линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
Основы перспективы — Ghenadie Sontu Fine Art
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертаний видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертаний можно обвести жировым карандашом, тушью или другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.
Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.
Рис. 5
Архитектор Филиппа Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например, Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно».
Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видения натуры на основе перспективы А.Г.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры, так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера. Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомером, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова: «Сила художника в знании. Творчество без знания — тля.»
Рис. 6
Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис.
5-8). Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а также ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.
Рис. 7
Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.9, слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении.
Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде
Рис. 8
Рис. 9
Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла — тупыми и два — острыми.
По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.10).
Рис. 10
Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.
Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения — увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце — сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.
Рис. 11
Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.
Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 11 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.
Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.
Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу — больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.
Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения — горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.
Рис. 12
Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. — всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.
Перспективный горизонт — это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.
Рис. 13
Перед нами изображаемый предмет — куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба (см.рис.11).
Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие — к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.
Рис. 14
Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.
На рис.12 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию — ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.13) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.14) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.
На рис.15 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.
Рис. 15
На другом рисунке интерьера (рис.16) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.
Рис. 16
Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.
Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких — на уровне глаз стоящего человека.
Рис. 17
На рис. 17 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.
При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.
Рис.18. Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта
Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.18). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.
Рис.19. Упражнение по развитию объемно-пространственных представлений и навыков перспективного изображения предметов на плоскости.
In Aрхитектура, Art, Академический рисунок, Рисунок*, Обучение искусству, Художественная Школа, Школа Искусств Tags Форма, объем, конструкция, Объем предмета, Форма предмета, Традиционный метод построения изображений, Традиционный метод построения, академический рисунок, Академический рисунок, основы академического рисунка, ли академический рисунок, ли основы академического рисунка, николай ли академический рисунок, основы академического рисунка николай, основы академического рисунка николай ли, учебный академический рисунок, основы учебного академического рисунка, курс рисунок, репетитор рисунок, репетитор рисование, курс рисование взрослый, академический рисунок карандашом, академический рисунок построение, основы учебного академического рисунка николай, Основы перспективы, Линейная перспектива, Перспектива, perspicere, плоскости формы, линия горизонта, линия схода, точка схода, Перспективное построение, основы перспективы, основы композиции перспектива, основы перспективы урок, основы перспективы в рисунке, линейная перспектива и ее основы, Воздушная перспектива, Прямая линейная перспектива, Обратная перспектива, как рисовать перспектива
Perspective — Art & Pro Photographer
В композиции изображения перспектива относится к отношениям между объектами на фотографии.
Это включает их относительное положение и размеры, а также пространство между ними. Другими словами, перспектива в композиции фотографии — это то, как реальные трехмерные объекты представляются двухмерными. При съемке камера всегда создает перспективу, поэтому знание принципов перспективы и умелое их применение может дать фотографию, показывающую хорошее понимание формы и формы объекта, а зрителю дается ощущение объема, пространства, глубины и расстояния. Кроме того, фотограф может манипулировать перспективой, чтобы изменить иллюзию пространства и расстояния, расширяя или сжимая эти факторы, тем самым создавая ощущение масштаба на изображении.Линейная перспектива
Человеческий глаз оценивает расстояние по тому, как элементы сцены уменьшаются в размерах, а также по углу, под которым сходятся линии и плоскости. Это называется линейной перспективой. Расстояние между камерой и объектом, а также фокусное расстояние объектива являются критическими факторами, влияющими на линейную перспективу. Эта перспектива меняется по мере изменения положения камеры или точки обзора. Из заданного положения изменение только фокусного расстояния объектива, а не положения камеры, не меняет фактическую точку обзора, но может изменить видимую точку обзора. Использование разного фокусного расстояния в сочетании с разным расстоянием от объектива до объекта изменяет линейную перспективу на снимках.
При изменении как расстояния от объектива до объекта, так и фокусного расстояния объектива взаимосвязь между объектами и перспектива меняются.
Прямолинейная перспектива
Большинство линз создают прямолинейную перспективу, типичную для человеческого глаза. Это означает, что линии, которые являются прямыми на объекте, воспроизводятся прямыми на изображении. Но когда линза преобразует три измерения в два измерения, сохраняются не все геометрические свойства исходной сцены. Искажения прямых линий могут быть получены с помощью простого широкоугольного объектива, но они более интенсивны при использовании объективов типа «рыбий глаз» и объективов, используемых на панорамных камерах. Панорамный объектив создает панорамную или цилиндрическую перспективу. Другими словами, все прямые горизонтальные линии на уровне оси линзы записываются как прямые линии, а все другие прямые горизонтальные линии выше или ниже уровня оси линзы воспроизводятся как изогнутые линии. Очень похоже на это при отображении формы континентов нашего трехмерного земного шара на двухмерную карту. Другая ложная перспектива создается объективом «рыбий глаз», в котором все прямые линии объекта отображаются изогнутыми линиями к краям изображения.
Точка схода Перспектива
В видении линии, параллельные друг другу, создают ощущение встречи в точках схода. Когда параллельные линии, горизонтальные или вертикальные, перпендикулярны оси линзы, предполагается, что точки схода находятся в бесконечности. Другие линии, те, которые параллельны оси линзы, и все другие параллельные линии под всеми другими углами к оси линзы встречаются в определяемых точках схода. Таким образом, линии, которые параллельны оси линзы или почти параллельны, начинаются спереди изображения и встречаются в точках схода внутри изображения или в конечных точках вне изображения.
Высота Перспектива
Место, где объект расположен на земле на изображении, является ключом к его удалению от точки обзора камеры. Возьмем пример: в пейзажной сцене есть две доминирующие области — земля и горизонт. Чем выше в основной области изображения (до горизонта) расположен объект, тем дальше он кажется от точки обзора и тем больше высотная перспектива. Высота или, лучше сказать, расположение объектов на изображении — это не реальная высота, а зрительное впечатление высоты на картине по отношению к горизонту или его окрестностям. Это хороший инструмент, когда, скажем, мы хотим, чтобы изображение вызывало чувство одиночества, отдаленности, ухода, отчужденности.
Представьте себе прямоугольную композицию с двумя прямоугольниками одинакового размера, расположенными на одной высоте в кадре. В этом случае у нас нет ни информации, ни ощущения пространства или расстояния от зрителя. При расположении одного из прямоугольников над другим создается впечатление кажущегося расстояния по отношению к наблюдателю.
Перекрытие Перспектива
Еще один ключ к определению расстояния на фотографии — это перекрытие. Когда объекты на изображении находятся примерно на одной линии обзора, те, что ближе к камере, перекрывают более удаленные объекты и частично скрывают их. Зрителю очевидно, что частично закрытый объект находится позади свободного объекта. Это наложение усиливает впечатление пространственной глубины, даже когда композиция очень проста, без множества элементов или горизонта, где ощущение пространства минимально.
Представьте себе прямоугольную композицию с двумя прямоугольниками одинакового размера, расположенными на одной высоте в кадре. В этом случае у нас нет ни информации, ни ощущения пространства или расстояния от зрителя. Когда один из прямоугольников расположен так, что частично перекрывает другой, сразу создается впечатление, что нескрытый прямоугольник находится ближе к зрителю. Это так, даже если прямоугольники имеют одинаковый размер, и даже если один перекрывающийся прямоугольник меньше другого прямоугольника.
Перспектива уменьшающегося размера
Благодаря зрению мы знаем о размере многих обычных объектов, таких как люди, деревья, автомобили, здания и животные. Все эти размеры различаются, но, например, большинство взрослых имеют рост от 1,50 до 1,90 м; поэтому, когда на картинке изображены два человека, и один из них кажется в два раза выше другого, мы не можем предположить, что один из них на самом деле намного выше другого. Вместо этого мы предполагаем, что более высокий человек находится ближе, а более низкий человек дальше от точки обзора камеры. Таким же образом мы оцениваем соотношение размеров всех знакомых объектов. Таким образом, мы можем определить расстояние на основе этой оценки соотношения размеров. Чем дальше объект от точки обзора, тем меньше он кажется; поэтому, когда на фотографию включаются объекты знакомого размера, они помогают установить масштаб изображения. Масштаб помогает зрителю определить или визуализировать фактический размер или относительный размер объектов на картинке. Есть множество художественных фотографов, которые просто играют с этим правилом, размещая более мелкие объекты ближе, чтобы запутать зрителя.
Например, широко известен пример манипулирования этой перспективой. Это туристические фотографии перед Эйфелевой башней или Пизанской башней. Часто туристы делают фотографии, чтобы как бы поддержать башню от падения или держать Эйфелеву башню на ладони.
Объемная перспектива
Когда объект освещен очень рассеянным светом, трехмерную форму или объем объекта трудно воспринять из-за отсутствия четких теней. Если, с другой стороны, объекты освещаются сильным направленным светом под углами, из-за которых часть объекта полностью освещена, а другие части остаются в тени, обеспечивается визуальная подсказка формы или объема объекта. При включении нескольких таких объектов в область изображения усиливается восприятие формы, объема и глубины. Когда используется переднее или боковое освещение, длина, глубина и форма теней, отбрасываемых на землю, обеспечивают перспективу объема каждого объекта. Кроме того, расстояние между тенями, отбрасываемыми на землю, помогает нам воспринимать общую глубину сцены.
Атмосферная перспектива
Для всех практических целей воздух прозрачен. Для большинства фотографий это принципиально верно; однако, когда делаются снимки предметов, находящихся на большом расстоянии, воздух на самом деле не совсем прозрачен. Это связано с тем, что воздух содержит очень мелкие частицы водяного пара, пыли, дыма и так далее. Эти частицы рассеивают свет и меняют его направление. Наличие рассеяния показывает, что удаленные объекты на снимках имеют вуаль или дымку. Внешний вид или эффект этого рассеяния пропорционален расстоянию объектов от точки обзора. Чем больше расстояние, тем больше степень вуали или дымки. Последствия этого рассеяния зависят от атмосферных условий и, имея в виду это влияние , следует учитывать несколько факторов:
Контраст. Свечение каждого объекта в сцене является прямым результатом отражающей способности объектов и количества падающего на них света. Когда объекты находятся далеко, свет от объектов с высокой отражающей способностью рассеивается; поэтому при просмотре с расстояния или на отпечатке более темные части этих удаленных объектов не кажутся темными, а контраст снижается. При наличии объектов как вблизи, так и вдали от камеры разница в контрасте обеспечивает восприятие расстояния.
Яркость. Частицы в воздухе, которые рассеивают свет, также освещаются солнцем. Это вызывает увеличение общей яркости видимых объектов. Это увеличение люминесценции в сочетании с потерей контраста приводит к тому, что объекты на расстоянии видны и фотографируются более светлыми по цвету, чем они были бы на более близком расстоянии.
Насыщенность цвета. Рассеивание света влияет не только на контраст и яркость, но и на насыщенность цвета.
Цвет определяется тремя качествами: оттенком, насыщенностью и яркостью. Чистый оттенок полностью насыщен. Когда оттенок ненасыщенный, он больше не чистый, а имеет серый цвет внутри. Цвета удаленной сцены кажутся менее насыщенными из-за рассеянного света, а также из-за общего присутствия ненасыщенного света воздушной дымки. Исходные цвета сцены кажутся менее насыщенными или чистыми при просмотре или фотографировании с расстояния, чем при съемке крупным планом; поэтому насыщенность или обесцвечивание цвета позволяет зрителю воспринимать расстояние на цветной фотографии.Резкость. Из-за атмосферной дымки резкость или четкость изображения удаленных объектов снижается. Эта потеря резкости вызвана как снижением контраста, так и рассеянием света. Потеря резкости способствует ощущению дистанции. Это можно улучшить, установив дальний предел глубины резкости объектива чуть ниже бесконечности. Эта процедура слегка отбрасывает самые удаленные объекты из фокуса. В сочетании с другими эффектами воздушной перспективы это усиливает ощущение расстояния.
Фокусное расстояние и перспектива
Фокусное расстояние — это нечто большее, чем просто охват определенного угла обзора — всегда есть отчетливое влияние на отношения между объектами в сцене.
Возьмем, к примеру, первую на этой странице фотографию. Размер камней кажется одинаковым на всех изображениях, но соотношение его размера с молодым человеком (мой друг Мигель) кажется другим, хотя в реальности это относительно одинаковое взаимное расстояние. На первой фотографии фокусное расстояние примерно 28мм. Это означает использование более широкого объектива, и фотограф захватывает большую часть сцены, так как она кажется дальше, чем на самом деле. Таким образом, Мигель кажется дальше от скалы и меньше по сравнению с размером скалы. При широком значении кажется, что это расстояние на самом деле резко увеличивается по направлению к переднему плану. Глядя на следующую картинку, имейте в виду, что расстояние примерно такое же, а фокусное расстояние около 60 мм (т. е. для полных дилетантов — немного увеличено). На последнем снимке справа Мигель намного больше по сравнению со скалой и ближе к скале из-за фокусного расстояния около 100 мм. Кажется, что сцена «сжата» и, скажем, при фокусном расстоянии 200 мм объекты будут выглядеть ближе друг к другу, картинка будет казаться сплющенной, так как уменьшится ощущение глубины. Можно было бы сделать вывод, что с увеличением фокусного расстояния (т. е. с приближением) эффект глубины и взаимного расстояния объектов на картинке будет уменьшаться.
Все фотографии на этой странице принадлежат мне, авторские права принадлежат мне. Эти тексты изначально были созданы для моей работы на курсе фотографии во французской школе в Белграде. Я написал этот текст, вероятно, под влиянием других веб-сайтов или книг о фотографии, ссылки на которые можно найти в футере каждого поста.
Ссылки:
http://photoinf.com/General/NAVY/Perspective.htm
http://photoinf.com/General/Klaus_Schroiff/Perspective. htm
http://www.digitalphotographytipsonline.com/perspective-in- фотография.html
http://www.arri.com/camera/tutorials/what_is_rectilinear_what_is_a_fisheye.html
7 простых шагов для создания фотографии с принудительной перспективой (с изображениями)
Вы когда-нибудь пытались поймать облака рукой? Или попытаться удержать Пизанскую башню, чтобы она не упала?
Есть один прием в фотографии, который любят почти все, но не все знают, как им пользоваться: фотография с принудительной перспективой.
Что такое фотография с принудительной перспективой?Принудительная перспектива — это метод, используемый в основном в фотографии, киносъемке и архитектуре. Речь идет о создании оптических иллюзий, когда объект кажется больше, меньше, дальше или ближе, чем он есть на самом деле.
Да, в основном это обман нашего зрения, чтобы создать что-то, что кажется логически невозможным, но благодаря творчеству и воображению вы можете сделать это реальным. После того, как вы закончите читать этот блог, вам не терпится выйти на улицу и опробовать эту технику.
Как делать снимки с принудительной перспективой?Как упоминалось выше, ключом к успеху являются творчество и воображение. Это достигается путем смешивания фона фотографии с передним планом, создавая впечатление, что два объекта имеют одинаковую важность. Конечно, эти два объекта имеют разные размеры, и именно это обманывает наши глаза, создавая оптическую иллюзию. Все дело в композиции, масштабировании и перспективе. Чтобы получить самых крутых и впечатляющих фотоэффекта , необходимо выполнить следующие шаги!
1. Составьте свой план
Чтобы согласовать каждый визуальный элемент, вам нужно подумать о том, какую сцену вы хотите, прежде чем делать снимок, а также выяснить, как вы собираетесь выполнять каждый кадр. Итак, вам нужно сделать соответствующую подготовку, чтобы сделать фотографию с принудительной перспективой.
Перед съемкой вы можете поискать в Google фотографии, которые хотите сделать, или стиль, который хотите повторить, а затем посмотреть, есть ли вокруг вас подходящие места. Вы должны найти открытое поле и убедиться, что оно достаточно большое, чтобы вы могли разместить свою камеру и что никто не появится внезапно на вашем изображении.
Вы также должны перечислить реквизиты, необходимые для вашего проекта, в том числе солнечный свет, а обилие естественного света является важной гарантией того, что объект артикулирует естественно. Если вы не можете найти нужную область или объект, рассмотрите возможность корректировки концепции.
2. Подготовьтесь к позам
Во многих фильмах и телевизионных постановках не обязательно иметь очень забавную позу при съемке с принудительной перспективой, а скорее иметь правильное расстояние и угол, чтобы объект выглядел гармонично в том же кадре.
Но если вы хотите сделать интересное фото, чтобы опубликовать в социальных сетях , вам нужно придумать интересную позу. Если вы не уверены, какую позу использовать, по крайней мере, четко определите реквизиты, которые вы используете, и зайдите в Google, Youtube или Pinterest, чтобы найти их. Потратьте некоторое время, чтобы просмотреть различные изображения и выбрать те, которые вам нравятся. Вы можете использовать их в качестве ссылки для вашего проекта.
3. Практикуйте различные композиции
Композиция является наиболее важной частью фотографии с принудительной перспективой. Прежде чем снимать фотографию, вы должны подумать о композиции, которую хотите получить. Вы должны размещать людей и объекты в правильном месте и медленно перемещать камеру, чтобы соединить два объекта вместе. Лучше не использовать штатив, чтобы у вас было больше места для маневра. Объект, который вы хотите увеличить, должен находиться близко к камере. А тот, который вы хотите казаться меньше, должен быть подальше.
Кроме того, попробуйте некоторые основные правила композиции , чтобы ваши кадры были сбалансированными. Включите линию сетки вашей камеры и используйте правило третей, чтобы кадрировать изображение.
Самое основное из всех правил фотографии, правило третей, состоит в том, чтобы разделить кадр на девять равных частей набором вертикальных и горизонтальных линий. Установив воображаемый кадр, вы должны поместить самый важный элемент кадра на одну из линий или на место их пересечения.
4. Снимайте с большим увеличением
Лучше работать с большим зумом. Чем больше увеличение зума, тем шире зона фокусировки на широкоугольном и телеобъективах, и тем более универсальным может быть использование.
Во-первых, вам нужно найти достаточно большое пространство, чтобы у вас было больше возможностей разместить объекты. Затем вам нужно расположить объекты вдоль горизонтальной линии, идущей от камеры наружу. А теперь о снаряжении: лучше всего подойдет камера с широкоугольным объективом, хотя большинство людей создают принудительную перспективу только с помощью своих телефонов.
Вам следует использовать широкоугольный объектив, который даст вам больше возможностей для создания объектов разного размера. Объектив, который мы используем, имеет фокусное расстояние от 11 до 16 миллиметров, но любое фокусное расстояние менее 35 миллиметров считается широкоугольным.
5. Используйте большую диафрагму
Диафрагма является наиболее важным фактором при определении глубины резкости. Когда вы фокусируете свой снимок, стремитесь где-то посередине между вашими объектами. Все они должны быть в фокусе, когда вы увеличиваете масштаб, чтобы проверить их. В зависимости от того, как вы снимаете, фотография служит для увеличения или уменьшения размера элементов. С более близкой точки зрения и фокусировки вы доберетесь до элементов, чтобы они казались больше.
При широком фокусе все будет казаться намного ближе друг к другу, поэтому убедитесь, что вы используете максимальное значение диафрагмы. Вы выставили диафрагму, но при максимальной диафрагме вы потеряете много света. Поэтому вам нужно убедиться, что у вас действительно хорошие условия освещения, чтобы этот трюк сработал. Небольшая глубина резкости гарантирует вам красивое, мягкое изображение.
На фотографии выше фотограф выбрал очень удачный ракурс и использовал маленькую диафрагму, поэтому издалека создается хорошая вынужденная перспектива. Однако было бы лучше, если бы фотограф отодвинул камеру немного дальше от объекта.
6. Фокусировка
Для создания красивых снимков с принудительной перспективой убедитесь, что вы также правильно освещаете объект. Это может показаться очень простым, но если вы слишком много внимания уделяете боке сзади, вы можете забыть, что ваша основная точка фокусировки также должна быть освещена. Если объекты на фотографии имеют разное освещение или размыты, эффект будет выглядеть фальшивым. Попробуйте сфокусироваться на обоих объектах, чтобы создать идеальную вынужденную перспективу. Это точно одурачит всех! Если вы хотите размыть изображение, чтобы усилить этот эффект, мы рекомендуем попробовать эффект наклона-сдвига для создания эффекта миниатюры на заднем плане. Вы можете использовать Tilt-Shift на Fotor.com так же, как мы это сделали на фотографии ниже.
7. Выбор разных ракурсов
В большинстве случаев фотографии с принудительной перспективой и высокой точностью делаются фотографом с двух ракурсов. Один под низким углом, а другой под большим углом. Первый означает, что вам нужно лечь на землю или зафиксировать камеру на земле. При съемке высокого или высокого объекта под низким углом создается ощущение глубины и устрашения, что позволяет изобразить присутствие и интенсивность объекта. Так как небо обычно образует фон, легко настроить композицию фотографии.
Другой угол — это угол, при котором вы наклоняете камеру вниз, чтобы смотреть на объект, что также называется видом с высоты птичьего полета. Поскольку это захватывает объект целиком, в результате получается описательное изображение, которое четко передает окружение, как вы его видите. Поскольку фон на изображении имеет тенденцию формироваться на фоне земли, возможно, вы захотите изменить свой выбор фона.