MP_praktikumNG — Стр 3
1.13. Взаимное положение двух плоскостей
Две плоскости параллельны, если в одной из них можно провести две пересекающиеся прямые параллельно двум пересекающимся прямым в другой плоскости.
Чтобы задать на эпюре Монжа плоскость Ω (a b), параллельную плоскости Σ (m n), достаточно указать проекции пересекающихся прямых a и b , соответственно параллельных пря-
мым m и n (рис. 1.28, 1.29, 1.30).
Рис. 1.28 Взаимно параллельные плоскости заданы следами
Рис.1.29Взаимнопараллельныеплоскостизаданыпересекающимисяпрямыми
Рис. 1.30 Взаимнопараллельныеплоскостизаданытреугольниками
20
Две плоскости перпендикулярны, если одна из них содержит прямую, перпендикулярную к другой плоскости.
Пересечение плоскостей.
Если плоскости не параллельны, то они обязательно пересекутся. Можно утверждать, что линия пересечения будет горизонтальной прямой. Действительно, линия пересечения принадлежит одновременно плоскости общего положения и горизонтальной плоскости, а все линии принадлежащие горизонтальной плоскости являются горизонталями (рис.
Рис. 1.31. Пересекающиеся плоскости
Пересечение прямой и плоскости.
Если прямая не параллельна плоскости, то она пересекает ее под тем или иным углом. Задача на пересечение прямой с плоскостью является одной из основных задач. Алгоритм или план решения таких задач рассмотрен в главе 2, пример 25.
Для того, чтобы прямая была перпендикулярна плоскости, она должна быть перпендикулярна по крайней мере двум прямым, лежащим в плоскости и не параллельным друг другу.
Достаточно в плоскости провести горизонталь и фронталь и к ним восстановить перпендикуляр, так как эти прямые проведенные из одной точки задают плоскость.
Для того чтобы восстановить перпендикуляр к плоскости, необходимо, чтобы его горизонтальная проекция была перпендикулярна горизонтальной проекции горизонтали, а фронтальная проекция фронтальной проекции фронтали. Горизонтали и фронтали плоскости служат для определения направления проекций перпендикуляра к плоскости. Алгоритм решения таких задач рассмотрен в главе 2 пример 27.
21
1.14. Способы преобразования ортогональных проекций
Способы преобразования чертежа предназначены для того, чтобы дать наиболее выгодное изображение предметов (геометрических образов) для решения позиционных и метрических задач. Решение многих задач существенно упрощается, если изображение предмета на плоскости вырождается или его проекции занимают частное положение относительно плоскостей проекций. Существуют способы, позволяющие так преобразовывать чертеж, чтобы изображение предмета заняло частное положение относительно плоскостей проекций. Такие способы получили название – способы преобразования чертежа.
Способ вращения вокруг оси, перпендикулярной к плоскости проекций.
При вращении т. А вокруг неподвижной оси перпендикулярной плоскости проекций π1 на π2 т. А2 перемещается по окружности, а т. А1 на π1 по прямой (рис. 1.32).
А2
| А2 | i2 |
|
|
| По окружности | |
|
|
| |
x |
| i1 |
|
|
| По прямой | |
|
|
| |
|
|
| А1 |
| А1 |
|
|
Рис. 1.32. Вращение точки вокруг неподвижной оси
Истинные размеры фигуры общего положения не могут быть определены вращением ее вокруг одной оси: 1) вращением
22
вокруг проецирующей прямой фигуру приводят в положение проецирующей плоскости ( ), а затем 2) вращением вокруг второй проецирующей прямой – в положение (//) параллельное плоскости проекций. Плоскость фигуры перпендикулярна фронтальной плоскости проекций, если горизонталь этой фигуры фронтальной плоскости проекций h3. π2.
Чтобы произвольно расположенную плоскость перезадать во фронтально проецирующую, за ось вращения следует принять горизонтально проецирующую прямую. Чтобы произвольно расположенную плоскость перезадать в горизонтальнопроецирующую, за ось вращения следует принять фронтальнопроецирующую прямую.
Способ замены плоскостей проекций
Сущность способа замены (перемены) плоскостей проекций заключается в том, что положение точек, линий, плоских фигур, поверхностей в пространстве остается неизменным, а система π1π2 дополняется плоскостями, образующими с πl или с π2 между собой системы двух взаимно перпендикулярных плоскостей, принимаемых за плоскости проекций.
Следует помнить, что направление проецирования должно оставаться ортогональным, а новая плоскость проекций должна быть перпендикулярной оставшейся плоскости.
На рис. 1.33 представлена пространственная модель координатных плоскостей проекций и точка А с ее ортогональными проекциями А1 и А2 на плоскостях π1 и π4.
Рис. 1.33. Наглядное представление способа замены плоскостей проекций
23
Введем дополнительную вертикальную плоскость π4 перпендикулярно горизонтальной плоскости π1. Взаимно ортогональные плоскости π1 и π4 образуют новую систему плоскостей проекций. Плоскость π1 – является общей для систем П1/П2 и π1/π4. Для упрощения решения задач можно использовать второй путь: фигуру оставить на месте и ввести новые плоскости проекций. На эпюре Монжа это выглядит следующим образом (рис.
1.34).
Рис. 1.34. Эпюр
Плоскость π1 является общей для двух систем π2/π1 и π3 /π1. Расстояние от т. А2 до π1 одинаковое в обеих системах.
Способ плоско параллельного перемещения (вращение без указания оси)
При вращении без указания оси геометрического образа его проекция на плоскости, перпендикулярной оси вращения, сохраняет свою величину и форму. Вторая проекция точек геометрического образа перемещается по прямым, перпендикулярным проекции оси вращения (т.е. параллельно оси ОХ). Это позволяет плоскопараллельно перемещать данный объект на свободное поле чертежа без нанесения оси вращения (рис. 1.35).
24
Рис. 1.35. Пример применения способа плоскопараллельного перемещения
1.15. Кривые линии
Кривую линию можно рассматривать как траекторию движения точки на плоскости или в пространстве. В первом случае получим плоскую кривую, во втором – пространственную.
В технике кривая линия это – очертание инженерных конструкций и деталей машин, границы и результат пересечения поверхностей. Кривые линии применяются при конструировании различных поверхностей, в теории машин и механизмов, в моделировании и для графического выражения различных функциональных зависимостей.
Плоские кривые линии
Некоторые плоские кривые линии изучаются в курсе высшей математики (эллипс, парабола и т.д.).
В инженерной графике кривые линии изучаются по их проекциям. При построении проекций плоской кривой линии необходимо указывать ее характерные точки (рис. 1.36).
25
Рис. 1.36. Плоские кривые линии
М – обыкновенная точка кривой; А – узловая точка, в которой кривая имеет две касательные; В – точка возврата первого рода, в которой кривая расположена по обе стороны одной касательной; С – точка возврата второго рода, в которой касательная расположена про одну сторону от двух ветвей кривой.
В практике конструирования линий и поверхностей, например, поверхность кулачка, широко используются составные кривые линии – обводы. Это кривые, составленные из дуг различных кривых, определяемых парами смежных точек. Точки стыка дуг обвода называют узлами. Обвод называют гладким, если дуги обвода в его узлах имеют общие касательные.
Важное практическое значение имеет построение плоских лекальных и циркульных кривых, выполнение спряжений.
Один из вариантов построения эллипса по большой и малой осям (проекции окружности на непараллельную ей плоскость), приведен на рис. 1.37.
Рис. 1.37. Построение эллипса
26
Алгоритм построения
При построении проводим окружности радиусами и R из одного центра О и произвольный радиус ОА.
Из точек 1 и 2 пересечения радиуса с окружностями проведем прямые, параллельные осям эллипса, и в точке их пересечения отметим точку М искомого эллипса.
Аналогично определяются другие необходимые точки.
Как правило, для построения эллипса этим способом достаточно определить 8-12 точек.
Часто на практике допускается эллипс заменять овалом. Особенно удобно сделать это, т.к. овал – циркульная кривая, при построении в аксонометрии детали с цилиндрическими поверхностями, когда требуется построить множество аксонометрических проекций окружности. Построение овала по двум известным осям приведено на рис. 1.38.
Рис. 1.38. Пример построения овала
Алгоритм построения
При построении овала на продолжении малой оси отметим точку 1: [ОА]=[O-1].
На отрезке АС дугой радиуса С-1 отметим точку 2.
Через середину 3 отрезка А-2 проведем перпендикуляр и найдем центры О1 опорной окружности и О2 сопрягающей дуги. Точка сопряжения – 4. 4=О1О2 (cic ). Центры О3 и О4 находятся как симметричные.
27
Пространственные кривые линии
В качестве примера пространственной кривой линии рассмотрим коническую винтовую линию. Коническая винтовая линия – траектория точки, движущейся по прямолинейной образующей, вращающейся вокруг оси конуса. Размер перемещения точки вдоль оси конуса за полный оборот вокруг оси называют шагом конической винтовой линии. Если вращательное и поступательное перемещения точки равны, то говорят о винтовой линии с постоянным шагом (рис. 1.39).
Рис. 1.39. Образование винтовой линии
Такая линия проецируется на плоскость, перпендикулярную оси конуса, в виде спирали Архимеда.
При построении точки 1 горизонтальная проекция образующей конуса SA повернута на 360о/12, а точка перемещена по ней на 1/12 длины образующей SA.
Аналогично построены остальные точки.
28
1.16. Поверхности
Многое, что окружает нас в природе и технике, если смотреть с позиции геометрии, — это поверхности весьма сложных форм и законов образования (рис. 1.40).
Рис. 1.40.
В инженерной графике поверхность как объект инженерного исследования может быть задана: множеством точек, уравнением, чертежом и т.д. Ознакомившись с понятиями определителя и каркаса, можно считать, что поверхность – совокупность последовательных положений образующих и направляющих. Не-
трудно видеть, что образующие i и направляющие mi можно
поменять местами, при этом поверхность получается одна и та же.
На практике из всех способов задания поверхностей выбирают наиболее простой. В зависимости от формы образующей все поверхности можно разделить на линейчатые (образующая кривая линия).
Линейчатые поверхности разделяют на развертывающиеся, которые можно без разрывов и складок развернуть на плоскости, и не развертывающиеся.
Значительный класс поверхностей формируется движением окружности постоянного или переменного радиуса. Это циклические поверхности. Если же группировать поверхности по закону движения образующей, то большинство встречающихся в технике поверхностей можно разделить на: поверхности вращения,
29
Примеры решения задач. Задача 1. Достроить плоский четырехугольник (рис.5.4) — Студопедия
Поделись
Задача 1. Достроить плоский четырехугольник (рис.5.4).
Дано: Решение:
Рис.5.4
Решение задачи сводится к построению недостающей проекции точки D, принадлежащей плоскости, заданной точками А,В,C. Зададим эту плоскость треугольником АВC, для чего соединим точки В и C прямой линией на обеих проекциях. Проведем фронтальную проекцию диагонали четырехугольника А2D2. Затем достроим вторую ее проекцию, для чего из точки пересечения фронтальных проекций диагоналей (точка О2) опустим линию проекционной связи на прямую D1C1. Прямая А1О1 задаст направление диагонали четырехугольника на горизонтальной проекции. Пересекаем Прямую А1О1 с соответствующей линией связи (из D2), получаем искомую проекцию точки С. Точка С принадлежит плоскости треугольника АВС, т.к. принадлежит прямой АО, лежащей в этой плоскости. Прямая принадлежит плоскости треугольника АВС, т.к. имеет с ней две общие точки (А и О). Следовательно, достроенный четырехугольник – плоский.
Задача 2. Достроить точку А, если она принадлежит плоскости D ВСD (рис.5.5). Дано: Решение:
Рис.5.5
Точка принадлежит плоскости, если она принадлежит какой-либо прямой, лежащей в этой плоскости. Через известную проекцию точки А — точку А1— проводим произвольную прямую. Строим вторую проекцию введенной прямой, которая должна лежать в заданной плоскости. Для этого фиксируем точки пересечения 12 и 22 со сторонами треугольника В2D2 и C2D2. Отыскиваем горизонтальные проекции точек 1 и 2 на соответствующих сторонах горизонтальной проекции треугольника ВСD. Строим горизонтальную проекцию прямой 12 (1121), пересечение которой с линией связи из точки А2, определит искомую проекцию точки А.
Задача 3. Через заданную точку Е с помощью главных линий построить плоскость b(hÇf) параллельно заданной плоскости a(a||b). Построенную плоскость задать параллельными прямыми (рис.5.6).
Дано:
Решение:
Рис.5.6
Построим вначале главные линии плоскости a. Построение главных линий начинают с проведения тех проекции, направление которых всегда известно (у горизонтали — это ее фронтальная проекция h’2||OX ; у фронтали — ее горизонтальная проекция f»1||OX ). На рис. 5.6 главные линии плоскости проведены через точку А, произвольно выбранной в плоскости a. Проведя затем через точку E параллельные прямые (h’2||h2 и f»1|| f’1), найдем искомую плоскость b(hÇf) || a(a||b). Для того, чтобы перезадать плоскость b(hÇf) параллельными прямыми, достаточно через любую точку плоскости, например, через выбранную произвольно точку К, провести прямую m, параллельно любой прямой, лежащей в этой плоскости (в данном примере m||f, при этом m1||f1 и m2||f2). Плоскость b теперь задана параллельными прямыми m||f.
Задача 4. Построить линию пересечения двух плоскостей: плоскости общего положения a(aÇb) и фронтально-проецирующей плоскости b(b2)(рис.5.7).
Дано: Решение:
Рис.5.7
Линия пересечения двух плоскостей в данном случае определяется двумя точками пересечения следа фронтально-проецирующей плоскости b2 с двумя прямыми а и с в плоскости a. При этом прямая с(с1,с2) — дополнительная, проведенная произвольно в плоскости, но так, чтобы точка К линии пересечения получилась в поле заданного чертежа. Точки К и L являются общими для двух заданный плоскостей, а , следовательно, и определяют искомую линию пересечения: (КL)= a(aÇb) Ç b(b2).
Задача 5. Построить линию пересечения двух плоскостей общего положения: a(DАВС) и b(а||b)(рис.5.8).
Дано:
Решение:
Рис. 5.8
При решении этой задачи используется метод секущих плоскостей. Так как две плоскости пересекаются по прямой линии, определяемой двумя точками, для построения необходимо ввести две дополнительные секущие плоскости. Порядок решения задачи:
1. Вводим дополнительную секущую плоскость d( d2). В качестве секущей плоскости выбрана фронтально-проецирующая плоскость, заданная своим следом на фронтальной плоскости проекций. (В качестве секущей плоскости может быть выбрана произвольная проецирующая плоскость).
2. Строим линию пересечения фронтально-проецирующей плоскости d(d2) с плоскостью общего положения a(DАВС) (см.пример 4): 12(1121;1221)= d( d2) Ça(DАВС).
3. Строим линию пересечения фронтально-проецирующей плоскости d(d2) с плоскостью общего положения b(а||b): 34(3141;3242)= d( d2) Çb(а||b).
4. Строим точку М как точку пересечения прямых 12 и 34: М1=1121 Ç3141 Вторая проекция точки М точка М2, отыскивается на следе вспомогательной секущей плоскости d( d2) с помощью лини проекционной связи. Точка М является искомой точкой, поскольку принадлежит одновременно трем плоскостям: вспомогательной d( d2) и заданных a(DАВС) и b(а||b), и , следовательно, является точкой, принадлежащей линии пересечения двух исходных плоскостей.
5. Аналогично строится вторая точка, принадлежащая линии пересечения N. Для этого вводится еще одна вспомогательная секущая плоскость g(g2). Плоскость g(g2) также является фронтально-проецирующей плоскостью, кроме того, параллельной плоскости d( d2). Это является необязательным, поскольку вспомогательные плоскости могут быть выбраны совершенно произвольно.
6. После построения точки N проводим прямую MN, которая является искомой линией пересечения двух исходных плоскостей.
Задача 6. Построить линию пересечения двух плоскостей общего положения a(DАВС) и b(DDEF) (рис.5.9).
Дано:
Рис.5.9
Решение:
Рис. 5.9 (продолжение)
Задача решается аналогично предыдущей. Для уменьшения количества вспомогательных построений в качестве секущих введены плоскости d( d2) и g(g2) через прямые, принадлежащие одной из плоскостей (DE и DF), следы секущий плоскостей совпадают соответствующими проекциями этих прямых.
Почему пилоты должны «перезагружать систему»? —
С юных лет Спенсер увлекался авиацией. И когда его авиационная карьера пошла вверх, эта страсть превратилась в любовь ко всему, что связано с путешествиями. Предприимчивый и всегда выбирающий менее проторенный путь, он ищет путешествия, которое изменит его восприятие мира. Основные моменты его путешествия включают посещение Чернобыля в Украине, прыжки с парашютом в Швейцарии и подводное плавание с аквалангом в Колумбии. Спенсер в настоящее время является пилотом крупной авиакомпании и проживает в Редондо-Бич, Калифорния.
В нашей серии «Спросите пилота » пилот Спенсер Маркер отвечает на один из ваших вопросов, связанных с авиацией, каждую неделю (продолжая на этой неделе после короткого перерыва, связанного с ребенком). Смотрите прошлые выпуски здесь и отправляйте свои собственные на [email protected] .
Вопрос
Эй! Итак, я в самолете, и им пришлось ждать семь минут до посадки, потому что они обнаружили горящий красный свет, поэтому они сказали: «Мы перезагрузим систему», и теперь мы в самолете, и они не могут узнать что это было. Не могли бы вы помочь?
—Лукас
Ответить
Привет, Лукас, спасибо за комментарий и отличный вопрос. Как пилоты, мы следим за работой систем самолета с помощью ряда предупреждающих, предостерегающих и консультативных сообщений и световых сигналов. Десятилетиями ранее за ними следил третий член экипажа по имени бортинженер , или FE. Но по мере того, как кабины становились все более автоматизированными, пилоты стали полагаться на компьютеры, чтобы информировать их о работе систем кабины, предупреждая их, если кто-то ведет себя неправильно. Давайте посмотрим, как пилоты следят за состоянием своего самолета и как устраняются неисправности.
Бортинженеры
На заре авиации почти всем самолетам требовался только один пилот. Однако по мере того, как самолеты летали выше и быстрее, а также становились все более сложными, требовались дополнительные руки для контроля за оборудованием, которое делало эти типы полетов возможными. Самолетам требовался радист, чтобы обеспечить правильную настройку и использование элементарных радиостанций, навигатор для определения точного положения самолета над землей и бортинженер для наблюдения за различными сложными системами самолета.
Бортинженер сидел за большой панелью позади кресел капитана и первого помощника. На этой панели были циферблаты, переключатели и сигнальные лампы, и она сообщала FE, что происходит в топливной, гидравлической, электрической, герметизирующей и экологической системах самолета. Его работа заключалась в том, чтобы управлять этими системами и работать с другими пилотами, если что-то пойдет не так.
С течением времени и с развитием авиационных технологий эти места в кабине начали устаревать. Радист был исключен, когда УКВ- и КВ-радиостанции стали более надежными. Навигатор стал ненужным, когда стали применяться различные надежные системы наведения (еще до появления GPS). Последней должностью, которую исключили из современных кабин за последние 20 лет, была должность бортинженера.
По мере развития технологий компьютеры могли брать на себя множество ролей по управлению системами, что позволяло управлять системами самолета только двум пилотам.
Как сейчас осуществляется мониторинг систем?
Сегодня авиалайнеры используют непрерывный мониторинг системы, который передается капитану и первому помощнику через один из экранов их кабины и световой индикатор в поле их зрения. В самолетах Boeing это называется EICAS или Система индикации двигателя и оповещения экипажа 9.0006 . В самолетах Airbus используется аналогичная система, называемая ECAM или Electronic Centralized Aircraft Monitor . ECAM делает шаг вперед по сравнению с EICAS, поскольку он не только показывает состояние и сбои системы, но и перечисляет процедуры, которые пилоты должны предпринять для устранения проблем.
Концепция темной панели
Бывшая панель бортинженеров была встроена в верхнюю панель кабины экипажа. Здесь расположены различные ручки и переключатели, требующие управления человеком. Многие функции самолета имеют функцию АВТО, то есть при нормальных условиях эксплуатации они включаются или выключаются самостоятельно. Электрическая система является прекрасным примером системы, которая регулирует свою конфигурацию в зависимости от количества доступных генераторов.
За последние несколько десятилетий авиационные инженеры и инженеры, занимающиеся человеческим фактором, перешли на изящную вещь под названием Dark Panel Concept . Это означает, что при нормальных условиях эксплуатации на потолочной панели НЕ должно гореть никаких лампочек. Таким образом, когда система выходит из строя или требует внимания, свет на верхней панели, в дополнение к предупреждающему/предупредительному свету перед пилотом и сообщению EICAS, становится заметным в поле зрения пилота и позволяет пилоту быстро и правильно определить проблему.
Итак, что случилось во время вашего полета?
Итак, Лукас, когда пилоты упомянули, что у них в кабине горит красный свет, они, вероятно, расследовали неисправность, обнаруженную компьютером в бортовой системе. Однако бортовые компьютеры не являются совершенными системами и иногда обнаруживают неисправности, которые не являются системными сбоями, а на самом деле являются ошибочными показаниями. И так же, как ваш телефон или ноутбук, они требуют перезагрузки. В самолете сброс часто устраняет исторические ошибки и позволяет системе снова проверить наличие проблем. Если неисправность обнаруживается снова, возникает более серьезная проблема, и требуется, чтобы специалист по техническому обслуживанию провел дальнейшее расследование, пока проблема не будет устранена. Это часто приводит к задержкам, но летным экипажам не разрешается улетать до тех пор, пока все проблемы с техническим обслуживанием не будут проверены, задокументированы и должным образом исправлены.
Подводя итоги
Управление системами самолета — сложная задача, которая в последние десятилетия становится все более автоматизированной. Дополнительная помощь, которую пилоты получают от бортовых компьютеров, позволяет им правильно определять неисправности и сбои в работе самолета и применять соответствующие процедуры. Когда эти неисправности происходят на земле, летные экипажи должны исправить ситуацию перед вылетом. И разве мы все не хотели бы, чтобы «красный свет» был зафиксирован на земле, а не поднят в воздух?
Еще раз спасибо за вопрос! Вы были в кабине с группой бортинженеров? Поделитесь своей историей в комментариях ниже! И помните, если у кого-то есть животрепещущий вопрос об авиации или что-то, что вы хотели бы прояснить, напишите нам по телефону [email protected] , чтобы ваш вопрос был опубликован в предстоящей колонке «Спросите пилота ».
Tailwinds,
— Spencer
Комментарии на этой странице не предоставляются, не проверяются и не одобряются иным образом рекламодателем банка. Рекламодатель банка не несет ответственности за обеспечение ответов на все сообщения и/или вопросы. Редакционное примечание. Редакционные материалы на этой странице не предоставлены ни одним банком, эмитентом кредитной карты, авиакомпанией или гостиничной сетью и не были проверены, одобрены или иным образом одобрены какой-либо из этих организаций.
Поделиться этой статьей Вы проходите проверку сертификата или рейтинга и делаете одну маленькую ошибку — ничего серьезного, ничего, что может поставить под угрозу результат полета или практического теста — пока. Экзаменатор, который незаметно делал записи в блокноте на протяжении всего вашего выступления, что-то отмечает, но показывает только тщательно выученное невозмутимое выражение лица. Вы не слышите: «Остановите полет». Итак, вы продолжаете. Но ты немного растерялся. Давай, у всех так! Впрочем, экзаменатора это не волнует. То, что вы делаете дальше, является важной частью: можете ли вы остановить цепочку ошибок, которую вы запустили своей первой ошибкой?
288
В классическом примере все, что вы только что сделали, является первым звеном в каскадной последовательности событий, ведущих к аварии, инциденту или, возможно, просто к событию, которого не должно было произойти. То, что будет дальше, может быть разным, но в конечном итоге оно заставит пилота — то есть вас — отреагировать. То, как вы реагируете, также различается и обычно принимает один из трех путей: паника, узкий кругозор или спокойная, хладнокровная, собранная серия шагов, ведущих к устранению проблемы и возобновлению безопасного полета. Эта последняя реакция известна как разрыв цепи несчастных случаев, и это то, что мы здесь обсудим. Чтобы вернуть вещи туда, где и как они должны быть, вам иногда нужно нажать кнопку сброса. Что? На вашей панели нет кнопки сброса? Добро пожаловать в авиацию.
Кнопка сброса
Было бы замечательно, если бы разорвать цепочку ошибок было бы так же просто, как подавить вспыльчивую компьютерную программу. Маневр Ctrl/Alt/Del был моей любимой комбинацией клавиш на компьютере с Windows, в то время как пользователи Mac любят/ненавидят его аналог Option/Command/Esc. Но иногда мне удавалось так сильно все испортить, что даже эти комбинации клавиш не работали. Введите кнопку сброса. Когда-то это была настоящая подпружиненная кнопка на задней панели громоздкого рабочего стола. Сегодня это выключатель питания.
На некотором оборудовании вашей панели часто можно найти своего рода кнопку сброса: некоторые элементы авионики могут выдерживать вытягивание автоматического выключателя или циклическое срабатывание главного устройства авионики. Возможно, вам придется подождать, пока ADHRS и/или GPS снова «найдут» себя, но вы эффективно перезагрузите панель, выключив и снова включив их. (Жаль, что они не поставляются с эквивалентом Time Machine от Apple, чтобы вы могли вернуть настройки к тому состоянию, в котором оборудование работало нормально в последний раз. Также очень жаль, что мозг пилота тоже не работает таким образом естественным образом.)
На самом деле, спортивные психологи считают, что в мозгу есть своего рода кнопка перезагрузки. Это просто вопрос тренировки, чтобы найти его. Исследования в области неврологии доказали то, что монахи — будь то буддисты или нет — знали на протяжении столетий: в напряженные моменты разум должен сосредоточиться, и его можно научить этому, но это происходит за счет другого таланта, которым в той или иной степени должен овладеть каждый пилот. : многозадачность.
Другие исследования показывают, что многозадачность в человеческом мозгу — это неправильное название. То, что на самом деле делает наш мозг, больше похоже на файл подкачки на жестком диске компьютера. Мы делим пропускную способность нашего мозга снова и снова, переключая внимание с одного предмета на другой, все быстрее и быстрее. Загвоздка в том, что мы уделяем все меньше и меньше внимания все большему и большему. Вы легко можете увидеть, к чему я иду. Удивительно, что в сложной кабине мы вообще можем фокусироваться.
Добавьте к приведенной выше схеме типичную цепочку инцидентов, которые могут привести к авиационному происшествию. Ключ к спасению дня заключается в способности пилота сосредоточиться на первой неисправности, понять ее, исправить и двигаться дальше, продолжая следить за тем, чтобы самолет летал по курсу, высоте и скорости. У пилота нет времени на панику, нет времени на заморозку мозга. Нерешительность с тикающими часами — это очень плохо. Это также очень реально.
Пилоты должны использовать имеющиеся у них инструменты с практической и отработанной осмотрительностью, чтобы спасти полет. Это то, что ищет каждый бортинспектор, когда он или она вносит ошибку в контрольный полет, сбивая кандидата с толку.
Фокус
И путаницу легко создать. Укротитель львов Клайд Битти дожил до глубокой старости, просто принеся с собой на ринг идеально симметричный стул на четырех ножках, когда встречался со своими большими кошками. Пока он держал стул перед мордой льва, лев пытался сфокусироваться на всех четырех ножках стула одновременно. Рассеяв фокус, лев запутался и не знал, что делать дальше. Столкнувшись с таким количеством вариантов, лев предпочел замереть и ждать, а не атаковать.
Человеческий мозг работает одинаково, когда его переполняет противоречивая информация. Представьте, как это работает в IMC, когда на вашей панели загорается предупредительный индикатор или происходит серия каскадных сбоев. Как насчет того, когда этот прекрасный Garmin 1000 отключится? Можете ли вы сосредоточиться на проблеме во время полета на самолете?
Исследователи определили четыре различных типа концентрации: Широкое внешнее внимание полезно для оценки окружающей среды в целом. Однако при неправильном использовании это может привести к тому, что вы пропустите что-то, потому что отвлекаетесь или обращаете внимание на что-то, что не имеет отношения к делу.
Широкое внутреннее внимание полезно для разработки плана игры или стратегии. Но при неправильном использовании это может привести к тому, что вы будете слишком много думать, что приведет к «аналитическому параличу».
Узко-внешнее внимание полезно для концентрации внимания на одной главной цели и блокировки отвлекающих факторов. Проблема в том, что при неправильном использовании это может привести к тому, что вы будете настолько сосредоточены на одном деле, что упустите что-то еще, что важно.
Наконец, существует узкое внутреннее внимание, которое полезно для сосредоточения ваших мыслей на нескольких умственных навыках, таких как осознание тела, управление энергией или образы. Недостатком является то, что при неправильном использовании это может привести к тому, что вы «задохнетесь».
Использование этих четырех типов концентрации, которые более подробно описаны на боковой панели выше, и использование того, который вам нужен в данный момент, — это искусство, которое широко изучается и практикуется элитными спортсменами, и мы можем учиться у них. Чтобы практиковать концентрацию, лучше всего начать в тихом месте, а затем постепенно практиковаться там, где есть много отвлекающих факторов (лучше всего для того, чтобы научиться отключаться от них, а также для того, чтобы понять, когда их настроить). Интересно, что этот процесс также описывает как начальную, так и продвинутую летную подготовку.
Знайте, что исправить
Вы можете это сделать, но практика может быть ключевым фактором. Как и у монахов, у вас есть инструмент, который вам поможет — контрольный список самолетов. Вы запомнили экстренные выделенные жирным шрифтом элементы, но есть вероятность, что это не будет ошибкой, которая запустит цепную реакцию. Поэтому убедитесь, что ваш аварийный контрольный список находится в пределах досягаемости и готов к доступу, чтобы помочь вам оценить ситуацию с низким напряжением или низким вакуумом, аномально высокие показания CHT / EGT, аномалию потока топлива, запах горящей изоляции, проблемы с давлением, открытие двери, застрявший закрылок, неправильная конфигурация шасси — что угодно. Шаги, необходимые для их устранения, описаны в соответствующем контрольном списке.
Является ли проблема более человеческой по своей природе? Возможно, вы были сбиты с толку сложной очисткой, доставленной с аукционной скоростью? Попросите диспетчера прочитать его еще раз, медленно, и записать его по составным частям (разрешение, переход, высота, частота и крики в отдельных строках). Иногда исправление так же просто, как сброс фактического переключателя. Скажем, ваш генератор вышел из строя, вам нужно переключиться на резервный? У вас есть аварийный автобус?
Возможно, проблема больше связана с простой ошибкой. В моем самолете, например, один тумблер определяет, является ли источником навигации автопилота GPS 1 (установленный на панели) или GPS 2 (встроенный EFIS). Я часто настраиваю заход в GPS 1, но летаю по векторам с помощью EFIS. Это не работает, если тумблер находится в неправильном положении, и его достаточно легко пропустить, если я не использую контрольный список для процедуры.
Сегодня многие самолеты имеют гибридные кабины, наполовину цифровые, наполовину аналоговые, а электрооборудование, обеспечивающее все это, может быть еще более сложным. Нет ничего более запутанного для пилота в запале, чем наблюдать, как автопилот ведет его в направлении, которое он не вел. Я видел, как пилоты буквально боролись с автопилотом, пока не поняли, что все, что им нужно сделать, это нажать кнопку отключения на штурвале и переосмыслить настройку или управлять самолетом вручную.
В нашем примере с контрольной поездкой исправить неисправность может быть так же просто, как выполнить полный контрольный список: однажды я предотвратил «отказ» двигателя при неточном заходе на посадку, правильно установив селекторы топлива в рамках моего контрольного списка при посадке. к огорчению экзаменатора, отключившего один из них.
Учтите и это: иногда ваш контрольный список подскажет вам, что не сработает, и в этом случае, как это сделали Салленбергер и Скайлз, вы переходите к следующему контрольному списку, который сработает, будь то посадка на грубом поле или аварийная посадка.