Главные трезвучия лада | Музыкальный класс
Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.
Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.
Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.
Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.
Сначала в до мажоре:
Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях.
На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.
Теперь в до миноре:
Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.
Как называются главные трезвучия лада?
Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.
Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).
Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).
На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?
Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.
Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.
Главные трезвучия в гармонических ладах
В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.
Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:
На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!
Главн трезвуч
Главные трезвучия
Главные трезвучия строятся на главных ступенях: первой, четвертой и пятой.
— Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T53.
— Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S53.
— Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D53.
Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.
Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия. Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко. Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.
Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.
Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции.
Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос. Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно. Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.
Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.
Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.
Для старшеклассников и родителей
Примечание 1
Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия.
Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени. Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д. Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.
Примечание 2
Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.
Объяснение 3 основных трезвучий • MusicTeacher.com
В этой статье рассказывается о 3 основных трезвучиях – что это значит, что они из себя представляют, откуда берутся и как звучат.
Что такое триада?
Трезвучие — это аккорд, состоящий из 3 нот. Только некоторые аккорды являются трезвучиями, например, пауэр-аккорд не является трезвучием, так как состоит всего из 2 нот, а мажорные 7, минорные 7 или доминантные 7 аккордов, состоящие из 4 нот, также не являются трезвучиями.
Три ноты трезвучия:
- Корневая нота, или «тоника» (то есть нота, дающая название аккорду), также известная как «The 1»
- Большая или малая терция, также известная как «3» или «b3»
- Совершенная или сглаженная квинта, он же «5» или «b5».
Как формируются триады?
Трезвучия формируются путем последовательного воспроизведения каждой ноты мажорной гаммы, называя ее «1». Оттуда вы пропускаете ноту и называете следующую «3». Затем пропустите еще один и назовите следующий «5». На практике это выглядит так:
Гамма до мажор:
Что представляют собой трезвучия
Как видите, есть 3 типа трезвучий, которые естественным образом формируются в мажорной гамме.
Это
1 3 5 = мажорное трезвучие
1 b3 5 = минорное трезвучие
1 b3 b5 = уменьшенное трезвучие
В принципе, нет никакой разницы между мажорным трезвучием и мажорным аккордом. Мажорное трезвучие — это мажорный аккорд. Просто очень часто на гитаре мы играем аккорды, в которых задействованы все 6 струн, или 5, или 4. Эти аккорды не являются базовыми трезвучиями, так как содержат более 3 нот. Однако, если эти аккорды мажорные, минорные или уменьшенные, они будут содержать только 3 разные ноты — 3 в трезвучии. Просто некоторые из этих нот были удвоены или воспроизведены в нескольких октавах, чтобы аккорд звучал более объемно и полно.
Конечно, на гитаре также есть множество форм аккордов, которые представляют собой только базовую форму трезвучия — тональность, терция и квинта. Если вы еще не знакомы с некоторыми из них, идите и изучите несколько форм прямо сейчас. Или, что еще лучше, разработайте их, используя свои знания грифа и интервалов.
Можете ли вы составить базовое мажорное, минорное или уменьшенное трезвучие из любой начальной ноты в любом месте на грифе?
Использование ваших знаний о триадах
Знание триад полезно во многих отношениях, включая следующие:
- Формирование аккордов: если вы не знаете, как играть определенный аккорд, вы все равно можете понять его, используя свое знание того, из чего состоит этот аккорд (т.е. знание трезвучия этого аккорда)
- Понимание аккордов: наоборот из вышеперечисленных. Если вы знаете определенную форму/название аккорда, но не знаете, что это такое или из чего оно состоит, вы можете использовать свое знание трезвучия, чтобы разобрать и понять его.
- При игре соло: Аккордовые тона (т. е. ноты в любом данном аккорде) жизненно важны при игре соло. Отличные фразы часто создаются соотношением между нотой в партии соло-гитары и лежащим в ее основе аккордом. Вы можете использовать свои знания трезвучия, чтобы выяснить, какие ноты есть в любом данном аккорде, и лучше солировать!
- Теория: Триады являются отправной точкой почти для всей теории аккордов.
Прежде чем вы сможете перейти к мажорным 7 # 5 аккордам и доминирующим 13-м аккордам, вам нужно знать, какие терции и квинты есть во всех основных аккордах. Это основы теории аккордов, и они имеют решающее значение для более широкой теории музыки в целом.
Как звучат эти триады?
Это, в конечном счете, субъективно. Ничто не заменит простое воспроизведение каждого из них, оценку его структуры и анализ его звучания. Короче говоря, если у вас уже есть какое-то представление о том, как звучат мажорные и минорные аккорды, это следует их примеру. Мажорные трезвучия звучат полными, решенными, яркими, счастливыми, прямыми и так далее. Минорные трезвучия также звучат завершенно и решенно, но более грустно, поникше, менее ярко, более меланхолично. Уменьшенные трезвучия — это нечто совершенно другое. Они определенно звучат скорее минорно, чем мажорно (из-за минорной терции). Однако уплощенная квинта (b5) придает ему гораздо более диссонирующий, неразрешенный характер.
Как и со всеми элементами теории слуха, я призываю вас играть, слушать, оценивать и находить свои собственные ассоциации, ключевые слова и описательные термины.
Эта интернализация является ключом к развитию хорошего слуха.
Удачи и приятного просмотра!
Следующие посты
Как петь рок
Если и есть в мире певческой техники место, где у людей возникает неправильное представление о том, как добиться великолепно звучащего вокала, то это жанры рок. Часто певцы даже не думают о том, что они делают со своим голосом, они просто делают это…..читать дальше.
Гитарная установка Джона Фрушанте
Давайте познакомимся с гитарной установкой, которую Джон Фрушанте использовал на альбоме Red Hot Chilli Pepper 1999/2000 Califiornication и в турне. Есть много педалей, с которыми можно работать, с целым рядом различных тонов, используемых в альбоме, от минилаистических риффов до гитарного овердрайва…… читать дальше.
Мажорные трезвучия на гитаре
Перейти к содержимому Мажорные трезвучия являются строительными блоками мажорных аккордов. Если вы привыкли играть только полные аккорды, трезвучия помогут расширить вашу игру и позволят создавать более уникальные голоса и тона.
Это отличный способ оживить вашу игру, позволяя вам легко добавлять небольшие украшения к своим ритмам.
В этом уроке мы углубимся в то, что такое трезвучия, из чего состоит мажорное трезвучие и как определить форму трезвучия на грифе гитары, используя группы струн и систему CAGED.
Трезвучия
Трезвучия представляют собой группу из трех нот, состоящую из 1-й (тоники), 3-й и 5-й ступеней звукоряда. Каждый градус составляет третью часть. Они могут быть четырех качеств:
- Мажор
- Минор
- Увеличенный
- Уменьшенный
В этом уроке мы сосредоточимся только на мажорном трезвучии.
Мажорные трезвучия
Мажорные трезвучия строятся из 1-й (тоника), 3-й (мажорная терция) и 5-й (совершенная квинта) ступеней мажорной гаммы.
Каждый из этих интервалов разделен на треть (3 ноты), и количество полутонов между каждым интервалом определяет качество трезвучия.
- Мажорная терция = 2 целых тона (4 полутона/4 лада)
- Минорная терция = 1 1/2 тона (3 полутона/3 лада)
Обратите внимание, что 1 полутон равен 1 ладу.
| Quality | Stacked 3rd Intervals | Semitones | 5th Quality |
|---|---|---|---|
| Major | Major 3rd + Minor 3rd | 7 | Perfect |
Counting out the semitones of the первая 3-я даст вам следующее:
- Корень до мажорной 2-й = 2 полутона
- Мажорная 2-я до мажорной 3-й = 2 полутона
- Всего 4 полутона (2 полных тона)
Подсчет полутонов второй сложенной терции даст вам следующее:
- Мажорная терция до совершенной 4-й = 1 полутон
- Perfect 4-я до совершенной 5-й = 2 полутона целые тона)
Формы мажорных трезвучий на грифе
Возможно, самый простой способ применить мажорные трезвучия к грифу гитары — использовать группы струн. Используя четыре группы по 3 струны (1-2-3, 2-3-4, 3-4-5, 4-5-6), вы получаете три различных трезвучия на группу, которые повторяются вверх и вниз по грифу.
При изучении формы трезвучия важно обращать внимание на расположение основной ноты. Это позволит вам быстро идентифицировать триады на грифе.
Приведенные ниже примеры представляют собой трезвучия соль мажор, но формы и относительные положения нот применимы ко всем мажорным трезвучиям.
Формы мажорного трезвучия на струнах 1-2-3
На струнах 1-2-3 вы получаете следующие аранжировки нот:
- Форма 1: терция на струне 3, квинта на струне 2, основной тон на струне 1
- Форма 2: 5-я струна 3, тональность 2-й струны, 3-я струна 1
- Форма 3: тоника 3-й струны, 3-я струна 2, 5-я струна 1
3, вы снова вернетесь к форме 1. Точно так же, если вы откажетесь от формы 1, вы получите форму 3.
На следующей диаграмме и вкладке показаны все три формы трезвучия на струнах 1, 2 и 3 на грифе гитары.
Формы мажорного трезвучия на струнах 2-3-4
На струнах 2, 3 и 4 вы получаете следующие аранжировки нот:
- Форма 1: корень в строке 4, 3-я в строке 3, 5-я в строке 2
- Форма 2: 3-я в строке 4, 5-я в строке 3, корень в строке 2
- Форма 3: 5-я в строке 4, корень на струне 3, 3rd на струне 2
Подобно фигурам на струнах 1, 2 и 3, эти формы повторяются вверх/вниз по грифу.
Схема грифа и вкладка ниже показывают три формы трезвучия на струнах 2, 3 и 4.
Формы мажорного трезвучия на струнах 3-4-5 это:
- Форма 1: 5-я в строке 5, корень в строке 4, 3-я в строке 3
- Форма 2: корень в строке 5, 3-я в строке 4, 5-я в строке 2
- Форма 3: 3-я в строке 5, 5-я на струне 4, тоника на струне 3
Опять же, эти формы повторяются вверх и вниз по грифу.
Ниже приведена схема и вкладка для трех форм трезвучий на струнах 3, 4 и 5.
Мажорные трезвучия на струнах 4-5-6
На струнах 4, 5 и 6 аранжировка нот выглядит следующим образом. :
- Форма 1: 3-я в строке 6, 5-я в строке 5, корень в строке 4
- Форма 2: 5-я в строке 6, тоника в строке 5, 3-я в строке 4
- Форма 3: корень в строке 6, 3-я на 5-й струне, 5-й струне на 4-й струне
Ниже приведена полная диаграмма и вкладка для трех форм трезвучия на струнах 4, 5 и 6.
Изучение мажорных трезвучий на гитаре с помощью системы CAGED
Другой метод трезвучия на гитаре использует систему CAGED.
Если вы уже знакомы с формами мажорных аккордов CAGED, изучение форм мажорных трезвучий с использованием системы CAGED не составит труда. Мы можем просто разбить формы аккордов CAGED на их меньшие формы трезвучий.
Примечание. В каждом наборе трезвучий первая диаграмма представляет собой полный аккорд, а последующие диаграммы представляют собой трезвучия, которые могут быть получены из этой формы аккорда.
Форма C
Форма CAGED C может быть разбита на четыре триады. Наиболее часто используемые формы трезвучия из формы C будут последними двумя на диаграмме ниже.
Форма A
Из формы A CAGED можно получить три триады, хотя первая на приведенной ниже диаграмме больше относится к форме C, чем к форме A. Наиболее часто используемая триада этой группы — вторая фигура на диаграмме триады.
Форма G
Форма формы G также дает нам три триады, наиболее часто используемые формы — вторая и третья на диаграмме.
Форма E
Форма CAGED E также дает нам три триады.
Прежде чем вы сможете перейти к мажорным 7 # 5 аккордам и доминирующим 13-м аккордам, вам нужно знать, какие терции и квинты есть во всех основных аккордах. Это основы теории аккордов, и они имеют решающее значение для более широкой теории музыки в целом.