Как установить и использовать чувствительность (sensation) ISO в фотоаппарате. Цветовой шум.
Урок 7. Светочувствительность. Что такое чувствительность (sensation) ISO в фотоаппарате. Как установить ISO. Как использовать ISO.
Не редко случаются ситуации, когда фотограф попадает в условия ограниченной освещенности и требуется учитывать поставленную задачу: заморозить движущийся объект! Установлена максимальная диафрагма и короткая выдержка, а света для правильной экспозиции все-равно не хватает.
Для примера, попробуйте вечером сфотографировать движущегося ребенка: вы получите либо смазанный снимок по причине длительной выдержки, а при использовании режима приоритета выдержки получается темный снимок, поскольку не хватило света для правильной экспозиции даже при максимально открытой диафрагме.
Что значит ISO. Для чего нужен параметр ISO в фотоаппарате.
В этом случае можно увеличить чувствительность ISO в фотоаппарате. По сути, использование ISO – это увеличение восприимчивости матрицы к попадающему на нее свету. Например, вы хотите вырезать объемную фигурку на каком либо материале. Согласитесь, что на дереве это будет сделать гораздо проще, чем на металле. Дерево более чувствительно к внешнему воздействию. Так и матрица фотоаппарата, в зависимости от установленной чувствительности iso, по-разному может воспринимать полученный свет: сильнее или слабее.
Диапазон ISO.
Для каждой конкретной модели фотоаппарата производителем установлен свое минимальное и максимальное значение чувствительности — это и есть ISO диапазон чувствительности. В первую очередь он зависит от «уровня профессиональности» фотоаппарата. Для мыльниц ISO диапазон составляет от 100 до 400 единиц, в зеркальных камерах начального уровня максимальный уровень ISO 3200. В профессиональных зеркалках есть возможность установить ISO до десятков тысяч. Например, в камере Canon 5D Mark II чувствительность ISO можно поднять до 25600 — матрица становится крайне чувствительна даже к минимальному количеству света.
Как использовать ISO. Установка ISO. Авто ISO.
Если фотограф видит, что количество света и ограничения по съемке не позволяют получить правильную экспозицию, т.е. правильно освещенный снимок, приходит время оперировать параметром чувствительности ISO. Увеличивая значение чувствительности, можно получить более светлый снимок. При этом, для упрощения управления многие фотоаппараты оснащены функцией автоматического изменения чувствительности в случае, если планируемый кадр имеет неправильную экспозицию. Чаще всего эта возможность называется «Auto ISO».
Цифровой ISO шум.
У внимательного читателя наверняка возник вопрос: почему производитель изначально не поставит максимальное значение чувствительности ISO на фотоаппаратах? Дело в том, что высокое ISO влияет на количество цифрового шума на фотографии: аналог зернистости пленки. Часто с цифровым шумом сталкиваются любители фотографировать телефоном. Цветные точки по всему полю кадра очень существенно ухудшают качество изображения: теряется резкость, контраст, цветопередача.
Как убрать цифровой шум.
Чтобы убрать цифровой шум придерживайтесь минимального значения ISO и используйте увеличение чувствительности ISO только в случае крайней необходимости. Для большинства современных зеркальных камер Canon допустимым ISO по качеству фотографии является значение 400-800. Если все-таки на вашем снимке много цифрового шума – его можно убрать в графических редакторах разными способами. Таким образом, получается более «мягкое», т.е. менее резкое и контрастное изображение, но фотография избавляется от пестроты цифрового шума.
Подведем итоги.
Для достижения правильной экспозиции при недостаточном освещении можно использовать увеличение чувствительности ISO — это резервный источник питания для увеличения яркости вашего снимка. Но не переусердствуйте с его использованием — это чревато появлением неприятного цветового шума!
Мы научились делать снимки правильно освещенными, при этом умеем размывать фон и избегать смазывания. В следующем уроке пора поговорить о фокусировке фотоаппарата: как правильно фокусироваться на нужном предмете съемки!
Если Вы забыли тот или иной фото-термин, обратитесь к словарю фотографа.
Основы фотографии. Часть 3. Выдержка и ISO
Продолжаем знакомить вас с основами фотографии в сжатом, но в очень информативном виде. С множеством примеров и пояснительных схем.
Мы разделили материал на несколько частей. Прошлые выпуски были посвящены темам:
Часть 1. Фокусное расстояние объектива и дистанция фокусировки
Часть 2. Диафрагма и глубина резкости
Сегодня поговорим про выдержку и ISO.
Давайте вспомним. Объектив рисует изображение, а фотосенсор (матрица) его фиксирует.
Под действием света светочувствительные датчики матрицы накапливают электрический заряд. И чем больше по времени будет накапливаться этот заряд, тем ярче получится итоговая фотография.
Выдержка — это продолжительность воздействия света на матрицу. Иногда выдержку могут называть «скорость затвора» или «время экспозиции».
Диапазон выдержек очень широк: от тысячных долей секунды до нескольких секунд или даже нескольких минут.
Чаще всего, на практике используют выдержки длительностью в доли секунды, например:
1/125 секунды
1/30 секунды
1/2 секунды
Как видите, это дробь. Поэтому, как и в случае с диафрагмой, для сокращённой записи, часто оставляют только знаменатель: 125, 30 и 2:
Так это может выглядеть на фотоаппарате:
А для обозначения выдержек длительностью в несколько секунд добавляют значок секунды — «. Так мы можем отличить, например, 1/2 секунды от двух секунд.
Бывает ещё такая запись: вместо 1/2 секунды пишут ноль целых 5 десятых. Это может быть не всегда удобно, но нужно просто к этому привыкнуть.
Выдержка — это один из главных способов повлиять на яркость снимка. Например, когда мы говорили про глубину резкости и меняли диафрагму, то получали разные по яркости снимки.
Помните, чтобы компенсировать это уменьшение яркости, мы выставили более длительные выдержки?
Вот так это обычно и происходит:
- Хотите увеличить глубину резкости? Прикрывайте диафрагму.
- Стало темно? Увеличивайте выдержку.
И всё бы было так просто, если бы мы всегда фотографировали только неподвижные объекты. Но если во время фотографирования объект съёмки двигался относительно фотоаппарата, то эти движения будут запечатлены в кадре: объект получится смазанным.
Чем короче выдержка, тем меньше получается этот смаз.
На очень коротких выдержках смаз станет настолько маленьким, что мы его даже не заметим, и движущийся объект на фотографии будет казаться резким.
И чем быстрее движется объект относительно фотоаппарата, тем короче нужно выставлять выдержку, чтобы на снимке не было заметно смаза.
Но даже если объекты съёмки неподвижны, сам фотоаппарат тоже может двигаться и давать смаз на снимке.
В каких случаях это происходит? Практически всегда, когда мы держим фотоаппарат в руках.
Особенно, в тот момент, когда мы нажимаем на кнопку спуска. Поэтому, при съёмке с рук нужно стараться выставлять выдержку покороче.
Однако нет конкретного значения выдержки, которое не следует превышать. Проще всего выяснить для себя это значение опытным путём.
Если сомневаетесь, всегда проверяйте резкость снимка, максимально увеличив его на экранчике фотоаппарата.
Если видите смаз — выставляйте выдержку короче и делайте снимок заново.
При этом следует обращать внимание, при каком фокусном расстоянии ведётся съёмка, так как, чем больше фокусное расстояние вашего объектива, тем больше будет выражен смаз.
Производители фототехники помогают минимизировать проблему смаза. Чтобы скомпенсировать дрожание рук, во многие фотоаппараты сейчас встраивают специальные стабилизаторы.
Если стабилизатор включен, это помогает вам снимать с рук без смаза на более длительных выдержках. Но если движется не фотоаппарат, а объект съёмки, то тут стабилизатор нам не поможет.
С одной стороны, смаз от движения — это проблема. Но с другой стороны, его можно использовать, как творческий приём. Вот таких эффектов можно добиться, если снимать на длительных выдержках.
Таким образом, с помощью диафрагмы мы создаём одни творческие эффекты, а с помощью выдержки — другие. Нетрудно догадаться, что бывают сюжеты, когда для снимка важна и диафрагма, и выдержка.
Если мы можем управлять мощностью источника света, то проблема решается просто — увеличиваем его мощность и снимок становится ярче. Но чаще всего, фотографу приходится подстраиваться под имеющиеся условия освещения, и поменять эти условия он не может.
Вот для этих случаев и существует настройка чувствительности — ISO.
Вообще говоря, аббревиатура ISO — это сокращённое название международной организации по стандартам. В единицах ISO очень часто измеряют чувствительность фотоплёнки к свету.
Если нужно снимать в солнечную погоду, то фотограф использует плёнку с низким ISO, например ISO 50, а в тёмном помещении более светочувствительную плёнку, например, ISO 3200.
В цифровых камерах вместо плёнки используется специальный фотосенсор (матрица), но она обычно несменяемая. То есть, у матрицы вроде бы светочувствительность всегда одна.
Однако, чтобы сохранить преемственность и удобство работы, в цифровых камерах есть аналог плёночной светочувстивтельности, который просто назвали ISO.
Про единицы ISO в цифровой камере важно помнить только одно: чем больше это значение, тем больше чувствительность, а значит тем ярче будет снимок.
По сути, настройка ISO влияет на снимок уже после срабатывания затвора, но до момента записи фотографии на карту памяти. Она изменяет яркость полученного снимка, то есть, делает весь кадр светлее или темнее.
Но увеличение ISO, к сожалению, приводит к негативным последствиям — к усилению цифрового шума. Цифровой шум выглядит на изображении как набор пикселей случайного цвета и яркости.
Чем выше мы поднимаем ISO, тем сильнее заметен цифровой шум. Несмотря на то, что современные фотоаппараты сейчас довольно неплохо борются с шумами, лучше стараться не завышать ISO без особой необходимости.
Бывают ситуации, когда даже изменение ISO не помогает фотографу добиться нужной яркости снимка при заданных выдержке и диафрагме. Это два случая:
- Когда света слишком мало. Тогда вам всё таки придётся использовать дополнительное освещение.
- Когда света слишком много. Тогда вам придётся уменьшить имеющееся освещение. Или, например, надеть на объектив специальный затемняющий фильтр.
Но это уже более продвинутый уровень фотографирования. Новичкам, обычно, хватает трёх основных настроек (диафрагмы, выдержки и ISO) для того, чтобы добиться правильной яркости снимка.
Теперь осталось разобраться, что такое правильная яркость снимка и можно ли как-то проверить эту правильность.
И тут мы подходим к очень простому, но очень важному нюансу. Объективно оценить яркость получившегося снимка на глаз практически невозможно.
Во-первых, наш глаз постоянно адаптируется к условиям окружающего освещения и может видеть одну и ту же фотографию по-разному. В темноте фотография может казаться яркой, а в солнечную погоду покажется тёмной.
Во-вторых, яркость экрана фотоаппарата может быть настроена по-разному или даже меняться во время съёмки.
Поэтому, нам нужен какой-то более объективный способ оценки яркости снимка. Такой способ существует — это гистограмма.
Гистограмма есть в большинстве современных фотоаппаратов.
Не будем сейчас вдаваться в подробности, главное — делать такие настройки выдержки, диафрагмы и ISO, чтобы гистограмма прижималась к правому краю, но не слишком сильно, иначе снимок получится пересвеченным.
Этот снимок недостаточно яркий:
Этот снимок нормальной яркости:
То есть, нужно оставлять небольшой зазор.
Работа с гистограммой — это интересная тема, которая требует отдельного разговора. Вы можете посмотреть на эту тему наш специальный материал: Гистограмма для фотографа. Зачем она? Как правильно ей пользоваться при съёмке и при обработке?
Также, как требуют отдельного видеоролика и принципы использования экспозамера, экспокоррекции, режимов съёмки. Но это уже относится к автоматике камеры и выходит за рамки разбора основных настроек фотоаппарата.
И ещё пару слов про баланс белого. Мы понимаем, что это частый вопрос у начинающих фотографов, но настройка баланса белого касается не непосредственно съёмки, а скорее обработки изображения.
Эта обработка происходит уже после того, как кадр сделан. Мы можем либо доверить эту обработку фотоаппарату, либо более точно настроить баланс белого в графическом редакторе.
Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то мы подготовили специальное видео. Оно длится всего 25 минут, но очень содержательное и лёгкое для восприятия. Приятного просмотра:
Мы долго работали над тем, чтобы это видео было максимально ёмким и полезным, поэтому будем рады, если вы поделитесь им с другом, который хочет научиться пользоваться фотоаппаратом, но не очень любит слушать долгие лекции.
Если вам понравился материал, пожалуйста, не забудьте подписаться на наш YouTube канал. Это очень воодушевит нас готовить больше интересных материалов.
——————-
Напоминаем, что у нас с братом ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы.
Фотография 101: Выбор правильного ISO
Фотография 101: Выбор правильного ISOАвтор: Libby — Printique Автор: Adorama
Автор: John O’Connell
Большинство наших цифровых камер имеют возможность выбора настройки чувствительности ISO, которая в сочетании с выдержкой и диафрагмой образует три ножки стула для экспонирования. То, что раньше называлось фоточувствительностью в те дни, когда вам приходилось вставлять рулон светочувствительного микрослоя пластика с перфорированными краями в заднюю часть камеры, было заменено рейтингом ISO в эпоху цифровых камер.
Старый рулон пленки Tri-X 400 ASA в те дни считался довольно «быстрым», на пару ступеней диафрагмы быстрее, чем более медленный, но более чистый Plus-X. Медленно и быстро означало, насколько относительно чувствительна каждая пленка к свету. (Думаю, медленное означает, что вам придется использовать длинную выдержку, чтобы пропустить больше света; быстрое означает, что вы можете использовать короткую выдержку и по-прежнему получать хорошо экспонированное изображение.)
Низкочувствительная пленка дает очень чистое изображение, с черными черными и белыми белыми. Высокочувствительная пленка позволяла нам снимать при тусклом свете, но наши фотографии становились более «зернистыми» по мере увеличения светочувствительности пленки. Пленки с более высокой чувствительностью имели более крупную зернистость, тем лучше они собирали свет.
Сегодня это зерно называют «шумом», хотя оно вызвано не крупными зернами, а электронным статическим электричеством, создаваемым устройствами. Есть лучшее, более научное объяснение, но без учета фотонов этот шум портит чистоту изображения. Чем выше значение ISO, тем «громче» становится статический сигнал или шум.
Благодаря качеству современных цифровых зеркальных камер и компактов, которое становится все лучше с каждой новой моделью, наши камеры могут снимать довольно «бесшумные» изображения или, по крайней мере, с очень низким уровнем шума, даже на относительно высоких скоростях, таких как 1600, 3200 (или даже выше с некоторыми из самых продвинутых камер), особенно с полнокадровыми сенсорами. Хотя шум по-прежнему является проблемой на очень высоких скоростях, датчики, даже кропнутые датчики, такие как Nikon DX или Canon и APS-C других производителей, могут легко обрабатывать большинство экспозиций.
Еще одно соображение: длинные объективы увеличивают вес, и чем тяжелее вес, тем труднее удерживать оборудование в устойчивом положении без штатива. 1,5 фунта. камера и объектив весом 1 фунт требуют быстрого затвора, чтобы удерживать объекты устойчивыми, и вам может потребоваться увеличить ISO, чтобы включить выдержку 1/250, 1/500 или выше. (Если вы не можете увеличить ISO из-за боязни шума, вам придется использовать более широкую диафрагму, чтобы приспособиться к короткой выдержке и низкому значению ISO.)
Вы можете попробовать использовать Auto ISO, если эта настройка доступна в вашей камере. С Auto ISO вы можете установить минимальное и максимальное значение ISO, которое вы хотите использовать для своей камеры. Таким образом, если вы снимаете на открытом воздухе с большим количеством равномерного света, камера выберет самое низкое значение ISO, которое позволяют ваша выдержка и диафрагма; и по мере того, как вы перемещаетесь внутри, ваша камера начнет увеличивать ISO в соответствии с настройками затвора и F-Stop до установленного вами максимума.
Профессионалы и опытные стрелки обычно предпочитают устанавливать собственное значение ISO, а не доверять решение устройству. Все дело в том, какой контроль вы хотите осуществлять. Попрактикуйтесь в использовании различных настроек ISO во время следующей фотоэкскурсии и посмотрите, как это повлияет на ваши фотографии.
Дополнительные сведения о базовом обучении фотографии см. в следующих статьях:
Фотография 101: Диафрагма
Фотография 101: Выдержка
Фотография 101: Композиция
Что такое ISO в фотографии? Простое руководство и техническое объяснение
Если вы не понимаете, что такое ISO и как он работает, вам может быть трудно делать хорошие снимки. В конце концов, ISO относится к одному из трех столпов фотографии (диафрагма и выдержка являются двумя другими и вместе они образуют треугольник экспозиции), и каждый фотограф, независимо от того, насколько он опытен, должен хорошо понимать, что это такое. . Это позволит вам получить максимальную отдачу от вашей камеры, чтобы вы могли создавать потрясающие изображения.
Эта статья написана для новичков в цифровой фотографии, которые хотят улучшить понимание ISO, поэтому мы сделали все возможное, чтобы объяснить ISO в фотографии простыми словами. Однако, прежде чем проявлять интерес к ISO, вы должны знать, как работают цифровые зеркальные камеры. Итак, приступим:
Что такое ISO?
Прежде чем мы начнем эту статью, давайте разберемся с определением ISO в фотографии. Это настройка камеры, которая дает пользователю возможность сделать изображение ярче или темнее. Пользователи часто ошибочно связывают его с Международной организацией по стандартизации, хотя прямой связи между ними нет. Впервые он появился в лексиконе производителей пленки, но теперь используется в цифровых камерах.
Проще говоря, уровень чувствительности сенсора вашей камеры к доступному свету — это то, что мы называем ISO. Чтобы объяснить далее, более низкое число ISO означает, что датчик камеры менее чувствителен к свету, который он получает, в то время как более высокое число ISO означает, что датчик очень чувствителен к свету. Итак, ответ на вопрос: «Что измеряет ISO?» будет «чувствительность».
Однако помните, что чувствительность цифровых датчиков может различаться, поскольку на рынке доступно множество датчиков. Тем не менее, датчики цифровых зеркальных камер не так уж сложны, и обычно применяются одни и те же настройки.
Сенсоры камеры — самый дорогой и важный компонент, который позволяет преобразовывать свет в изображение. Вы можете делать снимки в условиях низкой освещенности, если для вашего ISO установлены более высокие значения. Но помните, что более высокие уровни ISO приводят к зернистости и проникновению шумов в ваши изображения, что не совсем хорошо выглядит, когда вы увеличиваете или печатаете их большую версию.
Что означает ISO для фотографии? Взгляните на пример из жизни:
Сравнение ISO 100 и ISO 3200
Вы можете видеть, что более высокое число ISO дает больше шума и зернистости, тогда как более низкое число ISO приводит к гладкому изображению без веснушек.
Знакомство с ISO в деталях
У каждой камеры есть базовое число ISO, обеспечивающее высочайшее качество изображения без добавления зернистости или шума. Эти числа ISO варьируются в зависимости от производителей камер.
Например, камеры Nikon, такие как NikonD5100, имеют базовое значение ISO 200. С другой стороны, камеры Canon имеют значение ISO 100, что является минимальным числом ISO. Обычно большинство профессиональных фотографов придерживаются минимального числа ISO и обычно предпочитают не отклоняться слишком далеко от ISO 800, если в этом нет крайней необходимости. Это связано с тем, что выход за пределы ISO 800 добавит зернистости изображению, что неизбежно приведет к потере качества изображения.
Номера ISO имеют двукратное приращение в каждом значении, что означает, что каждое число ISO увеличивается в степени двойки. Вот почему общая последовательность значений ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 и т. д.
Проще говоря, каждый шаг между этими числами удваивает чувствительность сенсора. Так, например, ISO 1600 в шестнадцать раз чувствительнее к свету, чем ISO 100. Фотография при значении 400 будет в два раза ярче, чем при 200, что, в свою очередь, будет вдвое ярче, чем при 100, и так далее. Вы должны знать, что числа влияют на то, насколько быстро камера может улавливать свет для создания изображения.
Общие значения (иногда называемые чувствительностью ISO):
- ISO 200 займет 1/2 секунды
- ISO 400 займет 1/4 секунды
- ISO 800 займет 1/8 секунды
- Для ISO 1600 потребуется 1/16 секунды
- Для ISO 3200 потребуется 1/32 секунды
Выбор правильной чувствительности ISO может означать мир различий в фотографии. Например, если вы выберете более низкое число ISO в условиях низкой освещенности, потребуется время для создания изображения, которое может сделать его размытым. Но если у вас есть штатив, то при тех же настройках получится красивое мягкое изображение с правильной экспозицией (если вы изображаете пейзаж). Тем не менее, более высокое число ISO (желательно не более 800) даст четкое изображение и может помочь заморозить движение, поскольку для захвата изображения требуется меньше времени.
Как изменить ISO на камере?
Параметры будут разными для каждого устройства. Небольшой гайд по изменению ISO написан ниже:
Найдите настройку, с помощью которой можно выбрать нужное значение. Не следует выбирать автоматический режим. Лучше всего подойдет ручная съемка, приоритет выдержки или приоритет диафрагмы.
Если уровень вашей камеры не слишком высок, вам нужно будет найти нужный раздел в меню, а затем выбрать нужное значение.
В камерах более высокого класса предусмотрены специальные кнопки для ручной настройки.
Для некоторых устройств добавлены специальные значки «HI» и «LO», которые позволяют пользователю значительно увеличить собственные настройки ISO. Мы не рекомендуем их использовать. Если вы сомневаетесь, как изменить настройку ISO, обратитесь к руководству по эксплуатации вашей камеры.
ISO и экспозиция: правильное использование ISO
Новички часто спрашивают, как правильно использовать ISO. Вообще говоря, использование более низкого значения ISO при съемке всегда дает более качественные фотографии. Мы рекомендуем использовать не более 800 в условиях низкой освещенности и 100 в условиях хорошего освещения, когда это возможно. Использование самого низкого значения приведет к получению более детальной фотографии с максимальным качеством изображения. Многие фотографы делают фотографии с базовым значением ISO 100 или даже 200 в условиях низкой освещенности. Они используют штатив, чтобы сбалансировать время, необходимое камере для захвата изображения и правильной экспозиции. Однако эти фотографии с самым низким ISO сделаны только для пейзажей. Эти настройки не следует применять к портретным снимкам, так как вы просто расстроите объект. В этом случае следует использовать более высокое значение ISO.
Что делать, если вы хотите снять что-то в темноте и увеличить число ISO (выше 800)? В этом случае рекомендуется пожертвовать качеством изображения, чтобы сделать этот снимок. Высокий ISO приведет только к большему шуму.
Общие советы по улучшению качества изображения:
Выберите значение диафрагмы, позволяющее достичь желаемой глубины резкости.
Выберите базовое значение ISO (наименьшее возможное) и установите скорость затвора на любое значение, обеспечивающее правильную экспозицию.