Разное

Как обозначается диафрагма в фотоаппарате – Понятия диафрагмы и глубины резкости в фотографии

Что такое диафрагма фотоаппарата и для чего она нужна?

Экспозиция кадра зависит от того, сколько света попадает в объектив. Регулировать количество света могут затвор и диафрагма, но не стоит путать эти понятия. Затвор расположен рядом с матрицей, а диафрагма – в объективе фотоаппарата. Диафрагма – это отверстие с несколькими лепестками, которые могут смыкаться или раздвигаться. Чем шире раскрыто отверстие, тем больший поток света попадает в объектив.

Значение диафрагмы обозначается дробью, в которой числитель – это символ F, а знаменатель – число, обозначающее степень раскрытия лепестков. Соответственно, чем больше число, тем уже отверстие, через которое проходит поток света.

Количество света в кадре зависит от значений диафрагмы или выдержки. Если для снимка вы уменьшаете диафрагму, то восполнить недостаток света нужно с помощью увеличения выдержки. Эти два значения взаимно заменяют друг друга, но все же дают разные результаты съемки.

Применение свойст диафрагмы на практике

Диафрагма тесно связана с понятием ГРИП – глубиной резкости снимка. При съемке портрета, например, желательно широко открывать диафрагму, из-за чего глубина резкости будет маленькой. Вы получите красивый размытый фон, но лицо модели на переднем плане останется четким. Если вы снимаете группу людей, лучше не раскрывать диафрагму так же широко, чтобы все лица получились одинаково резкими.

Если вы снимаете пейзаж, интерьер, натюрморт, то есть на снимке и передний, и задний план должны быть одинаково резкими, то диафрагму лучше прикрыть, чтобы увеличить выдержку. Но будьте внимательны, чтобы из-за недостаточного количества света снимок не получился размытым, недоэкспонированным.

Чтобы снимать с приоритетом диафрагмы и изменять ее значения, нужно выставить режим съемки Av и установить подходящие настройки. Фотоаппарат автоматически подберёт подходящее значение выдержки (при расширении диафрагмы выдержка будет короче, при сужении – длиннее). Если необходимо установить вручную значения и выдержки, и диафрагмы, то нужно выбрать режим М (ручной режим).

Поиграйте со значениями выдержки и диафрагмы. Следите, чтобы при съемке с прикрытой диафрагмой выдержка не была слишком длинной: изображение может получиться смазанным, нечетким. Поможет в этом случае настройка еще одного параметра – ISO, то есть светочувствительности объектива. Но не забывайте, что слишком высокая светочувствительность (более 800) может добавить изображению ненужные шумы.

pavelpro.art

Что такое выдержка и диафрагма фотоаппарата

Если человек использует фотоаппарат, что бы просто запечатлеть картинку, то и разбираться в принципе создания творческой фотографии особенно не будет. Но со временем приходит желание разобраться в механизмах получения снимка, что бы управлять этим процессом. И если даже в фотокамере есть много автоматических настроек, то их применение не очевидно и это может заставить фотографов самим изучить правила создания красивых фотографий и управлять этими правилами.

Основными параметрами в настройке фотоаппарата являются диафрагма, выдержка и чувствительность ISO.

Выдержка фотоаппарата определяет время воздействия света (время открытия затвора) на матрицу. Изменяя это время, можно изменить количество света, доходящего до матрицы. Обозначается в фотокамере в секундах и долях секунды.

Диафрагма, расположенная в объективе фотокамеры, регулирует размеры отверстия, через которое проходит световой поток, и этим изменяет количество света, попадающего на матрицу.

Каждый в отдельности, но эти параметры одновременно влияют на поток света, регулируя таким образом экспозицию. Другими словами выдержка и диафрагма влияют на яркость полученного снимка, светлым он получится или затемненым. При нормальной экспозиции (при правильно настроенных выдержке и диафрагме) на полученом фото будут видны все полутона и главный объект съемки получится с нужной яркостью.


Творческие настройки диафрагмы

Но настройки и выдержки и диафрагмы фотоаппарата влияют так же и на художественную сторону фотографии.

Главное свойство диафрагмы, влияющее на сам снимок, это то, что с ее помощью можно регулировать глубину резкости снимаемых объектов. Глубина резкости показывает расстояние между границами, объекты в которых находятся в фокусе и расположены вглубь пространства на разном расстоянии от объектива. И вот для получения хороших планов, особенно на удалении, нужно увеличить глубину резкости используемого пространства (ГРИП). У зеркальных фотокамер может быть репетир диафрагмы, который позволяет оценить качество будущего снимка при разных значениях, не делая снимок.


Фото с разными значениями диафрагмы (разный ГРИП)
Именно настройкой диафрагмы можно добиться размытого фона при съемке объекта, или сделать все в резкости при съемке пейзажа.

Настройка выдержки фотоаппарата

Выдержку нужно правильно настраивать при съемке движущихся объектов. Вы все видели фотографии, например, воды, когда один снимок фиксирует каждую каплю, а на другом течение реки или водопад зафиксированы как единое движение.


Разная выдержка и разный вид воды

То есть использованы настройки в этих случаях с разной выдержкой, в первом случае короткая выдержка (несколько миллисекунд), а во втором — длинная выдержка (несколько секунд).

При съемках движения в таких ситуациях как спортивные соревнования, игры детей нужно выставлять короткую выдержку. При таких выдержках нужно хорошее освещение, большая диафрагма и высокочувствительный сенсор.

Устройство диафрагмы

Сначала можно сказать об ирисовой диафрагме, состоящей из нескольких лепестков (3-20). Такая диафрагма, если полностью открыта, то формирует кольцо. А не полностью открытая диафрагма образует многоугольник. Такой многоугольник можно увидеть на снимке в виде бликов от источников света, которые не попали в глубину резкости.

В зеркальных камерах используется прыгающая диафрагма. После всех настроек фотограф нажимает кнопку, и диафрагма скачкообразно закрывается до установленного значения.

Диафрагма приводится в действие специальным приводом.


Как настроить выдержку и диафрагму

Как вывод можно кратко сказать, что диафрагма и выдержка фотокамеры (экспопара) влияют на экспозицию, от значения которой зависит яркость (освещенность) объекта на снимке. Значение экспозиции нужно выбрать одно и отталкиваясь от этого значения выбирать диафрагму и выдержку фотоаппарата.

Диафрагма влияет на резкость картинки и, что главное, на глубину резкости. И это значение зависит от того, что вы хотите увидеть на снимке. Или это будет выделяться один объект по резкости на фоне других или нужна хорошая резкость всех объектов на снимке. Затем подстраиваете выдержку для нужной экспозиции.

Но значение выдержки также может влиять на качество снимка движущегося объекта. И если вы хотите, что бы все увидели, например, движение авто, то и выдержка будет больше, а если нужна четкость, то выдержка будет малой.

И если нужно убрать дрожание рук, также нужно уменьшить выдержку. Но если и диафрагма, и выдержка выбраны для нормального отображения объекта на снимке, то, как обеспечить экспозицию? Нужно регулировать светочувствительность ISO. Только помните, что при большой светочувствительности могут появляться шумы на фотографии, ведь будут усиливаться вместе с сигналом и помехи в виде зернистости. Особенно такие шумы видны на темных участках. Вот взаимными настройками этих параметров и нужно добиться оптимального качества фотографии.

Для простоты настройки в фотокамерах есть режимы «приоритета выдержки» и «приоритета диафрагмы». В этих режимах пользователь настраивает один из параметров, соответственно названию режима, а фотоаппарат автоматически подстраивает другой параметр для нужного значения экспозиции.

Как настроить нужные параметры на фотокамере.

Подробнее об экспозиции.

Информация по режимам камеры, где используются выдержка и диафрагма.

vybrat-tekhniku.ru

Как работают диафрагма и затвор фотоаппарата

И обычная пленочная камера, и современный цифровой фотоаппарат имеют оптическую систему линз, диафрагму и затвор. Можно сказать, что с точки зрения основной схемы работы фотографического устройства мало что изменилось с появлением цифровой фототехники: в объективе собираются световые лучи и далее направляются через отверстие (диафрагму) на светочувствительный элемент (сенсор). В этой схеме затвор и диафрагма являются невидимыми для глаз фотографа элементами, которые, тем не менее, оказывают огромное влияние на результат съемки. Почему в современной цифровой фототехнике эти элементы, хорошо известные еще по пленочным аппаратам, были сохранены? Для чего они нужны? Как работают диафрагма и затвор в цифровом фотоаппарате?

Предназначение затвора и диафрагмы

Затвор – это один из основных механизмов цифрового фотоаппарата, который отвечает за пропускание световых лучей к светочувствительному элементу (матрице) в течение заданного промежутка времени при нажатии фотографом на кнопку затвора. Основное предназначение затвора состоит в том, чтобы регулировать продолжительность прохождения светового потока через оптическую систему камеры.

Время, на которое открывается затвор фотоаппарата, называется выдержкой или временем экспозиции. Если выдержка составляет меньше секунды, то она указывается как знаменатель дроби, обозначая долю секунды. Например, 1/125 секунды или 1/30 секунды. Затворы, устанавливаемые в цифровых камерах, способны закрываться и открываться с большой скоростью, регулируя, тем самым, время засветки матрицы, то есть выдержку, с высокой точностью.

Чем больше выдержка, тем больше света попадет на светочувствительный элемент камеры. С точки зрения фотографа, затвор камеры должен обладать высокой точностью срабатывания, надежностью в работе в различных условиях съемки и широким диапазоном выдержек. В современных цифровых камерах затвор используется не только для управления выдержкой, но и для защиты матрицы от засветки во время считывания изображения или до начала экспозиции.

Диафрагма представляет собой круглое изменяемое отверстие, которое находится внутри объектива камеры. Фотограф может варьировать диаметр отверстия, тем самым, регулируя поток света, поступающего на матрицу цифрового аппарата. Величина данного отверстия определяется диафрагменным числом: чем больше отверстие диафрагмы (маленькое диафрагменное число), тем больше света падает на матрицу и наоборот.

В цифровых фотоаппаратах диафрагменное число можно изменяться в достаточно широких пределах, например для объектива Tamron AF 18-270mm f/3.5-6.3 Di II VC, с f/3.5 до f/6.3. Кроме того, диафрагма оказывает свое влияние и на глубину резкости изображаемого пространства, позволяя фотографу управлять творческим процессом. Как уже понятно, выдержка с диафрагмой являются взаимозависимыми параметрами. Вместе они составляют так называемую экспопару: при уменьшении одного из этих параметров увеличивается другой.

Фотографический затвор: принцип работы и виды

В тот момент, когда осуществляется фотографирование, затвор фотоаппарата открывается. Световые лучи проходят сквозь объектив, попадают на диафрагму, за счет которой регулируется количество света, и, в конечном счете, доходят до светочувствительного элемента. После того, как прямо на матрицу цифровой фотокамеры попадает свет, начинается экспонирование кадра. Дальше затвор закрывается. Через мгновенье камера уже будет готова снимать следующий кадр. Открываясь и закрываясь, затвор так же, как и диафрагма, обеспечивает изменение количества упавшего на матрицу света.

Естественно, что каким бы ни был совершенным фотографический затвор, он требует хоть и непродолжительного, но все же некоторого периода времени для того, чтобы открыться. Также требуется определенное время и на его закрытие. В этой связи можно выделить три этапа или фазы в работе фотографического затвора.

Первая фаза связана с открыванием действующего отверстия объектива. Следующая – это уже фаза полного открытия действующего отверстия. И, наконец, последняя фаза – это фаза закрывания, то есть определенный промежуток времени от начала уменьшения действующего отверстия до его полного закрытия. Отсюда можно понять, что в течение всего этого цикла работы затвора действующее отверстие объектива остается полностью открытым только некоторую часть времени.

В этой связи одной из самых важных характеристик затвора является оптический коэффициент полезного действия (КПД), который определяет отношение количества света, прошедшего за время работы затвора, к тому количеству света, которое могло бы пройти через «идеальный» затвор за тот же промежуток времени. Чем больше значение коэффициента полезного действия приближается к единице (то есть к 100%), тем совершеннее работает затвор. Другими словами, чем меньше времени в течение заданной выдержки уйдет на открывание и закрывание затвора, тем более продолжительное время отверстие объектива будет полностью открыто, а значит, большее количество света пройдет через объектив. В этой связи можно говорить о том, что хороший фотографический затвор способен полнее раскрыть светосилу объектива.

Все затворы цифровых камер имеют специальные регуляторы, посредством которых можно устанавливать требуемую для данной фотосъемки выдержку. Впрочем, подходящая выдержка может определяться камерой и автоматически. Во многих аппаратах предусмотрен специальный режим полностью ручного управления временем открытия затвора (Bulb), посредством которого затвор может не только открываться, но и закрываться строго по команде фотографа. Такой режим очень актуален при съемке на длительных выдержках, когда камера устанавливается на штативе.

По своей конструкции и принципу действия затворы в цифровых фотоаппаратах подразделяются на следующие виды:

— Электронный затвор

Если в пленочных фотоаппаратах устанавливался механический затвор, который открывал и закрывал шторки, ограничивая воздействие света на пленку, то в цифровых камерах его роль выполняет электронный затвор. Практически все цифровые фотоаппараты оснащены именно таким электронным эквивалентом затвора, который встроен прямо в сенсор камеры.

Он представляет собой своеобразный переключатель, включающий сенсор на прием светового потока в нужный момент и выключающий его по команде процессора. Электроника и процессор камеры полностью управляют работой такого затвора. Особенность электронного затвора состоит в том, что свет на матрицу попадает постоянно, что позволяет, в частности, передавать изображение с матрицы на ЖК-дисплей фотокамеры. При срабатывании электронного затвора изображение с матрицы камеры считывается в течении определенного промежутка времени. Этот промежуток между обнулением матрицы и моментом считывания электронной информации с нее и составляет в данном случае время выдержки.

Преимуществом использования электронных затворов в современной цифровой фототехнике является то, что с их помощью удается достичь очень коротких выдержек. Такой затвор, в частности, способен отработать выдержку вплоть до 1/8000 или 1/15000 с. Кроме того, электронный затвор работает бесшумно и без вибраций.

Однако у него есть и свои недостатки. Это, прежде всего, низкое качество, связанное с различными искажениями изображения, причиной возникновения которых является последовательное чтение ячеек матрицы. Вследствие постоянной засветки электронный затвор характеризуется склонностью к ореолам, блюмингу и другим неприятным эффектам. Именно поэтому в продвинутых компактных камерах и профессиональных цифровых аппаратах помимо электронного затвора обязательно присутствует и традиционный механический. В дешевых же моделях цифровых камер используется только электронный затвор.

— Механический затвор

Несмотря на появление цифровой фототехники с электронными затворами, управляемымимощными процессорами, механический затвор не ушел в прошлое. Он по-прежнему используется в приличных цифровых камерах, только теперь он работает в паре с электронным. Синхронная работа этих двух затворов дает возможность обеспечить короткие выдержки и одновременно избежать появления ореола вокруг контрастных изображений. В профессиональных зеркальных аппаратах и продвинутых компактах электронный затвор используется только для сверхкоротких выдержек, в основном же работает механический.

Помимо того, что механический затвор дозирует свет, попадающий на светочувствительный элемент камеры, он еще и служит для дополнительной защиты матрицы от попадания на нее пыли и грязи. Ведь матрица является самым дорогостоящим элементом цифрового фотоаппарата, особенно когда речь идет о профессиональной камере. У самого механического затвора есть определенный ресурс работы и со временем он выходит из строя.

По своей конструкции механические затворы традиционно подразделяются на два типа — центральные и шторные (шторно-щелевые) затворы. Центральный затвор, как правило, устанавливается между линзами объектива. В нем используются заслонки в виде тонких лепестков, которые открывают световое отверстие объектива от оптической оси к краям, а закрывают в обратном направлении. Благодаря этому обеспечивается равномерное распределение освещенности по всему полю кадра. Наибольшим коэффициентом полезного действия обладает тот центральный затвор, у которого светозащитные заслонки действуют с наибольшей скоростью.

Центральный затвор

У центрального затвора довольно много достоинств: отсутствие искажений изображения в результате работы, равномерное распределение освещенности и хорошая устойчивость к температурным колебаниям. Однако по сравнению со шторными затворами центральные обладают меньшим коэффициентом полезного действия и более низкой минимальной скоростью, то есть меньшей моментальной выдержкой.

Что касается шторного или шторно-щелевого затвора, то в нем применяется светонепроницаемая шторка, состоящая из двух частей, разделяемых поперечной щелью. В эту щель и проникает свет, идущий от объектива. При срабатывании затвора шторки перемещаются одна за другой: первая световая заслонка открывает кадровое окно, а другая, соответственно, закрывает его. Выдержка здесь зависит от ширины щели.

Основными достоинствами шторного затвора являются высокий коэффициент полезного действия (может достигать 95%) и способность отрабатывать короткие выдержки (до 1/1250 с в некоторых моделях). Но при съемке быстродвижущихся объектов использование шторно-щелевого затвора нередко приводит к смещению и искажению отдельных элементов изображения. Шторные затворы также характеризуются тем, что они больше подвержены температурным колебаниям.

— Электронно-оптический затвор

Вместе с электронным затвором в некоторых моделях цифровых камер используется не механический, а электронно-оптический затвор. Это жидкий кристалл, который располагается между двумя параллельными поляризованными пластинами. Через него световой поток проходит на электронно-оптический преобразователь камеры. Когда на тонкое электропроводное напыление внутренней поверхности пластин подается напряжение, то возникает электрическое поле, которое изменяет на 90 градусов плоскость поляризации жидкого кристалла. В результате, обеспечивается максимальная непрозрачность кристалла и, как следствие, жидкокристаллический затвор закрывается. При отсутствии же напряжения свет через жидкий кристалл попадает на матрицу. Поскольку здесь отсутствуют какие-либо механические элементы, то электронно-оптический затвор отличается довольно высокой надежностью и простотой.

Диафрагма цифрового фотоаппарата

Диафрагма в своем классическом виде устроена как светонепроницаемая заслонка, образованная сдвигающимися к центру объектива тонкими металлическими лепестками. Это так называемая ирисовая диафрагма. Тонкие лепестки, размещающиеся по кругу вдоль обода объектива, поворачиваются и, тем самым, увеличивают или уменьшают отверстие, через которое поступает свет. Чем больше открыты лепестки диафрагмы, тем больше света проходит на светочувствительный элемент. Управление диафрагмой в цифровых фотоаппаратах может осуществляться в ручном или автоматическом режимах.

Шестилепестковая диафрагма

Ручное управление диафрагмой реализовано обычно в виде кольца на внешней поверхности оправы объектива, на котором отмечена шкала диафрагменных чисел. При вращении кольца диафрагмы лепестки сдвигаются. При этом каждый переход от одного значения диафрагменного числа к соседнему значению обеспечивает изменение количества проходящего через объектив света ровно вдвое. Очень удобным является режим приоритета диафрагмы, когда можно самостоятельно установить диафрагму, а все остальные параметры съемки фотоаппарат выставит автоматически. Управление же диафрагмой в автоматическом режиме осуществляется посредством электроники фотокамерыисходя из анализаконкретных условий фотосъемки.

Изменение диафрагмы оказывает влияние сразу на два ключевых свойства изображения – светосилу и глубину резкости. Под светосилой понимают то максимальное количество света, которое способен пропускать данный объектив. В условиях дневного света регулировать и контролировать диафрагму цифрового фотоаппарата не представляет особого труда. Но в условиях недостаточной освещенности, например, при съемке в темном помещении, фотографу приходится снимать с большим отверстием диафрагмы, чтобы фотография не получилась темной. Здесь требуется гибкое управление диафрагмой для компенсации недостатка света.

Размером диафрагмы определяется и та зона, которая на фотографии будет выглядеть резкой. Другими словами, от диафрагмы зависит, каким будет фон на снимке — размытым или резким. Например, маленькая диафрагма используется для того, чтобы размыть фон и перспективу. Глубина резкости распространяется от центра к краю изображения, соответственно, чем ближе к краю снимка, тем более размытым будет объект. Наоборот, большая диафрагма применяется в тех случаях, когда на фотографии все должно выглядеть резко. В целом, управление диафрагмой предоставляет фотографу полную свободу действий и широкое поле для творческих экспериментов.

Говоря о затворе и диафрагме цифрового фотоаппарата, нужно отметить, что в некоторых современных камерах диафрагма может быть объединена с центральным лепестковым затвором. В этом случае механизм диафрагмы срабатывает точно в момент срабатывания затвора, а лепестки затвора в это же самое время расходятся на расстояние, которое соответствует установленному значению диафрагмы. Но такие комбинированные затворы-диафрагмы с регулированием величины и длительности открытия светового отверстия устанавливаются, главным образом, в камеры начального уровня. Хотя они и обеспечивают большую компактность фототехники.

Проблема в том, что в силу своей конструкции объединенный механизм затвор-диафрагма способен отработать только экспозиционные пары вроде длительная выдержка — минимальное относительное отверстие или короткая выдержка — максимальное относительное отверстие. Такая линейность экспопараметров оборачивается тем, что, например, в условиях недостаточной освещенности камера будет использовать длительные выдержки с открытой диафрагмой, что, естественно, негативно скажется на качестве фотоизображения. К тому же, затворы-диафрагмы не способны предоставить широкий диапазон выдержек и значений диафрагмы.

Затвор и диафрагма остаются основными механизмами фотографического аппарата и в эпоху цифровых технологий. Наряду с характеристиками объектива, затвор и диафрагма во многом предопределяют качество фотоизображения. Возможность ручной настройки диафрагмы и выдержки обеспечивает фотографу пространство для творческих экспериментов и тонкой подстройки своей цифровой камеры под конкретные условия съемки.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Что такое выдержка и диафрагма в фотоаппарате?

Основными понятиями в мастерстве светописи, как иногда поэтично называют фотографию, являются выдержка кадра и диафрагма. Современные фотоаппараты на «цифре» избавляют пользователей от необходимости изучать основы фотографирования.

И размер диафрагмы, и длительность выдержки в них устанавливаются автоматически, владельцу достаточно всего лишь вовремя нажать спусковую кнопку. Но для тех, кто хочет испробовать свои силы в создании художественных фото, без освоения понятий диафрагмы и выдержки не обойтись.

Что такое диафрагма?

В переводе с греческого слово «диафрагма» означает «перегородка». Иногда её называют английским словом «апертура», имеющим аналогичное значение. Это действительно перегородка, состоящая из лепестковых задвижек, расположенных по окружности.

Задвижки можно выставлять на определённую ширину раскрытия, регулируя тем самым количество проникающего на светочувствительную основу потока света. Чтобы фотографировать ярким летним днём, отверстие диафрагмы нужно открыть на небольшую величину, иначе из-за чрезмерного светового потока фотографии окажутся «засвеченными».

Если же предстоит съёмка в условиях плохой освещённости, диафрагму раздвигают на всю ширину, чтобы светочувствительная матрица уловила малейшие лучики света.

Чрезвычайно важным было умение правильно выставить диафрагму для плёночного фотоаппарата. Ошибка была чревата полностью испорченными кадрами, ведь фотограф даже не мог оценить их качество, пока вся плёнка не была отснята и проявлена. У начинающих фотографов пользовались популярностью справочные таблицы, где указывалось оптимальное диафрагменное число для разных условий съёмки.

Диафрагменным числом называют величину, равную отношению фокусного расстояния к диаметру зрачка диафрагмы. Как правило, оно обозначается буквой F и записывается через косую линию или двоеточие. Так, F/2,8 либо F:2,8 означает диафрагменное число 2,8. Каждая ступень изменения диафрагмы меняет диаметр её зрачка в 1,4 раза, а количество света, падающего на матрицу – ровно в 2 раза.

Ряд стандартных значений диафрагмы указывается на объективе, они варьируют от 1,0 до 32. Чем меньше число, тем больше раскрыта диафрагма, и наоборот. Поворотами управляющего кольца фотохудожник выставляет нужное значение диафрагмы, которое обязательно коррелирует с освещённостью (светосилой) и выдержкой затвора фотоаппарата.

Что такое выдержка?

В момент фотографирования открывается специальная шторка, и световые лучи попадают на фотоматрицу (в старых фотоаппаратах – на чувствительную плёнку). Время, в течение которого затвор пребывает открытым, выставлено заранее. Оно и называется выдержкой.

Вместе с диафрагмой выдержка составляет экспопару, или экспозицию. В таблицах, о которых упоминалось выше, находились стандартные значения не только диафрагмы, но и выдержки. Современные аппараты автоматически определяют и устанавливают экспозицию, однако для получения оригинальных снимков фотохудожнику нередко приходится нарушать стандартный баланс.

Как взаимодействуют диафрагма и выдержка при фотосъёмке?

Снимая в одних и тех же условиях, нетрудно заметить, что при широко открытой диафрагме (с малым диафрагменным числом F) выдержку нужно выставлять меньше стандартной, а при небольшом зрачке диафрагмы выдержка должна быть долее длительной. Во многих цифровых фотоаппаратах имеется функция автоматического уменьшения периода выдержки при увеличении зрачка диафрагмы, и наоборот.

Выбирая средние значения диафрагмы и выдержки, вы получаете обычные, достаточно качественные фото. Изменение диафрагмы необходимо в случаях, когда нужно выделить на снимке один объект, сделав его как можно более резким при размытом фоне. Этот эффект достигается увеличением зрачка диафрагмы.

Существует прямая зависимость: чем шире раскрыты лепестки, тем меньше так называемая ГРИП, что означает глубину резко изображаемого пространства. Приём часто используется при фотографировании портретов. Снимая группу, его следует использовать с осторожностью: одно из лиц может получиться достаточно резким, тогда как остальные окажутся размытыми.

Напротив, при фотографировании удалённых объектов диафрагму стоит уменьшить, что обеспечить чёткость очертаний отдалённых объектов – горных вершин, леса, архитектурного объекта и т.д.

www.mnogo-otvetov.ru

Диафрагма фотоаппарата, светосила, относительное отверстие

Говоря простым языком, диафрагма фотоаппарата – это устройство, через которое свет попадает на матрицу фотоаппарата. Диафрагма состоит из так называемых «лепестков», количество которых может варьироваться от трех до двадцати штук. В зависимости от интенсивности освещения лепестки уменьшают или увеличивают диаметр светопропускающего отверстия. Принцип их действия аналогичен зрачку: при тусклом свете он расширяется, при ярком – сужается.

Шестилепестковая диафрагма

Чтобы лучше понять принципы расчета характеристики объектива (в том числе, и значения диафрагмы), необходимо знать, что  такое фокусное расстояние объектива.

Фокусное расстояние объектива

Фокусное расстояние – это расстояние между матрицей фотоаппарата и главной оптической плоскостью объектива при условии его фокусировки в бесконечность. Этим показателем определяется угол обзора, достигаемый тем или иным объективом. Чем фокусное расстояние больше, тем угол обзора меньше. В характеристиках обычно указываются минимальное и максимальное фокусное расстояние, которые обеспечивает объектив. Измерять его принято в миллиметрах.

Отношение фокусного расстояния к размеру отверстия диафрагмы называется f-числом. Именно оно и определяет значение диафрагмы. Чем меньше этот показатель, тем больше отверстие, и тем больше света проникает на матрицу фотоаппарата. Стоит учесть, что значение диафрагмы часто указывается в виде знаменателя дроби, без уточнения фокусного расстояния.

Диаметр отверстия диафрагмы от выбраного f-числа

Возможные значения f-чисел описываются специальной шкалой диафрагм, представляющей собой последовательность чисел:

1 – 1,4 – 2 – 2,8 – 4 – 5,6 – 8 – 11 – 16 – 22  и так далее.

Суть шкалы в том, что сужение отверстия объектива в два раза приводит к уменьшению количества света, попадающего на матрицу, в четыре раза. Аналогичное действие оказывает и двойное увеличение фокусного расстояния. Диафрагменная шкала нередко наносится на оправу объектива для удобства фотографа.

Максимальное количество света пропускают объективы с наименьшими f-числами (f/1,2 – f/1,8). Называются такие объективы светосильными.

Светосильный объектив Nikon, f-число=1,4

Светосила объектива

Светосила – это степень ослабления объективом фотоаппарата светового потока, или, другими словами, способность объектива передавать реальную яркость объекта. Чем больше светосила, тем качественнее получаются снимки, сделанные в условиях плохого освещения без использования штатива и вспышки. Кроме того, светосильные объективы позволяют фотографировать с максимально короткой выдержкой.

Значение светосилы определяется значением максимально открытой диафрагмы. Вместе с фокусным расстоянием его обычно указывают на ободе объектива. Так, например, надпись 7-21/2,0-2,8 означает, что при фокусном расстоянии в 7 миллиметров светосила равна 2,0. Соответственно, при фокусном расстоянии в 21 миллиметр – 2,8.

При выборе объектива стоит учитывать, что максимально открытая диафрагма используется очень редко. При этом цена светосильных объективов ощутимо выше. Для большинства покупателей нет никакого смысла переплачивать за показатель 1:1.2, вполне достаточно купить более бюджетный вариант со светосилой 1:1.8.

Относительное отверстие

Величину, обратную диафрагменному числу, называют относительным отверстием. Величина относительного отверстия определяет, во сколько раз фокусное расстояние объектива превышает диаметр его отверстия. На оправе объектива этот показатель обычно имеет вид дроби типа 1:2. Такие цифры означают, что диаметр отверстия вдвое меньше фокусного расстояния.

В разных источниках понятия значения светосилы, величины относительного отверстия и непосредственно диафрагмы часто описаны научным, малопонятным языком. Чтобы не ошибиться при выборе фотоаппарата и не запутаться в характеристиках объектива, стоит запомнить зависимости, существующие между ними.

Так, светосила – это постоянное свойство оптики, которое невозможно изменить или настроить. Следует помнить, что светосила не имеет отношения к текущему значению диафрагмы. Как уже упоминалось выше, ее значение равно значению диафрагмы в максимально открытом положении.

Относительное отверстие, в отличие от светосилы, величина изменяемая. Отрегулировать ее можно при помощи диафрагмы.

www.fotokomok.ru

Что такое диафрагма фотоаппарата и как ее оптимально настроить

Диафрагма — специальное устройство, которое контролирует количество света. Механизм находится в объективе и представляет собой изменяющееся отверстие. Обычно это отверстие формируется специальными скруглёнными лепестками, которые сворачиваются и разворачиваются под действием автоматики. От настройки диафрагмы зависит качество снимков, ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), яркость оптического видоискателя и экспозиция.
Иногда диафрагму называют «светосилой», «числом F» или «относительным отверстием», но между этими понятиями есть различия.
Например, не совсем правильно считать синонимами понятия «диафрагма» и «светосила», так как на светосилу влияет ещё множество различных показателей, это оптическая система, уровень пропускания света и так далее.
Понятием «относительное отверстие объектива» обозначается отношение действующего размера объектива к его фокусному расстоянию. Число, обратное этой величине, то есть отношение фокусного расстояния к размерам отверстия объектива, на профессиональном языке называется диафрагменным числом, и именно это отношение большинство фотографов называет «диафрагмой». Например, если действующее отверстие в 8 раз больше фокуса, то диафрагменное число будет равно восьми (относительное отверстие в этом случае равно одной восьмой). Стандартное число диафрагмы обычно указывается на корпусе объектива, диафрагма может обозначаться, как F8, F/8, или просто цифра восемь. Часть объективов имеет специальный регулятор в форме кольца, с помощью которого можно менять диафрагменное число.


Как настроить диафрагму?
Диафрагма влияет на многие параметры фотографии, но в разных фотоаппаратах влияние диафрагменного числа может немного различаться, поэтому стоит сделать несколько снимков на каждом значении F и посмотреть, какое значение окажется оптимальным.
Качество фотографии
Настройка значения числа диафрагмы называется диафрагмированием, а изменение значения F измеряется в стопах: 1 стоп равен 1 единице числа диафрагмы. При диафрагмировании на 1 стоп выдержка перед снимком изменяется в два раза, но вместо выдержки можно во столько же раз изменить параметр ISO. На светосилу влияет площадь отверстия, поэтому разница в значениях числа диафрагмы не линейная, а квадратичная, то есть между F1 и F2 на самом деле разница не 2, а 4 стопа. Чаще всего диафрагму настраивают, чтобы сделать фотографии более качественными. С помощью изменения числа F можно добиться увеличения резкости изображения: самая хорошая резкость обычно на средних значениях диафрагмы, а на высоких значениях качество фотографий становится хуже из-за процессов, связанных с преломлением световых лучей. При уменьшении числа диафрагмы также увеличивается резкость фотографии.

Глубина резкости
Благодаря возможности менять диафрагму, у фотографов есть возможность регулировать ГРИП, что особенно важно, когда нужно сфокусироваться на человеке или других объектах. Когда число F увеличивается, глубина резкости тоже увеличивается, а при уменьшении этого числа — уменьшается. Многие современные фотоаппараты могут наводить резкость даже при закрытой диафрагме, а в момент снимка автоматические системы камеры самостоятельно закрывают диафрагму до нужного размера отверстия. Чтобы посмотреть, как будет выглядеть изображение после съёмки, можно активировать повторитель диафрагмы и посмотреть в видоискатель.
Диафрагма также тесно связано с боке, то есть с размытием объектов, которые находятся вне зоны фокусировки. Лучшее боке получается при полностью раскрытой диафрагме, при этом лучше всего, если лепестки диафрагмы хорошо скруглены. В этом случае отверстие объектива максимально круглое и в зоне нечёткости на снимке не появятся некрасивые фигуры, напоминающие гайки. К счастью, современные объективы имеют достаточно закруглённые лепестки, но на старых камерах ещё можно столкнуться с такой проблемой.
Легче всего настраивать диафрагму, когда фотоаппарат находиться в режиме приоритета диафрагмы. Этот на кольце управления или в текстовом меню такой режим может обозначаться латинской буквой A (от английского слова aperture — «отверстие объектива») или буквами AV (aperture value — «значения отверстия объектива»).

Как настроить диафрагму на камере в смартфоне?
Диафрагма является механической частью объектива, поэтому настроить этот элемент камеры с помощью специальной программы нельзя, а физические регуляторы для диафрагмирования есть только в некоторых телефонах. Дело в том, что встроенные камеры регулируют количество света с помощью выдержки и вариаций значений ISO, а значение диафрагмы всегда остаётся постоянным.

Далее по теме:

Смотрите так же:

fotochaynik.com

Диафрагма в фотоаппарате — что это? 🚩 как работает диафрагма 🚩 Фото и видеотехника

Чтобы понять, как работает диафрагма, важно понимать, как вообще фотоаппараты преобразуют поступающий свет в изображение. Для того чтобы лучше усвоить принципы работы камеры, лучше привести наглядный пример.

Представьте абсолютно темную комнату, в которой есть окно с черными стеклами, через которое не проникает свет. Если вы немного откроете его, оставив небольшую щель, то на противоположной стене увидите тонкую полоску света. Если раскрыть окно полностью, то светом наполнится вся комната. В обоих случаях окно было открыто, но характеристики освещения абсолютно разные. В фотоаппарате роль окна выполняет диафрагма, а роль стены, на которую попадает свет — матрица, фиксирующая изображение. То, насколько широко раскрыта диафрагма, и определяет многие характеристики будущей фотографии. Многие, но не все, так как диафрагма — не единственный элемент, принимающий в этом участие.

Как выглядит диафрагма? Это заслонка, собранная из так называемых «лепестков», которые, вращаясь по окружности, формируют отверстия разного диаметра (см. прикрепленное фото). Помните аналогию с окном? Размер круглого отверстия, которое формируют подвижные лепестки, аналогичен ширине распахивания окна. Диафрагма может состоять из разного количества лепестков, и это тоже играет свою роль в построении изображения.

В настройках фотоаппарата и на маркировке объектива характеристики диафрагмы обозначаются при помощи буквы f с присвоенными ей числовыми значениями, например: f/1.2 или f/16. Важно помнить, что здесь используется обратная зависимость, то есть, чем меньше число, тем больше отверстие диафрагмы (шире открыто «окно»). Таким образом, значение f/1.2 означает, что диафрагма раскрыта широко и света на матрицу попадет много, а f/16 – мало. При выборе объектива важно обращать внимание на маркировку f/. Чем ниже ее значение (отталкиваемся от стандартного f/3.5), тем лучше.

При максимально открытой диафрагме на матрицу попадает большое количество света. Это позволяет делать снимки при слабом освещении без использования вспышки и долгих выдержек. К слову, выдержка — это временной отрезок, которые определяет время в течение которого затвор камеры остается открытым, пропуская свет на матрицу. Если вернуться к аналогии с окном, то это время, в течение которого вы будете держать его открытым.

Кроме этого, ширина открытия диафрагмы определяет глубину резкости. Если объяснять просто, то это то количество предметов в кадре, которые находятся в фокусе и имеют четкие, резкие грани. При широко открытой диафрагме их количество будет небольшим. Наверняка многие видели портреты, на которых человек запечатлен четко, а фон размыт. Или в фокусе находится только небольшая деталь предмета, а все вокруг остается размытым. В фотографии этот красивый эффект называется «эффектом боке».

При максимально открытых диафрагмах можно добиваться фокусировки на мельчайших деталях, а все другие источники света будут на снимке размываться в разноцветные точки круглой формы. Теперь самое время вернуться к лепесткам диафрагмы. Чем их больше (в стандартных, недорогих объективах их, как правило, пять-семь), тем более круглое отверстие они формируют, и тем более мягким будет размытие.

В отличие от широко открытых отверстий, прикрытая диафрагма обеспечивает большую глубину резкости, то есть большее количество предметов будет находится в фокусе. Это широко применяется при съемке, когда необходимо показать все детали, например архитектурной, или пейзажной.

Также такие настройки диафрагмы нужно использовать при съемке ночью со штативом и длинными выдержками. Не при слабом освещении, а именно ночью, когда количество источников света минимально. Узкое отверстие диафрагмы позволяет делать четкие снимки без «пересвета», на которых видны все детали.

Зная теорию, важно поэкспериментировать с разными значениями диафрагмы самостоятельно. Увидев разницу в снимках, можно научиться выбирать нужное значение для разных условий и всегда добиваться отличных результатов.

Видео по теме

Связанная статья

Влияние значений диафрагмы объектива при фотографировании

Источники:

  • «250 советов фотографу», В.М. Журавлева, 1991 г.
  • как работает диафрагма

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *