Разное

Классификация фотоаппаратов – 2.4.3. Классификация и характеристика фотоаппаратов

Содержание

Фотоаппаратов классификация — База знаний Zen Designer

Классификация фотоаппаратов производится по назначению, по формату и по виду применяемых в них фотоматериалов.

Классификация фотоаппаратов по назначению выделяет две группы: общего назначения и специальные.

Первая, более многочисленная группа объединяет фотоаппараты, предназначенные для широкого круга фотосъемок, встречающихся в практике фотолюбителей и фоторепортеров. В литературе встречаются попытки разделить эту группу на две: любительские и репортерские. Такое подразделение весьма условно, поскольку многие из фотоаппаратов широко применяются и в любительской и в репортерской практике.

Вторая группа включает в себя аппараты специального назначения. Сюда входят стереоскопические, панорамные, павильонные, или портретные, аппараты и аппараты для быстрого получения снимков. Аэрофотосъемочные, астрографические, микрофотографические, репродукционные и иные узкоспециальные устройства мы обойдем стороной.

Под форматом фотоаппаратов имеются в виду размеры получаемых с его помощью негативов.

По виду применяемых фотоматериалов классификация фотоаппаратов выделяет четыре группы: кинопленочные, пленочные, пластиночные и цифровые.

Исключение составляют фотоаппараты для быстрого получения снимков, для которых фотоматериалом служат специальные комплекты из негативной и позитивной бумаги, а также карманные фотоаппараты.

Кинопленочные фотоаппараты

Кинопленочные фотоаппараты рассчитаны на применение нормальной 35-миллиметровой перфорированной кинопленки, дают негативы размером не более 24Х36 мм. Все они относятся к группе малоформатных. Существует множество конструкций кинопленочных аппаратов. В подавляющем большинстве случаев они отлично оснащены и представляют собой приборы высшего класса точности.

Оснащаются обычно быстродействующим шторно-щелевыми затворами, отличаются портативностью и многозарядностью. Кассеты вмещают отрезок кинопленки длиной 1,6 м, на котором умещается 36 снимков формата 24Х36 мм.

Многие кинопленочные аппараты снабжены точно действующими оптическими дальномерами и допускают смену объективов. Они портативны, совершенно не обременительны и при наличии дополнительных принадлежностей вполне универсальны. Являются превосходной техникой для любителей и профессионалов.

Пленочные фотоаппараты

Пленочными, или широкопленочными, называются аппараты, рассчитанные на применение так называемой катушечной, или роликовой пленки. Они допускают перезарядку на свету, причем не требуют применения кассеты. Последнюю заменяет особая упаковка катушечной пленки. Кроме того, фотопленка легче стеклянных пластинок и занимает меньше места. Конструктивное разнообразие пленочных аппаратов достаточно велико.

Для наводки на резкость более простые пленочные аппараты снабжены шкалой расстояний, а более совершенные — оптическими дальномерами.

Затворы почти всегда центральные, видоискатели — различных конструкций. Наиболее распространенные форматы — 6 Х 6 и 6 Х 9 см. За редким исключением не допускают применения сменных объективов.

Пластиночные фотоаппараты

Служат для съемки на фотопластинках или плоских пленках и изготовляются форматом 6,5 х 9 см и больше. Форматы 6,5 х 9 и 9 х 12 см предназначены для широкого круга съемок и относятся к группе общего назначения. Аппараты эти устарели и почти вышли из употребления.

Форматы 13 х 18 и 18 х 24 см предназначены для павильонной портретной съемки и относятся к группе специальных. К этой же группе относятся фотоаппараты формата 24 х 30 см и больше, предназначенные для репродукционных работ. В любительской практике не используются.

Зеркальные камеры

Зеркальные камеры — особая конструктивная разновидность фототехники. Принципиальное их отличие — зеркало, помещенное внутри камеры.

Оптические схемы зеркальных аппаратов:

  • А) однообъективный;
  • Б) двухобъективный;
  • В) с оборачивающей оптической системой.
  • 1 — рабочий объектив;
  • 2 — визирный объектив;
  • 3 — зеркало;
  • 4 — матовое стекло;
  • 5 — пленка или матрица;
  • 6 — пентапризма с крышей;
  • 7 — окуляр.

Лучи света, пройдя через объектив, отражаются зеркалом, которое в момент наводки на резкость стоит под углом 45 градусов к оптической оси объектива. Отразившись от зеркала, лучи света направляются вверх, где строят оптическое изображение фотографируемых предметов на горизонтально расположенном матовом стекле.

Посредством специального механизма зеркало в мгновение съемки откидывается вверх, закрывает собой матовое стекло и освобождает доступ света к задней стенке камеры, где расположена пленка, пластинка или матрица. В этот момент срабатывает затвор и происходит фотосъемка.

Преимущество зеркальных фотоаппаратов состоит в следующем:

1. При наблюдении за изображением на матовом стекле сверху фотограф видит его, что ощутимо облегчает решение композиционных задач и в известной мере облегчает наводку на резкость.

2. Наблюдение за изображением фотографируемых предметов можно вести непосредственно до момента съемки.

Зеркала, применяемые в этих аппаратах, оптические (амальгамные снаружи) и строго плоские.

Разновидностью зеркальных аппаратов являются двухобъективные зеркальные фотоаппараты, у которых основной объектив предназначен только для съемки, а для визирования и наводки на резкость служит второй объектив, расположенный над первым и функционирующий синхронно с ним.

Основное достоинство двухобъективных зеркальных аппаратов перед однообъективными — объектив для визирования не диафрагмируется, что облегчает наводку на резкость и визирование. Изображение фотографируемых предметов в двухобъективных зеркальных аппаратах можно видеть и в момент съемки.

Недостаток двухобъективных зеркальных аппаратов — несовпадение между кадром, полученным на снимке, и кадром, видимым в видоискателе. Объясняется это тем, что оптические оси объективов аппарата и видоискателя находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Еще одной разновидностью зеркальных фотоаппаратов являются аппараты с оборачивающей оптической системой. Они отличаются помещаемой над матовым стеклом крышеобразной пятигранной призмой (пентапризма), переворачивающей изображение из горизонтальной плоскости в вертикальную и слева направо. Изображение получается прямым во всех направлениях и может рассматриваться не сверху, а сзади, что позволяет во время съемки держать аппарат на уровне глаз.

Стереоскопические фотоаппараты

Предназначены для получения стереофотоснимков, которые, при рассматривании их в стереоскоп, дают зрительное ощущение пространственной глубины изображения и объемности сфотографированных предметов.

Отличительная конструктивная специфика — два идентичных объектива, располагающихся на расстоянии 65 мм один от другого (расстояние между центрами глаз человека), два синхронно действующих затвора.

Панорамные фотоаппараты

Предназначены для широкого охвата фотографируемого вида и получения панорамных фотоснимков.

Главная особенность — расположение пленки не в одной плоскости, а по круговой линии (дуге), объектив же во время съемки поворачивается вокруг вертикальной оси. Наглядное представление о работе аппарата дает схема.

Объектив (1) расположен в светонепроницаемой цилиндрической камере (2). Свет падает на него через щель затвора (3), а затем выходит через узкий раструб (4). Перед фотосъемкой объектив находится в исходном положении, в каком он показан на схеме. При нажатии на спусковую кнопку щель затвора открывается. Одновременно объектив под действием заводной пружины поворачивается по направлению стрелки вокруг вертикальной оси (5), экспонируя пленку (6) от одного ее конца до другого. Таким образом, в каждый отдельно взятый момент экспонируется только узкая полоска пленки. Для каждой последующей съемки пленка перематывается из подающей кассеты (7) в приемную кассету (8).

Благодаря такой системе на всей поверхности пленки получается одинаково резкое и яркое изображение. Таким углом охвата не обладает ни один из повсеместно применяемых широкоугольных объективов.

Павильонные фотоаппараты

Предназначены, главным образом, для съемки портретов в фотопавильонах, откуда получили также название стационарных портретных.

Отличаются крупными форматами (13 х 18; 18 х 24 см) и рассчитаны на применение фотопластинок и плоских форматных фотопленок.

Технически оснащены слабо. Они не имеют ни затворов, ни видоискателей, ни прочих специальных узлов и механизмов. Конструктивное отличие — наличие меха со значительным растяжением, что позволяет применять в них длиннофокусные объективы, требуемые при портретной фотосъемке.

Эти же особенности делают павильонные фотокамеры пригодными для репродукционных работ и особенно при репродуцировании небольших оригиналов в натуральную величину и с увеличением.

Фотоаппараты для быстрых фотоснимков

Отличаются наличием специального устройства, позволяющего производить обработку фотоматериалов по методу одноступенного фотографического процесса.

Карманные фотоаппараты

Особо миниатюрные аппараты для чисто любительского фотографирования, свободно помещающиеся в кармане. Для серьезных фотографических занятий мало пригодны. Некоторые из них снабжены отличной оптикой и дают негативы высокой резкости, выдерживающие десятикратное увеличение при удовлетворительно резком изображении.

zen-designer.ru

Фотоаппарат — Википедия

Фотоаппара́т (фотографи́ческий аппара́т, фотока́мера) — устройство для регистрации неподвижных изображений (получения фотографий). Запись изображения в фотоаппарате осуществляется фотохимическим способом при воздействии света на светочувствительный фотоматериал. Получаемое таким способом скрытое изображение преобразуется в видимое при лабораторной обработке. В цифровом фотоаппарате фотофиксация происходит путём фотоэлектрического преобразования оптического изображения в электрический сигнал, цифровые данные о котором сохраняются на энергонезависимом носителе.

Фотоаппарат прямого визирования для съёмки в студии

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Компактные фотоаппараты
    • 1.2 Автоэкспозиция и автофокус
    • 1.3 Цифровые фотоаппараты
  • 2 Устройство и принцип действия
  • 3 Классификация фотоаппаратов
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
Основная статья: Хронология фотографии

Появление первого фотоаппарата совпало с изобретением «гелиографии» Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году[1][2]. Устройство для регистрации изображения на поверхности асфальтового лака было вариантом камеры-обскуры, до этого активно использовавшейся художниками для рисования с натуры. Дальнейшее развитие технологии связано с изобретением дагероти

ru.wikipedia.org

Классификация фотоаппаратов. Часть 1: по типу чувствительного материала-ZНЯТА

Из цикла статей Глеба Дробышева «Фотомузей»

Фотоаппараты и прочая фототехника: современные и антиквариат. Фотомузей

Нередко, о любительских фотоаппаратах можно слышать слово «мыльница», часто, с оттенком презрительности, реже – с гордостью, в том смысле, что «мыльница, а какие хорошие фотографии получаются». И действительно, бывает, простой камерой удается сделать прекрасные фотографии. С другой стороны, глядя на нерезкие с провалами в тенях и пересветами фотографии, пожимаем плечами, мол «мыльница, что возьмешь». Выходит, мыльница мыльнице рознь!

Вот мне и захотелось как-то разобраться самому, что есть что. А заговорив о типах камер, наверное стоит привести и полную классификацию. А поскольку часть типов аппаратов уже переместились с полок магазинов в музеи, то такой классификатор становится наполовину выставкой антиквариата. С другой стороны, как и положено любому музею, мой задумывался не только собрание раритетов, но и, своего рода, учебное пособие, поэтому, наряду с антикварными, в нем есть и современная техника.

И конечно, говорить о фотоаппаратах и не показать их – скучновато. Вот в результате всех этих соображений и возник этот проект – музей фототехники в фотографиях.

Музей наш пока очень неполон, т.к. я стараюсь не использовать фотографий из интернета, чтобы не нарушать прав коллекционеров и магазинов. Почти все представленные в статьях цикла фото – сделаны мной, а аппараты взяты из личной коллекции или у друзей. Если же нужного типа у меня нет – я, как правило, даю только ссылку на сайт в интернете. Поэтому, если у вас есть старинные аппараты и вы желаете их представить благодарным зрителям – прошу размещать фотографии (лучше – с кратким описанием) в этой ветке.

Классифицировать фотоаппараты непросто. Есть разные признаки, по которым их можно сортировать. Тем не менее, основными можно считать две категории: тип фоточувствительного материала и способ визирования в комбинации со способом наводки на резкость.

I. Классификация по типу чувствительного материала

I.0. Пробежим мимо самых первых проб, только мельком глянув на них*.

Первая фотография была сделана Ньепсом в 1826 году – камера-обскура + металлическая пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Несколько часов экспозиции и промывка в масле – и вот первое фото, на котором смутно угадываются очертания заднего двора автора.

1835 год – Тальбот использует хлористое серебро на бумажном носителе и получает первый негатив, с которого он контактным методом отпечатал позитив (так и сейчас делают) – так возникла калотипия (от «красота»).

1837 год – Даггер использует серебряную пластинку, которую затем проявляют в парах ртути и закрепляют раствором соли – получается изображение приемлемого качества. В 1839 г. Араго докладывает Парижской Академии Наук об этом удивительном изобретении и именно эта дата считается точкой отсчета фотографии (так получается, у нас сейчас юбилейный год!).

И все же, метод Даггера не прижился. Зато еще один Ньепс в конце 40-х 19 в. догадался покрыть стеклянную пластинку слоем крахмала или яичного белка с добавлением солей серебра.

А в 1851 возник коллодионный метод, который продержался более 20 лет. Это была та еще радость – стеклянную пластинку в темноте покрывали мокрым коллодионным составом, вставляли в аппарат в мокром виде и немедленно делали снимок. Через 3 минуты после изготовления пластинка начинала подсыхать и резко теряла чувствительность. Хорошо еще, что уже в 40-е гг. были созданы первые светосильные объективы, которые позволили использовать столь короткие выдержки. Студийные аппараты для групповой съемки были большие и некоторые использовали пластинки 120х150 см. В студии аппарат обслуживало 4 человека – один рассаживал клиентов, второй наводил на резкость, третий ставил зеркала, чтобы осветить предмет съемки (прожекторов и вспышек не было), четвертый готовил пластинку. Хуже было любителям съемки пейзажей – приходилось возить оборудование и химикаты на тележке и разбивать на месте съемки светонепроницаемую палатку для подготовки пластинки.

Отдельные экземпляры фотокамер того времени имели, поистине, гигантские размеры. Такие камеры применялись для групповых съемок. Например, в книге С. Пожарской приводится сильно уменьшенная репродукция фотографии целого полка русской армии. Лица не просто различимы, а переданы в деталях. Фото было сделано похожей камерой:

И все же, метод позволял делать неплохие снимки, а после обработки пластинки с нее можно было делать любое число отпечатков на альбуминовую бумагу, которую стали выпускать промышленно.

Особенности искусства фотографии и самое Дух того времени можно прекрасно почувствовать в этой небольшой флэш-игрушке «Фотограф в 19 веке».

Очень рекомендую пройти ее – вы не только почувствуете себя фотографом 1870-х, а затем, богатой клиенткой фотоателье, но и (делая ошибки) узнаете немало интересных фактов из истории фотографии.
Источник: Краткий справочник фотолюбителя. Сост. Н.Д. Панфилова, А.А. Фомина. М.1985

I.1. Пластиночные аппараты

Изобретение в 1873 сухих бромосеребряных пластинок вызвало вздох облегчения и взрывной рост числа фотолюбителей. Вот с этого момента, собственно, начинается классификация фототехники.

Пластиночные аппараты еще называли форматными камерами. Фоточувствительный материал нанесен на стеклянную пластинку, размером 13х18 или даже 18х24 см. Камеры были большие, такие как, например, эта чудесная ФКД — Фото Камера Дорожная (Музей фототехники) — их называли штативными камерами. Появились и относительно маленькие аппараты, формата 9х12 или 6,5х9 см, складные с мехами – вроде «Фотокора».

или «Москвы 3».

Больше примеров здесь >>>

Хотя и были попытки создать многозарядные кассеты, в основном, аппараты одно- или двухзарядные.

Кстати, штативные камеры, похожие на ФКД, дожили в советских фотоателье до 80-х годов. Правда, в них использовались уже не стеклянные пластинки, а крупноформатная пленка. Сейчас такие камеры очень редки, но иногда их используют фотографы, снимающие архитектуру. Дело в том, что у таких камер нередко есть возможность сдвигать переднюю стенку (с объективом) относительно оптической оси, оставляя ее параллельной задней – это позволяет снимать высокие здания без искажения перспективы. Впрочем, для этих целей выпускаются и объективы с контролем перспективы для зеркалок (shift lens).

I.2. Пленочные среднеформатные аппараты

Д. Истмен (тот, что создал Кодак) организовал производство рулонной пленки в 1889 г. Пленки оказались намного удобнее пластинок и вызвали к жизни множество усовершенствований и новых типов аппаратов. Знаменитая марка Роллейфлекс, собственно и названа «в честь» гибкой пленки, свернутой в рулон. Хотя, надо сказать, на первых порах некоторые фотографы встретили пленку в штыки и их аргументация мало отличалась от той, которую применяют нынешние «пленочники», доказывая, что «цифра» – это «гибель фотоискусства»  🙂 . Но камеры завоевали популярность и благополучно существуют в настоящее время. Средний формат 6х9 или 6х6 см популярен среди фотохудожников, в первую очередь, профессиональных портретистов, а также, профессиональных рекламщиков. Большой размер кадра обеспечивает высокую детализацию и позволяет получить большие отпечатки без заметной потери качества.

Примеры можно посмотреть на сайте «История отечественной фототехники».

I.3. Пленочные малоформатные аппараты

Пленочный формат 24х36 мм используется с 20-х годов 20 века. Сначала, это была кинопленка, поэтому, в старых книгах ФЭД могут назвать кинопленочным фотоаппаратом. Новое уменьшение формата вызвало очередной всплеск дискуссии о «гибели фотоискусства», но «демон» был выпущен из бутылки. Резко уменьшившиеся камеры и снижение затрат на один кадр сделали фотографию более доступной и популярной. Были созданы разные пленки – черно-белые и цветные, негативные и позитивные (слайд). Формат этот почти вытеснил все остальное и резко потерял популярность только последние годы в связи с гигантским удешевлением цифровиков и их всеобщим распространением. Сейчас пленка используется чаще фотохудожниками и просто любителями наблюдать, как на чистом белом листе фотобумаги начинает проявляться запечатленное мгновение.

35мм шкальные фотоаппараты:

35мм дальномерные фотоаппараты:

35мм зеркальные фотоаппараты:

I.4. Пленочные микроформатные аппараты

Или, узкопленочные аппараты – снимают на 8 или 16 мм кинопленку. Пример – Киев 30 и техника Джеймса Бонда.

I.5. Мгновенные камеры

Первый фотоаппарат мгновенной съемки появился в 1948 г. (см. Instant camera). С того времени и до сего дня, единственный широко распространенный представитель – Поляроид. О нем слышали почти все. Меньше народа знает, что фирма выпускала и мгновенные катушечные пленки для обычных аппаратов. После съемки, кассету с пленкой нужно было зарядить в небольшой аппаратик, прокрутить и слайд-пленка была готова к просмотру! Ну а стандартный Полароид серии 600 делал один нерепродуцируемый квадратный снимок формата 8х8 см. Популярен он был для использования на вечеринках, среди профессиональных фотографов и киношников для оценки композиции, продавцов недвижимости и шантажистов и жертв последних, т.к. использование мгновенной камеры гарантировало единственность экземпляра компромата. Кроме того, существует целое сообщество любителей художественной съемки на Поляроид.

Простые модели Поляроида (Суперколор 635CL и 636 Closeup) в конце перестройки выпускались в СССР.


Слева — камера произведенная в Англии, справа — в России. Фото:  Андрей Клемин

Любопытно, что после долгого «кризиса жанра», наступившего в результате распространения цифровой техники, Поляроид снова, кажется, нашел свою «изюминку»: в сентябре 2009 года Поляроид аннонсировал новую мгновенную цифровую камеру Polaroid PoGo™ Instant Digital Camera — по сути, то ли фотоаппарат с принтером, то ли минипринтер с встроенной камерой.

I.6. Цифровые камеры

О них много говорить не буду. Этот тип непрерывно меняется и совершенствуется. Мегапиксели растут и если вчера достижением были 3 миллиона, то сейчас есть и 40 мегапикселей – не фантастика.

Автор: Глеб Дробышев
Источник: znyata.com

В статье приведены примеры фототехники с сайта «История отечественной фототехники».

Обсудить на форуме zнята

См. также: Классификация по принципам визирования и фокусировки


Классификация фотоаппаратов. Часть 1: по типу чувствительного материала

znyata.com

Урок фотографии. Классификация цифровых фотоаппаратов

Классификация цифровых фотоаппаратов — дело неблагодарное по двум причинам: в основе ее могут лежать совершенно разные параметры, а появление новых моделей и даже категорий нарушает, казалось бы, стройную систему. Поэтому будем отталкиваться от потребительских свойств и идти от простого к сложному, коротко характеризуя категории фотоаппаратов и их назначение.
Бюджетные компакты категории Snap and Shoot  («навёл и снял») являются недорогим решением с ценой до $ 100—200, имеющим набор из нескольких съемочных программ, автоспуск, встроенную фотовспышку, автоматическую фокусировку. Дисплей небольшого разрешения размером до 3 дюймов, матрица в 1/2,3 дюйма, трех-четырехкратный зум-объектив. Может присутствовать оптический видоискатель. Программное обеспечение позволит записать видео со звуком, выполнять основные операции по редактированию фото.  Если постараться, можно найти модели с 5—10-кратным зумом, макро-режимом, с функцией подсветки автофокуса, с возможностью записи Full HD видео, определения лиц, веб-камеры, стабилизатора изображения, коррекции экспозиции. Некоторые камеры могут производить непрерывную съемку с приличной скоростью. В общем, не так уж и мало для такого класса камер, тем более что новые модели постоянно улучшаются и предоставляют все больше возможностей. Главная характеристика камер этого класса – наличие автоматической фокусировки и экспозиции, позволяющих делать снимки сразу после включения нажатием одной кнопки.

 

  

 

Камеры этого класса будут отличным выбором для тех, кто не собирается вникать в процесс и хочет сразу же получить хороший результат. Простота в использовании будет оценена всеми членами семьи, от детей до бабушек и дедушек, а качество полученных снимков позволит отпечатать их размером до А4 на домашнем принтере или в фотолаборатории.

Ультракомпактные цифровые камеры отличаются малыми размерами и весом, позволяющими носить их в кармане, не испытывая неудобств; конструкцией объектива, которая не увеличивает толщину корпуса; стильным дизайном, разнообразием цветов. Технические характеристики таких камер примерно соответствуют характеристикам камер предыдущего уровня. Зачастую в камерах отсутствует оптический видоискатель, вместо которого используют дисплей неплохого качества. Размеры камеры налагают ограничения на характеристики объектива и размер матрицы, что в конечном итоге не может не сказываться на качестве изображения, а миниатюрные органы управления требуют деликатного обращения. Тем не менее, ультракомпакты при всей миниатюрности позволяют делать неплохие снимки и фиксировать ускользающие моменты, находясь всегда под рукой.

 

  

 

Кроме обычных функций, ультракомпактная камера может использоваться в качестве диктофона и аудиоплеера. Такие камеры из-за их миниатюрности и изящного вида нравятся женщинам и девушкам, что делает их приятным подарком.

Защищенные цифровые компактные фотоаппараты имеют ударопрочный водонепроницаемый корпус, специальную защиту зум-объектива и органов управления, противоударную электронно-механическую «начинку». Такая камера выдерживает падение с двухметровой высоты и работает на глубине до 10 м. При этом отдельные модели этого класса отличаются несвойственной обычным цифровым компактам морозостойкостью, позволяющей делать снимки при температурах до –10 °C, снимать видео Full HD, наличием электронного компаса и встроенной системы GPS с функцией фотонавигации.

 

  

 

Такая камера придется по душе не только энтузиастам подводной съемки и фотолюбителям-экстремалам, но и всем любителям активного отдыха.
 
Суперзумы или цифровые фотоаппараты с большой кратностью объектива, достигающей значений 25× и даже 30×, сегодня уже не фантастика, а реальность. Многие ведущие производители имеют модели в этом сегменте, что подтверждает востребованность камер этой категории. Диапазон фокусных расстояний 27 – 810 мм, которым обладает объектив новой камеры премиум-класса Sony HX100v перекрывает все мыслимые значения, от широкоугольного до сверхдлиннофокусного. Именно объектив в камерах такого типа задает все остальные характеристики элементов камеры, направленные на максимальное использование мощного трансфокатора. Прежде всего, это система стабилизации изображения, позволяющая снимать на длинных фокусных расстояниях с наибольшей выдержкой, 1/2,3-дюймовый 10–16 Мп сенсор, электронный видоискатель высокого разрешения, высокопроизводительный процессор с мощным программным обеспечением. Возможность записывать файлы в несжатом RAW-формате для получения высококачественных изображений, наличие ручного режима – все это делает модели данного класса популярными в среде любителей путешествий, дикой природы, и продвинутых фотолюбителей.

 

Sony HX100v

 

Nikon Coolpix

Бюджетные модели суперзумов оснащаются матрицами меньшего размера, объективами меньшей кратности, менее четкими видоискателями и дисплеями с меньшим разрешением. Это позволяет уменьшить стоимость таких моделей примерно на $100–200 и не слишком ухудшить показатели камер.

Компактные цифровые фотоаппараты для опытных любителей и профессионалов объединяют «просьюмерки», беззеркальные, гибридные, системные камеры. Их можно разделить на две группы: камеры с несъемными объективами и камеры со сменными объективами.

Камеры с несъемными объективами отличаются богатым функционалом, наличием ручных настроек, в их конструкциях реализованы режимы, присущие зеркальным фотоаппаратам, такие, как режим приоритета выдержки, приоритета диафрагмы, коррекции экспозиции, выбор зоны фокусировки, запись RAW файлов. Формат RAW, иногда называемый «цифровым негативом», содержит наиболее полную информацию, записанную с сенсора камеры, и позволяет изменять цветовой баланс снимка, контраст, яркость, в небольших пределах – экспозицию. Это позволяет убирать хроматические аберрации и шумы, провалы в светах и тенях, и в итоге получать изображения более высокого качества при обработке на компьютере. Возможности камер этой категории можно описать на примере нескольких моделей.

 

Nikon P7000

 

Canon-PowerShot-G12

Премиум-компакты COOLPIX P7000 и Canon PowerShot G12 на сегодняшний день (февраль 2012) являются новейшими моделями известных серий обоих брендов. Они оснащены 10Мп сенсорами размером 1/1.7″, а функционал и органы управления практически не отличаются от используемых в зеркальных камерах начального уровня. COOLPIX P7000 имеет 7,1× зум 28 – 200 мм, Canon PowerShot G12 при более скромном 5× зуме оснащена поворотным по двум осям 2.8″ экраном. В обеих камерах использована оптическая система стабилизации,  оптический видоискатель, датчик ориентации, реализован макрорежим, режим медленной синхронизации вспышки.

Fujifilm Finepix X100

Нельзя не упомянуть камеру, вызвавшую при своем появлении очереди в европейских магазинах: Fujifilm FinePix X100 с несменным объективом Fujinon 23/2.0 и фиксированным фокусным расстоянием.

У фотографов «доцифровой эпохи» дизайн в стиле «ретро», несомненно, вызовет трепетное отношение. «Начинка» FinePix X100 вызывает уважительное отношение не меньше, чем эстетика корпуса из магниевого сплава: большой CMOS, APS-C (23.4×15.6 мм), 12.2 Мп сенсор, имеющий чувствительность 100—12800 ISO, гибридный видоискатель со 100% отображением кадра. Светосильный объектив в паре с высокочувствительной матрицей позволяет делать снимки «с рук» даже в плохих условиях освещенности, а встроенный нейтрально-серый фильтр плотностью 3 EV окажется полезным при решении творческих задач. Съемка панорам выполняется одним нажатием на кнопку и проводкой в нужном направлении, а режимы имитации знаменитых пленок Fujifilm  Velvia, Astiva, Provia не оставят равнодушным ни одного фотографа.

Камеры со сменным объективом

Системные цифровые камеры. По своим возможностям и качеству изображения лучшие модели этого класса вплотную приближаются и даже превосходят отдельные модели зеркальных камер. По функционалу и начинке они ничем не уступают, при этом имеют меньшие размеры и вес. 

Многое модели могут использовать как встроенную управляемую вспышку большой мощности, так и внешнюю, а с объективами можно использовать бленды, конвертеры, светофильтры. Такие модели, как правило,  отличаются наличием матрицы большого размера – до APS-C (23,5–15,6 мм) с низким уровнем шума и высокой светочувствительностью, высоким качеством объективов, мощной системой обработки изображений и разнообразием ручных настроек.

Немаловажно, что для системных камер производители выпускают постоянно расширяемую линейку высококачественных объективов и других принадлежностей, возможно также использование существующих объективов разных производителей. Примерами беззеркальных камер могут служить модели системы  Micro Four Thirds с матрицей 4/3”, выпускаемые Olympus и Panasonic. Nikon 1 (CX format 13.2×8.8), а также Sony NEX, Samsung NX и Fujifilm X-Pro 1, построенные на матрице APS-C.

 

 

Sony NEX-7

Samsung NX200

 Отдельного внимания заслуживают топовые камеры этого сегмента – Samsung NX200 и Sony NEX-7. NX200 оборудована APS-C сенсором с разрешением 20Мп, диапазон ISO 100–12800 и скорость съемки 7 кадров в секунду. В своей линейке есть шесть объективов и постоянно появляются новые. Системная камера SONY Alpha NEX-7, при весе всего 350 г (корпус) может снимать со скоростью до 10 кадров в секунду, и с любым из семи объективов (байонет Е) делает снимки превосходного качества, благодаря новой APS-C 24,3Мп CMOS матрице. По насыщенности настроек эти модели дадут фору многом зеркальным аппаратам. Отпечатать качественные фотографии, сделанные этими камерами, можно в формате 60×90 см, что покрывает потребности большинства выставочных проектов.

 Отдельно в классе беззеркальных систем стоит Leica M9, которая по своим параметрам превосходит большинство зеркальных камер.

 

Leica M9

 Камера Leica M9 (около $7 тыс.): 18Мп матрица 24×36 мм, чувствительность 80–25000 ISO и максимальное разрешение снимков 5212×3472.

Системная камера высокого уровня успешно используется в качестве основной камеры увлеченного фотолюбителя или в качестве второй камеры профессионального фотографа.

Зеркальные цифровые камеры являются наиболее сложными и совершенными инструментами, первое преимущество которых – оптический видоискатель, позволяющий фотографу непосредственно через объектив камеры видеть изображение в реальном времени, оценивать глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), выполнять точное кадрирование. Второе преимущество «зеркалок» – возможность использовать сменные объективы, как новые, так и выпущенные раньше.  Многообразие оптики позволяет производить практически все виды фотосъемки одной камерой: панораму, пейзаж, портрет, телефото; работать как в студии с использованием искусственного освещения, так и в полевых условиях. Зеркальная камера даже начального уровня оснащена матрицей большого размера, качественной оптикой, богатым функционалом, и гарантирует получение качественных снимков даже в сложных условиях освещения. Третье и самое главное преимущество зеркальных камер – высокое качество получаемых изображений, для чего они, собственно, и создавались. Если сравнить изображение, сделанное компактной камерой с 10Мп матрицей, и изображение, сделанное  10Мп зеркальной камерой, то даже неискушенный пользователь поймет, что высокая стоимость «зеркалок» вполне оправдана качеством получаемой картинки.

Как правило, цифровые зеркальные камеры имеют быстрый автофокус, более короткие выдержки затвора, большую скорость непрерывной съемки и объемный буфер памяти.

Зеркальные цифровые камеры можно разделить на камеры начального, среднего и профессионального уровня. Соответственно, и цены на эти камеры отличаются во многие разы.

Любительская «зеркалка» проще и легче своих старших собратьев, имеет больше пластика в конструкции, матрицу с меньшим разрешением в 12–16Мп, небольшую «скорострельность», меньшее количество настроек, более простую систему фокусировки. Ресурс затвора таких моделей меньше, чем у более дорогих камер. Тем не менее, такие модели позволяют использовать разнообразную оптику, фильтры, и в руках увлеченного любителя могут показывать прекрасные результаты.

Canon 550D

Зеркальные камеры среднего уровня
Вполне пригодны для профессионального использования, так как по своим характеристикам ненамного уступают камерам профессионального применения, зато намного дешевле. Затвор такой камеры обычно имеет заявленный ресурс  около 100 000 срабатываний, скорость съемки 5-7 кадров в секунду, матрица имеет большее разрешение и большой динамический диапазон.

В моделях этой категории большое внимание уделено эргономике, прочности корпуса, который изготовлен не из пластика, а из магниевого сплава, видоискатель более светлый, с большим охватом кадра. Скорость фокусировки камер этого уровня достаточно высокая, что наряду с высокой скоростью съемки и наличием стабилизатора изображения позволяет успешно фотографировать динамичные сюжеты, использовать их для коммерческой и профессиональной съемки.

Цифровые камеры профессионального уровня, в частности, среднеформатные, сегодня являются вершиной фотографических технологий, о чем недвусмысленно говорит их стоимость.

Профессиональная цифровая камера, прежде всего, имеет высокую надежность, позволяющую безотказно работать в любых условиях и получать качественные изображения. Ресурс затвора камеры более 300 000 срабатываний, пыле- и влагозащищенный корпус из магниевого сплава  весит 1 кг и больше, а расположение органов управления позволяет снимать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

Репортажные профессиональные камеры отличаются малым временем отклика и высокой скоростью съемки – более 10 кадров в секунду, имеют исключительную скорость и точность фокусировки. Разрешение сенсоров таких камер не самое высокое, для них главное – скорость съемки, возможность снимать на высоких значениях ISO (до 12800) и сверхкоротких выдержках, что особенно важно при съемке спортивных репортажей. Особенное внимание в камерах этого уровня уделяется эргономике, позволяющей фотографу работать в экстремальных условиях в течение длительного времени.

Nikon D4

Камеры для художественной съемки не такие быстрые, как репортажные, но благодаря используемым матрицам с разрешением 20Мп и более позволяют получать исключительно детализированные изображения в широчайшем диапазоне тональностей. Ожидаемая фотографами новая 36Мп матрица компании Sony, вероятно, сделает еще один шаг в развитии зеркальных фотосистем. Камеры этого типа применяют для портретной съемки, съемки пейзажей, природы, для макросъемки, а снимки, полученные такими камерами, используются для печати фотографий очень больших размеров, в том числе и для полиграфии.

Среднеформатные цифровые профессиональные камеры – еще одна категория камер, вершина пирамиды технического прогресса. Внушительный вид этих фотоаппаратов определяется их происхождением от среднеформатных пленочных камер. Конструктивно эти аппараты выполнены из трех отдельных составляющих, так же, как и их пленочные предшественники: съемный задник – корпус камеры с байонетом – объектив. Различие в том, что в заднике теперь находится цифровая «начинка» с сенсором размера больше, чем 24×36мм (размер кадра узкоформатной пленки). Такие задники изначально выпускались для использования в имеющихся моделях форматных камер Mamiya, Hasselblad, Contax и других с имеющимися высококлассными объективами.

Hasselblad HD4

Phase One IQ180

На сегодняшний день, передовой разработкой является цифровой задник компании Phase One с разрешением 80Мп (54×40 мм).

 Среднеформатные камеры используют для рекламной и фэшн-съемки, для съемки архитектурных объектов с использованием шифт-объективов, для создания огромных пейзажных панорам. По стоимости такие камеры сопоставимы с автомобилями представительского класса, ведь сами камеры и являются «представительскими» в мире фотоаппаратов.

infourok.ru

Фотография с нуля • Урок №2. Типы фотокамер. Основные характеристики. Выбор фотокамеры

В этом уроке вы узнаете: Типы фотокамер. Основные характеристики современных фотоаппаратов. Узнаем подробнее о сенсорах. Поговорим немного о мегапикселях. Расскажем, как выбрать фотокамеру. 


В первом уроке мы рассмотрели принцип действия цифрового фотоаппарата и из каких основных элементов он состоит. Давайте определимся с основными видами цифровых фотоаппаратов и их типами. Сразу скажу — разделение некоторых из фотокамер достаточно четкое, а есть виды, границы между которыми размыты и условны. И тем не менее постараемся классифицировать достаточно подробно.

Рассмотрим основные виды фотокамер:

  • Компактные фотокамеры. Небольшие по размерам, в подавляющем большинстве с несъемными объективами и автоматическими настройками режимов съемки. Подробнее типы компактов рассмотрены ниже.
  • Зеркальные фотокамеры. Принцип действия подробно рассмотрен в первом уроке, имеет зеркало перед сенсором и возможность смены объективов, что обеспечивает различные возможности в использовании. Зеркальные камеры классифицируются по размеру матрицы, а так же на любительские и профессиональные. Подробнее о зеркалках мы также поговорим ниже.
  • Системные фотокамеры. Так же компактные фотоаппараты, но со сменной оптикой. При этом не имеют зеркала.
  • Среднеформатные камеры. Матрицы этих камер больше, чем пленки шириной 35 мм. Мы не будем рассматривать данные камеры в рамках этого курса, это явно не любительский сегмент, и цена на них может плохо сказаться на психике ))).
  • Специальные камеры. Используются для  аэрокосмических фотосъёмок, астрофотографии (съемки звездного неба), подводной фотосъемки, в экстремальных внешних условиях, панорамные фотокамеры и т.д. Интерес для любителя представляют защищенные камеры с широким диапазоном температур применения, возможностью съемки на небольших глубинах и способных выдерживать падения с небольшой высоты.

Теперь рассмотрим типы указанных выше видов фотокамер.

Компактные фотокамеры. Компакты можно разделить на три группы:

  1. полностью автоматический компактный цифровой фотоаппарат
  2. с расширенными возможностями управления настройками
  3. просьюмерские камеры 

Полностью автоматический компактный фотоаппарат — это название маленьких, легких камер. В народе их называют «мыльницами». Основная задача цифровой мыльницы – максимально упростить процесс получения фотографии. Объектив и камера являются единым целым, то есть объективы менять нельзя.  Такая камера позиционируется производителями, как «Point & Shoot» или «Навел и снял». Подразумевается, что вам остается только скомпоновать кадр и нажать кнопку. Все необходимые настройки автоматика сделает за вас, если нужно, включит встроенную вспышку. 

Это очень простой в обращении фотоаппарат с минимумом настроек. Однако, он все же позволяет управлять некоторыми параметрами, например, переключать предустановленные режимы съемки: портрет, пейзаж, макро и т.д. В режиме ручных настроек можно регулировать ISO, баланс белого, включать и отключать встроенную вспышку, иногда регулировать ее мощность. Такой тип фотоаппаратов позволяет получить хорошее качество снимков только при достаточном освещении, например, в дневное время на улице или на открытой местности. В сложных условиях освещения получить красивый снимок с помощью такого фотоаппарата очень сложно. В фотоаппаратах такого типа обычно используется дешевая оптика. Цена простых фотоаппаратов минимальна.

 

С ручным управлением настройками. Камеры этого типа предназначены для тех, кому уже недостаточно ограниченных настроек полностью автоматического фотоаппарата. Здесь, помимо полностью автоматических режимов, есть возможность управлять параметрами выдержки и диафрагмы. Это достигается путем использования режимов приоритета выдержки (S или Тv), приоритета диафрагмы (А или Av), а также ручного режима М (Manual).

Все это позволяет делать качественные фотографии в более сложных условиях, а также создавать различные творческие эффекты уже при съемке, без применения постобработки. Однако, чтобы получить хороший снимок с ручными настройками, нужно знать принцип их работы и наработать определенные навыки их применения в различных ситуациях. Объектив имеет более сложную конструкцию. Ценовая категория таких фотоаппаратов имеет наибольший разброс.

 

Среди компактных фотокамер с расширенными возможностями отметим популярную группу фотоаппаратов с большим диапазоном фокусных расстояний объектива, зум которых исчисляется десятками, а то и сотнями единиц — это суперзумы. Есть суперзумы и среди автоматических компактных камер. Качество работы этих фотоаппаратов и целесообразность их приобретения мы рассмотрим в нашем следующем уроке, посвященном объективам.

 

Просьюмерские камеры предназначены для серьезных, продвинутых фотолюбителей. Такими фотокамерами вполне можно делать профессиональные снимки. Они позволяют снимать в формате RAW, имеют автоматические и ручные настройки выдержки и диафрагмы, поддерживают режим скоростной серийной съемки. Для таких фотоаппаратов выпускаются различные насадки и светофильтры. Встроенная вспышка значительно более мощная, а многие модели имеют «горячий башмак», позволяющий использовать внешние вспышки, а также подключать системы удаленного управления вспышками.

Такие фотоаппараты, как правило, имеют больший размер матрицы, более качественные объективы, очень развитую систему настроек, в которой начинающий фотограф вполне может запутаться. Они позволяют получать гораздо более качественные фотографии в самых различных условиях. Подобные камеры часто приобретают даже профессиональные фотографы, чтобы иметь возможность получать качественные фотографии, когда невозможно носить с собой рюкзак с зеркальной камерой и объективами, а также нужно не привлекать к себе излишнего внимания. Цена таких фотоаппаратов сравнима с ценой зеркальных камер начального уровня, а иногда и превосходит их. 

 

Среди компактов следует отдельно выделить дальномерные фотокамеры. Этот тип фотокамер оснащен дальномером. Объектив камеры использует отдельный оптический видоискатель для регулировки фокуса. Достаточно дорогие брендовые камеры, не думаю, что интересны для любителя.

 

Нельзя не упомянуть и камеры с фиксированным фокусным расстоянием объективов. На сегодняшний день это наиболее продвигаемый из новых видов камер, объектив которых имеет неизменное фокусное расстояние. Достаточно упомянуть такие камеры, как Sony RX-1, Nikon Coolpix A. Довольно специфический сегмент просьюмерских камер, также малоинтересный для начинающего любителя прежде всего из-за высокой цены и узкого диапазона применения. 

Зеркальные фотоаппараты (DSLR)

Данный тип фотоаппаратов используют профессиональные фотографы и продвинутые фотолюбители, которым важно высокое качество снимков и полный контроль над процессом съемки. Зеркалки предоставляют пользователю полную управляемость любых параметров и настроек. Они имеют большую матрицу, достигающую в профессиональных моделях размера кадра фотопленки, 36 х 24 мм, что дает высочайшее качество изображения. Отличительной особенностью является полное отсутствие задержки между нажатием кнопки спуска и срабатыванием затвора, что позволяет фиксировать очень динамичные события. Качество снимков, сделанных таким фотоаппаратом – наилучшее из возможного в цифровой технике на сегодняшний день. За исключением среднеформатных цифровых камер и цифрозадников, но они имеют столь высокую цену, что доступны даже далеко не всем профессионалам, не говоря уже о продвинутых любителях.

«

Зеркалки» позволяют использовать самое различное дополнительное оборудование и менять объективы.

Довольно часто зеркальные фотоаппараты продаются без объектива (Body или на фотожаргоне – «тушка»). Но также часто фотоаппарат комплектуют относительно недорогим универсальным объективом. Такой комплект называется кит (от англ. kit – набор или комплект). «Китовый» объектив, как правило, имеет среднее качество и не позволяет использовать все возможности камеры.

Поэтому для съемки в различных жанрах приходится покупать и использовать различные объективы. Объективы высокого качества, позволяющие полностью использовать потенциал матрицы, стоят очень дорого.

И, наконец, появившийся не так давно новый тип фотоаппаратов: беззеркальные камеры со сменной оптикой. Или их еще называют системными. Этот тип фотоаппаратов имеет сенсор, меньший или такой же по размерам, как и у зеркальных камер, но не имеет механизма визирования с использованием зеркала и пентапризмы, что позволяет значительно уменьшить их размеры. Именно малые габариты и возможность непосредственной наводки на резкость с помощью ЖК-дисплея или электронного видоискателя, а также качество изображения, не уступающее зеркальным камерам и возможность менять объективы, объясняют растущую популярность этого класса камер.

Однако компактность также имеет свои минусы: это и трудность быстрого управления камерой, что особенно актуально в репортажной, спортивной и праздничной съемке, и сложности при работе с тяжелыми объективами. Стоимость таких фотоаппаратов сравнима с ценой зеркалок любительского уровня. 

Фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими. Возможно, вам приходилось слышать о полупрофессиональных камерах. Сразу вас расстрою — таких не существует. Точнее, они есть — в маркетинговых мозгах полупродавцов в их полумагазинах :))). Нельзя быть наполовину художником или наполовину инженером. Полуврач Романенко, правда, стал героем сериала «Интерны», но у него вы точно не захотите лечиться. Итак — фотокамера или профессиональная, или любительская! Чем они отличаются? Любительские камеры отличаются от профессиональных по основным характеристикам: набор выдержек, набор функций, размер и качество матрицы, эргономика, ресурс кнопок и количество срабатываний затвора, скорость серийной съемки, пыле-влагозащищенность, запись на несколько карт памяти. 

Отличия будут в следующем: затворы профессиональных камер рассчитаны на большее количество срабатываний, корпус у них сделан из металла (обычно из титана), поэтому он более прочный и тяжёлый, ими можно снимать в любую погоду, у них более ёмкий аккумулятор, а видоискатель с почти 100% захватом изображения, и ещё добавлены функции, которые и профессионалу то могут не всегда понадобиться, например, выдержка 1/8000 с. Профессиональные камеры оснащены мощными и быстрыми системами фокусировки и процессорами обработки изображений. Большинство управляемых функций для быстрой смены режимов съемки вынесено на кнопки корпуса камеры, а не в меню, как у любительских камер. Некоторые профессиональные камеры не имеют встроенной вспышки, т.к. подразумевается съемка со внешней «по умолчанию» в руках профессионального фотографа (о недостатках встроенных вспышек мы поговорим в одном из наших следующих уроков).

Мы уже упомянули выше о матрицах — теперь немного подробнее об их физических размерах (не путайте с количеством пикселей). Это важнейшая характеристика фотокамеры! Именно от матрицы зависит примерно 30% качества ваших фотоснимков.

Матрицы (сенсоры) бывают разных физических размеров и это очень важно, так как чем она меньше, тем хуже будет изображение. Полноформатной матрицей («full frame») принято считать размер кадра узкоплёночного фотоаппарата – 24 х 36 мм. Уменьшение размера матрицы принято считать в кратностях к полному формату, и называется это «кроп-фактор». 

Так, если матрица меньше полноформатной на 1/3, то говорят, что эта камера имеет кроп, равный 1/3. Это нужно учитывать при выборе объективов к камере, так как они будут отличаться. Объективы, предназначенные для фотокамер с кропом 1/3 и 1 (то есть с полноформатной матрицей) нельзя поставить на камеру с кропом 1,5 или 2/3. Кроме того, реальное фокусное расстояние большинства объективов будет равно фокусному расстоянию, написанному на объективе, помноженному на этот кроп-фактор. Попросту, если вы поставили на камеру с кропом 1,5 объектив с фокусным расстоянием 50 мм, то реальный фокус получается 75 мм (был «нормальный» — стал «портретный»). 

Размер матрицы также влияет на такой художественный прием съемки, как размытие фона (боке). Не вдаваясь в подробности, запоминаем — чем меньше размер матрицы, тем больше глубина резкости — ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) и меньше шансов получить боке.

Цена фотокамеры напрямую зависит от размера применяемой в ней матрицы — чем больше размер на одну градацию, тем цена камеры, обычно, возрастает на порядок. 

У матриц есть и другие важные характеристики, по которым они сильно отличаются, к примеру, некоторые сильно «шумят» при низкой освещённости, то есть в условиях плохой освещённости появляется хорошо заметный цифровой шум. Шум может появляться и в другой ситуации, например, при установке чувствительности (ISO) от 400 ед. и выше, или при длительной выдержке. 

Размер матрицы, безусловно, очень важная характеристика камеры, но не всеобъемлющая. Так, при одном и том же количестве пикселей картинка у камеры с большим кропом (меньшим размером) будет заметно хуже картинки камеры с меньшим кропом. Т.е важна плотность пикселей. Подробнее об этом, если вам будет интересно, рассказано на нашем сайте тут.

Эти характеристики, пожалуй, самые важные в цифровых камерах, но существуют и другие, которые в определённых ситуациях могут оказаться важнее. Если снимать какие-либо быстро меняющиеся события, то очень важна скорость обработки и записи кадров, а так же наличие у камеры возможности записи файлов в RAW формате (мы позже поговорим о форматах записи фотоснимков). Для тех, кто снимает в студии с профессиональными вспышками важно, чтобы камера могла синхронизировать работу своего затвора с этими вспышками, а это могут далеко не все камеры. 

Ну вот и всё о типах фотоаппаратов, если коротко. Надеюсь, понятно и не очень утомительно. Продолжим?

Вы уже несомненно обладаете цифровой фотокамерой, но эта информация будет для вас полезной, поскольку возможно в недалеком будущем вы задумаетесь о ее смене на более продвинутую модель. А может вы все еще стоите перед выбором — как же из всего этого разнообразия выбрать именно тот фотоаппарат, который нужен именно вам?

Приведенные ниже критерии выбора цифровых фотокамера основаны на личном опыте. Итак, прежде чем приобретать цифровую фотокамеру, рекомендуем ответить на следующие вопросы и принять соответствующее решение:
1. Что именно предстоит фотографировать? 
2. Каковы насущные потребности в фотографии? 
3. Насколько велик опыт фотографирования и работы на компьютере? 
4. Есть ли у вас фотооборудование конкретного бренда? 
5. Какие минимальные требования к характеристикам? 
6. Какие средства могут быть выделены на приобретение? 

Рассмотрим теперь эти критерии подробнее. 

1. Что именно предстоит фотографировать 
Прежде чем приобретать фотокамеру, необходимо решить, как она будет использоваться. Такое решение позволит сузить поиск. Фотокамеру можно использовать для съемки торжеств по случаю дня рождения, а также во время семейного отдыха или спортивных состязаний. В деловой сфере с помощью фотокамеры делаются снимки для каталогов или информационных листков. Фотожурналисты пользуются фотокамерой для получения снимков, предназначенных для агентств новостей и периодических изданий. Фотокамерой можно снимать флору, фауну и пейзажи окружающей природы, делать снимки для фотовыставок или репродукции музейных экспонатов. А страстному фотолюбителю просто нужна хорошая фотокамера для раскрытия собственного творческого потенциала. Все перечисленные выше примеры применения требуют выбора разных типов цифровых фотокамер. Поэтому, зная заранее конкретное назначение фотокамеры, можно существенно сузить поиск среди наиболее подходящих для выбора моделей. 

2. Оценка конкретных потребностей в фотографировании 
Вследствие того, что качество цифровых фотокамер, а значит, и снимков, постоянно растет, а цены на фотокамеры становятся доступными, целесообразно критически оценить насущные потребности в фотографировании. В частности, рекомендуется приобретать цифровую камеру, способную не только удовлетворить эти потребности, но и дающую возможность совершенствоваться в цифровой фотографии по мере ее освоения. Приобретая цифровую фотокамеру «с запасом», вы извлечете из нее больше пользы в долгосрочной перспективе. Хотя при этом не следует слишком увлекаться.

3. Насколько велик опыт фотографирования и работы на компьютере 
После того как будет определено, какие именно фотографии требуются и что предполагается дальше с ними делать, необходимо критически оценить собственный уровень подготовки. При этом рекомендуется принять во внимание следующее: насколько регулярными были занятия фотографией, какими фотокамерами приходилось снимать, насколько удалось овладеть терминами, понятиями и принципами фотографии и работы на компьютере. Все эти факторы также должны оказывать влияние на выбор типа цифровой фотокамеры.  Приобретать следует такую фотокамеру, которая максимально отвечает уровню подготовки ее будущего владельца. Выбирая, например, между моделью компактной камеры с расширенными возможностями и зеркальной цифровой фотокамерой, необходимо выяснить для себя, насколько часто ею придется пользоваться. Если это будут лишь эпизодические выходы с фотокамерой на природу, то лучше всего остановить свой выбор на компактной модели, поскольку ее легче освоить. Если в дальнейшем предполагается серьезное увлечение фотографией, то накопив ценный опыт фотографирования, впоследствии перейти на зеркальную цифровую фотокамеру. 

4. Применение существующей съемочной аппаратуры 
Принять решение о приобретении цифровой фотокамеры намного проще, если вы уже имеете в своем распоряжении фотокамеру конкретного производителя, набор объективов, фотовспышку или другие принадлежностей. Следует помнить, что большинство аксессуаров различных брендов- вспышки, объективы, пульты и триггеры — нельзя применять на камерах фирм-конкурентов.

Если же вы впервые приобретаете камеру, к которой, для раскрытия всех ее возможностей, необходимо приобретать множество оборудования — следует оценить доступность на рынке и цену этих аксессуаров.

5. Определение минимальных требований 
Прежде чем отправляться на поиски фотокамеры и сравнивать цены, необходимо выяснить минимальные требования к ней с учетом конкретных потребностей в фотографировании. 
При этом необходимо серьезно определить обязательный набор свойств фотокамеры. Определяющие свойства фотокамеры: 
• Размер матрицы и разрешение в мегапикселях — какие требуются?  Мы уже выше рассмотрели этот важнейший вопрос.
• Возможности объектива — несменный или сменный объектив, насколько должно изменяться его фокусное расстояние и можно ли использовать фильтры и насадки на объектив для съемок крупным планом и под широким углом зрения?
• Возможности экспонирования — требуется ли полностью автоматическая установка экспозиции или она должна допускать возможность ручной установки?

Рабочие характеристики фотокамеры:
• Время реакции — насколько быстро фотокамера реагирует на нажатие кнопки спуска затвора и как быстро можно делать снимки (на сайте есть статья, подробно раскрывающая этот момент)? 
• Срок службы и стоимость батареи питания — на какое количество снимков хватает одного заряда батареи питания, насколько она дорога и допускает ли перезарядку?
• Непрерывная съемка — требуется ли съемка в быстрой последовательности?
• Габариты — насколько важны компактность и малый вес фотокамеры?
• Качество объектива. Именно с объектива начинается отображение реального мира в фотокамере. Поэтому его оптика главным образом (порядка 70 процентов) определяет качество изображения. 
Плохая оптика, не позволяющая эффективно фокусировать изображение на чувствительном элементе или обусловливающая хроматическую аберрацию либо нерезкость изображения, способна свести на нет качественные показатели всех остальных компонентов. Если при выборе фотокамеры первостепенное значение имеет качество изображения, экономить на дешевом объективе нецелесообразно.
• Разрешение в пикселях. Этот показатель производители цифровых фотокамер рекламируют больше остальных ее характеристик. Правильнее говорить о плотности пикселей. Если вам сложно разобраться по указанной выше ссылке — почему и как влияет этот параметр на качество снимков, то просто запомните, что не следует гнаться на безумным количеством МП в характеристиках, которыми упакованы матрицы фотокамер в угоду маркетологов.
• Скорость начальной загрузки. После включения фотокамеры требуется некоторое время для начальной загрузки системы управления и появления сообщения о готовности к работе. В разных моделях фотокамер это время может составлять от считанных миллисекунд до нескольких секунд. И хотя ожидание готовности цифровой фотокамеры к работе в течение нескольких секунд может показаться на первый взгляд не столь существенным, в силу именно этого обстоятельства может быть упущен решающий момент съемки. 
• Время задержки спуска затвора. Это свойство цифровых фотокамер вызывает больше всего нареканий со стороны опытных пользователей. Данная задержка представляет собой время между нажатием кнопки спуска затвора и фактическим получением снимка. 
• Скорость записи. Во время съемки цифровой фотокамерой данные, собираемые датчиком изображения, должны быть обработаны перед тем, как оно будет записано на карту-носитель цифровой информации. Продолжительность данной операции также влияет на время готовности фотокамеры к съемке следующего кадра. Для ускорения процесса записи данных здесь применяется ОЗУ в качестве буферной памяти, где снимки временно хранятся перед обработкой и записью на карту. Это дает возможность сделать больше снимков, в то время как обрабатываются предыдущие. Объем такой буферной памяти, формат изображения и файла, в который оно записывается, а также скорость записи на карту памяти и определяют время готовности фотокамеры к съемке следующего кадра. 
• Частота пакетов. От объема упомянутой выше буферной памяти зависит и частота пакетов в фотокамере. Она определяет, сколько снимков может быть выполнено подряд, прежде чем фотокамере придется сделать паузу для записи данных на карту памяти. Этот показатель следует учитывать, если предполагается использовать режим непрерывной съемки. 
 • Непрерывная съемка (число кадров в секунду). Если фотографирование связано со спортом или журналистикой, в таком случае решающее значение имеет число снимков, которое может быть сделано цифровой фотокамерой в секунду. Данное свойство полезно даже для фотолюбителей, поскольку дает возможность делать ряд последовательных снимков подвижных объектов съемки. Большей скоростью обладают профессиональные модели зеркальных цифровых фотокамер. 
• Видоискатели. Наряду с объективом с переменным фокусным расстоянием и разрешением в мегапикселях важную роль играет и видоискатель. Поэтому следует учитывать его возможности при выборе фотокамеры. А поскольку во время съемки приходится уделять немало времени выбору композиции снимков с помощью видоискателя, рассмотрим различные типы видоискателей и их свойства, на основании которых можно сделать правильный выбор. 

• Видоискатели на ЖКИ. Внимания заслуживают все цифровые фотокамеры, оснащенные экраном ЖКИ. А в некоторых моделях такой экран выполняет дополнительную функцию видоискателя, позволяя просматривать композицию до ее съемки. Экраны ЖКИ многих фотокамер поворачиваются и наклоняются с помощью шарнирного соединения с корпусом. Главный недостаток экранов ЖКИ состоит в том, что на них практически ничего не видно при ярком солнечном свете. Также экраны ЖКИ потребляют значительное количество энергии батареи.

• Оптические видоискатели. Оптические видоискатели следует рассматривать в качестве важного компонента цифровой фотокамеры. Необходимо принять во внимание яркость, четкость и неискаженность изображения. Ряд моделей фотокамер снабжены колесиком наведения на резкость для точной фокусировки видоискателя. Те, кто носит очки, могут скомпенсировать недостатки своего зрения с помощью рукоятки наведения на резкость.

 • Режимы сцен. Во всех цифровых фотокамерах имеются автоматические или программно устанавливаемые режимы, существенно упрощающие установку правильной экспозиции. В некоторых моделях есть также режимы сцен, которые устанавливаются в особых случаях, когда стандартное экспонирование фотокамеры может дать неверные результаты. К типичным режимам сцен во многих фото камерах относятся портрет, ночной портрет, пейзаж, пляж/снег, крупный план, задняя подсветка, спорт и фейерверк. Режимы сцен существенно экономят время тех фотолюбителей, что делают лишь первые шаги в фотографии. Более опытным фотографам рекомендуется выбирать камеры с наличием ручных настроек экспозиции.
• Показатель ISO. Он определяет чувствительность датчика изображения к свету.
Аналогичный показатель определяет светочувствительность пленки. Для компактных фотокамер он находится в пределах от 50 до 400 единиц, причем во многих моделях автоматически устанавливается наилучший показатель для данного типа фотокамеры. Чем совершеннее модель, тем выше этот показатель. Так, у некоторых зеркальных цифровых фотокамер показатель ISO доходит до 1600 или даже 6400 единиц. Поэтому если предполагается съемка в зависимости от имеющихся условий освещения, либо фотографирование подвижных объектов при слабом освещении, в таком случае необходимо обратить внимание на фотокамеру с высокой светочувствительностью по стандарту ISO. Хотя некоторые фотокамеры обладают повышенной светочувствительностью при более низком разрешении. Поэтому рекомендуется выбирать фотокамеры, допускающие установку большого показателя ISO при максимально высоком разрешении. 
 Следует, однако, иметь в виду, что чем выше светочувствительность по стандарту ISO, тем заметнее помехи на снимке — шумы. 
• Выдержка и диафрагма. Во многих цифровых фотокамерах могут быть выбраны полуавтоматические режимы установки преимущественно диафрагмы или выдержки. 
 Они позволяют частично установить требуемую экспозицию, а остальное сделает сама фотокамера. В режиме установки, преимущественно диафрагмы, регулируется количество света, которое проходит через объектив, а выдержка определяется фотокамерой автоматически. Напротив, в режиме установки преимущественно выдержки регулируется измеряемая в долях секунды продолжительность экспонирования светом чувствительного элемента ПЗС или КМОП, а диафрагма определяется фотокамерой автоматически.  Разные режимы выдержки позволяют улучшить качество изображения или добиться конкретных визуальных эффектов. 
• Коррекция экспозиции. Если анализ полученного изображения по гистограмме (этому параметру мы уделим особое внимание — отдельный урок) на экране ЖКИ показывает, что оно оказалось слишком светлым или, наоборот, слишком темным, коррекция экспозиции позволяет отрегулировать экспозицию и сделать повторный снимок, не прибегая к специальному расчету диафрагмы или выдержки. Такая коррекция, как правило, осуществляется с приращением числа диафрагмы на треть или половину, в результате чего в большей или меньшей степени изменяется экспозиция. Так, если снять человека, стоящего рядом с окном, и на экране ЖКИ его лицо окажется слишком темным, то в результате коррекции можно увеличить экспозицию снимаемой сцены.
• Крепление штатива. Несмотря на то что крепление штатива не имеет непосредственного отношения к элементам управления экспозицией, оно позволяет установить фотокамеру в устойчивом положении для съемки с большой выдержкой. 
Необходимо лишь убедиться в том, чтобы резьба такого крепления была металлической, а не пластмассовой.
• Конструкция и эргономика. Это последние, но не менее важные факторы, определяющие выбор цифровой фотокамеры. Ведь если нужно много снимать, камеру придется часто держать в руках, носить на шее или через плечо и прикладывать к ней свой глаз. Удачная конструкция и эргономика определяют удобство эксплуатации, а следовательно, и удовольствие от использования фотокамеры. Несмотря на распространенность приобретения фотоаппаратов через Интернет, по-настоящему оценить возможности фотокамеры можно, только взяв ее в руки и проверив в работе. 
Камера должна иметь плавные, округлые формы, чтобы ее было удобно держать в руках. В то же время поверхность ее корпуса должна допускать прочный и устойчивый захват пальцами. Так, конструкция зеркальной цифровой фотокамеры должна иметь удобный захват справа от объектива, чтобы пальцы свободно располагались на ее корпусе. 
Необходимо также проверить надежность крепления крышек для батареи питания и носителя цифровой информации, оценить вес и габаритные размеры фотокамеры.
Малый вес важен для компактных фотокамер, а для фотокамер более высокого класса, напротив, даже полезен дополнительный вес, поскольку это повышает их устойчивость во время съемки.
 Насколько удобно смотреть в фотокамеру. Поднесите фотокамеру к глазу и оцените, насколько удобно смотреть в видоискатель. Кроме того, необходимо проверить резкость, яркость и удобство просмотра изображения в видоискатель и отображения буквенно-цифровой информации (не отвлекает ли последняя от просмотра самого изображения). Убедитесь также в том, чтобы фотокамера удобно прилегала к лицу во время съемки. 
Доступность органов управления фотокамерой. Изучите расположение органов управления фотокамерой, убедившись в его рациональности и удобстве для работы. Если органами управления фотокамеры пользоваться неудобно, приобретать ее не рекомендуется. Просмотрите все пункты меню, обратив внимание на логичность их организации, удобство чтения текста и ясность наименования разных свойств. Кроме того, следует проверить, насколько быстро выбираются самые важные режимы работы, включая отображение гистограмм или выбор режимов сцен, а также оценить режимы воспроизведения на предмет простоты просмотра изображений. Большинство моделей обеспечивают быстрый просмотр изображения — через несколько секунд после его получения, а некоторые из них даже позволяют установить продолжительность отображения снимков на экране ЖКИ. Необходимо также проверить возможность изменения масштаба изображения, его прокрутки для оценки резкости снимка и правильности составления композиции, а также фиксации изображений во избежании их случайного удаления. 

6. Какую модель можно себе позволить 

После того, как поиск будет сужен до конкретного типа фотокамеры, производителя и выбраны ее основные свойства, необходимо рассчитать затраты. За последнее время цены на цифровые фотокамеры стали доступнее, хотя профессиональные модели по-прежнему стоят довольно дорого. Если вы выбрали камеру со сменной оптикой, то необходимо также учесть стоимость будущих покупок дорогостоящего парка оптики и аксессуаров для творческой фотографии — вспышки, штатива, фильтров и т.д. 

Теперь, когда вы более четко представляете ваши потребности — выберете 2-3 фотокамеры определенного производителя.  Еще раз оцените их характеристики, эргономику, стоимость. И примите окончательное решение. 


Итоги занятия:

Итак, мы рассмотрели основные типы фотокамер, их характеристики. Узнали немного о сенсорах и мегапикселях, и как выбрать фотокамеру из всего этого разнообразия.

Практическое задание:

1. Внимательно изучить термины, упомянутые в уроке, и постараться их запомнить. В дальнейшем мы будем часто их использовать в своих уроках. Для этого на сайте также есть глоссарий. 

2. Представить, что перед вами стоит вопрос о покупке фотокамеры, провести оценку ваших потребностей, сделать выбор и рассказать об этом мучительном процессе и его результатах на форуме.

Там же мы можете задать вопросы по изложенному материалу. 


В следующем уроке №3: Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Что такое светосила объектива. Уход за объективами. Фикс или зум-объектив? На что обратить внимание при выборе и покупке фотооптики. Светофильтры.

dphotoworld.net

Классификация цифровых фотоаппаратов

14 лет назад 14 ноября 2005 в 2:58