Разное

Грамоте ру: Яндекс Карты — подробная карта мира

Содержание

коллекция главреда Грамота.ру — T&P

Есть эталонные ошибки, на которые любят ссылаться блюстители русского языка: неправильное ударение в слове «одновременно» или путаница с родовой принадлежностью «кофе». Но существуют более интересные случаи. Большинство носителей языка, например, неправильно произносят фразу «мнения разнятся»: норма гласит, что ударение в этом глаголе должно ставиться на первом слоге. Делимся конспектом лекции главного редактора Грамота.ру Владимира Пахомова.

Я начинал на четвертом курсе университета оператором справочного бюро, и туда зачастую поступали самые нелепые и удивительные домыслы, какие можно себе представить. Там были, например, такие утверждения: «за хлеб мы платим, а за квартиру — плотим», «большая буква придает слову солидность, поэтому Генеральный Директор следует писать с двух прописных», «правила русского языка утверждает правительство», «написание слова “загараживать» проверяется словом «гараж”. Я подумал, что нужно собрать все эти заблуждения и как-то их систематизировать. Мы это делаем в разделе «Азбучные истины» на портале Грамота.ру.

Кофе среднего рода


Кофе — заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е». В огромном большинстве такие слова приобретают в нашем языке средний род — так уж он устроен, и эта тенденция необыкновенно сильна. Например, «метро» было раньше тоже мужского рода (от «метрополитен»), даже выходила газета «Советский метро». Для иностранцев всегда загадка, почему в русском языке «кафе» среднего рода, а «кофе» — мужского. Но мужской род поддерживается наличием устарелых форм «кофий» и «кофей». Такой своеобразный языковый мемориал.

Нельзя говорить «в Строгине»


Анна Ахматова сильно возмущалась, когда при ней говорили «я живу в Кратово» вместо «я живу в Кратове». Другой литератор предлагал всем, кто говорит «из Кемерово», по такому же образцу говорить «из окно». Видимо, за то десятилетие, за которое распространился новый несклоняемый вариант, мы успели забыть о том, что это правило всегда звучало иначе. Несклоняемые названия населенных пунктов возникли из языка военных, которым важно было давать начальные формы в сообщении. Возьмем, допустим, то же Кратово — из склонения «в Кратове» не ясно, Кратов это или Кратово. Один из наиболее авторитетных словарей сегодня, словарь Зализняка, пишет о несклоняемой форме так: «степень распространенности этого явления так велика, что, по-видимому, оно уже приближается к статусу допустимого».

Ударение на первый слог в глаголе «звонить»


«Звонит» — этот жупел возникает в любой тематической дискуссии. Есть логика, по которой в языке смещаются ударения, и, хотим мы того или нет, эти законы работают. Перенос ударения с окончания на корень закономерен — «куришь», «варишь» и «даришь» раньше тоже произносились с ударениями на последний слог, просто они этот путь уже прошли. Несмотря на то, что это злит всех очень сильно, мы действительно в будущем будем говорить «звоним».

Электронные словари менее надежны, чем печатные


На сайте Грамота. ру выкладываются электронные версии печатных словарей — это один и тот же материал. У нас по объективным причинам есть случаи расхождения в рекомендациях. Допустим, часто спрашивают, как ставить ударение в слове «тирамису». Раньше мы отвечали, что норма словарно не определена, и так как это слово не устоявшееся, вы имеете право выбрать тот вариант, который вам больше нравится. Вышло академическое издание орфографического словаря 2012 года, и там зафиксировано «тирамису» с ударением на последнем слоге. То есть теперь, когда это слово получило прописку в языке и словарную фиксацию, мы станем отвечать по-другому. Но, допустим, для слова «руккола» такой фиксации еще нет. Колебания в написании недавно заимствованных слов — это вполне естественно для языка. То же касается слов twitter, facebook и прочих. До сих пор не определено, как их писать. Я бы писал по-разному: в статье написал бы «Фейсбук», используя кавычки и прописную букву, а в чате — со строчной и без кавычек.

Должности президента и патриарха полагается писать с прописных букв


На самом деле с прописных эти слова пишутся только при официальном титуловании, в текстах официальных документах. Например, в тексте Указа Президента Российской Федерации это слово пишется с большой буквы. А в газетной статье нет никаких оснований для этого, и нужно писать со строчной. Еще очень живуч миф, что «день рождения», поздравляя человека, нужно писать с двух больших букв — нет, оба слова пишутся с маленьких.

После распада СССР следует говорить «в Украине»


Это очень болезненный вопрос, и он постоянно выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся такой позиции: нормы русского языка складываются столетиями, и они не могут за пять, десять или двадцать лет измениться в угоду каким-то политическим процессам. Поэтому по-русски правильно говорить «на Украину». Вообще, образование предлогов не всегда поддается объяснению. Почему, например «в школе», но «на заводе»? Так сложилось. Это многим не нравится, всем надо докопаться до сути. «Всему должно быть объяснение» — это еще один миф, очень многие вещи в языке нельзя объяснить.

Всегда должен быть один правильный вариант


Нехорошо, когда есть две нормы, как в случае со словом «творог». Это очень распространенный миф. Вариантность — это ни в коем случае не изъян для языка, наоборот, это его богатство. И ведь варианты бывают разные. Есть варианты равноправные, как в случае с творогом. Есть варианты категории «предпочтительный/допустимый», «современный/устаревший», и даже для ошибок в словарях есть свои градации. В орфоэпическом словаре, в словаре трудностей есть четкая система помет на этот счет. Допустим, нерекомендуемый вариант — «в

андал», например. Есть неправильные варианты, есть грубо неправильные. Подход, при котором считается, что нужен только один вариант, характерен для словарей, адресованных работникам радио и телевидения. Есть словари, которые нацелены именно на то, чтобы показать динамику изменений и богатство норм языка. Словарь — это ведь не учебник, он не должен фиксировать единственно возможные варианты.

Вместо «кто последний» нужно говорить «кто крайний»


Об этом мифе еще Успенский писал в пятидесятые годы в книге «Cлово о словах». Успенский в книге объясняет еще, что у каждого предмета — у той же очереди — есть два края, и вопрос, таким образом, несостоятельный. У Колесова есть объяснение, что это использование «крайнего» вместо «последнего» заимствовано из украинского языка. Есть еще суеверие: все повально стали говорить «это был мой крайний спектакль, крайняя лекция, крайняя передача». У слова «последний» есть несколько негативных оттенков. Например, «плохой» — последний негодяй. Понятно, почему употребления этого слова избегают люди, рискующие жизнью: альпинисты, водолазы, цирковые артисты и летчики. Но когда мы в речи обычного человека слышим «когда я крайний раз был там-то», это звучит смешно.

Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди


Была такая рекомендация в словаре речевого этикета, согласно которой можно употреблять этот глагол по отношению к детям, так могут говорить о себе женщины, но не должны говорить мужчины. Не знаю, насколько она справедлива, но она есть — в качестве простой рекомендации.

Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквы


На самом деле «вы» пишется с заглавной буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах определенных жанров: личные письма, служебные записки, листовки. Это, кстати, и для филологов не всегда очевидно. На Грамоте.ру есть раздел «Календарь конференций», куда приходят заявки от пользователей портала, и почти в каждом объяснении приходится править, потому что обращение к уважаемым коллегам включает местоимение «вы» с прописной буквы.

Руководство пользователя — «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

В игре принимают участие два человека или человек и компьютер (компьютерная программа, работающая на сервере портала «Грамота.ру»).

Первое слово из пяти букв, случайным образом выбранное компьютером, вписывается в центр игрового поля размером 5х5 клеток. Игроки делают ходы поочередно.

Игрок с помощью левой клавиши мыши выбирает одну букву на экранной клавиатуре и указывает клетку игрового поля, на которую эту букву следует поместить. Затем игрок последовательно отмечает буквы нового слова, среди которых обязательно должна быть добавленная буква. Допустимые направления передвижения: вниз, вверх, влево, вправо. Прыжок через клетку и движение по диагонали не допускаются.

За каждое новое слово игрок получает столько очков, сколько букв в слове.

Можно составлять только нарицательные имена существительные в начальной форме (единственное число, именительный падеж), длиной от 2 до 8 букв. Также допускается использование слов, имеющих только форму множественного числа (ножницы, сани, брюки). Слова, имеющие форму единственного числа, во множественном числе не принимаются (например, следует использовать слово зулус, а не зулусы). Разрешается использование терминов, разговорных и устаревших слов. Не принимаются слова, не входящие в состав русского литературного языка, а именно: диалектные, просторечные и жаргонные, а также слова с уменьшительно-ласкательными и оценочными суффиксами. Кроме этого, не принимаются аббревиатуры.

Игра продолжается до заполнения всего игрового поля или истечения лимита времени у одного из игроков. Побеждает тот, кто а) набрал наибольшее количество очков и б) уложился в отведенный лимит времени. Соперник, прервавший игру досрочно, считается сдавшимся и проигрывает.

 

Правила начисления очков

Изначально (при регистрации) игроку начисляется 1000 очков. После каждой игры количество очков меняется следующим образом:

1) при игре с «Грамотой.ру» (компьютерной программой):

  • если игрок выиграл, то к его рейтингу прибавляется количество набранных им очков, а также разница очков, набранных им и «Грамотой.ру», умноженная на коэффициент, соответствующий уровню игры;

  • если партия закончилась вничью, к рейтингу игрока прибавляется количество набранных им очков;

  • если игрок проиграл, из его рейтинга вычитается количество очков, набранное «Грамотой. ру»;

  • если, проигрывая по ходу партии, пользователь сдался, то из его рейтинга вычитается количество набранных им очков, а также разница набранных им и «Грамотой.ру» очков, умноженная на два. Если пользователь сдался, имея равное с «Грамотой.ру» (или большее) количество очков, то из его рейтинга вычитается количество набранных им очков.

 2) при сетевой игре:

  • если оба игрока уложились во времени, то к рейтингу победителя прибавляется количество набранных им очков, а также разница очков, набранных им и противником; количество очков проигравшего не меняется;

  • если оба игрока уложились во времени, а партия закончилась вничью, то из рейтинга каждого игрока вычитается количество набранных им очков;

  • если же игрок просрочил время или сдался, то из его рейтинга вычитается набранное им к тому времени количество очков.

Начисленные очки влияют на формирование рейтинга игроков, при этом рейтинг подсчитывается отдельно по итогам игры с компьютером и по итогам сетевой игры. Успешная игра позволяет игроку попасть в «Таблицу рекордов».

Подробнее о назначении кнопок вы можете узнать из раздела «Помощь».

Желаем успехов в игре!

Что такое грамотность?

Грамотность традиционно считалась чтением и письмом. Хотя это важные компоненты грамотности, сегодня наше понимание грамотности включает в себя гораздо больше. Образование Альберты определяет грамотность как способность, уверенность и готовность использовать язык для приобретения, создания и передачи смысла во всех аспектах повседневной жизни . Язык рассматривается как социально и культурно сконструированная система общения.

Обучение грамоте детей младшего возраста

С момента рождения ребенка начинается его или ее путь обучения грамоте. Способности детей к грамотности воспитываются в их семьях и общинах. Примеры:

  • младенец улыбается или плачет, чтобы сообщить о своих потребностях родителю
  • малыш произносит свои первые слова
  • маленький ребенок интерпретирует символы вокруг себя
  • дошкольник поет песенку и
  • родитель и ребенок смеются над рассказом

Грамотность среди детей школьного возраста

Когда дети поступают в школьную систему, большое внимание уделяется развитию навыков чтения и письма. Дети используют возможности обучения, которые позволяют им взаимодействовать со многими различными формами текста, в печатных и цифровых формах, используя слова, изображения и графику. Студенты начинают изучать

  • правила языка
  • как получать информацию, оценивать ее и использовать с соблюдением этических норм
  • как составить смысл из различных видов текста и
  • как эффективно общаться

По мере того, как учащиеся продвигаются по школьной системе, они продолжают совершенствовать все свои базовые навыки, изучая более широкий спектр текстов и технологий. Огромное количество информации, доступной как в печатных изданиях, так и в Интернете, а также возможность общаться с широкой и разнообразной аудиторией по всему миру расширили возможности чтения и общения наших студентов. Грамотность для наших студентов сегодня также означает подготовку их к критическому и этичному потреблению информации.

Где проходит обучение грамоте?

Развитие грамотности происходит не только в классе словесности. Это общая ответственность всех педагогов. Хотя определенные знания и навыки преподаются в основном на языковых дисциплинах, каждый учитель предметной области несет ответственность за дальнейшее развитие, укрепление и повышение грамотности. Каждая предметная область имеет свои уникальные требования к грамотности. Преподаватели предметной области знают свой предмет и свои программы обучения. Они осведомлены о требованиях к грамотности своего предмета и понимают, что именно благодаря грамотности смысл создается в рамках содержания их предметной области. Учащихся необходимо научить читать различные типы текстов, писать и выражать свои мысли в форматах, связанных с каждым предметом, и использовать специфическую для содержания лексику.

Развитие грамотности происходит не только в школе, но и во всех аспектах повседневной жизни. Мы взаимодействуем с другими, когда разговариваем. Мы читаем карты, рекламу, газеты, рецепты, руководства и веб-сайты. Мы анализируем и интерпретируем огромное количество медиаинформации. Мы пишем стихи, песни, отчеты, блоги и электронные письма. Грамотность открывает дверь в мир.

Что такое грамотность? | National Literacy Trust

Важность грамотности

Отсутствие жизненно важных навыков грамотности сдерживает человека на каждом этапе его жизни. В детстве они не смогут преуспеть в школе, будучи молодыми взрослыми, они будут исключены из рынка труда, а как родители они не смогут поддерживать обучение своего ребенка. Этот межпоколенческий цикл затрудняет социальную мобильность и более справедливое общество.

Люди с низким уровнем грамотности могут быть не в состоянии читать книгу или газету, понимать дорожные знаки или ценники, понимать расписание автобусов или поездов, заполнять формы, читать инструкции по лекарствам или пользоваться Интернетом.

Низкий уровень грамотности подрывает экономическую конкурентоспособность Великобритании, ежегодно обходясь налогоплательщикам в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (KPMG, 2009). Треть предприятий не удовлетворены навыками грамотности молодых людей, когда они приходят на работу, и примерно такое же количество предприятий организовали корректирующее обучение для молодых сотрудников, чтобы улучшить их основные навыки, включая грамотность и общение.

Обсерватория исследований и политики COVID-19

Наша исследовательская и политическая обсерватория включает современные исследования, политику и анализ воздействия COVID-19 на обучение, грамотность и благополучие детей и молодежи.

Узнать больше.

Статистика грамотности

Наши исследования лежат в основе наших программ, кампаний и политической работы, направленной на улучшение навыков грамотности, отношения и привычек по всей Великобритании.

  • Дети, которые любят читать и писать, более довольны своей жизнью

    Дети, которые любят читать, в три раза чаще имеют хорошее психическое здоровье, чем дети, которым это не нравится. Читать далее.

  • 1 из 11 детей из неблагополучных семей в Великобритании говорят, что у них нет собственной книги

    Дети, которые говорят, что у них есть собственная книга, в шесть раз чаще читают на уровне, превышающем ожидаемый для их возраста уровень, чем их сверстники у кого нет книги. Читать далее.

  • У детей, рожденных в общинах с наиболее серьезными проблемами грамотности, ожидаемая продолжительность жизни одна из самых низких в Англии. Оксфорд. Читать далее.

  • 1 из 2 детей в Великобритании любит читать

    В начале 2022 года только 1 из 2 детей и молодых людей сказал, что им нравится читать, и это самый низкий показатель с тех пор, как мы впервые задали этот вопрос в 2005 году. Подробнее.

  • 2 из 5 детей в Великобритании любят писать

    В 2022 году 2 из 5 детей и молодых людей заявили, что им нравится писать, что является небольшим улучшением по сравнению с 2021 годом, когда этот показатель был на самом низком уровне, зафиксированном нами с 2010 года. Подробнее.

  • Аудиокниги могут способствовать более широкому распространению грамотности

    1 из 5 детей и подростков заявил, что прослушивание аудиокниги или подкаста вызвало у них интерес к чтению книг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *