Разное

Картины с горизонтальной композицией: Композиция картины. Примеры разбора композиции

Композиция картины. Примеры разбора композиции

Эту часть урока посвятим разбору композиций — посмотрим, как устроены картины Брейгеля, Босха, Серова, а также немного поговорим о японских гравюрах и сравним их с работами европейских художников.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Анастасия Мамаева

Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу, 1565

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Валентин Серов. Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлово осенью на псовую охоту, 1900

🤴 Работа Серова «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной» изначально была написана в качестве иллюстрации для многотомного издания «Царская охота на Руси»», но постепенно вышла за его пределы и теперь рассматривается как самостоятельная и значительная работа Серова.

🔎 С одной стороны, это историческая картина, причем конкретный исторический момент изображен тут очень точно, в мелких деталях, не только внешне, но и внутренне — Петр переживает влюбленность в Елизавету и смотрит прямо на нее, тогда как Елизавета смотрит вперед.

🔍 С другой стороны, Серов использует новый подход к истории, характерный для рубежа веков. Этот подход активно практиковали художники «Мира искусства» — создается не масштабное серьезное полотно с важным историческим событием, а показывается всего один, будто бы совершенно незначительный момент, секунда из жизни.

💭 В таком подходе есть философия, хоть он и может казаться легкомысленным. Это философия краткосрочности жизни, где вся жизнь лишь мгновение. Сегодня герои «въехали» на историческую сцену, а через секунду уже пропали.

📐 Теперь перейдем к композиции, которая призвана раскрыть сюжет. Все строится на мощных диагоналях, горизонталей почти нет — даже линия горизонта разбита вертикалями строений. Основная диагональ идет практически из угла в угол, отмечая мощное движение всадников.

Здесь есть ритм. Два всадника, в схожем костюме, в почти одинаковых позах, стремительный бег борзой повторяет движение лошадей. Также прослеживается и колористический ритм — художник использует сдержанную гамму серовато-перламутровых оттенков и полутонов. Эти цвета Серов часто использует в пейзажах, но здесь чередование белых, черных и промежуточных цветов создает дополнительную динамику.

➡️ Движение идет слева направо, что дополнительно ускоряет его темп. Работа с планами еще больше усиливает эффект движения. Серов делает передний план размытым, будто зритель тоже проносится мимо, глядя на мир глазами главных персонажей. А задний план прописан довольно четко, видно избы и детали пейзажа — на быстрой скорости мы видим только то, что находится вдали.

🪑 Посмотрим на еще один интересный композиционный прием Серова. На переднем плане в левом углу картины изображены два путника. Между ними и борзой есть небольшое пространство — это можно рассматривать как «точку входа в картину», место для зрителя.

🦅 В работе есть и символизм, что характерно для той эпохи.

Над церковью изображены силуэты черных птиц, которые ассоциируются в первую очередь с воронами. Эти стаи в небе — недобрый знак. Петр действительно умрет очень молодым, не дожив до совершеннолетия.

1. Утагава Хиросигэ. Лист № 30. Сливовый сад в Камэйдо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
2. Ван Гог. Цветущая слива (копия Хиросигэ), 1887
3. Утагава Хиросигэ. Лист № 57. Окрестности храма Тенджин в Камейдо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
4. Клод Моне. Японский мостик (Пруд с водяными лилиями), 1899
5. Утагава Хиросигэ. Лист № 90. Вечерний вид Сарувакачо, серия «Сто знаменитых видов Эдо», 1856–1858
6. Клод Моне. Бульвар Капуцинок, 1873

Работы Гоё Хасигути:

1. Женщина, моющая волосы, 1920

2. Умывающаяся женщина, 1920
3. Женщина после купания, 1915
4. Красавица в халате, 1920

Работы европейских художников:

5. Эдгар Дега. Женщина в ванне, 1884
6. Эдгар Дега. Причесывающаяся женщина, около 1885
7. Альфонс Муха. Жисмонда, 1894–1895

Классическое японское искусство пришло из Китая, но постепенно начало отходить от первоисточника и эволюционировать. В 19 веке в Японию постепенно проникают европейские идеи, которые тоже влияют на искусство.

