Разное

Как научиться писать программы в паскале: Программирование на Паскале

Содержание

Как научиться писать программы на паскале

Главная » Разное » Как научиться писать программы на паскале

Паскаль основы программирования языка, паскаль для начинающих, операторы и команды Pascal для чайников, примеры программ для школьников

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля», «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Особенности системы PascalABC.NET

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Примеры программ на PascalABC.NET

Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит это набор символов, необходимый при составлении программы.

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….
    а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и,
  • array – массив,
  • begin – начало,
  • do – выполнить,
  • else – иначе,
  • for – для,
  • if – если,
  • of – из,
  • or – или,
  • procedure – процедура,
  • program – программа,
  • repeat – повторять,
  • then – то,
  • to – до,
  • until – до (= пока),
  • var – переменная,
  • while – пока.

Cледует учесть: константы, операции не должны носить те же названия, что и служебные слова (длина – любая).

Структура программы

Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

  • название,
  • данные,
  • действия.

Обратите внимание: переменные нужно перечислять через запятую, а после через «:» указать их тип. Завершить написанное «,».

Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

Структуру можно представить так:

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Ввод

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

  1. Integer.
  2. Byte.
  3. Longint.

С ними также проводят простые действия:

  • сложение – «+»,
  • вычитание – «-»,
  • умножение – «*»,
  • деление – «div».

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10у) 10 заменяется Е и число имеет запись:

х Е у.

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt,
  • абсолютная величина – abs,
  • квадратичная функция – sqr,
  • синус – sin,
  • косинус – cos,
  • арктангенс – arctan,
  • натуральный логарифм – ln,
  • экспонента – exp.
Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int,
  • дробная часть числа – frac,
  • получение целой части числа – trunc,
  • округление до целого – round,
  • преобразование порядкового типа – ord,
  • преобразование кода в символьный тип – chr,
  • определение предыдущего значения величины – pred,
  • определение последующего значения величины – succ.
Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer,
  • логические – boolean,
  • символьные – char,
  • перечисляемые,
  • интервальные,
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Структурированные делят на:

  • массивы – array,
  • записи – record,
  • множества – set,
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

Функции управления программой

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа,
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы,
  • Uses crt – запуск clscr,
  • Length – возвращение длины строки,
  • Val – преобразование строки в число,
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование,
  • Assign – связывание переменной с файлом,
  • Upcase перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

Pascal и его текущие приложения

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

.

Как мне написать программу на японском языке на Паскале?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

.

Как я могу написать эту строку из C на Паскале?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

.

массивов — как изменить глобальную переменную в паскале?

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

.


Смотрите также

  • Как научиться логическому мышлению
  • Как научиться трейдингу
  • Как научиться водить машину автомат с нуля женщине
  • Как научиться писать красивым почерком быстро в домашних условиях
  • Как научиться искусству соблазнения
  • Как научиться медитировать в домашних
  • Как классно научиться целоваться с парнем
  • Как научиться остроумно отвечать на оскорбления
  • Как научиться хорошо общаться с людьми
  • Как научиться скорочтению ребенка 7 лет
  • Как научиться доверять людям снова

Общие сведения о языке программирования паскаль. Начала программирования

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова
язык программирования
программа
алфавит
служебные слова
типы данных
структура программы
оператор присваивания
Языки программирования — это формальные языки,
предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем
которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются
программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (1934 года рождения) швейцарский учёный, специалист в области
информатики, один из известнейших
теоретиков в области разработки языков
программирования, профессор
информатики (компьютерных наук).
Разработчик языка Паскаль и ряда других
языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языков программирования Паскаль и Кумир — набор
допустимых символов, которые можно использовать для записи
программы.
Алфавит языка Кумир
Алфавит языка Паскаль
A, B, C, …, X Y, Z
a, b, c,…, x, y, z
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Русские прописные
буквы
А, Б, В, … Э, Ю, Я
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Русские строчные
буквы
а, б, в, … э, ю, я
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Специальные
символы
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Алфавит языка
В алфавит языков
(составные символы).
включены
неделимые
элементы
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
:=
Знаки больше или равно,
меньше или равно
>=и<=
Начало и конец
комментария
Паскаль
Кумир
(* и *)
|
Краткий словарь языков
Служебное слово
языка Паскаль
Значение
служебного слова
Служебное слово
языка Кумир
Значение служебного
слова
begin
начало
нач
начало
end
конец
кон
конец
program
программа
алг
алгоритм
if…then…
если…то…
если…то…все
Условный оператор
if…then…else…
если…то…иначе…
если…то…иначе…все
Условный оператор
с выбором действия
or
или
and
и
for…to…do…
Оператор цикла с
фиксированным
числом повторений
while…do…
Оператор цикла с
предусловием
нц пока …. кц
Оператор цикла с
предусловием
reapet…until…
Оператор цикла и
постусловием
нц…кц_при …
Оператор цикла и
постусловием
var
переменные
или
и
нц для … от … до…
кц
нц…кц
или
и
Оператор цикла с
фиксированным
числом повторений
Бесконечный цикл
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов)
— любые отличные от служебных слов последовательности
букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы
или символа подчеркивания.
В Паскале: Прописные и строчные
буквы в именах не различаются. Длина
имени может быть любой.
Возможные имена:
a – имена одинаковые
В Кумире: Прописные и строчные
буквы в именах различаются. Длина
имени может быть любой.
Возможные имена:
аbrikos
rajskij_sad
b1
B13des
А
A
a
абрикос
райский_сад
б1
Б13дез
Запрещенные имена:
Запрещенные имена:
A
ж
12а
r№5
— русская буква
— в начале цифры
— специальный символ
а – имена разные
мама и дочь — пробел в имени
121а
— в начале цифры
а1№2
— специальный символ
Простые типы данных
Название
Обозначение
Паскаль Кумир
Допустимые
значения
Область
памяти
Целочисленный integer
цел
— 32 768 … 32 767
2 байта со
знаком
Вещественный
real
вещ
(2.9 *10-39 …1.7*10+38)
6 байтов
Символьный
char
сим
Произвольный символ
алфавита
1 байт
1 байт на
символ
1 байт
Строковый
string
лит
Последовательность
символов длиной
меньше 255
Логический
boolean
лог
True и False
Структура программы на языке
Паскаль
Структура программы
Заголовок программы
Описание данных
Служебное слово program
и имя программы
Описание констант(const) и
описание переменных (var)
Начинается словом begin и
Описание действий
заканчивается словом end
с точкой
Структура программы на языке
Кумире
Структура программы
Заголовок программы
Описание действий
Описание данных
Служебное слово алг
и имя программы (не обязательно)
Начинается словом нач и
заканчивается словом кон
Описание переменных
(цел, вещ …)
Раздел описания переменных
Для Паскаля:
Имена переменных
var i, j: integer; x:real;
Целый тип
a:char ;
Вещественный тип
Для Кумира:
цел I, j, а, б
вещ х, w
сим а, а
целые переменные
вещественный тип переменных
символьные переменные
Символьный тип
Общий вид программы на Паскале
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. ..
<оператор n>
end.
Операторы — языковые конструкции для записи действия,
выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Общий вид программы на Кумире
алг <имя программы>;
нач <начало программного блока>
цел
<описание используемых переменных>
вещ <описание используемых переменных>
<оператор 1>;
<оператор 2>;

<оператор n>
кон
Операторы — языковые конструкции для записи действия,
выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания
Основное
преобразование
данных,
выполняемое
компьютером, — присваивание переменной нового значения,
что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
<имя переменной>:=<выражение>
Выполнение оператора присваивания
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
a:=10;
b:=5;
a:=a+b
Переменная а
10
10
Переменная b
Переменная s
5
5
15
Не
определена
После последней операции
15
5
Не
определена
Самое главное
Паскаль — универсальный язык программирования,
Общий видсвоё
программы:
получивший
название в честь выдающегося учёного
program
<имя программы>;
Блеза
Паскаля.
const <список
Типы
данных постоянных
в языке значений>;
Паскаль: целочисленный
(Integer
), вещественный
(Real
), символьный (Char),
var <описание
используемых
переменных>;
строковый
(String), логический (Boolean) и другие.
begin
В<оператор
программе,
1>; записанной на языке Паскаль, можно
выделить:
<оператор 2>;
1)…
заголовок программы;
2)<оператор
описание используемых
данных;
N>
3) описание действий по преобразованию данных
end.
(программный блок).
Самое главное
Общий вид
Кумир
— универсальный
программы:
язык программирования,
позволяющий
быстро >;
научиться писать программы на
алг <имя программы
алгоритмическом языке.
нач <начало программного блока>
Типы данных в языке Кумире: целочисленный (цел),
цел <описание используемых переменных>
вещественный (вещ), символьный (сим, строковый
вещ
<описание
используемых
(лит
), логический
(лог
) и другие. переменных>
1>;
В<оператор
программе,
записанной на Кумире, можно выделить:
<оператор 2>;

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
<оператор n>
3) описание действий по преобразованию данных
кон
(программный блок).
Вопросы и задания
Запишите
оператор
для: необходимых
Запишите раздел
описания
переменных,
а)
среднего
арифметического
переменных
для
вычисления:
Каких
Какую
В
Как
чём
Указывая
требований
структуру
Опишите
записывается
разница
название,
процесс
имеет
между
следует
раздел
программа,
числами
выполнения
обозначение,
придерживаться
описания
100
записанная
операторов
и
переменных?
диапазон
100.0
при
в на
языке
выборе
иязыке
Ввычисления
Почему
честь
кого
язык
назван
программирования
язык
программирования
Паскаль
считается
Паскаль?
Что входит в состав алфавита Паскаля?
занимаемую
имён для различных
область
присваивания:
памяти,
Паскаль?
объектов
опишите
в языке
известные
Паскаль?вам
универсальным?
2
x1
и
x2
;
а) значения функции y = x ;
типы данных, используемые
в языке Паскаль.
a:=3
б)
прямоугольника;
б) площади
уменьшения
на единицу значения переменной k;
b:=4
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
в) увеличения на единицу значения переменной i;
a:=a+b
и такого же количества обложек;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких
нескольких ручек и нескольких карандашей.
карандашей.
Опорный конспект
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Алфавит языка
Паскаль
Структура
программы
Латинские прописные
буквы
Заголовок программы
Латинские строчные
буквы
Описание данных
Арабские цифры и
специальные символы
Описание действий
Оператор присваивания: <имя переменной>:=<выражение>
Электронные образовательные ресурсы
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7d761c14a8582/9_76. swf — команда присваивания

Паскалей | компьютерный язык | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Викторина по компьютерам и технологиям

Основы | TaoYue.

com

Главная /Учебник по изучению Pascal /Основы

Прислал taoyue в четверг, 06.01.2011 — 20:35

Базовая структура программы на Паскале:

ПРОГРАММА Имя программы ( Список файлов ) ;

CONST
  (* Объявления констант *)

TYPE
  (* Type declarations *)

VAR
  (* Variable declarations *)

(* Subprogram definitions *)

BEGIN
  (* Executable statements *)

КОНЕЦ.

Элементы программы должны быть в правильном порядке, хотя некоторые можно опустить, если в этом нет необходимости. Вот программа, которая ничего не делает, но имеет все необходимые элементы:

программа ничего не делать ;
начало
конец.

Комментарии — это части кода, которые не компилируются и не выполняются. Комментарии Паскаля начинаются с (* и заканчиваются символом *) . Вы не можете вкладывать комментарии:
      (* (* *) *)
будет выдает ошибку, потому что компилятор соответствует первому (* с первым *) , игнорируя второй (* который находится между первым набором маркеры комментариев. Второй *) оставляем без его соответствие

(* . Эта проблема с началом-концом Маркеры комментариев — одна из причин, по которой многие языки используют построчные системы комментирования.

Turbo Pascal и большинство других современных компиляторов поддерживают фигурные скобки комментарии, такие как { Комментарий } . открывающая фигурная скобка означает начало блока комментариев, а закрывающая фигурная скобка означает конец блока комментариев. Скобки комментариев также используются для директив компилятора.

Комментарии облегчают понимание кода. Если вы пишете ваш код без комментариев, вы можете вернуться к нему недели, месяцы или годы спустя без руководства, почему вы написали программу таким образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *