композиции .
Перейдите к Главе 3: Элементы композиции
5 основных композиционных правил в фотографии
Композиционные правила
Как начинающий фотограф, вы наверняка смотрите на изображения, сделанные другими фотографами, людьми, чьими работами вы восхищаетесь. Среди многих вещей, которые вы, несомненно, заметили, вы могли также заметить, что композиции этих фотографов каким-то образом намного привлекательнее.
Вы когда-нибудь задумывались, в чем разница между обычной фотографией и выдающейся фотографией? Как узнать, работает ли фотография? Что делает фотографию выдающейся? Это обстановка (или окружающая среда), глубина резкости, объект, освещение (будь то окружающее или искусственное), баланс, использование линий, использование пространства, использование цвета или контраста?
Фотография – это общение между фотографом и зрителем. Все дело в том, что фотограф рассказывает свою историю через изображение. Так что же нужно для отличного изображения? Ответ может быть довольно субъективным. Большинство из нас согласится с тем, что великолепная картина затрагивает струну внутри нас. Это вызывает сильный эмоциональный отклик у зрителя. Но есть и некоторые осязаемые элементы хорошей фотографии.
Содержание
- Правила композиции
- Правило №1: Направляющие линии
- Правило №2: Правило третей
- Правило №3: Негативное пространство
- Правило №4: Линия горизонта
- Правило №5: Симметрия и узоры количество времени и энергии, чтобы развить необходимые навыки для создания отличных изображений. Также требуется хорошее понимание композиционных правил фотографии.
Посмотрите наше эксклюзивное видео о правилах композиции в фотографии:
Да, в фотографии есть правила. Но не унывайте; они не предназначены для наложения на ваше творчество. Скорее, вы можете рассматривать их как руководства, содержательные проверенные и проверенные рекомендации, которые работали до сих пор. Как только вы освоите эти правила, вы сможете выйти за их пределы и нарушить их, когда это необходимо, для создания еще более привлекательных изображений.
Правило №1: Направляющие линии
Into the Mist 2 by Jayt74Направляющие линии используются фотографами по-разному для компоновки изображений. Однако наиболее распространенное использование направляющих линий заключается в том, что они привлекают внимание пользователя к основному объекту изображения. Однако иногда направляющие линии используются для того, чтобы привлечь внимание зрителя глубже в изображение. Это остается одним из верных способов захватывать привлекающие внимание изображения, позволяя глазам следовать по линии и блуждать по изображению.
Правило № 2: Правило третей
Фонарик [3] Рика ХаррисаВероятно, наиболее обсуждаемым и, следовательно, избитым правилом в фотографии является правило третей. При использовании видоискателя камеры/ЖК-дисплея вы могли случайно наткнуться на линию сетки, состоящую из девяти квадратных прямоугольников, расположенных в три ряда. Если вы выключили его, не понимая, что это такое, вы лишили себя одного из лучших способов правильно сочинять, используя правило третей. Размещение наиболее важного аспекта изображения в одной из точек пересечения делает изображение более привлекательным для человеческого глаза.
Проще говоря, делят видоискатель на трети по вертикали и горизонтали. Четыре точки пересечения — это то место, куда вам нужно поместить объект.
Правило №3: Негативное пространство
Я один | ИсследованоНегативное пространство заключается в том, чтобы оставить много места на изображении, чтобы главный объект занимал небольшую его часть. Сколько места оставить, зависит от вас и окончательного вида изображения. Одно из применений негативного пространства — коммерческая и стоковая фотография. Негативное пространство позволяет редактору размещать контент и теги. Однако это всего лишь коммерческая атрибуция. Конечно, использование этого правила больше связано с композиционной ценностью.
Правило № 4: Линия горизонта
Туманная дорога – HDR Николаса РэймондаЛиния горизонта не обязательно должна проходить прямо посередине кадра. Я знаю, что это выглядит правильно, но тогда это не обязательно полезно. Линия горизонта должна проходить либо на 2/3 вниз, либо вверх, в зависимости от того, что более интересно: небо или передний план.
Правило № 5: Симметрия и узоры
Симметрия тесно связана с красотой и представляет собой точное соответствие формы на противоположных сторонах разделительной линии. Идеальная симметрия всегда привлекает внимание. Попробуйте включить в свои изображения что-нибудь симметричное, и качество ваших композиций повысится автоматически.
Наши глаза подвергались воздействию симметрии или динамической симметрии с момента нашего рождения, и теперь наш разум требует ее и приучен к ней. Так что это правило нельзя игнорировать. Если вам представили сцену с симметрией, вы не должны игнорировать ее. Вы должны сделать все возможное, чтобы точно скомпоновать эту фотографию, чтобы подчеркнуть и сбалансировать сцену. Если вы проигнорируете кажущуюся симметрию, вы создадите несбалансированную картинку, неудобную для человеческого глаза.
Шаблоны — это еще один аспект, который придает определенный интерес вашим изображениям, особенно когда шаблон нарушен.
Категории: Новичок, Композиция
Теги: композиция, направляющие линии, отрицательное пространство, правило третей, симметрия
Руководство для начинающих по композиции фотографии | Александр Ригли | Секреты фотографии
Композиция — это место, где все самое интересное и креативное происходит в нашем фотоприключении.
Здесь происходит все волшебство!Мы освоили основы фотографии, познакомились с настройками камеры и треугольником экспозиции, покрутили несколько дисков и привыкли снимать изображения в формате RAW в ручном режиме.
Но нам все еще не хватает жизненно важного ингредиента в нашей фотографии. Наши фотографии выглядят не так убедительно, как те, которыми мы восхищались в Интернете или в галереях, и все это благодаря свету и композиции.
Композиция — один из самых важных аспектов фотографии, пытаетесь ли вы освоить пейзажную фотографию или начать бизнес в области свадебной фотографии.
Композиция — это то, что мы собираемся рассказать здесь, и это то, где все самое интересное и креативное происходит в нашем приключении с фотографией. Здесь мы можем выделиться из толпы и действительно привнести в наши образы ощущение индивидуальности. Здесь происходит все волшебство!
Состав
существительное
- Характер ингредиентов или составляющих чего-либо; способ, которым составлено целое или смесь.
Словарное определение композиции в значительной степени подводит итог и в отношении композиции фотографии. Композиция изображения — это просто то, как все отдельные объекты в нашем кадре объединяются, чтобы сформировать финальное изображение. Мы можем изменить нашу композицию, двигаясь, увеличивая или уменьшая масштаб, меняя линзы или даже просто приседая.
Композиционные возможности практически безграничны, и даже малейшее изменение может существенно изменить готовую фотографию. Как только вы освоитесь, вы начнете рассматривать каждую сцену как потенциальную композиционную золотую жилу.
Это творческая сторона фотографии. кроличья нора бесконечных возможностей. Вот пять быстрых советов, которые помогут вам начать думать о композиции:
Обратите внимание, как взгляд перемещается по этому изображению — вдоль скал и разбивающихся волн на дне и вверх к замку, прежде чем вернуться обратно.Это первое, о чем вы должны подумать, прежде чем делать какую-либо фотографию. Как зритель отреагирует на эту сцену? Сверху вниз, слева направо, как будет перемещаться взгляд человека по вашей фотографии?
Нам нужно, чтобы взгляд обтекал фотографию и в идеале оставался в пределах кадра. Если взгляд зрителя уходит за пределы кадра, значит, мы потеряли его внимание для всех интенсивных целей. Мы можем использовать ряд методов, чтобы попытаться удержать внимание зрителя, но это первый вопрос, который нужно задать себе, прежде чем делать снимок.
Следует отметить один важный аспект — отвлекающие факторы. Есть ли какие-либо отвлекающие факторы, которые отвлекают от вашего основного предмета (ов)? Если да, подумайте о том, как убрать их с изображения.
Обратите внимание, как основные фокусные точки на этой фотографии расположены на пересечениях линий сетки или рядом с ними.Ни один композиционный список не будет полным без упоминания правила третей. Это почти так же укоренилось в фотографии, как и все остальное, и хотя это определенно не то, что нужно соблюдать на 100%, это идеальная основа для начала.
По сути, вы должны изобразить свой кадр, разделенный на девять равных прямоугольников, чтобы на нем была наложенная сетка. Наиболее важные аспекты вашего изображения должны быть размещены на пересечении этих линий сетки, при этом любые линии на вашем изображении также должны следовать линиям сетки.
См., например, изображение выше. Основным материалом переднего плана являются эти огромные валуны неправильной формы, расположенные на перекрестке в правом нижнем углу. Горизонт проходит вдоль верхней трети линий сетки, а восходящее солнце и окутанная туманом долина занимают важное место вокруг верхнего левого пересечения и создают более сбалансированную фотографию.
Теоретически это создает более сбалансированную фотографию и позволяет взгляду зрителя перемещаться более естественно. Есть много исследований, показывающих, что глаза людей склонны сначала направляться к одной из этих точек пересечения, а не к мертвой точке. Вот почему семейные фотографии тети Беатрис выглядят такими унылыми — потому что она помещает всех прямо в центр кадра!
Должен подчеркнуть, и я упомяну об этом позже, что это не правило, которому нужно следовать все время. Это просто лучший способ начать думать о композиции, и он работает в случаях из раз. Однако, если вы используете его в каждом из ваших изображений, они начинают становиться немного стерильными и предсказуемыми, а это никому не нужно!
Сразу за кадром на этой фотографии виден неприглядный телеграфный столб, и если бы я немного уменьшил масштаб, то в правом верхнем углу был бы крошечный уголок яркого неба. Тщательное масштабирование позволило мне устранить эти отвлекающие факторы.Это фантастическая терминология, которую я однажды услышал от одного из ведущих фотографов-пейзажистов Великобритании, и она застряла во мне по сей день. Предпосылка настолько проста, насколько это возможно: скользите глазами по краям кадра на каждой фотографии и следите за тем, чтобы из-за краев не вторгались нежелательные объекты.
Имеются в виду любые заблудшие ветки деревьев, неприглядно выглядящая половина скалы или плавающая бестелесная рука. Эти захватчики становятся нежелательными отвлекающими факторами, а поскольку они находятся так близко к краю вашей фотографии, они неизбежно приводят к тому, что взгляд зрителя покидает кадр. И помните Правило 1 — Мы не хотим, чтобы это произошло!
Направляющие линии можно использовать во всех видах фотографии для создания дополнительного ощущения глубины.Это еще одно очень традиционное правило композиции, которое очень тесно связано с Правилом 1. Мы хотим искать линии в нашем изображении, которые привлекают взгляд зрителя к сцене, а не от нее.
Это могут быть физические линии, такие как заборы или стены, или более метафорические линии, такие как тени, или даже рука, указывающая на изображение. Многие предметы можно использовать для направляющих линий, и они действительно могут придать фотографии ощущение глубины.
На самом деле это одна из наших главных задач как фотографов. Мы пытаемся изобразить трехмерную сцену с помощью двухмерной фотографии, поэтому все, что мы можем использовать для усиления ощущения глубины, очень полезно.
Возьмем, к примеру, изображение выше. Каменные скамейки на переднем плане изгибаются и уводят взгляд в сцену, указывая на задний план с башнями. Все это работало в сочетании с правилом третей и в этом случае.
Три камня работают намного лучше, чем четыре в этой сцене, и из-за этого я пробирался вброд, пока не оказался по колено в озере, чтобы исключить еще один камень из моей композиции.Исследования показали, и я на самом деле понятия не имею почему, что люди предпочитают нечетные числа четным, когда смотрят на что-то. По какой-то причине люди чувствуют себя более непринужденно, глядя на фотографии с нечетным количеством объектов, так что это то, что мы можем использовать для дальнейшего улучшения композиции нашей фотографии.
Очевидно, что есть области, где это просто не работает, например, свадебные фотографии. Тем не менее, этот принцип можно использовать во многих других сценах, например, включение всего трех деревьев вместо четырех или получение откровенного группового снимка из пяти человек вместо шести.
Это может показаться не таким уж большим изменением, но я гарантирую, что теперь, когда я вложу его в ваш мозг, вы начнете замечать его повсюду!
Объект находится в центре, горизонт находится в центре, у глаза не так много возможностей для движения в пределах сцены.