как программировать музыку на компьютере
На первый взгляд программисты и музыканты мало похожи, однако между их формами работы можно найти много общего. Об этом 29 марта рассказал слушателям Владимир Красильщик — эксперт по программированию на Java с пятнадцатилетним стажем работы. На лекции, организованной Computer Science Center, он провел параллели между двумя искусствами и рассказал, как создание музыки на компьютере с помощью программы Sonic Pi может помочь людям не бросать обучение.
Как профессиональный Java-программист с опытом разработки программных обеспечений для таких компаний, как «Яндекс. Маркет» и Дойче Банка, обычно я выступаю на конференциях и рассказываю об этом языке. Но, помимо профессиональный карьеры, я с детства увлекаюсь и занимаюсь музыкой: окончил музыкальную школу по классу фортепиано, освоил гитару, играл в различных коллективах на некоммерческой основе.
Чем похожи программист и музыкант
И музыка, и программирование — это искусство. То есть некая сфера деятельности, которая не предполагает точного пути к успеху. Нет готовых алгоритмов «сделай так и получи музыкальный хит», либо «сделай эдак и разработай игру-бестселлер». Все очень неопределенно. Даже самый главный литературный труд по программированию автор Дональд Кнут назвал «Искусство программирования». Внутри формулы, алгоритмы, код, а название книжки как бы намекает на то, что, несмотря на наши попытки формализовать нашу область, это все равно достаточно неопределенная вещь.
Казалось бы, мозги музыкантов и программистов должны работать по-разному. Ведь, говоря грубо, одна половина нашего мозга отвечает за творческое мышление, а вторая — за алгоритмическое. Но однажды ученые провели эксперимент: надели на головы музыкантов датчики, попросили играть на инструментах и увидели, что те задействуют обе половинки мозга во время исполнения композиций.
Источник: shutterstock.com
Даже ноты и программный код — очень похожие структуры. И программист, и композитор записывают идеи в формате некоего языка, чтобы затем исполнить задумку с помощью компьютера или музыкального инструмента. В дальнейшем уже другие люди используют запись для повторения сделанного.
Этапы создания музыкального произведения или видеоигры тоже похожи. У человека появляется идея, он собирает команду, затем ищет деньги от инвесторов, сделав что-то маленькое — сингл или демо. Получив средства, коллектив заседает в одном месте и усиленно работает над конечным продуктом.
В чем еще схожесть музыкантов и программистов? И тем, и другим очень важно рабочее окружение. Мы очень придирчивы к тому, с кем мы будет играть, делать музыку или писать программы. В одной из компаний я работал в одной комнате с 16 людьми на протяжение трех лет. За это время в коллективе образовалось четыре пары, и три из них поженились.
Общие проблемы
Представьте, как вас заводят в кабину современного авиалайнера и предлагают полетать, сделав целый трансатлантический перелет. Конечно, вы согласитесь, но никто сразу не пустит вас в кабину: сначала выучи математику, физику, аэродинамику, психологию, лидерские качества и еще много что. Спустя восемь лет, если все сделаешь, пустят полетать. То есть чтобы управлять такой штукой, сначала нужно много заниматься тем, что не совсем относится к самим полетам.
И это приводят к схожим проблемам в наших областях. Люди даже не пытаются учиться музыке и программированию, потому что это очень сложно. Нужно выучить много теории, прежде чем создавать нечто свое.
Лекция Владимира Красильщика «Программирование музыки на Sonic Pi»
А те, кто пробуют, часто очень быстро сдаются. Просто теряют мотивацию продолжать деятельность, не связанную с полетами, и бросают программирование или музыку.
Как можно решить проблему?
Не нужно заводить людей в кабину и много лет заниматься отстраненно связанными задачами — необходимо как можно быстрее дать возможность полетать. Предложить что-то попроще, что сократит время от начала обучения до первого взлета. Так и человек быстрее поймет, нравится ему этот процесс или нет.
Хочется дать людям что-то простое и понятное, как пульт от квадрокоптера. На этом устройстве всего два джойстика и несколько кнопок. Любой ребенок спустя полчаса уже полетит. Конечно, полет не совсем настоящий, но опыт какой-никакой уже есть, и дальше можно наращивать сложность.
В музыке и программировании тоже хочется использовать подходы, которые помогут людям получить быстрые начальные результаты и не бросать. По своему опыту, в музыкальной школе я только на пятом курсе обучения смог подобрать какую-то попсовую вещь, которую смог сыграть одноклассникам, получить обратную связь и мотивацию продолжать обучение. С программированием та же история: я три года изучал алгоритмы, данные и все то, что не-программисты не могут оценить.
Сэм Аарон. Источник: cc.au.dk
В 2016 году участвовал в конференции по Java и познакомился с Сэмом Аароном. Он приехал в Петербург и показывал инструмент для программирования музыки Sonic Pi. На вечеринке в честь закрытия мероприятия Сэм работал как диджей в течение двух часов, используя только Sonic Pi. После того дня я и захотел научиться работать в программе.
Что из себя представляет программа
Sonic Pi очень похож на среду программирования. Перед нами практически текстовый редактор, в котором можно программировать музыку — набор нот, которые проигрываются через определенные промежутки времени. Собственно, на него мы можем дать инструкции. Записывать их можно либо музыкальной нотацией, либо порядковыми номерами клавиш на фортепиано. Записываем программу и сразу можем услышать ее.
Сколько наш звук может звучать, в течение какого времени звук спадает, темп — все это можно регулировать с помощью Sonic Pi. Кроме того, программа поддерживает звуки многих музыкальных инструментов и сэмплов, а также позволяет записывать композиции в стерео.
Владимир Красильщик
Междисциплинарный подход
В какой стране лучшее образование в мире? Это сложный вопрос, но в последние годы все часто говорят о Финляндии — в скандинавской стране недавно отменили школьные предметы.
Sonic Pi использует тот же междисциплинарный подход для обучения программированию, музыке и акустике. Юзер не просто пишет код, а сразу слышит результат своих действий и пробует себя в роли компьютерного разработчика.
Будущее программы
Создатель программы Сэм Аарон ушел из Кембриджа, чтобы посвящать все свое время инструменту. В данный момент он продолжает улучшать программу, записывает с ее помощью музыку и готовит первый альбом. Совсем недавно состоялось знаковое событие — в лондонском Альберт-холле оркестр играл программу на тысячу инструментов, и одним из них был Sonic Pi.
Лекция Владимира Красильщика «Программирование музыки на Sonic Pi»
Скачать Sonic Pi можно бесплатно по ссылке.
К началу
Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных
29 марта 2020ЛикбезМузыка
Лайфхакер разобрался, с чего начать, как не растерять мотивацию и добиться результатов. Оказалось, всё не так сложно, как кажется.
Поделиться
0Прежде чем начать
Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.
Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.
Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант — это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.
Что понадобится
- Гитара.
- Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
- Время для занятий. Его вы тоже легко найдёте, если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
- Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.
Как видите, ничего сверхъестественного.
Выберите и купите гитару
Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.
Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.
Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное — более-менее качественным.
Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.
Гитары Yamaha: слева — классическая, справа — дредноутС другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.
В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.
Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.
Изучите гитару
macedonrangesmusic.comИнструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.
Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.
Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний — у деки.
Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.
Настройте гитару
Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.
По тюнеру
Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.
Загрузить
Цена: Бесплатно
Загрузить
Цена: Бесплатно
По пятому ладу
Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.
По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.
Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:
- Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
- Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
- Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
- Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
- Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.
Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.
Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.
Пробуйте играть
cliparts.coНаконец мы добрались до самого интересного — собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.
Всё дело в опыте, который приходит с практикой.
Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.
Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.
Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн — с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.
Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.
Научитесь играть мелодии на одной струне
vintageguitarmasters.comПросто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.
Классический «В траве сидел кузнечик»:
«Дым над водой» Deep Purple:
Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:
Мелодия из фильма «Бумер»:
Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.
За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.
Научитесь играть аккордами
Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, — игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.
Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.
Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:
- C — до;
- D — ре;
- E — ми;
- F — фа;
- G — соль;
- A — ля;
- H — си.
Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет — мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).
Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и — в кружках — пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 — указательный, 2 — средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик — то, что струна звучать не должна.
Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:
Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним — четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем — третью струну на втором ладу.
По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.
На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:
С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре — приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.
Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».