Разное

Картинки метод: Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности (Непомнящая Н.И.)

последовательные картинки для дошкольников – описание, плюсы и минусы, игры

Содержание статьи

  • Описание методики
  • Преимущества и недостатки методики
  • Игры на основе методики
  • Лепим глиняный горшок
  • Спросите меня!

Универсальная методика «последовательные картинки», которую психологи часто используют для определения готовности ребенка к школе, может использоваться и родителями в домашних условиях. Она помогает понять, насколько соответствует возрасту уровень интеллектуального развития малыша и вовремя выявить возможные проблемы.

Описание методики

Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.

Работа ребенка с предложенным материалом включает два этапа:

  1. Выстроить в логическую цепочку несколько связанных друг с другом по смыслу, но перемешанных изображений.
  2. Составить связный рассказ, опираясь на картинки.

В зависимости от возраста дошкольника изображений может быть разное количество, обычно от 3 до 6. Педагог раскладывает перед испытуемым карточки и предлагает выстроить их по порядку. В протоколе фиксируется и учитывается при оценке результата несколько параметров:

  • время, которое потребовалось ребенку для составления логической цепочки;
  • количество ошибок;
  • то, как дошкольник сложил картинки и исправил ошибки (при их наличии) — сам или с помощью наводящих вопросов психолога.

Следующая ступень тестирования — составление рассказа по получившейся последовательности. Обычно количество предложений в описании соответствует количеству самих карточек с картинками. Такой результат считается нормальным. Наиболее высокий уровень определяется развернутым рассказом с использованием относительно сложных грамматических конструкций и наличием эмоциональной составляющей (ребенок высказывает свое отношение к описываемым событиям).

Без необходимого уровня развития базовых навыков детям будет сложно осваивать школьную программу. Именно поэтому приведенный метод анализа особенно актуален для дошкольников 6–7 лет.

Тест позволяет оценить сразу несколько параметров, важных для будущего первоклассника:

  • логическое мышление;
  • воображение;
  • речь.

С той же целью применяется и похожая методика «расскажи по картинке». В этом случае используется не комплект разрезных карточек, которые можно перемешать, а готовая последовательность из 4 и более рисунков. Здесь при оценке результатов специалисты обращают основное внимание на активный словарный запас ребенка, подсчитывая количество употребляемых частей речи в различных формах, а также сложных предложений и конструкций.

Преимущества и недостатки методики

Как и любой другой инструмент оценки уровня развития, методика «последовательные картинки» имеет свои преимущества и недостатки. Ее несомненные плюсы заключаются в следующем:

  1. Простота проведения. Найти серию картинок в интернете и распечатать ее не составляет труда ни для педагогов, ни для родителей. Легко подобрать желаемый уровень сложности. Оценить качество выполнения, хотя бы приблизительно, способна любая мама.
  2. Показательность. Тест помогает не только оценить интеллектуальные возможности здорового ребенка, но и выявить возможную задержку в психическом развитии. Если к 6 годам малыш затрудняется в описании картинок даже с помощью наводящих вопросов — это сигнал для родителей, что нужно обратиться к специалисту.
  3. Развивающий эффект. Само по себе выполнение подобных заданий очень полезно для дошкольников начиная с 4 лет. Игры на основе анализа последовательных картинок тренируют те же способности, которые оценивает тест — логику и речь.

Минусы тестирования в основном связаны с человеческим фактором, причем как со стороны испытуемого, так и со стороны проверяющей комиссии:

  1. Искажение результата из-за индивидуальных особенностей ребенка. К 6–7 годам личность дошкольника уже во многом сложилась – у каждого свой характер. Кто-то охотно демонстрирует словарный запас, рассуждая вслух уже на этапе составления логической последовательности, а кто-то с трудом подбирает слова из боязни сделать ошибку или чувствует скованность перед незнакомыми людьми в непривычной обстановке.
  2. Субъективность оценки. Иногда принадлежность к разным поколениям мешает ребенку и психологу прийти к общему пониманию смысла задания. Например, если малыш видел в интернете видео с козами, лазающими по деревьям, или кошками, которые любят купаться, он выдает комиссии соответствующую информацию, которая оценивается старшими как ложная и вызывает сомнения в уровне развития дошкольника.
  3. Неуверенность ребенка. Этот пункт вытекает из предыдущего: часто дети не способны отстоять свою позицию, если взрослый дает понять, что ответ не соответствует его ожиданиям. Поэтому для получения более ясной картины требуется применение и других тестов, например, на способность к обобщению и воображение.

Успешность методики зависит от многих факторов, но в основном она показывает результаты, близкие к объективным, особенно если ребенок является воспитанником ДОУ. Умение вести себя в подобных ситуациях — это тоже очень важная черта формирующейся личности, оно пригодится ребенку уже в первом классе.

Игры на основе методики

Начинать упражнения на основе последовательностей картинок желательно уже в раннем возрасте, дома или в детском саду. Это нужно не столько для того, чтобы подготовиться к тесту, сколько для развития малышей. Для самых маленьких подойдут картинки, изображающие какой-то один предмет, изменяющийся с течением времени: например, цветок, вырастающий из земли, или тающий снеговик.

Лепим глиняный горшок

Упражнение такого типа можно предложить уже 3-летке. Важно, что в этом случае мы проверяем не речь, а только логическое мышление, поэтому историю взрослый рассказывает сам, вписывая ее в само задание:

  1. Разложить перед малышом три карточки, переставив местами, например, две последние.
  2. Предложить ребенку поиграть в гончара, раскладывая соответствующие картинки в правильном порядке: «Сначала лепим сам горшочек, потом делаем ему ручки, а теперь добавляем крышечку».
  3. Перемешать карточки и попросить малыша исправить получившиеся ошибки.

В зависимости от того, с каким успехом ребенок принимает игру, ее следует усложнить или упростить. Если у него пока не получается самостоятельно выстраивать картинки в правильном порядке, нельзя настаивать или каким-либо образом проявлять недовольство.

Чтобы крохе было интереснее выполнять задание, придайте ему игровую форму: придумайте забавное имя гончару, предложите раскрасить горшочек.

Спросите меня!

Игра для старших дошкольников, направленная на развитие речевых навыков. Лучше всего подходит для группы из 3–5 ребят, а взрослый контролирует и при необходимости направляет игровой процесс:

  1. Детям предлагается последовательность из 4–6 картинок, которую они сообща выстраивают в логическую цепочку.
  2. Один из игроков объявляется «учеником», а остальные составляют «комиссию».
  3. Члены «комиссии» поочередно придумывают и задают вопросы «ученику» по 1–2 первым картинкам, на которые он старается ответить. Потом роль водящего переходит к следующему участнику.

Количество картинок нужно рассчитать таким образом, чтобы хватило всем игрокам. Помимо речи упражнение развивает фантазию и коммуникативные навыки, дает полезный опыт легкого стресса, знакомит ребят с новыми ощущениями, подобными тем, которые им предстоят на собеседовании перед школой.

Понимание логического построения, совершенствование навыка составления рассказа по картинкам предшествуют элементам работы с текстом. Уже в начале второго класса ученики должны будут уметь выполнять задания на основе нескольких предложенных абзацев. Поэтому педагоги и психологи придают большое значение методике «последовательные картинки» в подготовке старших дошкольников.

Методика Последовательные картинки для дошкольников

10. 10.2022

Тест на описание серии сюжетной последовательности изображений широко используется в дошкольном образовании. С его помощью можно определить уровень развития интеллекта крохи и оценить соответствие возрастным нормам. Простой и понятный тест позволяет выявить потенциальные проблемы и своевременно принять меры для их устранения.

Содержание:

  • Суть теста
  • Особенности метода
  • Плюсы и минусы методики
  • Примеры игровых упражнений

Суть теста

Главная цель метода – проверить, насколько малыш способен выявлять причинно-следственные цепочки и строить умозаключения. Для этого ребенка просят составить описание серии рисунков, на которых изображены этапы какого-то события.

Тест «последовательных картинок» дает возможность оценить, насколько у дошкольника развиты следующие навыки:

  • логическое мышление;
  • разговорная речь;
  • воображение.

Все эти навыки являются базовыми для первоклассников, без них малышу будет сложно учиться в школе. Поэтому тест на составление рассказа по серии картинок обычно применяется для оценки готовности ребенка к школе.

Особенности метода

Тестирование происходит следующим образом:

  • Малышу предлагают сюжетную серию из трех-шести изображений, расположенных в произвольном порядке (чем младше ребенок, тем меньше картинок в серии).
  • Дошкольнику предлагается расположить все картинки в логически последовательном порядке, 
  • Далее ребенок должен составить по ним рассказ.

Во время прохождения первой части теста педагог фиксирует, как быстро малыш смог разложить все картинки, и количество допущенных ошибок. Также учитывается, исправил ли ребенок ошибки самостоятельно или ему понадобились наводящие вопросы.

На втором этапе оценивается количество предложений в рассказе о том, что нарисовал художник. Минимальная норма – одно простое предложение на картинку. Дети с высоким уровнем развития должны составить развернутое описание использованием более сложных грамматических оборотов и лексики.

Вместо перемешанных картинок малышу могут предложить уже готовую серию из 4+ логически последовательных изображений. В такой ситуации оценивается словарный запас ребенка, умение использовать относительно сложные речевые обороты и грамматические конструкции.

Плюсы и минусы методики

Тест «последовательных картинок» имеет целый ряд преимуществ:

  • универсальность – его могут применять педагоги, психологи и сами родители;
  • простота проведения – не составляет труда найти в интернете сюжетную серию картинок нужного уровня сложности;
  • легкость оценивания – для оценки результата не нужно проводить сложные вычисления;
  • развивающее воздействие – тест можно применять в качестве упражнения на занятиях в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.

Методика «последовательных картинок» используется в работе с детьми 4-6 лет. Оценить уровень выполнения могут и родители, негативные результаты служат сигналом, что требуется помощь специалиста.

Важно понимать, что низкий результат может быть связан с индивидуальными проявлениями характера малыша. Одни дети чувствуют себя свободно и уверенно в незнакомой обстановке, другие стесняются и из-за этого испытывают сложности с построением рассказа. Поэтому в детском саду или дома малыш может показывать хорошие результаты, а в присутствии незнакомого психолога нередко замыкается и молчит.

Еще один недостаток – субъективность оценивания. Психолог и малыш принадлежат к разным поколениям, поэтому между ними возможно недопонимание. К примеру, в Тик-Токе кроха мог видеть ролик с купающимися кошками или видео с козами, которые лазят по деревьям. Такая информация не вписывается в общепринятые понятия, поэтому может стать причиной неправильной оценки уровня интеллектуального развития.

Примеры игровых упражнений

Упражнения на описание последовательности картинок можно предлагать детям трех лет и старше. Для трех-четырехлеток задание заключается в правильном раскладывании простых картинок, составление описания добавляется в более старшем возрасте.

Трехлеткам надо предлагать очень простые сюжеты. К примеру, можно распечатать изображение горшка – без ручек, с ручками, с крышкой.

В возрасте 4-5 лет подойдут серии картинок, изображающих бытовые сценки: утренний подъем, одевание на прогулку и прочее. Шестилеткам можно подобрать более сложные сюжеты, где на картинках имеется больше деталей.

Сюжетные последовательности картинок можно использовать и для групповых занятий с дошкольниками. В игре могут принимать участие три-пять малышей, один из которых будет играть роль «ученика», а остальные будут «комиссией». 

Сначала все вместе выстраивают картинки в логической последовательности, а потом участники «комиссии» задают вопросы «ученику» по первой картинке. Далее роль «ученика» переходит к следующему ребенку. Такой групповой тест развивает не только речь, но также умение работать в команде и коммуницировать с другими детьми, дает опыт преодоления стрессовых ситуаций.

30k+ изображений методов | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

30k+ Method Pictures | Download Free Images on Unsplash
  • A framed photoPhotos 285
  • A stack of photosCollections 747
  • A group of peopleUsers 215

méthode

boisson

ancien

agriculture

aliment

la personne

Floraison

выращивание

Еда изображения и картинкиГерманияВерхняя Франкония

photoHd white wallpapersHq background images

Book images & photoswashingtonunited states

Fruits images & picturesbavariabräuningshof

brasilminas geraisglass

reproringvaginal

healthy foodNature imagesbasket of apples

Coffee imagesdrinkhot chocolate

protectionhormonelong-acting

cupdesign thinkingleuderalbert

food и сбор яблок

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Hd design wallpapersWebsite backgroundsoffice

Vintage backgroundslibrary33°

grazesorthorticulture

usaflmiami

Hd blue wallpapersiudintra-uterine

Dance images & picturesballetPeople images & pictures

Hd grey wallpaperswellnesshybrid performance method

thailandbangkoktaxi

People images & pictureshumanLight backgrounds

Связанные коллекции

Метод развязки

112 photos · Curated by Stacey Miyahara

denouement method stock

153 photos · Curated by Kelleen Chen

The Beauty Method

85 photos · Curated by Alexis Ufland

Food images & picturesgermanyupper franconia

grazesorthorticulture

brasilminas geraisglass

репрорингвагинальный

здоровое питаниеобразы природыкорзина с яблоками

защитагормон длительного действия

еда и напиткисбор яблокурожай

— Дизайн дизайна на обоие твизит. –– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Vintage backgroundslibrary33°

Фрукты изображения и картинкиbavariabräuningshof

Hd синие обои внутриутробные

Dance Images & PicturesballetPeople Изображения и картинки

Связанные коллекции

Метод развязки

112 Фотографии · Куратор Стейси Мияхара

Метод денюшения

153 Фотография · Куратор Келлен Чен

11111112. 153 Фотография · Куратор Келлен Чен

11111. Куратор Alexis Ufland

Изображения кофепитьшоколад

чашкадизайнерское мышлениеleuderalbert

Изображения и изображения людейлюдиСветлые фоны

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Markus Spiske

Unsplash+

Unlock

Food images & picturesgermanyupper franconia

Daria Nepriakhina 🇺🇦

Hd design wallpapersWebsite backgroundsoffice

–––– –––– ––– – – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Erol Ahmed

Винтажные фоныбиблиотека33°

Tolga Ulkan

обоиHd белый фоткиHq фон фото

Erol Ahmed

Book images & photoswashingtonunited states

Markus Spiske

grazesorthorticulture

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Markus Spiske

Unsplash+

Unlock

Fruits images & picturesbavariabräuningshof

George Pagan III

usaflmiami

Nathalia Segato

brasilminas geraisglass

Коалиция поставщиков репродуктивного здоровья

Hd blue wallpapersiudintra-uterine

Reproductive Health Supplies Coalition

reproringvaginal

Hudson Hintze

Dance images & picturesballetPeople images & pictures

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Markus Spiske

Unsplash+

Unlock

healthy едаПрирода фотокорзина с яблоками

George Pagan III

Hd серые обоиwellnesshybrid performance method

EROL AHMED

Coffee Imagesdrinkhot Chocolate

Коалиция по поставкам репродуктивного здоровья

.

Разблокировать

Еда и напитки Сбор урожая яблок

Махди Бафанде

Изображения и изображения людейлюдиСветлые фоны

Просматривайте изображения премиум-класса на iStock | Скидка 20% на iStock

Unsplash logo

Сделайте что-нибудь потрясающее

Фотографические методы | Дикие умы

Райан

Большинство антропологов используют камеры в полевых условиях, независимо от того, считают ли они их частью своих формальных методов или нет. Они могут брать айфоны, наводить и снимать, «профессиональные» зеркальные фотокамеры или, может быть, даже какой-нибудь удивительный старый Nikon 1960-х годов, который можно использовать для фотосъемки 9.0255 и забивание гвоздей (если у вас когда-нибудь был старый Nikkormat, вы понимаете, о чем я здесь говорю). Что меня интересует здесь, так это то, как разные люди на самом деле используют камеры во время полевых работ. Для этого поста я очень надеюсь услышать от некоторых из вас о том, как вы задействуете камеры во время своего исследования, независимо от того, официально вы это делаете или нет. Для начала я расскажу о некоторых способах использования камер и о том, как я думаю об их использовании в своей предстоящей полевой работе над диссертацией. Итак, вот:

  1. Фотографии в качестве заметок/мнемонических приемов. Я постоянно использую камеры во время полевых работ, чтобы записывать всевозможные детали — от обложек газет до расписаний автобусов и новых граффити. Я часто делаю это в сочетании с быстрыми заметками или «заметками» в маленьком блокноте. Иногда бывает полезно написать несколько строк, а иногда намного проще — и, возможно, эффективнее — использовать телефон с камерой или маленькую точку и снять то, что я иначе мог бы забыть. Такие фотографии очень полезны, когда я сажусь в конце дня и делаю более подробные полевые заметки, и я нахожу, что они довольно хорошо тренируют мою память. Этот способ использования фотографии немного отличается, так как я часто меньше беспокоюсь о том, чтобы сделать технически «хорошую» фотографию (кадрирование, экспозиция и т. д. ), и больше озабочен тем, чтобы что-то записать, чтобы я не забыл об этом. Конечно, всегда полезно получить наилучшее возможное изображение, но самое главное — сохранить эту деталь, часть информации или идею, чтобы вы могли написать об этом позже. У меня есть ощущение, что многие другие этнографы делают что-то в этом роде, и мне было бы интересно услышать, делают ли они это и как.
  2. Фотографии как социальные объекты. Я действительно очарован этим подходом, и я многое позаимствовал у таких людей, как Элизабет Эдвардс и Арджун Аппадури, используя этот конкретный метод. Конечно, важно думать о фотографиях на основе содержания изображения, но также очень увлекательно смотреть на то, как фотографии являются социальными объектами, которые проходят через различные сети значений. Я исследовал этот аспект фотографии во время моей полевой работы в Оахаке, когда я расспрашивал участников исследования об их фотоколлекциях, а затем использовал определенные изображения в качестве подсказок для исследований во время интервью. Это было удивительно интересно, так как многие из этих личных коллекций иллюстрировали всевозможные истории, которые точно не встречаются в более формальных историях (политиков, историков, антропологов и т. д.). Для этого метода я также взял несколько этнографических материалов, которые были написаны об этом пуэбло, и использовал фотографии в этих текстах в качестве исходных подсказок — это очень хорошо помогло завязать разговор и рассказать о том, как пуэбло изменился с 1950-х и 1970-х годов.

  3. Портреты. Это был еще один способ, которым я использовал фотографию во время своего исследования в магистратуре, и в какой-то момент мне нужно пересмотреть эти изображения и придать им какую-то окончательную форму (книга, веб-сайт?). По сути, в конце каждого интервью я спрашивал людей, разрешат ли они мне их сфотографировать, и многие из них соглашались. Я стараюсь очень избегать режиссуры людей и стараюсь давать им фотографии, которые им нравятся. Это действительно замечательная часть цифровой фотографии: я мог сразу же показать людям сделанные мной изображения, чтобы узнать, что они думают. Затем я бегал в город, делал несколько отпечатков и раздавал их во время последующих интервью и визитов. Конечно, полезно следить за такими вещами — это один из способов, которым фотография может стать своего рода инструментом для установления взаимопонимания. Это один из способов, которым мои фотографии становятся социальными объектами, которые начинают распространяться (будь то в печатной или цифровой форме). Они определенно имеют большую ценность для участников исследования, и я думаю, что они также имеют большую этнографическую ценность. Я, конечно, не думаю, что такого рода изображения следует рассматривать просто как иллюстрации к этнографическим текстам, но это только мое мнение. На мой взгляд, такие изображения лучше всего сочетаются с подписями, подробно описывающими момент, когда изображение было снято, и другой контекстной информацией. Конечно, бывают моменты, когда фотографии могут стоять отдельно, но я предпочитаю какое-то направление/фокус.

  4. Место/пространство. Я часто использую фотографию, чтобы задокументировать ключевые места в процессе исследования. Это может быть площадь, дом, дорога, пейзаж и т. д. Такие изображения, как правило, представляют собой снимки среднего или дальнего плана. Я начал с традиции пейзажной фотографии, поэтому в итоге я делаю много таких фотографий. Подобно фотографии для заметок, описанной в пункте 1 выше, этот тип фотографии может иметь множество различных применений. В своей диссертации я работаю над тем, как использовать фотографию как инструмент для документирования того, как люди думают и используют определенные места. Заимствуя некоторые идеи у географов и антропологов, которые используют «мобильные методы», план состоит в том, чтобы использовать фотографию для записи ключевых ориентиров и мест во время прогулки с людьми по ландшафтам/местам. Эти фотографии затем будут использованы в последующих интервью. У меня большой опыт проведения археологических исследований, и я использовал аналогичный метод для документирования памятников и культурных ландшафтов. Прогулка по определенному месту, особенно с кем-то, кто тесно связан с этим местом, сильно отличается от того, чтобы сидеть в комнате и говорить об этом месте. Я все еще работаю над тем, как я буду использовать этот метод и как буду писать о нем в заявках на получение гранта. Но я думаю, что это конкретное использование имеет большой потенциал, тем более что создание значения и места является ключевым вопросом для моего исследования.

Это всего лишь грубый набросок некоторых способов, которыми я использую фотографию, и меня больше интересует обсуждение использования этого инструмента (и запись о нем), чем перефразирование моих собственных идей. Поэтому, если вы используете фотографию и написали о том, как и почему вы ее используете, я надеюсь, что вы опубликуете ответ в разделе комментариев. Я определенно думаю, что антропологам пора изучить некоторые другие методы и переосмыслить стандартный методологический канон, на который мы полагаемся. Да, включенное наблюдение и письменные полевые заметки являются основополагающими, но, безусловно, есть место и для изучения некоторых других методов, тем более что они могут быть очень полезны синергетическим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *