Разное

Fujifilm finepix hs20exr обзор: Обзор фотокамеры Fujifilm FinePix HS20EXR

Содержание

Обзор фотокамеры Fujifilm FinePix HS20EXR

Модель Fujifilm FinePix HS20EXR анонсирована 5 января 2011 года. Обычно камеры этого типа классифицируют как подобные зеркальным. Действительно, по внешнему виду, когда объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, наша героиня практически неотличима от Canon EOS 1000D с объективом 28—70 мм.

Однако фокусное расстояние у Fujifilm FinePix HS20EXR меняется аж в 30 раз: от 4,2 мм до 126 мм. При максимальном фокусном расстоянии для получения эквивалентной по углу зрения картинки на Canon надо установить 500 мм объектив, и камеры уже перестанут казаться почти одинаковыми.

Вышеприведенная фотография демонстрирует внешнее проявление фундаментального отличия данного класса, связанное с использованием совсем другой по размеру, чем в зеркальных камерах, матрицы. С камерами, как с ростом спортсменов, в некоторых соревнованиях рост — преимущество, а в некоторых — помеха. Можно сформулировать ряд задач, где рассматриваемая камера выиграет не только у 1000D, но и у 1D.

Об этом чуть позже, а пока продолжим разбираться с внешним видом.


Вид сверху


Вид снизу

Вид сзади

Вид сзади с повернутым экраном


 

Основные окна меню, отображаемые на экране

 

 

 

 


Вид с боков

Глядя на разъемы камеры, трудно догадаться, что камера может работать с пультом дистанционного управления. Однако ж, может, например, с ИК-пультом JJC.

Сам по себе пульт принципиально не отличается от описанного в статье «Спусковые тросики и пульты дистанционного управления». Все отличия только в кабеле, который подсоединяется к разъему USB на камере, но используется этот разъем отнюдь не по протоколу USB. Разобрав маленькую коробочку посередине кабеля, можно обнаружить довольно странную схему:

Три резистора, два из которых запараллелены, и их суммарное сопротивление составляет 26 кОм, и еще одно совсем маленькое, меньше 1 Ом.

Два провода, которые ведут на корпус разъема USB и его первую ножку, на которую обычно подается 5 В, соединены между собой. При наличии такого кабеля для дистанционного управления уже практически больше ничего не нужно — если замкнуть пинцетом два крайних контакта мини-стереоштекера, то камера сделает снимок; если замкнуть центральный контакт на корпус, то контакты 1 и 2 разъема USB будут замкнуты через сопротивление в 26 кОм, и камера произведет фокусировку и замер экспозиции, т.

 е. действия аналогичные тем, что происходят при половинном нажатии на спусковую кнопку. Запараллеленные сопротивления наводят на размышления — зачем это сделано, возможно, что-то плохо понял и приведенная схема неправильная, поэтому предупреждаю тех, кто захочет ее собрать, что это исключительно на ваш страх и риск.

Теперь несколько слов о начинке, которая отличает данную камеру от классической зеркалки. Во-первых, нет зеркала и, как следствие, дальномера, работающего по фазовому принципу. Автофокусировка осуществляется только по контрасту изображения на матрице, и главное, это матрица маленького размера. В данной камере используется КМОП матрица EXRCMOS размером 6,4×4,8 мм. Итак, по длинной стороне матрица в 5,6 раза меньше пленочного кадра. Отсюда следует, во-первых, что однолинзовый объектив для этой камеры с равным углом зрения можно сделать почти в шесть раз компактнее пленочного. Во-вторых, если посмотреть на формулу, определяющую глубину резкости, то окажется, что она пропорциональна отношению диафрагменного числа к фокусному расстоянию.

Следовательно, при равной величине резко изображаемого пространства диафрагменное число может тоже быть почти в 6 раз меньше. На практике это означает, что если на этой камере установлена диафрагма F:5,6, то для получения аналогичной глубины резкости на камере Canon EOS 5D надо установить диафрагму F:32, на камере 1000D — F:22. Чтобы сохранить неизменной выдержку, на всех перечисленных камерах придется устанавливать разную чувствительность. На Fujifilm FinePix HS20EXR ее можно оставить минимальной, равной ISO-100, на 1000D придется поднять до ISO-1600, на 5D до ISO-3200. При таком раскладе уже совершенно не очевидно, какая из камер будет шуметь больше. Подробное сравнение камер с матрицами разного размера и одинаковым количеством мегапикселей см. в статье «О пейзажной фотографии, глубине резкости, реальном разрешении и камерах разных размеров». Шумы Fujifilm FinePix HS20EXR можно оценить, рассматривая нижеприведенные фрагменты.

ISO-100

ISO-200

ISO-400

ISO-800

ISO-1600

ISO-3200

При чувствительности ISO=100–3200 возможна съемка с полным разрешением и размером кадра 4608×3456

ISO-6400
Максимальный размер кадра
3264×2448

ISO-12800
Максимальный размер кадра
2304×1728

ISO-400. Источник света — тень. Щелкнув мышью по миниатюре, можно увидеть фрагмент исходного изображения, снятого с разрешением 4608×3456.

Сравним глубину резкости кадров, сделанных нашей героиней и Canon 1000D. Для этого рассмотрим снимки отдаленного здания и близлежащей кирпичной стены. Заодно проиллюстрирую диапазон изменения фокусного расстояния двумя снимками, сделанными с одной точки с минимальным и максимальным фокусным расстоянием.

Миниатюры всего кадра

F=4 мм

F=126 мм

Фрагменты

Fujifilm FinePix HS20EXR

Canon EOS 1000D +
Samyang 500 мм

F=126 мм; F:6,4; 1/650 с;
ISO-100

F=500 мм; F:22; 1/400 с;
ISO-400

Дефекты изображения при таком большом расстоянии до объекта связаны не с аппаратами, а с флуктуацией показателя преломления воздуха из-за нагрева от стен здания.


 


Fujifilm; F=126 мм; F:5,6; 1/100 с; ISO-100


Canon; F=500 мм; F:8; 1/80 с; ISO-100


Canon; F=500 мм; F:22; 1/200 с; ISO-1600

Результат впечатляет, поскольку при низких чувствительностях такого можно достичь, только используя в зеркальной камере объектив с наклоном. Подробнее об этом методе можно прочитать в статье «Адаптер ARAX для крепления и наклона объективов».

Большая глубина резкости в сочетании с большим относительным отверстием объектива особенно актуальны при макросъемке.

Миниатюры. Щелчок мышью открывает исходное изображение размером 4608×3456

F=26 мм; F:8; 1/60 с; ISO-400;
Приоритет диафрагмы;
DR=400%

F=9 мм; F:7; 1/320 с; ISO-400;
Приоритет диафрагмы;
DR=400%

F=24 мм; F:4,5; 1/320 с; ISO-200;
Приоритет диафрагмы;
DR=200%

F=9 мм; F:7; 1/210 с; ISO-100;
Приоритет диафрагмы;
DR=100%

Чтобы закончить с макросъемкой, приведу пример, при котором глубина резкости не нужна. При пересъемке 35 мм диапозитивов с фокусным расстоянием объектива в 16 мм увеличение чуть меньше оптимального, но дисторсия вполне приемлемая, чтобы в дальнейшем ее не корректировать. При меньшем фокусном расстоянии масштаб практически не увеличивается, а вот дисторсия становится заметной.

F=16 мм; F:4; 1/240 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

При фотоохоте глубина резкости тоже не помешает. В последнем случае посильную помощь оказывает и стабилизация изображения с помощью сдвига матрицы.

Фрагмент 1:1
F=126 мм; F:8; 1/640 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

Наличие датчиков перемещения камеры позволяет реализовать электронный уровень в видоискателе.

Неплохо данная камера справляется и со съемкой Луны.

Уменьшенный вдвое фрагмент кадра размером 4608×3456 пикселей.
F=126 мм; F:5,6; 1/200 с; ISO-100

Если кому-то глубина резкости при полностью открытой диафрагме кажется избыточной, то положение можно попытаться исправить программно, выбрав в меню пункт PRO ФОКУС.

Матрицы камер Fujifilm EXRCMOS отличаются от конкурентов еще и технологией EXR, которая подробно описана в статье Сергея Щербакова «Fujifilm FinePix F200EXR». Этой технологией можно воспользоваться двумя способами — в стандартных режимах повысить чувствительность, например, до ISO-400 и выбрать расширенный динамический диапазон DR — 400%. В этом случае мы можем получить кадр полного разрешения 16 Мп.

Второй способ — выбрать колесом на верхней панели режим «EXR», а в меню задать расширенный динамический диапазон. В этом случае получится кадр половинного размера (8 Мп).

F=9 мм; F:6,4; 1/170 с; ISO-100;
Приоритет диафрагмы;
DR=100%

 

F=9 мм; F:6,4; 1/320 с; ISO-200;
Приоритет диафрагмы;
DR=200%

F=9 мм; F:6,4; 1/850 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

Далеко не все программы просмотра позволяют разобраться, в каком же режиме сделан снимок. Из используемых мной с этой задачей справилась XnView MP. Богатство встроенных режимов обработки делает режим съемки в сыром формате факультативным. В камере даже не предусмотрена постоянная запись в этом формате, сохранение в RAW надо включать специально для каждого кадра. Из свободных программ у меня только RawTherapee Dev-3.1 открыла файл RAF, причем его размер был определен как 3254×2456 пикселей. В результате изощренной обработки можно попытаться еще больше проработать детали в светах, как, например, на нижеприведенном фрагменте, но в большинстве случаев игра не стоит свеч.

F=9 мм; F:6,4; 1/850 с; ISO-400;
Желающие поэкспериментировать могут скачать исходный файл RAF

В заключение о режиме съемки панорам.

В результате получаем:

Панорамы, конечно, не столь большие, как можно было бы получить на компьютере с помощью специализированных программ из серии кадров, но вполне достойные, и совсем без напряжения извилин.

Fujifilm FinePix HS20EXR — классическая «псевдозеркалка» / Фото и видео

Казалось бы, в связи с резким падением цен на базовые камеры зеркального типа, эра классических «псевдозеркалок» давно канула в Лету, а их место заняли гиперзумы — по сути компакты, выполненные в стиле зеркалок и оборудованные объективом с высокой кратностью трансфокатора, но лишенные поддержки RAW, «горячего башмака», а также управления трансфокацией и ручной фокусировкой при помощи колец на объективе. Однако один из ведущих игроков сегмента «псевдозеркалок», Fujifilm, всё ещё продолжает выпускать такие камеры. Одна из них и попала к нам на тестирование — Fujifilm FinePix HS20EXR.

Эта камера играет в сегменте скорострельных гиперзумов, но всё же разительно отличается от последних. Да, основана она на быстром КМОП-сенсоре EXRCMOS, особенностей которого мы коснёмся чуть ниже, да, оборудована широкоугольным объективом с 30-кратной трансфокацией, но управление трансфокацией осуществляется не электрическим приводом, а вручную, как и псевдомеханическое управление фокусировкой. Есть у новинки и поддержка RAW и «горячий башмак», которые всё реже встречаются в классе гиперзумов.

Вид общий

⇡#Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm FinePix HS20EXR
Сенсор изображенияМатрица EXRCMOS, 1/2 дюйма
Эффективное количество точек, Мп16
Формат сохранения изображенияФотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF), RAW
Видео: AVI (Motion JPEG)
Размер кадра в пикселяхФотокадр: 4608×3456, 4608×3072, 4608×2592, 3264×2448, 3264×2176, 3264×1840, 2304×1728, 2304×1536, 1920×1080
Видеокадр: 1920×1080 (30 кадров/с), 1280×720 (60 кадров/с), 640×480 (30, 80 кадров/с), 320×112 (320 кадров/с), 320×240 (160 кадров/с)
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 64, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 при полном разрешении; 6400/12800 при разрешении 3 Мп
Диапазон фокусных расстояний, мм4,2-126 (эквивалентный диапазон 35-мм плёнки: 24-720)
Диафрагмаƒ/2,8-5,6
Диапазон фокусировкиНормальный режим: от 50 см
ШУ: 10-300 см
Теле: 200-500 см
Супермакро: от 1 см
Выдержка, с1/4000-30
ЭкспозамерTTL 256-зонный
Экспокоррекция+/-2 EV с шагом 1/3 EV
Режимы сюжетных программАвтоматическое определение сюжетных программ
Баланс белогоАвто, ручная настройка, солнечный день, тень/облака, лампа накаливания, 3 варианта флуоресцентных ламп
Встроенная вспышкаЕсть
Режимы вспышкиАвто, авто с уменьшением эффекта «красных глаз», принудительное срабатывание, принудительное отключение, медленная синхронизация, медленная синхронизация с уменьшением эффекта «красных глаз». Возможность подключения внешней вспышки через разъем «горячий башмак».
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), мШирокий угол: 0,3-7,1
Теле: 2,0-3,8
АвтоспускС задержкой 2/10 с
Устройство хранения информацииSD, SDHC
ЖК-дисплей3,0″, разрешением 460 тыс. точек
ИнтерфейсUSB 2.0, AV-выход, HDMI
Питание4 элемента питания типа АА (LR6)
Габариты, мм131x91x126
Масса, г730 (включая аккумулятор и карту памяти)

⇡#Комплект поставки

На тестирование был предоставлен образец для прессы, комплектация которого включала лишь пару тонких брошюр, бленду, USB- и видеокабели. Также в комплекте нашлись четыре одноразовых элемента питания Panasonic типа АА (LR6), но провести с ними тестирование не удалось, так как они явно были не первой свежести.

⇡#Внешний вид и удобство использования

Вид общий

Вид общий

Внешне камера мало отличается от большинства гиперзумов. В глаза бросается разве что механическое управление трансфокацией и псевдомеханическое (кольцо фокусировки связано с системой линз электрически, поэтому у кольца нет ограничения хода) — фокусировкой, а также обилие клавиш, которые позволяют изменять большинство основных настроек без необходимости входа в меню. Пожалуй, еще диск управления, который есть далеко не у всех гиперзумов, и диск выбора режимов, который традиционно для камер Fujifilm установлен под углом.

Вид общий

Вид общий

Материал корпуса — толстый пластик с поверхностью типа «soft touch», что немного непривычно, ведь в сегменте гиперзумов зачастую используется грубый шероховатый пластик. Рукоятка камеры обрезиненная, также имеется небольшая резиновая накладка под большой палец правой руки, что позволяет более надёжно фиксировать камеру. А вот левая и правая боковые поверхности лишь визуально напоминают резину, но на самом деле это пластик. К качеству сборки замечаний нет, а при попытках скручивания и сдавливания корпус не поддаётся и не скрипит.

Вид спереди

Вспышка

Спереди находятся объектив, пара отверстий микрофонов, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического спуска затвора, и встроенная подъёмная вспышка.

Вид сзади

Видоискатель

Тыльной стороной Fujifilm FinePix HS20EXR напоминает скорее зеркальную камеру, чем гиперзум, в первую очередь благодаря обилию органов управления. В дополнение к стандартному набору, состоящему из видеоклавиши, кнопки блокировок AEL/AEF, клавиш выбора режима отображения, переключения между видоискателем и объективом, а также кнопки перехода в режим просмотра и круглого многофункционального переключателя с клавишей ввода по центру, здесь можно найти кнопки выбора уровня чувствительности, режима работы экспозамера и зоны фокусировки, отдельную клавишу для выбора режима работы фокусировки и еще одну — для настройки баланса белого. Разумеется, такое обилие кнопок положительно сказывается на скорости работы с камерой, ведь необходимости бродить по меню (быстрому или основному) нет, да и настроек, привязанных к указанным клавишам, в основном меню попросту не предусмотрено.

Вид сверху

Сверху находятся «горячий башмак», диск выбора режимов съёмки, диск управления, клавиши введения экспосдвига и выбора режима протяжки, а также клавиша спуска затвора с рычажком питания.

Вид снизу

Снизу заметны лишь отсек установки четырех источников питания и металлический штативный разъём, который непонятно зачем выкрашен в чёрный цвет, что затрудняет установку камеры на штатив в темноте.

Вид слева

Слева расположены клавиша замка объектива, системный динамик и резиновая заглушка, скрывающая разъёмы подключения AV-, USB- и HDMI-кабелей.

Вид справа

Правая сторона тоже не пустует — тут находится слот установки карт памяти, скрытый за пластиковой подпружиненной дверцей, что весьма непривычно для гиперзума, да и не во всех бюджетных зеркалках для карт памяти предусмотрен отдельный отсек.

⇡#Дисплей и интерфейс

В камере используется поворотный 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек, что по современным меркам совсем немного, но всё же изображение смотрится неплохо и зерно практически незаметно.

Поворотный дисплей

Углы обзора дисплея огромны в обеих плоскостях, запас яркости приличный, да и на солнце экран читается легко, кроме того, он весьма реалистично передаёт цвета. Интерфейс камеры почти такой же как у большинства компактов Fujifilm, однако привычного для дорогих серий быстрого F-меню у нее нет, но тестируемому аппарату оно и не нужно, ведь все функции данного меню заменяют дополнительные клавиши, которые упоминались выше. Для возможности ознакомления с интерфейсом камеры ниже приведено несколько примеров снимков экрана.

Выбор режима отображения информации

Выбор режима работы автофокуса

Выбор режима работы вспышки

Выбор уровня чувствительности

Выбор режима экспозамера

Выбор зоны фокусировки

Выбор режима работы фокусировки

Выбор настройки баланса белого

Введение экспосдвига

Выбор режима протяжки

Режим EXR

Настройка параметров съёмки

Настройка системных парамтеров

Полноэкранный просмотр снимка

Просмотр снимка и базовых данных файла

Указание рейтинга снимка

Режим предварительного просмотра

Режим предварительного просмотра

Матрица миниатюр 3х3

Матрица миниатюр 10х10

Просмотр максимально увеличенного фрагмента

Меню режима просмотра

⇡#Особенности камеры

Что необычного в КМОП-матрице? Её скорость. Но это у всех, а у Fujifilm есть и другие плюсы. Для начала матрица FinePix HS20EXR больше, чем у конкурентов — 1/2 дюйма против 1/2,3. Конечно, и максимальное разрешение велико, но, например, у тех же ультракомпактов Sony с КМОП-матрицы размером 1/2,3 дюйма снимаются те же 16 Мп. Однако размер тут не главное, и матрица кардинально отличается от конкурентов. Как утверждает компания, пиксельные и цветовые массивы EXR являются ключом для обеспечения высокого качества изображения. При повороте на 45 градусов пиксельный массив EXR увеличивает как горизонтальное, так и вертикальное разрешение. Использование двойных диагональных пикселей одного цвета позволяет переключать сенсор между режимами HR (высокое разрешение), DR (широкий динамический диапазон) и SN (высокая чувствительность и понижение шумов) в зависимости от съемочного плана для получения высококачественной фотографии в любых условиях. Уникальным свойством сенсора EXR является его способность адаптировать свои настройки в соответствии с выбранным кадром. Три доступных режима отличают его от любых других сенсоров и используются только в фотоаппаратах Fujifilm. В режиме EXR AUTO оптимальные настройки сенсора выставляются автоматически. Камера способна самостоятельно определять 10 типов сюжетных программ, что умеет далеко не каждый аппарат.

Стоит отметить и скоростные режимы съёмки. Камера способна снимать видео со скоростью 80 кадров/с при разрешении VGA, 160 кадров/с при разрешении qVGA и 320 кадров/с при разрешении 320×112 точек. Кроме того, FinePix HS20EXR умеет снимать серии со скоростью 8 кадров/с при полном разрешении и 11 кадров/с при разрешении 8 Мп, разумеется, длительность серии ограничена одной секундой.

Также камера умеет автоматически склеивать панорамные снимки. Перед началом съёмки можно, не заходя в основное меню, быстро выбрать направление движения камеры, а также угол панорамы (120, 180 и 360 градусов). Во время съёмки на экране отображается строка прогресса и линия горизонта, что позволяет при повороте камеры более точно контролировать ее смещение. FinePix HS20EXR не особо требовательна к скорости поворота, возможна даже остановка движения, и ограничение фактически лишь одно — при движении назад, даже на градус, камера автоматически прекращает съёмку панорамы. Конечно, в плане съёмки автоматических панорам герой обзора проигрывает в корректности склейки и разрешении одному из главных конкурентов — Sony Cyber-shot DSC-HX100V, но всё же функция есть и она работает, хотя при работе с камерой с рук (без штатива) корректная склейка панорам выходит далеко не всегда с первого раза.

⇡#Съёмка и впечатления от работы

Первое впечатление о камере, а точнее о её быстродействии, складывается зачастую уже при первом включении, и тут ничего не сделаешь. Если на старте провал, то впоследствии это будет раздражать постоянно. К сожалению, HS20 — именно такая камера, ведь подготовка к съёмке занимает 4,09 секунды — ужасно долго, поэтому, дабы минимизировать время подготовки, во время тестирования камеру пришлось держать всё время включенной. В FinePix HS20EXR предусмотрен режим сна, из которого она выходит значительно быстрее, но постоянно держать камеру в режиме сна как-то неудобно.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле съёмка велась с 30 см, а в телеположении с 2 метров. В пресс-релизе заявлено, что камера способна фокусироваться за 0,16 секунды, что выглядит весьма впечатляюще, но всё же доверяй, но проверяй. В тестовых условиях камера смогла сфокусироваться на широком угле за 0,29 секунды. Результат неплохой, но не лучший, а главное, далек от заявленного. В телеположении ситуация осложняется тем, что автофокус периодически срабатывает некорректно и беспомощно наводится на бесконечность. Минимальное время фокусировки составило 0,49 секунды, а максимальное достигает почти двух секунд.

В режимах выбора зоны фокусировки доступно четыре пункта: центральная зона, мультизонный, ручной выбор зоны фокусировки и ведение объекта съёмки. К первым трём режимам только одно замечание — при переводе объектива в телеположение автофокус периодически промахивается, причём при съёмке не только близко расположенных объектов, но и удалённых. Ошибки не столь частые, чтобы мешать работе, но всё же конкуренты в подобных условиях ошибаются реже.

Наиболее интересен, конечно же, режим ведения объекта, реализация которого в большинстве камер всё ещё оставляет желать лучшего. Не стала исключением и тестируемая камера, которая быстро и точно подхватывает объекты съёмки только при наличии контрастного фона, а если же цель не слишком заметна на фоне, то вероятность ее захватывания мизерна. При быстром хаотическом движении камера легко держит крупные объекты, а вот небольшие юркие птицы или животные режиму ведения не по зубам. При выходе объекта за зону кадра режим ведения не отключается и камера автоматически перескакивает на любой другой произвольно выбранный объект.

Автофокус работает в трёх стандартных режимах — AF-C, AF-S и ручном. Учитывая довольно высокую скорость автофокусировки, необходимости в непрерывной работе автофокуса в принципе нет, поэтому вполне можно обойтись покадровым режимом срабатывания (всё же это здорово экономит заряд источников питания). Ручной режим — отдельный повод для гордости. Как уже упоминалось, объектив оборудован кольцом фокусировки, но связь с системой линз не механическая, а электрическая и ход колеса довольно большой, что облегчает процесс настройки для новичков, а вот опытных пользователей это может расстроить, ведь из-за большого хода страдает скорость. Кроме того, кольцо фокусировки находится не в привычном месте, на краю объектива, а в противоположной стороне объектива, вплотную к корпусу, поэтому вращать его не слишком удобно, хотя всё же удобнее, чем при помощи клавиш джойстика.

Режимов установки экспозиции в камере масса: ручной, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный, автоматический, кроме того, возможно введение экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени (стоит напомнить, что для данной функции выделена специальная клавиша) и съёмка с автоматическим брекетингом с шагом в 1/3, 2/3 и одну ступень. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — мульти, точечном, средневзвешенном. В отличие от большинства компактов, камера осветляет тени чрезвычайно аккуратно, дабы не выбить светлые тона, причём не только в режиме EXR D-Range, расширяющем динамический диапазон, но и в обычном программном. Активностью функции, программно расширяющей динамический диапазон, можно управлять в ручном режиме — 100%, 200% и 400%, но только значение 200% можно установить при чувствительности 200 единиц в ISO-эквиваленте и выше, а 400% при значениях чувствительности 400 и выше. Как показала практика, особой выгоды от использования программного режима нет.

Метаданные снимка: ФР 66,4 мм, ƒ/4,5, 1/200 c, ISO 800, динамический диапазон 100%

Метаданные снимка: ФР 66,4 мм, ƒ/4,5, 1/200 c, ISO 800, динамический диапазон 200%

Метаданные снимка: ФР 66,4 мм, ƒ/4,5, 1/200 c, ISO 800, динамический диапазон 400%

При использовании галогенных ламп ошибка экспозамера оказалась довольно большой и достигала -0,52 EV. При освещении лампами накаливания ошибка зачастую находилась в пределах -0,03…-0,18 EV. Пусть данный результат и не рекордный, но всё же весьма неплохой, особенно если вспомнить, что автоматика неплохо справляется со сложным освещением и съёмкой сильно затенённых объектов.

В настройках баланса белого предусмотрено три варианта пресетов для флуоресцентного освещения, а также пресеты для освещения лампами накаливания, солнечного света и совмещённый пресет тень/облака. Разумеется, есть автоматический и ручной режимы. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ. Флуоресцентное освещение 6400 K

Автоматический ББ. Освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

⇡#Тестирование

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1JPEG, шумоподавление в режиме «низко»JPEG, шумоподавление в режиме «стандарт»JPEG, шумоподавление в режиме «высоко»
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
Фр 2JPEG, шумоподавление в режиме «низко»JPEG, шумоподавление в режиме «стандарт»JPEG, шумоподавление в режиме «высоко»
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
Фр 3JPEG, шумоподавление в режиме «низко»JPEG, шумоподавление в режиме «стандарт»JPEG, шумоподавление в режиме «высоко»
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200

Шумоподавление в режиме «низко»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,47619 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,3125 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200

Шумоподавление в режиме «стандарт»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,434783 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/4 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200

Шумоподавление в режиме «высоко»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0 0,47619 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,232558 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200

⇡#Вспышка

В камере предусмотрены следующие режимы работы вспышки: авто, авто с уменьшением эффекта «красных глаз», принудительное срабатывание, принудительное отключение, медленная синхронизация, медленная синхронизация с уменьшением эффекта красных глаз. Функция подавления эффекта «красных глаз» традиционно для Fujifilm спрятана в системных настройках. Абсурд, конечно, но так повелось уже давно. Предусмотрена возможность настройки вспышки от -2/3 до +2/3 EV с шагом в треть ступени. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -2/3 до +2/3 с шагом в треть ступени.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2/3

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1/3

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1/3

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2/3

⇡#Съёмка при недостаточной освещённости

Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.

10 люкс

20 люкс

50 люкс

100 люкс

200 люкс

⇡#Примеры снимков

Метаданные снимка: ФР 29,1 мм, ƒ/5,0, 1/70 c, ISO 200

Метаданные снимка: ФР 31,5 мм, ƒ/6,4, 1/500 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 4,2 мм, ƒ/5,0, 1/850 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 126 мм, ƒ/8,0, 1/480 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 11,8 мм, ƒ/4,5, 1/340 c, ISO 200

Метаданные снимка: ФР 4,2 мм, ƒ/2,8, 1/280 c, ISO 400

Метаданные снимка: ФР 63,8 мм, ƒ/5,6, 1/320 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 4,2 мм, ƒ/4,5, 1/850 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 29,1 мм, ƒ/5,0, 1/60 c, ISO 400

Метаданные снимка: ФР 126 мм, ƒ/8,0, 1/280 c, ISO 200

Метаданные снимка: ФР 8,9 мм, ƒ/4,0, 1/280 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 4,2 мм, ƒ/4,0, 1/900 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 126 мм, ƒ/6,4, 1/280 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 7,6 мм, ƒ/4,5, 1/450 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 6,5 мм, ƒ/3,6, 1/340 c, ISO 100

Метаданные снимка: ФР 4,2 мм, ƒ/4,5, 1/900 c, ISO 200

Метаданные снимка: ФР 106,4 мм, ƒ/8,0, 1/750 c, ISO 200

Метаданные снимка: ФР 23,9 мм, ƒ/5,6, 1/600 c, ISO 100

Съёмка с высоким значением чувствительности

Метаданные снимка: ФР 8,9 мм, ƒ/4,5, 1/450 c, ISO 800

Метаданные снимка: ФР 8,9 мм, ƒ/5,0, 1/680 c, ISO 1600

Метаданные снимка: ФР 8,9 мм, ƒ/7,1, 1/800 c, ISO 3200

⇡#Работа в режиме камкордера

Современный гиперзум, оборудованный КМОП-матрицей, обязан снимать Full HD-видео, это является нормой. Урезать данный функционал производителям приходится лишь для предотвращения конкуренции внутри собственной линейки, как, например, в модельном ряду системных камер Sony, где функция съёмки Full HD урезана программно. К сожалению, FinePix HS20EXR не поддерживает формат AVCHD. Во время съёмки возможна работа автофокуса, но он довольно медлительный, поэтому при последующем просмотре очень хорошо заметен процесс подстройки при быстром изменении фокусного расстояния либо дистанции до объекта съёмки, хотя справедливости ради стоит отметить, что автофокус довольно точен.

Трансфокация, разумеется, осуществляется вручную, поэтому удержать камеру ровно при этом практически невозможно, в отличие от обычных гиперзумов с электронным управлением трансфокацией. Например, в камере Nikon Coolpix P500 кроме стандартного рычажка управления зумом к спусковой клавише добавлен боковой рычажок, позволяющий минимизировать амплитуду колебаний камеры, что весьма важно, так как при ЭФР более 300 мм минимальная дрожь в руках превращается в настоящую болтанку на картинке, а ведь тестируемому гиперзуму подвластно 720 мм. Достоинство у ручного привода одно — скорость, ведь фокусное расстояние можно изменить гораздо быстрее, чем в случае использования электроники. Настроек режима видеосъёмки немного, фактически можно изменять только настройки баланса белого.

Пример записи в формате Full HD.

⇡#Автономная работа

В качестве автономного источника питания используется четыре элемента питания типоразмера АА (LR6). В настройках камеры предусмотрен выбор типа источника питания, а именно литиевые, щелочные, а также никель-металлгидридные перезаряжаемые аккумуляторы, причём для последнего предусмотрен режим полной разрядки (фирменная фишка камер Fujifilm, которая позволяет минимизировать негативные последствия эффекта памяти, свойственного данному типу аккумуляторов). У обычных щелочных и литиевых одноразовых источников питания большая ёмкость, что позволяет надолго забыть о необходимости их замены, аккумуляторы подобного типа довольно доступны и, как и батарейки, всегда имеются в продаже в любом ларьке или подземном переходе, да и стоимость их невелика, поэтому при себе можно держать сразу несколько комплектов. Минусы не менее весомые — это необходимость приобретения зарядного устройства (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что «зарядка» для аккумуляторов типоразмера AA стоит сущие копейки), а также габариты, что, впрочем, для SLR-Like-камер не столь критично, ведь сами по себе они не малютки. Тестирование с комплектными батарейками Panasonic провести не удалось, поэтому для тестирования традиционно были выбраны щелочные элементы питания Duracell NM1500. Результат оказался весьма и весьма неплохим — 980 кадров, из которых 80 было отснято со вспышкой.

⇡#Заключение

Удалось ли триумфальное возрождение классических «псевдозеркалок»? Скорее нет, чем да. Тем не менее камера весьма интересна и обходит прямых конкурентов по нескольким параметрам. Для начала стоит отметить органы управления, ведь их очень много, поэтому большинство часто используемых параметров изменяется мгновенно, без необходимости хождения по меню, кроме того, благодаря ручному приводу быстро изменяется и фокусное расстояние (хотя в режиме видеосъёмки из-за ручного привода болтанка при изменении фокусного расстояния слишком велика). Также не стоит забывать и псевдомеханический привод ручной фокусировки, который в работе куда более приятен, чем кнопочное управление, свойственное гиперзумам.

Нельзя не отметить хорошую работу автоматики при установке экспозиции, в особенности при съёмке в тяжёлых условиях, где большинство камер слишком активно осветляют тени, тестируемая камера отрабатывает более корректно. Довольно точной оказалась автоматика при определении баланса белого при естественном и флуоресцентном освещении. К недостаткам камеры стоит отнести медленное включение, периодические ошибки автофокуса в телеположении объектива, промахи экспозамера при освещении лампами накаливания, а также указанную выше болтанку при изменении фокусного расстояния при записи видео и отсутствие поддержки формата AVCHD.

Благодарим украинское представительство компании Fujifilm за предоставленный на тестирование фотоаппарат.

Обзор фотокамеры Fujifilm FinePix HS20EXR

Модель Fujifilm FinePix HS20EXR в 2011 году. Обычно камеры этого типа классифицируют как подобные зеркальным. Действительно, по внешнему виду, когда объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, наша героиня практически неотличима от Canon EOS 1000D с объективом 28—70 мм.

Однако фокусное расстояние у Fujifilm FinePix HS20EXR меняется аж в 30 раз: от 4,2 мм до 126 мм. При максимальном фокусном расстоянии для получения эквивалентной по углу зрения картинки на Canon надо установить 500 мм объектив, и камеры уже перестанут казаться почти одинаковыми.

Вышеприведенная фотография демонстрирует внешнее проявление фундаментального отличия данного класса, связанное с использованием совсем другой по размеру, чем в зеркальных камерах, матрицы. С камерами, как с ростом спортсменов, в некоторых соревнованиях рост — преимущество, а в некоторых — помеха. Можно сформулировать ряд задач, где рассматриваемая камера выиграет не только у 1000D, но и у 1D. Об этом чуть позже, а пока продолжим разбираться с внешним видом.

Вид сверху


Вид снизу

Вид сзади

Вид сзади с повернутым экраном

 

Основные окна меню, отображаемые на экране

 


 

 


 

 


 

 


 

 


Вид с боков

Глядя на разъемы камеры, трудно догадаться, что камера может работать с пультом дистанционного управления. Однако ж, может, например, с ИК-пультом JJC.

Сам по себе пульт принципиально не отличается от описанного в статье «Спусковые тросики и пульты дистанционного управления». Все отличия только в кабеле, который подсоединяется к разъему USB на камере, но используется этот разъем отнюдь не по протоколу USB. Разобрав маленькую коробочку посередине кабеля, можно обнаружить довольно странную схему:

Три резистора, два из которых запараллелены, и их суммарное сопротивление составляет 26 кОм, и еще одно совсем маленькое, меньше 1 Ом.

Два провода, которые ведут на корпус разъема USB и его первую ножку, на которую обычно подается 5 В, соединены между собой. При наличии такого кабеля для дистанционного управления уже практически больше ничего не нужно — если замкнуть пинцетом два крайних контакта мини-стереоштекера, то камера сделает снимок; если замкнуть центральный контакт на корпус, то контакты 1 и 2 разъема USB будут замкнуты через сопротивление в 26 кОм, и камера произведет фокусировку и замер экспозиции, т.  е. действия аналогичные тем, что происходят при половинном нажатии на спусковую кнопку. Запараллеленные сопротивления наводят на размышления — зачем это сделано, возможно, что-то плохо понял и приведенная схема неправильная, поэтому предупреждаю тех, кто захочет ее собрать, что это исключительно на ваш страх и риск.

Теперь несколько слов о начинке, которая отличает данную камеру от классической зеркалки. Во-первых, нет зеркала и, как следствие, дальномера, работающего по фазовому принципу. Автофокусировка осуществляется только по контрасту изображения на матрице, и главное, это матрица маленького размера. В данной камере используется КМОП матрица EXRCMOS размером 6,4×4,8 мм. Итак, по длинной стороне матрица в 5,6 раза меньше пленочного кадра. Отсюда следует, во-первых, что однолинзовый объектив для этой камеры с равным углом зрения можно сделать почти в шесть раз компактнее пленочного. Во-вторых, если посмотреть на формулу, определяющую глубину резкости, то окажется, что она пропорциональна отношению диафрагменного числа к фокусному расстоянию. Следовательно, при равной величине резко изображаемого пространства диафрагменное число может тоже быть почти в 6 раз меньше. На практике это означает, что если на этой камере установлена диафрагма F:5,6, то для получения аналогичной глубины резкости на камере Canon EOS 5D надо установить диафрагму F:32, на камере 1000D — F:22. Чтобы сохранить неизменной выдержку, на всех перечисленных камерах придется устанавливать разную чувствительность. На Fujifilm FinePix HS20EXR ее можно оставить минимальной, равной ISO-100, на 1000D придется поднять до ISO-1600, на 5D до ISO-3200. При таком раскладе уже совершенно не очевидно, какая из камер будет шуметь больше. Подробное сравнение камер с матрицами разного размера и одинаковым количеством мегапикселей см. в статье «О пейзажной фотографии, глубине резкости, реальном разрешении и камерах разных размеров». Шумы Fujifilm FinePix HS20EXR можно оценить, рассматривая нижеприведенные фрагменты.

ISO-100

ISO-200

ISO-400

ISO-800

ISO-1600

ISO-3200

При чувствительности ISO=100–3200 возможна съемка с полным разрешением и размером кадра 4608×3456

ISO-6400
Максимальный размер кадра
3264×2448

ISO-12800
Максимальный размер кадра
2304×1728

ISO-400. Источник света — тень. Щелкнув мышью по миниатюре, можно увидеть фрагмент исходного изображения, снятого с разрешением 4608×3456.

Сравним глубину резкости кадров, сделанных нашей героиней и Canon 1000D. Для этого рассмотрим снимки отдаленного здания и близлежащей кирпичной стены. Заодно проиллюстрирую диапазон изменения фокусного расстояния двумя снимками, сделанными с одной точки с минимальным и максимальным фокусным расстоянием.

Миниатюры всего кадра

F=4 мм

F=126 мм

 

Фрагменты

Fujifilm FinePix HS20EXR

Canon EOS 1000D +
Samyang 500 мм

F=126 мм; F:6,4; 1/650 с;
ISO-100

F=500 мм; F:22; 1/400 с;
ISO-400

Дефекты изображения при таком большом расстоянии до объекта связаны не с аппаратами, а с флуктуацией показателя преломления воздуха из-за нагрева от стен здания.
 

 


Fujifilm; F=126 мм; F:5,6; 1/100 с; ISO-100

Canon; F=500 мм; F:8; 1/80 с; ISO-100


Canon; F=500 мм; F:22; 1/200 с; ISO-1600

Результат впечатляет, поскольку при низких чувствительностях такого можно достичь, только используя в зеркальной камере объектив с наклоном. Подробнее об этом методе можно прочитать в статье «Адаптер ARAX для крепления и наклона объективов».

Большая глубина резкости в сочетании с большим относительным отверстием объектива особенно актуальны при макросъемке.

Миниатюры. Щелчок мышью открывает исходное изображение размером 4608×3456

F=26 мм; F:8; 1/60 с; ISO-400;
Приоритет диафрагмы;
DR=400%

F=9 мм; F:7; 1/320 с; ISO-400;
Приоритет диафрагмы;
DR=400%

F=24 мм; F:4,5; 1/320 с; ISO-200;
Приоритет диафрагмы;
DR=200%

F=9 мм; F:7; 1/210 с; ISO-100;
Приоритет диафрагмы;
DR=100%

Чтобы закончить с макросъемкой, приведу пример, при котором глубина резкости не нужна. При пересъемке 35 мм диапозитивов с фокусным расстоянием объектива в 16 мм увеличение чуть меньше оптимального, но дисторсия вполне приемлемая, чтобы в дальнейшем ее не корректировать. При меньшем фокусном расстоянии масштаб практически не увеличивается, а вот дисторсия становится заметной.

F=16 мм; F:4; 1/240 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

При фотоохоте глубина резкости тоже не помешает. В последнем случае посильную помощь оказывает и стабилизация изображения с помощью сдвига матрицы.

Фрагмент 1:1
F=126 мм; F:8; 1/640 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

Наличие датчиков перемещения камеры позволяет реализовать электронный уровень в видоискателе.

Неплохо данная камера справляется и со съемкой Луны.

Уменьшенный вдвое фрагмент кадра размером 4608×3456 пикселей.
F=126 мм; F:5,6; 1/200 с; ISO-100

Если кому-то глубина резкости при полностью открытой диафрагме кажется избыточной, то положение можно попытаться исправить программно, выбрав в меню пункт PRO ФОКУС.

Матрицы камер Fujifilm EXRCMOS отличаются от конкурентов еще и технологией EXR. Этой технологией можно воспользоваться двумя способами — в стандартных режимах повысить чувствительность, например, до ISO-400 и выбрать расширенный динамический диапазон DR — 400%. В этом случае мы можем получить кадр полного разрешения 16 Мп.

Второй способ — выбрать колесом на верхней панели режим «EXR», а в меню задать расширенный динамический диапазон. В этом случае получится кадр половинного размера (8 Мп).

F=9 мм; F:6,4; 1/170 с; ISO-100;
Приоритет диафрагмы;
DR=100%


 

F=9 мм; F:6,4; 1/320 с; ISO-200;
Приоритет диафрагмы;
DR=200%

 

F=9 мм; F:6,4; 1/850 с; ISO-400;
EXR Mode Dynamic Range priority;
DR=1600%

Далеко не все программы просмотра позволяют разобраться, в каком же режиме сделан снимок. Из используемых мной с этой задачей справилась XnView MP. Богатство встроенных режимов обработки делает режим съемки в сыром формате факультативным. В камере даже не предусмотрена постоянная запись в этом формате, сохранение в RAW надо включать специально для каждого кадра. Из свободных программ у меня только RawTherapee Dev-3.1 открыла файл RAF, причем его размер был определен как 3254×2456 пикселей. В результате изощренной обработки можно попытаться еще больше проработать детали в светах, как, например, на нижеприведенном фрагменте, но в большинстве случаев игра не стоит свеч.

F=9 мм; F:6,4; 1/850 с; ISO-400;
Желающие поэкспериментировать могут скачать исходный файл RAF

В заключение о режиме съемки панорам.

В результате получаем:

Панорамы, конечно, не столь большие, как можно было бы получить на компьютере с помощью специализированных программ из серии кадров, но вполне достойные, и совсем без напряжения извилин.

Источник: ixbt.com

Обзор и характеристики FujiFilm FinePix HS20 EXR

Содержание

  • Обзор FujiFilm HS20 EXR

  • История серии FinePix HS20 EXR

  • Плюсы и минусы

  • Оценки и места в ТОП

  • Размеры

  • Сравнение размеров ближайших конкурентов

  • Полные характеристики FujiFilm FinePix HS20 EXR

Обзор FujiFilm FinePix HS20 EXR


Выпущен 05 января 2011, FujiFilm FinePix HS20 EXR имеет 16 Мпикс, относится к компактным фотоаппаратам с 1/2 (6.4 x 4.8 мм) EXRCMOS сенсором.

FujiFilm FinePix HS20 EXR заменил Fujifilm HS30EXR. По ссылке ниже есть сравнительный обзор FinePix HS20 EXR с Fujifilm HS30EXR: