Виды музыкального слуха — Музыкальная школа JAM
Невозможно однозначно сказать, что из себя представляет музыкальный слух, ведь это понятие очень неоднозначно. Присутствие такого слуха у человека способствует правильному восприятию мелодии и умению ее оценивать. Это качество одно из самых важных элементов из общего портрета настоящего музыканта. Что касается начинающих музыкантов, у которых существует мнение, что «медведь на ухо наступил», то раньше времени не стоит делать выводы. Музыкальный слух можно развить.
Говоря в общих чертах, умение чувствовать музыку — это совокупность восприимчивости к определенной последовательности нот, которые отражают впечатления и переживания и появляются при прослушивании музыки.
Люди, обладающие музыкальным вкусом, невероятно чувствительны и отзывчивы:
- к отношению отдельно взятых звуков, которые присутствуют в одном музыкальном произведении;
- к качеству звуков, а точнее к громкости, высоте, тембру, чистоте и так далее.
Именно благодаря данным критериям специалисты определили, что существуют различные виды музыкального слуха:
- Внутренний слух
Люди, обладающие таким видом музыкального слуха, могут вообразить точное воспроизведение композиции, ее мелодию, а также отдельные звуки. Примечательно то, что они могут сделать это у себя в голове. Ярким примером может служить Бетховен, ведь он даже после потери слуха продолжал писать великие композиции представляя их у себя в голове.
- Абсолютный слух
Многие исследователи утверждают, что данный вид восприятия музыки считается врожденным, а не приобретенным. Несмотря на это заявление, изучение данного вопроса до сих пор продолжается.
Люди с таким слухом могут воспринимать отдельную ноту, при этом не проводя параллель с другими нотами, чья высота уже известна. Человек отлично запоминает тональность ноты, что и помогает ему спокойно ориентироваться в нотах и в том, как они звучат. Однако, наличие такого врожденного дара почти не дает никаких дополнительных возможностей своему обладателю.
- Относительный или интервальный слух
Такой вид слуха имеет одно отличие от абсолютного. Люди с таким даром могут определить музыкальный звук только при сравнении его с уже знакомым. Иногда уровень развития относительного слуха достигает таких высот, что становится почти как абсолютный. Существует теория, что почти все знаменитые музыканты и прошлые композиторы обладали именно таким, хорошо развитым относительным видом слуха.
Интервальный слух можно развить самостоятельно, систематически упражняясь.
- Звуковысотный слух
Он помогает обладателю услышать отличие звуков, даже если высота звука подвергается незначительным изменениям. Чтобы развить такой тип слуха, необходимо научиться слышать разницу между полутонами (это наименьшее расстояние между клавишами на фортепиано). Затем можно продолжать развивать слух самостоятельно с помощью специальных заданий в интернете. Например, существует специальный тренажер, где нужно определить, какой звук выше, а какой ниже.
- Мелодический слух
Мелодический слух — умение слышать саму мелодию, любое изменение звуков по мере развития музыкального произведения. Обладатель такого типа суха может определять не только звуки, но и их совокупность, воспринимать мелодию целостно.
Мелодия почти никогда не стоит на месте, она может скакать резко вверх и вниз, изменяться поступенно. За видоизменение мелодии несут ответственность интервалы, которые изучаются на уроках сольфеджио. Если выучить все интервалы, то ориентироваться в музыке станет намного легче.
Мелодический и звуковысотный слух вместе развивают интонационный слух.
- Метроритмический слух
Музыканты с данным видом слуха могут легко различать ритм и слабую или сильную доли (метр). Кроме того, такой слух помогает слышать скорость звучания произведения, которая в профессиональной музыкальной грамоте называется темпом.
Люди, обладающие таким видом музыкального слуха, хорошо двигаются, умеют сопереживать музыке, чувствовать ее эмоциональную выразительность.
- Гармонический слух
Гармоническое созвучие — это два или более звуков, звучащих одновременно. Гармонический слух – умение различать последовательность таких созвучий.
Такой слух можно подразделить на интервальный, в таком случае звучат всего 2 звука, и на аккордовый, когда звучит более 2 звуков. Обладатели данной способности могут легко различить, какое количество звуков звучит в одно и тоже время, а так же на каком расстоянии друг от друга они находятся.
Если говорить о практическом применении, то такой слух может оказаться полезным при подборе произведения на слух. Гармонический слух особенно хорошо развит у дирижеров. Данный вид слуха связан со следующим – ладовым.
- Ладовый слух
Ладовый слух — умение ощущать взаимоотношения между несколькими звуками, звучащими в контексте музыкальной композиции. Здесь важно обратить внимание на такие понятия, как разрядка, устойчивость и неустойчивость звуков, разрешение и напряжение. Притом данные понятия относятся к каждой отдельной ноте.
- Полифонический слух
Способность к полифоническому слуху заключается в умении представлять в уме движение нескольких мелодий, которые звучат внутри самой музыкальной композиции.
Основная сложность заключается в том, что эти мелодии могут двигаться не синхронно, появляться и исчезать в разное время, опаздывать и перегонять друг друга. Именно поэтому данный вид слуха считается одним из самых сложных для освоения.
Возьмем к примеру историю Моцарта. Когда ему было всего 14 лет, он наизусть запомнил сложную композицию Miserere и в точности записал его по памяти. Обладатели полифонического слуха могут запросто создавать услышанные мелодии из пустоты.
- Тембральный слух
Тембральная окраска звучания голосов, отдельных звуков, инструментов и звукосочетаний — уметь различать данный набор довольно сложно. Тембральный слух помогает уметь различать на слух все данные понятия. Такой слух обычно хорошо развит у звукорежиссеров и дирижеров.
Музыкант с тембральным слухом способен отличить звуки одинаковой громкости и высоты, которые исполняются на различных инструментах или же на одном, но с разными приемами. Как правило, такие люди создают ассоциации, сравнивают определенный звук с конкретным предметом или явлением. Звуковой тембр может быть теплым, мягким, ярким, насыщенным, резким, металлическим и так далее.
- Динамический слух
Динамический слух помогает определять громкость звуков и ее изменения. Данная способность напрямую зависит от умения воспринимать мелодию на слух в целом.
В звучащей мелодии каждый звук может быть громче или же тише другого, это придает особенную окраску произведению. Слух помогает определить музыканту: где присутствует крещендо (постепенное увеличение громкости), а где диминуэндо (постепенное уменьшение громкости) и так далее.
- Фактурный слух
Фактурный слух позволяет обладателю лучше воспринимать обработку музыки, совершенно не важно художественную или техническую. Другими словами, это навык восприятия фактуры музыкального произведения.
Возьмем для примера фактуру аккомпанемента: она может выглядеть как обычное чередование аккорда и баса, а может содержать красивые переливы — разложение аккордов по звукам.
- Архитектонический слух
Такой тип слуха предполагает способность человека на слух определить форму музыкального произведения, его строение и присутствующие закономерности. Он помогает лучше улавливать мотивы и отдельные мелодии, которые потом могут складываться в единое произведение.
Почти все вышеперечисленные виды слуха можно развить абсолютно у любого человека, но не все способны добиться одинаковых результатов. При регулярных тренировках и изучении процесса улучшения своего музыкального слуха можно добиться значительного прогресса и совершенствовать его.
Для развития музыкального слуха подойдут такие дисциплины как сольфеджио, теория музыки и гармония. Но даже несмотря на приложенные усилия педагогов, потенциальный музыкант должен сам систематически тренировать слух, занимаясь различной музыкальной деятельностью. Можно не только выполнять соответствующие упражнения в интернете, но и делать дыхательную гимнастику, танцевать под музыку, хлопать различные ритмы и анализировать любимые произведения.
В том случае, если Вы хотите развить свой музыкальный слух и готовы взяться за этот вопрос основательно, мы готовы Вам помочь! Записывайтесь на пробный урок и решайтесь развивать музыкальные способности вместе с нами!
Гармонические и мелодические интервалы в музыке
Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Как различать интервалы на слух?
Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?
Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.
Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.
Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)
Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.
Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):
- Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
- Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
- Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
- Кварта
- Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
- Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
- Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
- Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.
В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.
ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ
Консонансы и диссонансы в музыке
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
- Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
- Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
- Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
- Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
- Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
- Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
- Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
- Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.
Запоминаем интервалы по песням
Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.
Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:
Интервал | Интонирование вверх | Интонирование вниз |
Чистая прима | Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells» | |
Малая секунда | Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг» | Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40» |
Большая секунда | Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» | Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка» |
Малая терция | Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия | Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки |
Большая терция | Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой» | Детская песня «Чижик-Пыжик» |
Чистая кварта | Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» | Детская песня «В траве сидел кузнечик» |
Чистая квинта | Русская народная песня «По малину в сад пойдем» | Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается» |
Малая секста | Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена | Инструментальная мелодия «История любви» |
Большая секста | Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» | Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне» |
Малая септима | Романс Варламова «Горные вершины» |
Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.
Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!
основных и гармонических частот — Teach Me Audio
Музыкальные звуки состоят из основной частоты, гармоник и обертонов.
- Основная частота
- Гармоники
- обертонов
- Результирующий тембр
Основная частота
Самая низкая частота любого вибрирующего объекта называется основной частотой .
Основная частота придает звуку самый сильный слышимый высота тона ссылка — это преобладающая частота в любом сложном сигнале.Синусоидальная волна является самой простой из всех форм волны и содержит только одну основную частоту и не содержит гармоник, обертонов или частичных составляющих.
Практически все музыкальные звуки имеют волны, бесконечно более сложные, чем синусоиды. Именно добавление к волне гармоник и обертонов позволяет различать разные звуки и инструменты; тембр.
Гармоники
Гармоника является одним из восходящих рядов звуковых компонентов, которые звучат выше слышимой основной частоты.
Гармоники более высокой частоты, которые звучат выше основной, составляют гармонический спектр звука. Гармоники бывает трудно отчетливо воспринимать как отдельные компоненты, тем не менее, они есть.
Гармоники – это целые кратные основной частоты. Например, если основная частота равна 50 Гц (также известная как первая гармоника), то второй гармоникой будет 100 Гц (50 * 2 = 100 Гц), третьей гармоникой будет 150 Гц (50 * 3 = 150 Гц) и так далее.
Рисунок 1 – ГармоникиОбертоны
Обертоны — это частоты волны, которые выше, но не имеет прямого отношения к , основной частоте.
Результирующий тембр
Два тона, воспроизводимые разными инструментами, могут иметь одну и ту же основную частоту и, следовательно, одинаковую высоту тона, например нота до, но звучать очень по-разному из-за наличия разного количества гармоник и обертонов.
Это присутствие гармоник и обертонов в звуковой волне, что помогает производить звук уникальный звук.
Тембр описывает те характеристики звука, которые позволяют уху различать звуки, имеющие одинаковую основную высоту .
Именно по тембру мы можем отличить один инструмент от другого, например, пианино, играемое в ноте C3, звучит иначе, чем гитара, играющая в ноте C3.
Тембр часто описывается субъективно, например, тростниковый или золотой.
Обновлено 6 мая 2020 г.3.3 Гармонический ряд I: тембр и октавы
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь, как труба играет так много разных нот всего с тремя клапанами или как горн играет разные ноты вообще без клапанов? Вы когда-нибудь задумывались, почему гобой и флейта звучат так по-разному, даже если они играют одну и ту же ноту? Что делает струнник, когда играет на «гармонике»? Почему одни ноты хорошо звучат вместе, а другие кажутся конфликтующими друг с другом? Ответы на все эти вопросы связаны с гармоническим рядом.
Физика, гармоники и цвет
Большинство музыкальных нот — это звуки определенной высоты. Высота тона зависит от основной частоты звука; чем выше частота и короче длина волны звуковых волн, тем выше высота тона. Но музыкальные звуки не имеют только одной частоты. Звуки, имеющие только одну частоту, не очень интересны или красивы. В них не больше музыкальной окраски, чем в пианино часового будильника. С другой стороны, звуки, которые имеют слишком много частот, например, звук разбитого стекла или звук разбивающихся о берег океанских волн, могут быть интересными и даже приятными. Но у них нет определенной высоты тона, поэтому они обычно не считаются музыкальными нотами.
Рисунок 3.13. Частота и высота звука
Чем короче длина волны и выше частота, тем выше звучит нота.
Когда кто-то играет или поет музыкальный тон, слышен только очень определенный набор частот. Каждая нота, исходящая из инструмента, на самом деле представляет собой плавную смесь множества различных звуков. Эти различные высоты звука называются гармониками , и они так хорошо смешиваются друг с другом, что вы вообще не слышите их как отдельные ноты. Вместо этого гармоники придают ноте ее цвет.
Какого цвета звук? Скажем, гобой играет среднюю до. Затем флейта играет ту же ноту на том же динамическом уровне, что и гобой. Две ноты по-прежнему легко различить, потому что гобой звучит иначе, чем флейта. Эта разница в звуках и есть цвет или тембр (произносится как «ТАМ-бер») нот. Подобно цвету, который вы видите, цвет звука может быть ярким и насыщенным или глубоким и насыщенным. Он может быть тяжелым, светлым, темным, тонким, гладким, мутным или прозрачным. Некоторые другие слова, которые музыканты используют для описания тембра звука: пронзительный, медный, пронзительный, мягкий, глухой, сфокусированный, прозрачный, хриплый (произносится как БРЕТ-и) или полный. Прослушайте записи скрипки и альта. Хотя эти инструменты очень похожи, у альта заметно «более глубокий», а у скрипки заметно «яркий» звук, и это не просто вопрос того, что скрипка играет более высокие ноты. Теперь послушайте ту же фразу, которую играют электрогитара, акустическая гитара с двенадцатью стальными струнами и акустическая гитара с шестью нейлоновыми струнами. Слова, которые музыканты используют для описания тембра, несколько субъективны, но большинство музыкантов согласится с утверждением, что по сравнению друг с другом первый звук мягкий, второй яркий, а третий богатый.
Упражнение 3.3.1. (Перейдите к решению)
Прослушайте записи различных инструментов, играющих в одиночку или играющих очень заметно над группой. Некоторые предложения: соната для скрипки или виолончели без аккомпанемента, концерт для флейты, гобоя, трубы или валторны, азиатская или индейская флейта, классическая гитара, волынка, стальные барабаны, свирели или орган. Для каждого инструмента какие «цветовые» слова вы бы использовали для описания тембра каждого инструмента? Используйте как можно больше слов, которые кажутся вам подходящими, и постарайтесь придумать некоторые из них, которых нет в списке выше. Заставляет ли какой-либо из инструментов на самом деле думать об определенных оттенках цвета, таких как красный цвет пожарной машины или небесно-голубой?
Откуда берутся гармоники и тембр? Когда струна вибрирует, основной тон, который вы слышите, возникает из-за вибрации всей струны вперед и назад. Это основная гармоника или первая гармоника. Но струна также колеблется половинками, терциями, четвертями и так далее. (Пожалуйста, смотрите Стоячие волны и музыкальные инструменты для получения дополнительной информации о физике того, как создаются гармоники.) Каждая из этих дробей также производит гармонику. Струна, колеблющаяся пополам, производит вторую гармонику; вибрация в терциях производит третью гармонику и так далее.
Примечание
Этот метод именования и нумерации гармоник является наиболее простым и наименее запутанным, но существуют и другие способы именования и нумерации гармоник, что может привести к путанице. Некоторые музыканты не считают основной тон гармоникой; это просто основа. В этом случае половинки струны дадут первую гармонику, терции струны дадут вторую гармонику и так далее. Когда в расчеты включается фундаментальная величина, она называется первой девяткой.0107 частичная , а остальные гармоники — вторая, третья, четвертая части и так далее. Также некоторые музыканты используют термин обертонов как синоним флажолета. Для других, однако, обертон — это любая частота (не обязательно гармоника), которую можно услышать, резонируя с основной тональностью. Звук гонга или тарелок будет включать обертоны, не являющиеся гармониками; вот почему звук гонга кажется не таким определенным, как вибрирующая струна. Если вы не уверены, что кто-то имеет в виду, говоря о «второй гармонике» или «обертонах», попросите разъяснений.
Рисунок 3.14. Вибрирующая струна
Основной тон создается вибрацией всей струны вперед и назад. Но струна также колеблется половинками, терциями, четвертями, квинтами и так далее, производя гармоник . Все эти вибрации происходят одновременно, создавая богатый, сложный, интересный звук.
Столб воздуха, колеблющийся внутри трубы, отличается от колеблющейся струны, но столб воздуха может также колебаться в половинном, третьем, четвертом и т. д. основных тонах, поэтому гармонический ряд будет таким же. Так почему же разные инструменты имеют разный тембр? Разница заключается в относительной громкости всех различных гармоник по сравнению друг с другом. Когда кларнет играет ноту, возможно, нечетные гармоники являются самыми сильными; когда валторна играет одну и ту же ноту, возможно, пятая и десятая гармоники являются самыми сильными. Это то, что вы слышите, что позволяет вам распознать, что играет кларнет или валторна. Относительная сила гармоник также меняется от ноты к ноте на одном и том же инструменте; это разница, которую вы слышите между звуком кларнета, играющего низкие ноты, и тем же кларнетом, играющим высокие ноты.
Примечание
Более подробную информацию об инструментах и гармониках можно найти в разделах «Стоячие волны и музыкальные инструменты» и «Стоячие волны и духовые инструменты».
Гармоническая серия
Гармонический ряд может иметь любую ноту в качестве основной, поэтому существует множество различных гармонических рядов. Но соотношение между частотами гармонического ряда всегда одинаково. Вторая гармоника всегда имеет ровно половину длины волны (и удвоенную частоту) основной гармоники; третья гармоника всегда имеет ровно треть длины волны (и, следовательно, в три раза больше частоты) основной гармоники, и так далее. Для получения дополнительной информации о длинах волн и частотах см. «Акустика для теории музыки».
Рисунок 3.15. Длины волн и частоты гармонического ряда
Вторая гармоника имеет половину длины волны и удвоенную частоту первой. Третья гармоника имеет треть длины волны и в три раза больше частоты первой. Четвертая гармоника имеет четверть длины волны и в четыре раза большую частоту, чем первая, и так далее. Обратите внимание, что частота четвертой гармоники также в два раза превышает частоту второй гармоники, а частота шестой гармоники также в два раза превышает частоту третьей гармоники.
Допустим, кто-то играет ноту, среднюю до. Теперь кто-то другой играет ноту, частота которой вдвое превышает частоту средней до. Поскольку эта вторая нота уже была гармоникой первой ноты, звуковые волны двух нот усиливают друг друга и хорошо звучат вместе. Если бы вместо этого второй человек играл ноту, частота которой чуть более чем в два раза превышала частоту первой ноты, гармонический ряд двух нот вообще не соответствовал бы друг другу, и эти две ноты не звучали бы так хорошо вместе. Есть много комбинаций нот, которые имеют общие гармоники и вместе создают приятное звучание. Они считаются согласными. Другие комбинации имеют меньшее количество гармоник или вообще не содержат их и считаются диссонирующими или, когда они действительно конфликтуют, просто «несоответствующими» друг другу. Гаммы и гармонии большинства мировых музыкальных произведений основаны на этих физических фактах.
Примечание
В реальной музыке консонанс и диссонанс также зависят от стандартных практик музыкальной традиции, особенно ее гармонии и практики настройки, но они также часто связаны с гармоническим рядом.
Например, нота, частота которой вдвое превышает частоту другой ноты, на одну октаву выше первой ноты. Итак, на рисунке выше вторая гармоника на одну октаву выше первой; четвертая гармоника на октаву выше второй; а шестая гармоника на одну октаву выше третьей.
Упражнение 3.3.2. (Перейти к решению)
Какая гармоника будет на одну октаву выше четвертой гармоники?
Предсказать следующие четыре набора октав в гармоническом ряду.
Какая закономерность позволяет предсказать, какие ноты гармонического ряда будут отстоять друг от друга на одну октаву?
Нотам, отстоящим друг от друга на одну октаву, присваивается одно и то же имя. Таким образом, если первая гармоника является «А», вторая и четвертая также будут «А». Назовите три другие гармоники, которые также будут А.
Математический способ сказать это так: «если две ноты отстоят друг от друга на октаву, отношение их частот равно два к одному (2:1)». Хотя сами ноты могут быть любой частоты, соотношение 2:1 одинаково для всех октав. Другие соотношения частот между двумя нотами также приводят к определенным отношениям высоты тона между нотами, поэтому мы вернемся к гармоническому ряду позже, когда научимся называть эти отношения высоты тона или интервалы.
Решения к упражнениям
Решение упражнения 3.3.1. (Вернуться к упражнению)
Хотя опытные музыканты в целом согласны с тем, что тот или иной звук хриплый, тонкий или полный, в этом упражнении нет однозначных, правильных или неправильных ответов.
Решение упражнения 3.3.2. (Вернуться к упражнению)
Восьмая гармоника
Пятая и десятая гармоники; шестая и двенадцатая гармоники; седьмая и четырнадцатая гармоники; и восьмая и шестнадцатая гармоники
Нота, которая на одну октаву выше гармоники, также является гармоникой, и ее номер в гармоническом ряду в два раза больше (2 X) номера первой ноты.