Разное

Индустриальный пейзаж это: «Индустриальный пейзаж»: рассказываем, как посетить Уральскую биеннале, не выезжая из Перми — 7 сентября 2017

Индустриальный пейзаж в современном сибирском искусстве

Индустриальный пейзаж ассоциируется прежде всего с советским изобразительным искусством, именно в 1930–1970 годы этот жанр получил наибольший расцвет и вплоть до начала 1980-х годов динамично развивался. В 2010-х индустриальный пейзаж возрождается как жанр в творчестве молодых сибирских художников. Он тесно связан с натурой, но в отличии от «советского пейзажа» лишен зависимости от государства.

За последние годы создано достаточное количество произведений в жанре индустриального пейзажа, что дает возможность выяснить, в чем заключается интерес художников, и попробовать выделить новые типы индустриального пейзажа. Автор придерживается позиции доктора искусствоведения, исследователя пейзажной живописи Виталия Серафимовича Манина. А именно понимание пейзажа как постоянно развивающегося жанра в системе стилей и направлений изобразительного искусства, а также понимание пейзажа как выразителя «психологии времени» [2 с. 624]. Индустриальный пейзаж — неотъемлемая часть окружающей действительности. В советское время возведение колоссальных промышленных объектов вызывало восторг у художников, а тема грандиозного строительства нового государства была одной из ведущих в искусстве. Но сейчас многие символы развитого индустриального государства превратились в руины. В постсоветский период тема перестала иметь важное значение для государства, стала свободной от политики и привлекательной для современных художников. Пейзаж лишь одно из направлений активно развивающейся индустриальной темы в современном искусстве. В данное время индустриальная тема переживает изменения — промышленные объекты становятся не только предметом изображения, но и объектом/пространством для создания произведений. Надо отметить, что индустриальная тема развивается в разных формах и направления современного искусства — живопись, графика, объекты, инсталляции, перформанс, медиаискусство.

В данной работе предпринимается попытка систематизировать и проанализировать произведения современных сибирских авторов в жанре индустриального пейзажа. Если говорить о формально-стилистических особенностях современного индустриального пейзажа, то это — реалистические, полуабстрактные живописные и графические произведения, экспрессионистические полотна. Как жанр современного искусства, пейзаж требует более динамичных выразительных средств. Сейчас нет необходимости передавать размах строительства или величие государства. Художники выбирают промышленные объекты как натуру для вдохновения и формальных экспериментов.

Индустриальный пейзаж на сегодняшний день является одним из самых популярных и перспективных жанров в современном искусстве. Общемировые, всероссийские и региональные практики — выставочные проекты от биеннале до квартирных выставок, посвященные промышленной среде, возрождение индустриальных пленэров — все это привлекает художников, искусствоведов, коллекционеров. Только за последние два года состоялось несколько индустриальных пленэров: «Индустриальный Кемерово» (2016) на Кемеровской ГРЭС, заводе «Азот» и Беловской ГРЭС с участием художников из Екатеринбурга, Томска, Омска, Красноярска и Кемерово. Среди них Амангельды Шакенов, Александр Суриков, Геймран Баймуханов, Николай Исаев, Лукия Мурина и др. Пленэр на Томусинской ГРЭС и на Кузнецкой ТЭЦ (2016) с участием новокузнецких художников Алевтины Архиповской, Елены Башариной, Екатерины Чепис, Александра Суслова, Ярославы Хмель и др. В 2017 году новокузнецкие художники работали на газотурбинной электростанции «Новокузнецкая» и Новокузнецком алюминиевом заводе. В мае 2018 года томские художники Лукия Мурина и Николай Исаев провели индустриальный пленэр на предприятии «Магнезит» в городе Сатка. В августе 2018 года состоялся масштабный пленэр «Открывая Сибирь» на предприятии «Сибур Тобольск», который объединил двадцать художников из России. Среди них сибирские художники Регина Нагуманова, Павел Толмачев, Аксинья Сарычева, Лукия Мурина.

В 2016 году состоялся ряд выставок по итогам пленэров: «Индустриальный пейзаж Кемерово» на кемеровской ГРЭС и в корпусе Кемеровского государственного института культуры, «Тепло Кузбасса» в Доме творческих союзов и Администрации Новокузнецка, в галерее «Арт-сегодня» в Мысках. В Томске выставочный проект «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны» в Сибирском филиале ГЦСИ в 2016 году и Квартирная индустриальная биеннале в 2017 году. Таким образом, мы можем наблюдать возрождение интереса к индустриальной теме в целом и пейзажу как жанру современного искусства.

Говоря об индустриальном пейзаже, мы коснемся творчества художников, наиболее последовательно работающих в этом направлении и авторов, обращающихся к нему в контексте своей художественной практики.

Последовательно с индустриальной темой, и конкретно в жанре пейзажа работает новокузнецкий художник Илья Храбрый. Образ индустриального Кузбасса занимает значительное место в его произведениях. Серии графических произведений 2012 года монументальны, полны динамики и стремления выразить новое ощущение пространства, в которое человек погружается, находясь рядом с промышленными объектами. Основная доминанта листов — движение. В диптихе «Добыча» показана угольная шахта сверху, и этот пространственный ход дает возможность увидеть весь масштаб. Центр диптиха — глубина карьера, в которую затягивает взгляд зрителя, а грузовики ритмично расставленные по диаметру карьера дополнительно акцентируют на этом внимание. Художник фиксирует стремительность движения.

Илья Храбрый. Добыча. 2012

В триптихе «Разрез» композиция листов строится на динамике, которая поддерживается тональными контрастами. Другого плана серия «Ритмы Кузбасса» — панорамные виды, выстроенные в линейку — промышленные конструкции и объекты преобразованного ландшафта. «В листах выражена чистота и отстраненность промышленного пространства, а панорамные виды, построенные на четких ритмах террикон, шахт и копров демонстрируют типичный Кузбасс» [1, с. 40]. Большое значение для Храброго имеет общая динамика произведений и ритм.

Илья Храбрый. Разрез. 2012

Илья Храбрый. Ритмы Кузбасса. 2012

В листах из серии 2014 года «Индустриальный век» (Рис. 1) внимание художника привлекают сложные конструкции Западно-Сибирского металлургического комбината Эта серия отличается более экспрессивными пластическими и цветовыми решениями — эффектные и мощные конструкции проявляются за счет яркого активного неба. В этих листах традиции советского индустриального пейзажа соединяются с экспрессионизмом «остовцев». Графика Ильи не прославляет мощь индустрии, а показывает красоту промышленных объектов. Внимание художника обращено к индустриальному наследию Кузбасса, он планомерно работает, ищет свой пластический язык, новую натуру. Продолжая серию «Индустриальный век» в листе 2018 года, художник изображает завод футуристичным организмом. В целом пейзажи И. Храброго натурны, а художник постоянно ищет новые методы для визуализации угольного края, подчеркивая его графичность.

Илья Храбрый. Индустриальный век. 2014

Илья Храбрый. Индустриальный век. Лист 4

Отличные по трактовке индустриальные пейзажи художника из Томска Лукии Муриной имеют много общего с листами Ильи Храброго — натурность, пристальное внимание к особенностям конструкций, поиски графических решений. Серия «Сибирь индустриальная» (2012–2015), с которой начиналось работа автора с индустриальным пейзажем, состояла из листов композиционно статичных и фронтальных, с панорамными видами производственного ландшафта.

Лукия Мурина. Серия «Сибирь индустриальная» Лист №4 «Юрга». 2014

Новый этап в творчестве начинается с пленэра на предприятиях Кузбасса. Близость художника к промышленным объектам воплотилась в новой серии работ «Азот» (2016), где укрупненные конструкции показаны детально и в масштабе. Искусствовед Наталья Попова отмечает, что «Обращение Лукии к теме индустриального пейзажа проходило параллельно исследованию проблем индустриального пейзажа в советском искусстве. Но в данном обращении было скорее не желание провести научное исследование, а поиск большого настоящего искусства Сибири, за которое можно было бы зацепиться как за основу. Творчество художников-шестидесятников, их путь осмысления и интерпретации большой темы, стали питательной почвой для собственного поиска художественной формы» [3,с. 5].

Лукия Мурина. Азот. 2016

В одной из последних графических серий «Урало-Кузбасс» (2018) предприятия предстают как часть современного урбанистического ландшафта (Рис. 2). Листы решены монохромно. Автор увлекается архитектурными объемами, ритмами сложных конструкций. По мнению Н. Поповой «Современный завод превратился в художественный монолит, колос, вызывающий восхищение, призывающий к разглядыванию его деталей и подавляющий своей монументальностью. Расширение спектра приемов, поиск авторских решений ведет художника к новой, исключительно художественной, интерпретации индустриального пейзажа» [3, с. 6]. Индустриальный пейзаж для Лукии это свободная трансформация объектов, монтажность, а иногда и фрагментарность композиции, переход от реальных предприятий к абстрактным формам. Это тенденция воплощается в листах серии «Кауперы» и «Завод», где динамика и экспрессия, воплощают сам дух индустрии. В основе метода художника работа с натуры и дальнейшая трансформация объекта, завершение его графической целостности, любование объемом и цветом.

Лукия Мурина. Серия «Урало-Кузбасс». Кемеровский Коксохим 2. 2018

Лукия Мурина. Кауперы 1. 2018.

Стилистика работ томского художника Галины Березкиной значительно отличается от индустриальных пейзажей предыдущих авторов. Она черпает вдохновение в окружающей нас промышленной среде — советские заводские корпуса и дореволюционные постройки из красного кирпича. Главная тема ее творчества — заброшенные и руинизированные объекты в постиндустриальный период. Но герои ее произведений не былые гиганты в пространстве города, а их фрагменты и детали: огромные промышленные окна с битыми стеклами, старые двери, стены из обшарпанного кирпича. Галина в своих работах передает атмосферу былого величия объектов, которые сейчас превратились в руины. Работа темперой позволяет ей добиваться материальности объектов, сложных и интересных эффектов фактуры разных поверхностей. Фрагментарность и фронтальность композиций придает монументальность объектам. Это наиболее сильно выражено в живописной серии «Окна» (2008) — огромные с битыми стеклами окна в деревянных рамах выступают как образ времени.

Галина Березкина. Из серии «Окна». 2009

«Чистый» индустриальный пейзаж в триптихе «Юргинские виды» 2015 года (Рис. 3). Это монохромные виды небольшого промышленного города Юрга — дымящие трубы, портальные краны и линии проводов. Индустриальная эстетика, детали промышленных конструкций увлекают художника. Здесь изображена безрадостная обыденная реальность, которую мы видим каждый день. Автор передает со свойственной ей драматичностью психологический портрет времени.

Галина Березкина. Юргинские виды. 2015

К индустриальному пейзажу обращаются художники, для которых он не является ведущим жанром в творчестве, но служит органичным продолжением их творческой концепции. Томский художник городского пейзажа Николай Исаев относится к индустрии как к фрагменту городского пространства. Среди ранних работ художника были пейзажи с индустриальными мотивами «Под снос» (2012) и «Трамвайное депо», где промышленные объекты гармонично вписывались в урбанистическое пространство.

Николай Исаев. Под снос. 2012

После участия в пленэре «Индустриальный Кемерово» в 2016 году Николай написал серию «Конструкции» (Рис. 4), которая представляет уже «чистый» индустриальный пейзаж. В серии фрагментарно изображены разные конструкции подъемных кранов. Форма и строение трактуются вольно — переходы, линии, потеки, абстрактные пятна. Н. Исаев выбирает цвет основным средством выражения. Проржавленные старые конструкции предстают монументальными объектами, фактурно написанные поверхности контрастируют со светлым небом. Это пейзажи, сосредоточенные на изменениях фактуры материала под воздействием времени. У Николая промышленный пейзаж далеко стоит от документальной фиксации натуры, для него имеют значение живописные свойства материала. А добросовестные натурные вещи по итогам индустриального пленэра на предприятии «Магнезит». И это отдельное направление в творчестве художника, которое расширяет диапазон живописца.

Николай Исаев. Конструкции. 2016

Как часть окружающего пространства возникают промышленные мотивы в произведениях омского художника Никиты Позднякова. Он работает в направлении наивного реализма. Если в 2014 году в произведениях «Тоска» и «Тихо вечером в поселке», индустриальный пейзаж был лишь фоном, через который раскрывалось общее настроение произведения. То в произведениях 2016 года «Воздух гудит» и «Ночная рыбалка» промышленные объекты выходят на первый план, становясь главными героями произведений. В работах 2017 года «Гудят провода» и «Теплый веТер» — главные герои дымящие трубы. Красота пейзажей заключена в темном сдержанном колорите, все цвета гармонируют друг с другом, и только акценты в виде красных огоньков придают общее трагичное настроение. Холодная сдержанная по колориту, тревожная «Котельная» 2018 года (Рис. 5) написанная на круглом формате уже не просто пейзаж, а индустриальный символ. Объединяет произведения Никиты тема провинциальных городских окраин.

Никита Поздняков. Тоска. 2014

Никита Поздняков. Гудят провода. 2017

Никита Поздняков. Котельная. 2018

Иркутский художник Степан Шоболов обращается к индустриальным объектам в контексте городского пейзажа. Объединенные по формату в серию три работы 2017 года, выполненные на круглой основе, изображают современный город. На одной из них «Закат» изображен типичный пейзаж с новостройкой и строительным краном. Романтика близкая произведениям социалистического реализма, трактуется современным языком. Большую часть пейзажа занимает яркое декоративное небо и конструкция подъемного крана.

Степан Шоболов. Закат. 2017

Омский художник Елена Боброва обращается к индустриальным объектам как к обычной натуре. На трех графических листах из серии «Юбилейный на ремонте» и одноименном холсте запечатлен ремонт моста через Омь. Самый динамичный из серии первый лист, сочетающий в себе городской и индустриальный пейзаж. На нем открывается вид на мост из окна мастерской художника. Общая диагональная композиция, живописная манера рисунка, легкая незаконченность говорит о том, что художника привлекает сама фиксация мотива. В живописной работе Елена повторяет композицию графического листа и решает чисто живописные задачи. Монументальный холст написан в экспрессивной манере, с ярко выраженной фактурой красочного слоя. В основе колорита сочетание сложного красного с насыщенными темными цветами, что органично вписывается в творческую концепцию исследования красного.

Елена Боброва. Юбилейный на ремонте. 2018

Елена Боброва. Юбилейный на ремонте. 2018

Новокузнецкий художник Екатерина Чепис воспринимает промышленные объекты как материал для работы в направлении абстрактной живописи, основанной на исследовании предметов. Поэтому в ее полуабстрактных пейзажах угадываются конкретные объекты. Серия «Новокузнецк-Восточный» (2009-2010), посвященная промышленному району Новокузнецка написана в темной гамме, передающей общее настроение от объектов, которые легли в основу произведений: Асфальтобетонный завод, Камнеобрабатывающее предприятие, мазутные озера, и железнодорожная станция «Новокузнецк-Восточный». В работах проявляется присущая художнику плотность живописи — цвета перетекают друг в друга, а из фона выступают объекты. Более новый пейзаж «ГРЭС. Рождение энергии» (Рис. 6) органично продолжает предыдущую серию и в целом линию художника. Характерная Екатерине энергичная манера письма проявляется здесь в сине-зеленой гамме, с ярким акцентом красного — аллюзия на бурно протекающая сквозь плотину воду.

Екатерина Чепис. Серия «Новокузнецк-Восточный» Лист 4. 2009

Екатерина Чепис. Серия «Новокузнецк-Восточный» Лист 2. 2009

Екатерина Чепис. ГРЭС рождение энергии.

Уличный художник из Кемерово Данила Апанасов работает в направлении постграффити и в своих работах «Горизонтальные трубы», «Шестнадцатый котел» и «Turboгенератор» раскрывает тему индустриального пейзаж средствами граффити. Работы созданы по итогам индустриального пленэра. Художник свободно обращается с объектами промышленного производства, интерьерные декоративные холсты передают общее впечатление от машин.

Данила Апанасов. Turboгенератор

Данила Апанасов. Шестнадцатый котел: 2016

Иван Демьяненко в серии «Гербарий графика» 2017 года использует в качестве основы «вторсырье» — страницы старой учебной книги и предлагает собственный вариант визуальной энциклопедии растительного мира и мира насекомых. В этой серии есть четыре листа с изображением ЛЭП — «Облако», «Земля», «Энергия», «Вольт». Конструкции линий электропередач художник воспринимает как современную монументальную скульптуру и вписывает в гербарий.

Иван Демьяненко. Гербарий графика. 2017

Индустриальный пейзаж находится на новом этапе развития. С одной стороны, повторяются шаги становления индустриального пейзажа в советском искусстве — пленэрные практики на предприятиях, с другой — пейзаж развивается независимо. Современный индустриальный пейзаж — это не гимн социалистической индустрии и славе советской страны. Это поиск новых пластических решений и концепций. Пейзаж параллельно развивается в нескольких направлениях: это произведения фиксирующие реальное состояние индустриального ландшафта, тесно связанные с производствами, где идея завода, изолированного из среды, оказывается замкнутой сама в себе; произведения, изображающие индустрию как часть пейзажа. В индустриальном пейзаже существуют несколько линий: реалистический пейзаж, абстрактный, наивный, экспрессивный и романтический. Обобщая все написанное, можно отметить, что в основе жанра лежит утверждение эстетического начала, индивидуальное авторское отношение к объектам промышленности и концептуальный подход к теме.

Библиографический список:

1. Декабрьские диалоги. Материалы Всероссийской научной конференции / редактор И.Л. Симонова. Омск, 2016. — 324 с. ил.

2. Манин В., Русский пейзаж. М., 2001. 632 с. ил.

3. «Урало-Кузбасс». Лукия Мурина. Каталог выставки/сост. Мурина, Томск, 2018. — 40 с.ил.

Что такое индустриальный пейзаж в живописи. Индустриальные пейзажи

Победившая Октябрьская революция 1917 года совершила коренной переворот не только в политической и социальной жизни общества; она радикальным образом преобразовала культуру, сознание, мировоззрение людей. Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, гражданскую войну, разруху и голод, 1920-е и 1930-е годы стали одними из самых продуктивных лет в плане творческого поиска в живописи, архитектуре, литературе, театре, кинематографе. Правда, потом, по истечении этого культурного прорыва, началось возвратное движение, с подавлением «дегенеративного искусства», противоречащего по сути идеологической линии партии и советского правительства.

Но это будет в будущем, которое в 1920-е годы казалось светлым и манящим — своей перспективой, новизной, масштабом. С провозглашением программ экономических преобразований страны, электрификации, индустриализации, строительства нового, коммунистического общества, вся страна превратилась в одну большую стройку, где главным действующим лицом стал рабочий класс, преобразующий окружающую действительность невиданными ранее темпами.

На фоне аграрных ландшафтов и нетронутой природы стали массово возводиться предприятия электроэнергетики, химии и нефтехимии, машиностроения, металлургии, тяжёлой промышленности.

Масштаб преобразований потрясал не только обывателя, но и художников различных жанров и направлений. Организаторы и последователи «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и прочих авангардных объединений российских живописцев активно включились в овеянную трудовой романтикой и энтузиазмом жизнь, перенося акцент от «пугачей» (как называл свои фовистские портреты Илья Машков) на создание пролетарских архитектурных шедевров (таких, как «башня Татлина»), плакатов, индустриальных пейзажей.

Ниже представлена ранняя работа А.Куприна «Завод. Этюд», написанная практически в стиле кубизма, хотя автор и избегает характерного для этого направления дробления объектов.

Такие мастера, как Александр Куприн, Константин Богаевский, Александр Дейнека, Александр Лабас, а также целый ряд других художников, отложили в сторону натюрморты, портреты и обнажённую натуру ради создания нового направления, получившего название индустриальный пейзаж . В это ёмкое понятие входили не только полотна с изображением заводов или новостроек, но и другие экономические сюжеты – строительство новых городов и значимых объектов, электростанций и плотин, железных дорог и локомотивов, передовиков производства в антураже технических средств, станков, тракторов, подъёмных кранов.

Художники, писавшие индустриальные пейзажи, не были конъюнктурщиками, пробовавшими оседлать новую модную волну и одновременно понравиться власти. Их картины не были «раскрашенными фотографиями». Полотна мастеров этого направления передают зрителю мощный пульс того времени, энтузиазм работников, грандиозный масштаб экономических преобразований.

При этом мы можем наблюдать передачу промышленного ритма и созидательного духа через различные стили – социалистического реализма, авангардизма, импрессионизма и даже футуризма (последнее направление для городов будущего весьма популярно и теперь). Наверное, здесь был бы уместен термин М.Ларионова и Н.Гончаровой «всеизм»,

подразумевающий использования всех техник и стилей.

Ниже представлены картины К.Богаевского, написанные им в разных стилях в 1932 и 1935 году.

Картина «Биби-Эйбат», на которой художник изобразил нефтяные разработки вблизи Баку, поражает нас своей статичностью и полным отсутствием движения. Зритель видит только возвышающиеся нефтяные вышки, жилые и производственные строения возле них. Ничто не указывает на дату; внешний наблюдатель как бы попадает в пространство, лишённое времени. Только производственные сооружения, которые ждут рабочих. Кто и когда даст сигнал к началу работ, остаётся загадкой. Полная статичность и недосказанность делает картину похожей на «промышленную икону».

По своему исполнению шедевр К.Богаевского напоминает полотна Де Кирико, работавшего в метафизическом стиле.

Совершенно иные подходы выбирает художник при написании картин о строительстве Днепровской ГЭС. На одном из них Днепрострой изображён в почти импрессионистской манере, где игра света занимает одно из центральных мест. Лучи прожекторов и всполохи от сварочных работ оживляют композицию динамикой и созидательным началом, показывая при этом, что работы не прекращаются даже в вечернее и ночное время.

В картине «Панорама строительства Днепрогэса» Богаевский придерживается реалистического стиля, тщательно выписывая детали обширной стройки.

Работы Александра Куприна выдержаны в более единообразном и узнаваемом стиле, где изображаются не только производственные площадки, но и чётко различимые рабочие, занимающиеся созидательным трудом.

Неповторимым стилем и харизмой обладают полотна А.Лабаса, выбирающего для индустриального пейзажа особую палитру красок, характерную для пастелей. В исполнении художника предприятия и окружающий их пейзаж приходят в состояние гармонии, которая радует глаз внешнего наблюдателя.

Картины художников, представлявших индустриальный пейзаж, в довоенный и послевоенный период пользовались

спросом со стороны корпоративного сектора. Этот вид живописи был близок и трудящимся массам, которые воспринимали его как понятный, доступный, передовой. Для полотен индустриалистов не требовались дополнительные разъяснения и лекции, почти необходимые для супрематизма Малевича или абстракций Кандинского. Всё было выполнено не только в высокохудожественном стиле, но и имело воспитательно-пропагандистскую функцию, настраивавшую зрителя на созидательный лад.

Проекцией с индустриального пейзажа стали монументальная живопись, мозаики и чеканки, украшавшие здания советских городов, территории предприятий и парковые зоны. Индустриальные пейзажи были и продолжают оставаться непременным атрибутом кабинетов руководителей предприятий, вестибюлей и корпоративных музеев. Эта советская традиция сохранилась в несколько трансформированном виде и теперь, став частью организационной культуры не только промышленных, но и сервисных, транспортных и прочих компаний.

Нельзя не отметить, что со временем отношение к индустриальному пейзажу изменилось. Особенно хорошо это стало заметно после техногенных катастроф в Бхопале, Чернобыле, обширных розливов нефти, появления промышленного смога над городами.

Трубы промышленных предприятий стали символом загрязнения окружающей среды, увеличения содержания парниковых газов, сточных вод, эксплуатации людей и окружающей природы. В конце 1990-х и 2000-х годах индустриальный пейзаж всё чаще стал использоваться в жанре гротеска и карикатуры.

Вместе с тем индустриальный пейзаж продолжает развиваться с учётом новых тенденций в промышленном и ландшафтном дизайне, переходя на новую стадию своей эволюции.

Индустриализм — происходит от слова «индустрия». Индустриальное общество — промышленное общество, которое развивается в направлении машинного производства, урбанизации, промышленности. Тема индустриализма особенно характерна для периода Советской Живописи XX века, когда был особенно заметен научно-технический прогресс, что вошёл в жизнь людей того времени очень резко. Это произошло так неожиданно, что люди практически одномоментно поменяли свои взгляды на жизнь. Новые ценности поглотили все сферы жизни, включая и искусство. В живописи, скульптуре, литературе всё чаще возникали именно сюжеты из индустриальной жизни: рабочие на заводах и фабриках, комбайнеры в полях, стройки, разработка и освоение новых территорий, производство без конца и края, самоотверженно и без устали и так далее. Обычно такое искусство было направлено именно на героическую составляющую рабочего класса. Люди, которые занимались тяжёлым трудом, представлялись как настоящие герои, богатыри, люди, на которых надо равняться.

В связи с этим сам индустриализм стал настолько широко распространённым, что на его почве стали возникать отдельные стили и поджанры индустриализма. Особенно яркими были , индустриальный пейзаж и портреты.

Советские плакаты в основном занимались пропагандой рабочей жизни людей, сопровождались яркими высказываниями, ставили рабочего на особый уровень. Если раньше рабочие были низшим звеном в социальном обустройстве страны, то теперь рабочий являлся главным винтиком, незаменимым звеном в жизни. Ко всему прочему советский плакат в стиле индустриализма зачастую схож с военными плакатами. В принципе, это и есть война. Война на внутреннем фронте. Поставить всё на будущее страны, бросить все силы и не щадя сил превратить СССР в великое государство с развитой промышленностью!

Индустриальный пейзаж передавал не виды и красоты природы, а удивительные, совершенно новые виды рукотворных строений, где главными являлись заводы и фабрики, дымящие, коптящие, а значит — работающие на благо страны. Масштабные стройки, заводские будни, железнодорожные составы, везущие куда-то уголь, нефть и так далее.

Индустриальный портрет также был крайне распространен и являлся одним из самых популярных в то время. Здесь изображались рабочие, которые в большинстве случаев были облачены в свою рабочую одежду. От того, что работали рабочие на благо страны не покладая рук, у них суровые, но счастливые лица, целеустремлённый взгляд, они уверенно стоят на ногах и верят в своё будущее. У страны были грандиозные планы на будущее и художники эти планы и мечты пытались претворить в жизнь уже тогда.

Продажа индустриальных пейзажей социалистического реализма

Высоцкий Владимир Петрович
Рубинштейн Давид Исакович
Высоцкий Владимир Петрович
Соловьёв Сергей Фёдорович

Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич
Гремитских Владимир Георгиевич

Индустриальный пейзаж — целый пласт социалистического реализма в живописи

Период социалистического строительства в нашей стране был связан с многочисленными переменами в жизни людей. Это не могло не сказаться и на изобразительном искусстве, которое в то время приобрело особый характер. Изменения коснулись всех жанров живописи, и, конечно же, не обошли стороной и пейзаж. В тридцатые годы прошлого века сформировалось направление так называемого «индустриального пейзажа», в котором нашёл своё яркое отражение романтический взгляд на активное восстановление народного хозяйства, возведение многих внушительных объектов промышленности. Много тематических картин художников было посвящено величию строек и достижениям советского народа в труде и индустриальном развитии. Однако многие советские художники не могли не коснуться и созидательной стороны жизни простых людей, психологии их личности.
Обращение к злободневным тематикам эпохи соцреализма можно наглядно проследить в картинах советских художников Гремитских В.Г, Гордона Г.М, Галахова Л.И, Соловьёва С.Ф, Ишмаметова Э.Д и многих других. Работы этих талантливейших мастеров живописи во всём их разнообразии представлены во внушительной коллекции Александра Гремитских. Продажа индустриальных пейзажей социалистического реализма станет для Вас уникальной возможностью выгодно приобрести эстетичные произведения изобразительного искусства уже ушедшей от нас эпохи для пополнения собственной коллекции живописи или как картину в подарок значимым для Вас людям.

Особенности индустриального пейзажа социалистического реализма

Социалистический реализм возник как направление в эпоху активного строительства советского общества. При этом взгляд на окружающую действительность предусматривал особый идеологический уклон. Советская живопись, как и другие виды искусства, должна была стать проводником советских людей к вере в светлое будущее и показывать преимущества действовавшего тогда политического строя.
Индустриальный пейзаж художников того времени призван был отражать развитие
технического прогресса — возведение крупных хозяйственных и промышленных объектов, увеличение объёмов поставок сельского хозяйства, утверждать идею радости человеческого труда. Такие тематические большие картины создавали визуально благополучный образ великой державы и должны были настраивать весь народ на оптимистическое восприятие тогдашней действительности. Многие живописцы, обращавшиеся к этой тематике, сумели создать при помощи различных художественных средств по настоящему талантливые работы, отражавшие размах строек, невероятное величие народного труда, заряд бодрости и веры в светлое завтра.
При этом художники смогли наглядно передать и личное отношение к теме, которую они выбирали для своих промышленных пейзажей, наполняя картины элементами романтизма и оптимизма. Наглядным примером индустриальных пейзажей можно смело назвать такие произведения живописного искусства, как «Стройка Куйбышевской ГЭС», «Огни Куйбышевгидростроя» художника Владимира Гремитских.

Купить индустриальный пейзаж социалистического реализма в Москве

Если Вы ещё не знаете, где можно выгодно купить картину с индустриальным пейзажем, то самое время посетить виртуальную галерею сайта «Советская живопись». Здесь Вы найдете множество произведений искусства талантливых советских художников. Эти картины соцреализма станут идеальным дополнением вашей личной коллекции. Кроме того, оно могут стать продуманным вариантом для вложения денежных средств.

На этом сайте вы сможете выбрать картины с промышленными пейзажами
по самым оптимальным расценкам,
с их качественным оформлением в красивый багет или без него,
с быстрой доставкой по территории всей России.

Вы станете ещё ближе к прекрасному искусству живописцев СССР!

В 30-е годы прошлого века появилось интересное направление, получившее название «индустриальный пейзаж». Ветряки в полях, огромные тарелки в горах, коровы на фоне труб – всё это в сегодняшней подборке индустриальных пейзажей.

1. Природа и дорога. Межштатная автомагистраль Interstate 94 в Соединённых Штатах Америки, 12 января 2017.


2. В прошлом году в Китае завершили строительство самой большой в мире радиотелескоп FAST (Five hundred meter Aperture Spherical Telescope). Диаметр его рефлектора — полкилометра! Телескоп FAST будет наблюдать за объектами, расположенными на расстоянии до 11 млрд световых лет от Земли. В Национальном космическом агентстве Китая планируют, что радиотелескоп также сможет обнаружить сигналы внеземных цивилизаций.


3. Интересная конструкция в Германии, взобравшись на которую открывается вид на пром зону Дуйсбурга. Ветер слегла колышет лестничную горку, создавая своеобразный «аттракцион» для любителей высоты. находятся в Дуйсбурге. (Фото Kevin Kurek):


4. Панели солнечных батарей хорошо сочетаются с природными ландшафтами, Ольягуэ, Чили, 9 января 2016. (Фото Pablo Sanhueza | Reuters):




7. Нефть качают недалеко от Багдада в Ираке, 14 октября 2016. Кто? По некоторым оценкам, Америка держит «под сапогом» 80% иракских нефтевышек. Не зря же в 2003 году в Совете Безопасности махали пробиркой с «сибирской язвой». (Фото Essam Al-Sudani | Reuters):



9. Градирни во Франции, 21 октября 2016. Это устройства для охлаждения большого количества воды потоком воздуха. Иногда градирни называют также охладительными башнями. (Фото Regis Duvignau | Reuters):



11. Мусоросжигательный завод недалеко от Парижа, 9 декабря 2016. (Фото Charles Platiau | Reuters):


12. Золотой рудник. Конго — крупнейшая африканская страна к югу от Сахары и на бумаге одна из самых богатых: здесь сосредоточены огромные залежи алмазов и золота, кобальтовых, медных, оловянных, танталовых и множества других руд. Однако нескончаемая война превратила Конго в одну из беднейших и несчастнейших стран. (Фото Pete Jones | Reuters):



14. Ветрогенератор — ну очень эффектное устройство для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию.Бельгия, 25 января 2016. (Фото Eric Vidal | Reuters):


15. В Европе и США огромные ветряки — привычный элемент загородного пейзажа. Эти красивые гиганты устанавливаются не только на земле, но и на водных просторах.


16. Дымящие трубы и линии электропередач. (Фото Siphiwe Sibeko | Reuters):


17. Красивый индустриальный пейзаж. Градирня атомной электростанции в Швейцарии, 18 ноября 2014. (Фото Arnd Wiegmann | Reuters):


18. Кашага́н — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. (Фото Anatoly Ustinenko | Reuters).

Жанр пейзажа — сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.

Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.

ПАРКОВЫЙ (усадебный) — пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

Индустриальный ландшафт: характеристика, элементы и примеры — наука

Лучшее объяснение четвертой промышленной революции, когда -либо

содержание

  • Характеристики промышленного ландшафта
  • Традиционный промышленный ландшафт
  • Urban Industrial Landscape
  • Современные промышленные ландшафты 9000 9000 80008
  • .
  • Как формируются индустриальные ландшафты?
  • Examples of industrial landscapes
  • Mexico
  • Spain
  • Colombia
  • El Tigre, Venezuela
  • References  

The industrial landscape It is the образ, который мы наблюдаем на территории, возникшей в результате деятельности человека, такой как промышленность, мастерские и фабрики, продукт эффектов, порожденных процессом индустриализации. Это началось в 1760 году с промышленной революции, характеризующейся интенсивной экономической деятельностью и технологическим прогрессом.

Эти изменения привели к важным инновациям во всех областях промышленности, что позволило построить бесчисленное количество новых инфраструктур, объектов и заводов.

Со временем часть этой инфраструктуры была частично или полностью заброшена в результате истощения ресурсов и устаревания ее процессов. С другой стороны, развитие современной промышленной деятельности также придало ландшафту свои нюансы, которые его характеризуют и отличают.

Индустриальный ландшафт как территория, преобразованная в результате вмешательства человека, как правило, располагается на окраинах городов, где произошли экстремальные социальные и экологические изменения.

Все, что мы можем видеть вокруг себя, мы называем пейзажем. Итак, индустриальный ландшафт – это все, что мы можем наблюдать на территории, например, инфраструктура, сооружения и заводы, продукт процессов индустриализации.

Характеристики индустриального ландшафта

Индустриальный ландшафт принято делить на традиционный индустриальный, городской индустриальный и современный индустриальный.

Традиционный индустриальный ландшафт

Продукт индустриализации на основе угольной энергетики. Он характеризуется своим расположением недалеко от горнодобывающих районов, с загрязненной окружающей средой, полной газов, которые придают ему черноватый вид, что дало им название «черные ландшафты».

Городской индустриальный ландшафт

В последние годы понятие городского индустриального ландшафта формулируется неоднозначно и противоречиво. Городские индустриальные ландшафты, как правило, располагаются в районах с очень интенсивной промышленной деятельностью.

Нефть и газ были их основной энергией в 20-м веке. Спрос на этот ископаемый источник энергии стимулировал создание инфраструктуры, заводов и нефтеперерабатывающих заводов, как правило, в портовых районах, где также возникли важные промышленные центры, использующие нефть в качестве основного топлива.

Современный индустриальный ландшафт

Также называется технополисом, характеризующимся поддержкой высоких технологий. Они расположены за чертой города или на его периферии, образуют привлекательные пригородные зоны вблизи транспортных объектов, таких как аэропорты, порты и автомагистрали.

После такого долгого пути индустриализация создала новые ландшафты и оставила большое наследие, которым трудно управлять. Некоторые огромные и плотные промышленные районы со временем превратились в индустриальные ландшафты со своим собственным географическим измерением.

В дополнение к выражению сущности и физического масштаба отрасли, эти ландшафты также отражают архитектурные, технические и социальные ценности.

В ближайшем будущем именно интеллектуальные технологии вызовут революцию от традиционных отраслей к гораздо более творческим и инновационным организациям.

Элементы индустриального ландшафта

Вмешательство человека на территорию в результате развития производственной деятельности с течением времени привело к возникновению физической, социальной и культурной реальности, которая отражается в ландшафтах через специфические архитектуры и знаковых элементов.

Промышленность с самого своего зарождения оказала огромное влияние на изменение природного ландшафта как в сельской местности, так и в городах. Оно оставило нам прошлое, связанное с богатой культурой производства.

Наличие в ландшафте крупномасштабных инфраструктур с годами видоизменяет форму территорий, структурируя, маркируя и определяя специфический ландшафт в результате производственной деятельности.

Среди элементов индустриального ландшафта:

  • Семинары
  • Фабрики
  • Мосты
  • Mills
  • Дымочки
  • Железные дороги
  • Платформы
  • Виадуходы
  • растения
  • масло, газ и электрические установки.

Как формируются индустриальные ландшафты?

Индустриализация постепенно ведет к появлению рабочего класса с некоторой покупательной способностью, который требует товаров, продуктов и услуг, что ведет к увеличению производства

Индустриализация исторически приводила к урбанизации, поскольку она порождает экономическое развитие и возможности трудоустройства, привлекающие людей в города.

Урбанизация обычно начинается, когда в регионе создается одна или несколько фабрик, что создает большой спрос на рабочую силу.

Другие предприятия, такие как строители зданий, розничные торговцы и поставщики услуг, следуют за отраслями, чтобы удовлетворить потребности рабочих в продуктах.

Это создает дополнительные рабочие места и спрос на жилье, таким образом создавая городскую территорию, где природный ландшафт подвергается вмешательству человека.

Примеры индустриальных ландшафтов

Мексика

В Мексике есть несколько городов с индустриальными ландшафтами: Тихуана, Столичная зона Мехико, Монтеррей, Хуарекс, Сальтильо, Рейноса, Гуанахуато, Гвадалахара, Керблатаро , Толука, Агуаскальентес или Сан-Луис-Потоси.

Испания

В Испании есть несколько городов с промышленным ландшафтом: Виладеканс, Бургос, Торрехон-де-Ардос, Руби, Эльда, Эльче, Авилес, Гранольерс, Хихон, Ирун, Фуэнлабрада, Картахена, Хетаф или Терраса.

Колумбия

В Колумбии они могут называться Кали, Медельин, Сантафе-де-Богата или Барранкилья.

Эль-Тигре, Венесуэла

По прибытии Колумба на побережье Венесуэлы в 1498 году на территории, где более 500 лет спустя разовьется город «Эль-Тигре», в штате уже велась деятельность человека. Ансоатеги, Венесуэла.

В первом десятилетии 20-го века в «Эль-Тигре» существовала небольшая коренная община, населенная выходцами из этнической группы «каринья», потомками «лос-карибес».

В 1923 году в коммуну прибыли североамериканские техники с заданием провести разведку нефти. Исследования оказались положительными, и в феврале 1933 года в восточной Венесуэле началось бурение первой нефтяной скважины.

Все начинается с добычи нефти, интенсивного промышленного и коммерческого движения, которое изменит природный ландшафт региона. Таким образом, хижины туземцев стали соседствовать со скромными жилищами пришельцев; помимо нефтяных компаний, услуг и торговли в целом.

Территория была заполнена оборудованием, заводами, машинами, буровыми установками и газовыми установками.

Возникновение этого индустриального ландшафта имело важное отличие: вокруг нефтяной скважины начал формироваться город. Традиционно при промышленном развитии предприятия, их оборудование и инфраструктура располагаются на периферии городов, в данном случае было иначе.

В настоящее время в городе Эль Тигре сохраняется этот интересный промышленный ландшафт.

Ссылки  
  1. Investopedia (2018). Как индустриализация ведет к урбанизации. получено с сайта investopedia.com
  2. Curukki Irene 2015). Промышленный городской ландшафт. ResearchGate. получено с сайта researchgate.net
  3. Индустриализация (sf). В Википедии . Получено 10 сентября 2019 г. с сайта es.wikipedia.org/wiki/Industrializaci%C3%B3n.
  4. АББ (2019). Интеллектуальные технологии формируют будущий промышленный ландшафт Чунцина. Источник: abb.com.cn.
  5. Промышленная революция (с.ф). В Википедии. Проверено 17 сентября 2019 года .

Industrial Landscapes — Living Landscape Observer

Вид на горячий мост Рэнкина, соединяющий сталелитейный завод Homestead с печью Кэрри. Image Creative Commons FLICKR, пользователь Jay M. Ressler

Чтобы объяснить промышленные процессы и их влияние на людей и мир природы, часто необходимо понимать более крупные региональные системы производства и потребления. Новаторская работа по выявлению и защите линейных ресурсов, таких как каналы и исторические дороги, в настоящее время расширилась и теперь охватывает крупные промышленные комплексы, населенные пункты как рабочих, так и руководителей, взаимосвязанные цепочки поставок и даже источники сырья. Стратегии по сохранению промышленных ландшафтов включают работу некоммерческих ассоциаций, определение штата и федерального уровня в качестве парка, территории наследия, тропы или живописной тропы, а также роль инвестиционных схем, ориентированных на развитие сообщества или туризм наследия.

В 1970-х и 1980-х годах в трех штатах, Массачусетсе, Нью-Йорке и Пенсильвании, были созданы системы городских парков/парков наследия, ориентированных в значительной степени (хотя и не исключительно) на интерпретацию историй и защиту мест, связанных с трудом и работой. [см. карту] Поиск решений проблемы потери налоговых поступлений, безработицы и оттока населения, вызванного оттоком капитала, избранных должностных лиц и местных активистов в каждой юрисдикции, организованных для выявления, обозначения и продвижения объектов, связанных с промышленностью девятнадцатого и двадцатого веков. Несмотря на то, что в конечном счете их подходы весьма различаются, всем штатам удалось защитить впечатляющий набор объектов, ориентированных на рабочую силу. Действительно, их усилия намного превосходят любые федеральные инициативы, поддерживаемые NPS или другими национальными агентствами.

Массачусетс – Производство в штате Бей, которое начало сокращаться в 1920-х годах, продолжало снижаться на протяжении всей депрессии, 1940-х и 1950-х годов, несмотря на то, что во многих частях страны наблюдалось экономическое процветание. К концу 1960-х и началу 1970-х годов в Массачусетсе был один из самых высоких уровней безработицы в стране, причем многие города выражались двузначными числами. Например, в Лоуэлле, когда-то бывшем центре текстильного производства, безработица достигла 13 процентов в середине 19 века.70-е годы.

Одним из ответов на потерю работы синих воротничков стал переход к адаптивному повторному использованию и туризму наследия – превращение производственных площадок в места потребления и отдыха. Первая такая попытка набрать обороты в Массачусетсе была сосредоточена в Лоуэлле. При активной двухпартийной поддержке губернатор Майкл Дукакис подписал закон, в соответствии с которым участки в центре города, а также земли, прилегающие к системе электроканалов протяженностью 5,6 мили, были обозначены как первый официальный «парк наследия» штата в 1919 году.76. Со временем будет создано с десяток таких парков. Примечательно, что в 1978 году Лоуэлл также был признан Национальным историческим парком, что открыло двери для гораздо более высоких уровней финансирования, недоступных для других государственных парков наследия. Участки в Массачусетсе имели относительно небольшую площадь (один квартал или район) и небольшую государственную собственность на землю или ресурсы. Это не были городские парки в традициях Олмстеда со строгим разграничением между природой и культурой. Скорее, культурный ландшафт служил самой основой для обозначения. Особенно в первые годы труд и промышленность служили основными темами интерпретации с целью развития туристической инфраструктуры, отдыха и сохранения открытого пространства.

Национальный исторический памятник Кейт Маллани в Трое, Нью-Йорк (зона наследия RiverSpark). Маллани, молодая ирландская иммигрантка, сыграла ключевую роль в организации женского Союза прачечных воротников в 1864 году. Оформившись, аналогичная идея начала вызывать интерес в соседнем штате Нью-Йорк, где многие городские районы также страдали от потери рабочих мест, оттока капитала и деструктивных попыток обновления городов. В 1977 законодательный орган определил первый городской культурный парк (позже переименованный в зону наследия) на слиянии рек Гудзон и могавк к северу от Олбани. Он был посвящен истории промышленности, особенно производства железа и текстиля, и включал 5 сообществ: Кохуз, Колони, Зеленый остров, Трою, Уотерфорд и Уотервлит.

После 5 лет планирования, включая подробные исследования многих городских районов Нью-Йорка, штат выпустил подробный план программы, который включал определение 13 дополнительных городских культурных парков. Хотя основное внимание в программе по-прежнему уделялось городам, она все же сместилась с труда, чтобы охватить различные темы. Как и в Массачусетсе, прямая государственная собственность на землю была ограничена, и основное внимание уделялось планированию и сотрудничеству, а не прямому управлению ресурсами.

Пенсильвания . Третьим северо-восточным штатом, в котором экспериментировали с моделью промышленных парков, была Пенсильвания. Как и в Массачусетсе и Нью-Йорке, интерес к этой концепции начал проявляться в середине 1970-х годов, но государственные чиновники не предпринимали никаких конкретных действий до начала 1980-х годов, когда появилась серия исследований о возможности создания системы городских культурных парков. по образцу нью-йоркского опыта.

В 1984 году штат при финансовой поддержке Службы национальных парков выпустил подробное предложение с изложением плана системы городских культурных парков. Отчет, озаглавленный «Парки наследия Пенсильвании: концепция с приложениями», подготовлен тремя агентствами штата: Комиссией по истории и музеям Пенсильвании (PHMC), Департаментом природных ресурсов (DER) и Департаментом по делам сообщества (DCA). сложная матрица скрининга для оценки относительного потенциала включения более сорока объектов с учетом таких факторов, как физическая целостность ресурсов и потенциал восстановления, учитываемых при оценке.

В 1989 году, после примерно десяти лет изучения и планирования, губернатор Роберт Кейси-старший включил 550 000 долларов в свой годовой бюджетный запрос на запуск первых трех парков наследия. В течение двух лет ассигнования на программу вырастут до двух миллионов долларов, а количество площадок также увеличится до девяти, все с промышленной направленностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *