Сущность и значение игровых методов обучения дошкольников
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому использование игровых методов и приемов в обучении дошкольников имеет огромное значение для их всестороннего развития.
Игровые методы обучения — это способы организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр, стимулирующих познавательную активность детей и способствующих формированию предметных и общих умений.
Основные функции игровых методов в обучении дошкольников:
- Обучающая — способствуют усвоению знаний, формированию умений и навыков
- Развивающая — развивают восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение
- Воспитательная — формируют нравственные качества, навыки общения, сотрудничества
- Мотивационная — повышают интерес к познавательной деятельности
- Коммуникативная — учат взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми
Виды игр, используемых в обучении дошкольников
В образовательном процессе ДОУ применяются различные виды игр:
Дидактические игры
Это специально разработанные игры обучающего характера. Они направлены на формирование определенных знаний, умений и навыков. Примеры: лото, домино, разрезные картинки, загадки.
Сюжетно-ролевые игры
Это игры, в которых дети берут на себя роли взрослых и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения. Например, игры в «дочки-матери», «больницу», «магазин».
Подвижные игры
Игры с активными двигательными действиями. Способствуют физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, выносливости. Например, «Кошки-мышки», «Море волнуется».
Театрализованные игры
Игры-драматизации, инсценировки. Развивают творческие способности, речь, эмоциональную сферу дошкольников.
Эффективные игровые приемы в обучении дошкольников
Воспитатели ДОУ используют различные игровые приемы для активизации познавательной деятельности детей:
- Создание игровой ситуации в начале занятия для мотивации детей
- Использование сказочных персонажей, игрушек
- Инсценировка с помощью игрушек небольших сюжетов
- Загадывание и отгадывание загадок
- Элементы соревнования между подгруппами детей
- Игровые путешествия и экскурсии
- Игровые упражнения с дидактическими материалами
Требования к использованию игровых методов в ДОУ
При применении игровых методов обучения необходимо соблюдать следующие требования:
- Игры должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития
- Игровая форма занятия должна сочетаться с дидактической целью
- Воспитатель должен продумывать игровые действия и игровые атрибуты
- Игра не должна быть навязана детям, а должна возникать по их желанию
- Игровые методы следует сочетать с другими методами обучения
Роль воспитателя в организации игровой деятельности дошкольников
Успех применения игровых методов во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя. Функции педагога в игровой деятельности:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для игр
- Организация и руководство играми детей
- Обогащение игрового опыта детей
- Развитие игровых умений и навыков
- Формирование взаимоотношений детей в игре
- Включение игровых приемов в образовательную деятельность
Сочетание игровых и неигровых методов обучения дошкольников
Для повышения эффективности образовательного процесса важно разумно сочетать игровые и неигровые методы обучения дошкольников. Игровые методы не должны вытеснять классические — наглядные, словесные, практические.
Оптимальное соотношение игровых и неигровых методов зависит от:
- Возраста детей (чем младше дети, тем больше игровых методов)
- Характера образовательной деятельности
- Целей и задач конкретного занятия
- Уровня подготовленности детей
- Времени проведения занятия
Умелое использование разнообразных методов и приемов позволяет сделать образовательный процесс в ДОУ интересным, увлекательным и продуктивным для дошкольников.