☝️ Главное отличие европейского искусства от восточного — его концентрация на человеке, человек — венец природы. В восточном искусстве мир без человека идеален и гармоничен, человек нарушает гармонию природы. Поэтому пейзаж был главным жанром в древнем китайском и японском искусстве.

✔️ Японские художники создавали образ идеального космического порядка,

а не конкретные изображения конкретных мест, как было принято в европейском искусстве. В ранних японских работах обязательно присутствовали элементы мужского начала (суша, земля, горы) и женского (вода, туман).

✍️ Постепенно появляется новый жанр — гравюра укиё-э, картины изменчивого мира. Жанр считается городским, люди начинают играть в нем более заметную роль. В гравюрах можно выделить несколько поджанров. Мы рассмотрим два из них: пейзажи и красавиц.

🔀 Японская гравюра также активно проникала в Европу, как и европейские течения на восток. Одними их первых ценителей стали импрессионисты и постимпрессионисты. Например, работы Хиросигэ копировал Ван Гог, ими вдохновлялись многие другие художники.

📐 Композиция гравюр обычно очень сдержанная — японское искусство само по себе очень лаконично. Но здесь работают все те же принципы: правило третей, горизонтали и диагонали, ритм, планы.

1️⃣ Начнем с пейзажей. В работе «Сливовый сад в Камэйдо» мы видим ствол дерева крупным планом. Интуитивно это воспринимается как взгляд конкретного человека, будто бы зритель стоит в непосредственной близи и с необычного ракурса наблюдает за цветением сада на среднем плане. А на дальнем плане уже можно увидеть небольшие фигурки людей.

▪️ В картине горизонтали и вертикали заметно преобладают над диагоналями — японское искусство вообще более статично.

▪️ Японские художники — мастера ритма. В работе «Сливовый сад» чувствуется и сложный ритм переплетённых веток, и дробный ритм белых цветов, которые по мере удаления от зрителя превращаются в точки.

2️⃣ Красавицы — это классический жанр японского искусства. Эти работы можно сравнить с серией картин Дега с его ухаживающим за собой женщинами. У Дега более свободные раскрепощенные позы, он пишет не позирующих женщин, а подсмотренные эпизоды. Отсутствие позирования нивелирует эротику обнаженного тела.

👩 Японские работы более сдержаны, позы женщин канонические. С точки зрения композиции женские фигуры состоят из овалов, а условная обстановка вокруг наоборот наполнена углами, линиями, легкими диагоналями. Такое противопоставление усиливает ощущение мягкости женского тела на «колючем» фоне.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500–1510

Ответ на задание.

➡️ Почти во всех работах на тему «Благовещение» Мария находится справа. Зона справа подсознательно воспринимается нами как более значительная и весомая. Мария — главная героиня сюжета, именно от ее решения зависит рождение будущего Спасителя. К тому же при таком расположении даже легкое движение ангела будет интуитивно считываться как более выразительное благодаря направлению слева направо.

▪️ Расположение Марии слева мы видим в картине Джона Кольера. Он переносит сюжет Благовещения в современные реалии, теперь он «читается» скорее как встреча обычной девочки, которая возвращается из школы, с чудом явления ангела.

▪️ Мария обычно находится слева в индийских и китайских изображениях на эту тему.

⚖️ Во всех работах присутствует композиционный баланс между общей статикой момента (вертикали и горизонтали) и напряженной внутренней динамикой духовного общения (легкие диагонали). Почти все художники используют мотив арки в архитектуре, а у Мурильо арку образуют ангелы-путти. Округлое завершение смягчает происходящее и подсознательно ассоциируется с небесной сферой.

▪️ Кольер вводит в свою работу мотив каннелюры — ребристые пилястры на фасаде дома. Это напоминает о классических греческих колоннах, и связывает современную работу с классической живописью.

В каждой работе индивидуальная ритмическая организация. У Фра Беато Анджелико это контраст: общее лаконичное решение контрастирует со сложным ритмом драпировок главных героев и подчеркивает сложность их внутреннего мира при внешней простоте. Подобным приемом пользуется и Танеер: бедность жилища Марии и сложнейший ритм складок ее одежды и покрывала.

▪️ Бёрн-Джонс играет на контрасте между Марией и ангелом. Одежды и крылья ангела (а также дерево, на фоне которого он изображен) имеют чрезвычайно сложный ритмический рисунок — он посланник Бога, ему ведомо все. Мария же, напротив, уподоблена беломраморной античной статуе — она абсолютно совершенна и цельна.

▪️ Мурильо строит ритм на подобии форм — нежность и юность главных героев акцентируются многочисленными пухленькими ангелочками вокруг. Ритм их одежд мягкий. К подобию форм прибегает и Кольер. У него много вертикалей: жизнь обычной девочки вдруг оказывается напрямую связана с Богом.

1. Фра Беато Анджелико. Благовещение, 1441 (фреска в монашеской келье, Флоренция)
2. Бартоломео Мурильо. Благовещение, около 1660 (Эрмитаж)
3. Эдвард Бёрн-Джонс. Благовещение, 1876
4. Генри Оссава Танеер. Благовещение, 1896
5. Джон Кольер. Благовещение, 2000

6. Благовещение. Индийская икона, 18 век
7. Благовещение. Китайская икона, 18 век

Мы подготовили несколько книг для тех, кто хочет углубится в тему прошедшей недели.

📕 Ольга Голубева. Основы композиции
Учебное пособие, где автор на конкретных примерах картин показывает, как работают основные законы композиции, как художники создают художественный образ, какими средствами гармонизации композиции пользуются.

📗 Сергей Даниэль. Искусство видеть
Автор рассказывает об особенностях колорита, композиции, различных техниках живописи на примерах полотен знаменитых европейских и русских художников.

📘 Юрий Герчук. Основы художественной грамоты
В доступной и увлекательной форме автор рассматривает проблемы художественного творчества, опираясь на фундаментальные законы искусства, выясняя смысл и характер выразительных средств.

Весь урок мы говорили о композиционных приемах в живописи. Пора подвести итоги и выделить главное.

📏 На наше восприятие картины влияет композиция, масштаб и форма. Самый распространенный масштаб — средний, примерно от 50 сантиметров до 2 метров по одной стороне. Работами малого масштаба считаются картины альбомного формата или еще более мелкие — миниатюры. Работы крупного масштаба — это 1,5–2 метра по одной стороне.

🪧 Базовой формой картины можно считать прямоугольник, в него можно вписать практически любой сюжет. Прямоугольный холст считается классическим, если соотношение сторон не больше, чем 1:2. Фигуры с большей разницей считаются вытянутыми прямоугольниками. Такие работы уже сложно охватить одним взглядом, вытянутая форма заставляет скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно.

↕️ Если прямоугольник вытянут по горизонтали, то это какой-то развивающийся (обычно слева направо) сюжет. Работы, вытянутые по вертикали, чаще всего читаются снизу вверх, и вызывают ощущение торжественности, монументальности, возвышенности. Такая форма часто используется для изображения чего-то божественного или контакта земного и небесного.

🔲 Еще одна привычная форма — квадрат. Он сложнее прямоугольника, потому что подходит скорее для статических композиций. Классическая квадратная форма интуитивно стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя.

🔄 Круг, или тондо — сложная для художника форма. Круг ассоциируется с вращением, поэтому художники часто пытаются зафиксировать круглую форму активными горизонталями и вертикалями внутри композиции. Овал — более легкий вариант круга, так как в фигуре уже есть фиксация и ориентация.

↔️ Композиции можно разделить на статичные и динамичные. Статичные композиции показывают что-то спокойное, «зафиксированное» и строятся на основе горизонталей и вертикалей (линии могут присутствовать в работе как по отдельности, так и одновременно). Динамичные композиции используются для передачи движения, скорости, драматичности сюжета — тут основой служат диагональные линии.

▪️ Чаще всего в работах сочетается сразу несколько видов линий. За счет преобладания того или иного компонента движение, драму и статику в картине можно «регулировать».

#️⃣ Важный аспект организации композиции внутри картины — золотое сечение. В живописи часто применяют упрощенный вариант — правило третей. Это деление на 9 частей. По линиям третей и их пересечениям можно выстроить композицию картины, кадра или другого произведения искусства, рассчитать оптимальное расположение предметов или объектов.

🌅 Еще одна важная часть композиции картины — линия горизонта. В классическом варианте линия горизонта располагается в средней трети картины. Это позволяет чувствовать себя примерно в том же положении в пространстве, что и художник. Линия горизонта в нижней трети создает ощущение, что зритель смотрит на мир с низкой точки, а перед ним изображено нечто величественное и торжественное. Линия горизонта в верхней трети позволяет максимально акцентировать внимание на происходящем внизу.

🔎 На построение и восприятие картины влияет активный план. Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона. Акцент, смещенный на передний план «включает» зрителя в картину. Перенос самого важного на задний план помогает по-новому взглянуть на сюжет — зритель интуитивно ищет раскрытия сюжета на среднем плане картины.

Еще один важный прием организации полотен — ритмичность. Ритм позволяет гармонично встроить в картину множество деталей и помогает облегчить восприятие зрителю. Самый узнаваемый вид ритмичности основан на повторении одной и той же формы. Более сложные варианты могут быть основаны на подобии форм (разных вариациях одного элемента), на контрасте форм или на колорите.

курс Level One

Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Линии в композиции. Как направления на фото влияют на его восприятие? | Образование | Общество

Сергей Светлов

Примерное время чтения: 4 минуты

1146

АиФ на Даче № 17. Всё о плодово-ягодных кустарниках 10/09/2019

Различная направленность линий вызывает разные эмоциональные ощущения. Об этой особенности зрения знали древние художники, которые использовали линии для усиления эмоционального воздействия своих картин. Эти же принципы композиции используют и современные фотографы.

Вертикальные линии ассоциируются со стволами деревьев, с чем-то мощным, надёжным, монументальным. Даже тонкий росток винограда на фоне деревянного забора воспринимается как крепкое и энергичное растение 

Горизонтальные линии вызывают ощущение расслабленности, спокой­ствия, постоянства. Наиболее распространённая горизонтальная линия в пейзажных фотографиях – это горизонт. При съёмке не следует допускать частую ошибку начинающих фотографов, когда линия горизонта делит кадр ровно пополам. Изображение воспринимается наиболее гармонично, если горизонт делит кадр на одну треть и две трети. На фото 2 две трети кадра занимают цветники, которые были устроены на Красной площади, и одну треть – небо.

Фото 2. Автор: Сергей Светлов

Диагональные линии придают изображению динамичность, иллюзию движения. Обратите внимание на работу знаменитого советского фото­художника Александра Родченко (фото 3). В изображении превалируют диагональные линии. Это придаёт фотографии экспрессию, ощущение стремительности движения колонн демонстрантов.

Фото 3. Автор: Александр Родченко

Тот же приём можно использовать при съёмке растений (фото 4). Диагональное направление веток абрикоса в совокупности с цветением воспринимается как начало активного роста. Попробуйте мысленно расположить эти ветки вертикально или горизонтально – ощущение «роста» пропадёт.

Фото 4. Автор: Сергей Светлов

Изогнутая линия, или изгиб, – наиболее естест­венная линия в природе: берег моря, тропинка в лесу, русло реки, свод пещеры и т. п. На фото 5 изображён клён ясенелистный. Крона опасно склонилась над пешеходной дорожкой, но, глядя на снимок, зритель не чувствует этой опасности, он видит лишь изящный и необычно изогнутый ствол дерева.

Фото 5. Автор: Сергей Светлов
  • Растения видят нас! Как учёные открыли способность флоры чувствовать свет →
  • Кошки, собаки и лошади чаще страдают от ожирения, чем люди →
  • Гармоничное фото. Как использовать «правило третей» →

советы начинающим фотографам

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Искусство обмана: как создаются и «работают» зрительные иллюзии
  • Откуда стереотип про «построить дом, посадить дерево и вырастить сына»?
  • Что такое барефутинг и почему в метро появилось много босоногих девушек?
  • Собака родила человека-мутанта?
  • Картофельный «Автохром». Как братья Люмьер создавали цветные фото

Новости СМИ2

Композиция с горизонтальной синей линией Картина Корнелиса Винка

Композиция с горизонтальной синей линией Картина Корнелиса Винка | Saatchi Art

View in My Room

Cornelis Vink

Netherlands

Живопись, масло на холсте

Размер: 27,6 Вт x 39,4 ч x 0,8 дня в

. в корзину

пузыриСделать предложение

чек Доставка включена

чек 7 дней гарантия возврата денег

info-circlestar-fullstar-fullstar-fullstar-fullstar-full

Оценка Trustpilot

Признание художника

Художник, представленный в коллекции

О произведении

Геометрическая композиция с синими, белыми, серыми и черными линиями от белого до темно-серого фона. Края работы также окрашены

Детали и размеры

Картина: Холст, масло

Оригинал: Уникальная работа

Размер: 27,6 Ш x 39,4 В x 0,8 Г в

Доставка и возврат

Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Корнелис Винк (1966, Лейден) — голландский художник и биолог, посвятивший себя созданию картин, характеризующихся сильными геометрическими формами в сочетании с яркими цветами. Несмотря на то, что его нынешние работы чисто абстрактны, их можно рассматривать как представление самой жизни. В то время как энергичные цветовые схемы, используемые в большинстве его картин, отражают чудесный, живой хаос природы, ортогональная структура этих картин, кажется, вносит порядок в этот хаос. Этот «порядок» символизирует человеческое стремление организовать и контролировать свое окружение. Таким образом, творчество Винка можно представить как творческий поиск баланса между природой (или свободой), с одной стороны, и «контролем» — с другой. Этот поиск представляет собой фантастическую непрерывную экспедицию, в ходе которой почти в каждой картине открываются новые пути.

Признание художника

Художник, представленный Saatchi Art в коллекции

Тысячи отзывов с пятью звездами

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.

глобус

Global Selection

Исследуйте непревзойденную подборку произведений искусства художников со всего мира.

Гарантия качества

Наша 7-дневная гарантия возврата денег позволяет вам совершать покупки с уверенностью.

Поддержите артиста каждой покупкой

Мы платим нашим художникам за каждую продажу больше, чем другие галереи.

Нужна дополнительная помощь?

Наслаждайтесь бесплатным советом по искусству Свяжитесь со службой поддержки клиентов

Похожие запросы

черныйсинийбелыйортогональныйгеометрическийсерыйсовременныйбары

Mark Tobey | Горизонтальная композиция (1967) | В наличии для продажи

Страница 1 из 2

Страница 1 из 2

Страница 1 из 2

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерное пространство. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Оригинальная литография

6 7/10 × 9 3/10 дюйма | 17 × 23,5 × 0,1 см

Издание 26/125

Работа

Эта работа является частью

Сертификата

Эта работа включает в себя

Продано

Только выставка

Хотите продать работу этого художника? Продать с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 Доступно

  • Портреты художников и скульпторов

    113 Доступны

  • Портреты художников и скульпторов

    113

  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *