Съёмка звёздного неба
© 2018 Vasili-photo.com
Альтаир, Вега и Рас Альхаге
У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса. Замечу, что речь у нас пойдёт не о высокой астрофотографии, а скорее об ординарной съёмке звёздного неба в контексте фотографии пейзажной. Для детальной съёмки объектов глубокого космоса (галактик, туманностей, квазаров и т.д.) требуются весьма специфические навыки и инструменты, в то время как украсить ночной пейзаж общим планом Млечного Пути под силу каждому.
Существует два сорта фотографий со звёздным небом. В первом случае звёзды представлены как отдельные точки, т.е. примерно так, как мы их видим в реальной жизни. Для получения подобных фотографий используются сравнительно короткие (по ночным меркам) выдержки – до 30 с. Во втором случае используются очень длинные выдержки – до нескольких часов (либо же серия коротких экспозиций сшивается в дальнейшем с помощью специальной программы), – и вследствие вращения Земли звёзды успевают прочертить в небе длинные светящиеся следы, закручивающиеся вокруг полюса мира. Такие изображения выглядят весьма необычно, но лично мне больше нравятся фотографии первого типа, как более реалистичные и вместе с тем более художественные. А поскольку они вдобавок ещё и значительно проще в техническом отношении, то именно о получении таких снимков, т.е. изображающих звёзды условно неподвижными, мы и поговорим.
Оборудование
Камера
Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.
Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.
Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.
Объектив
Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.
Идеальный вариант – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием 20-24 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилой f/1,4 или f/1,8. Зум или фикс со светосилой f/2,8 приемлем, но далеко не так хорош. Однако даже если всё, что у вас есть, это китовый зум 18-55 мм с максимальной диафрагмой f/3,5 в широкоугольном положении, не стоит унывать: сгодится и он.
Обычно я не жалую объективы типа «рыбий глаз», но для съёмки звёздного неба они (при умении ими пользоваться) вполне уместны.
Штатив
Подойдёт любой штатив, способный выдержать вес вашей камеры.
Дистанционный спуск
Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки, что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.
Фонарик
Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.
Место и время для съёмки
Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble, чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.
Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.
Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.
Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.
Композиция
Композиция, говорите… Хорошо, если при взгляде в видоискатель вы сможете отличить небо от земли. Впрочем, иногда всё-таки можно что-то увидеть. В этом случае обычно имеет смысл расположить линию горизонта как можно ниже. Земля чаще всего слишком темна, чтобы представлять серьёзный художественный интерес, а вот звёздное небо, ради которого, собственно, всё и затевалось, хотелось бы сделать основной областью интереса. Можно, например, пустить Млечный Путь через весь кадр из угла в угол, можно найти знакомые созвездия, яркие звёзды, планеты (желающим подтянуть свои знания по астрономии рекомендую Stellarium), а если на небе присутствуют отдельные облака, использовать их в качестве структурообразующих элементов. Хорошо работают кадры с вертикальной ориентацией.
Совсем исключать землю из кадра не стоит – снимок станет слишком абстрактным. Лучше поискать объекты, обладающие выразительным силуэтом (деревья, валуны, старые здания), и разместить их внизу или по сторонам кадра. Главное, чтобы они не занимали слишком много места. Если поблизости имеется озеро – прекрасно, – у вас будет возможность показать не только звёздное небо, но и его отражение в воде.
При большом желании, можно подсветить объекты переднего плана фонариком, если вы не боитесь, что они станут отвлекать внимание зрителя от звёздного неба. Как правило, это оправдано, когда ночь не слишком тёмная (мешает засветка или лунный свет) и небо смотрится недостаточно выразительно, чтобы стать основным композиционным центром.
Здесь вам и засветка, и облака, и отсутствие переднего плана.
По крайней мере, Плеяды хорошо видны.
Настройки фотоаппарата
Теперь перейдём к рекомендациям технического характера.
RAW или JPEG?
Отсылаю читателя к соответствующей статье. На мой взгляд, RAW предпочтительнее, поскольку ночные снимки практически всегда требуют достаточно интенсивной обработки, но и снимая в JPEG вы можете получить неплохие (хотя и менее контролируемые) результаты.
Фокусировка
Если вы наведёте фотоаппарат на ночное небо и попробуете воспользоваться автофокусом, ничего путного из этого, скорее всего, не выйдет. Яркость звёзд обычно недостаточна для того, чтобы датчики автофокуса могли за них зацепиться (с планетами бывает, что и срабатывает). Выполнить наводку на резкость вручную традиционным способом также вряд ли получится, поскольку при использовании широкоугольной оптики отдельные звёзды в видоискатель практически не видны. Следовательно, объектив нужно принудительно сфокусировать на фотографическую бесконечность. Как это сделать?
Старые мануальные объективы позволяли навестись на бесконечность вслепую, просто повернув фокусировочное кольцо до упора. У современных автофокусных объективов мало того что отсутствует упор, так ещё и шкала дистанции фокусировки, мягко говоря, не отличается большой точностью. В принципе, такой шкалой можно пользоваться (при наличии фонарика, естественно), но предварительно вам придётся провести своего рода калибровку, изучив, какие значения на шкале соответствуют реальной фотографической бесконечности. При свете дня позвольте автофокусу выполнить наводку на резкость по какому-нибудь максимально удалённому объекту у самого горизонта и, взглянув на шкалу, запомните или запишите нужное значение, чтобы воспользоваться им, когда автофокус окажется бессилен.
У некоторых бюджетных объективов отсутствует даже примитивная фокусировочная шкала. В таком случае придётся всё-таки прибегнуть к помощи автофокуса, даже если он не захочет фокусироваться на звёздах. Поищите вокруг любой достаточно яркий объект, находящийся на максимальном удалении от вас (чаще всего это будут далёкие огоньки какого-нибудь населённого пункта), и попробуйте сфокусироваться на нём. Если всё получилось, выключите автофокус и постарайтесь в дальнейшем не прикасаться к фокусировочному кольцу. Если подходящих источников света по близости не наблюдается (что, в общем-то, неплохо, по соображениям, описанным выше) воспользуйтесь фонариком. Положите включённый фонарик на землю, пенёк или камень, после чего отойдите как можно дальше и выполните фокусировку. Если не страдать излишней педантичностью, то, в среднем, для широкоугольных объективов всё, что находится дальше десяти метров от фотоаппарата, можно считать бесконечностью.
Экспозиция
Толку от экспонометра в темноте ещё меньше, чем от автофокуса, т.е. никакого вообще, в связи с чем камеру следует перевести в ручной режим и устанавливать экспозицию наощупь. Оценка экспозиции будет затруднена по ряду причин. Во-первых, экран фотоаппарата в темноте кажется очень ярким, и потому недодержанные снимки могут выглядеть нормальными, а нормальные – передержанными. Во-вторых, экспонировать по светам (как я обычно советую делать) в данном случае не лучшая идея, поскольку звёзды являются слишком яркими объектами и, пытаясь не допустить клиппинга в светах, вы утопите кадр во мраке. Следовательно, вам придётся смириться с тем, что и тени, и света будут лежать за пределами динамического диапазона камеры. В-третьих, длинные выдержки делают экспериментальный подбор параметров экспозиции крайне трудозатратным процессом.
Ниже я постараюсь показать, как, не мудрствуя лукаво, получить более-менее корректную экспозицию, не прибегая к помощи экспонометра и не занимаясь утомительным подбором.
Диафрагма
Диафрагму откройте до предела, т.е. установите минимальное число диафрагмы, доступное для вашего объектива. Нам сейчас дорог каждый фотон, и это как раз та ситуация, когда ради менее шумной картинки можно немного поступиться резкостью.
Выдержка
Чем дольше будет открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу, что, конечно же, хорошо, но и тем сильнее смажутся звёзды на снимке вследствие вращения Земли, что уже не столь отрадно.
Для таких случаев существует популярное «правило 600», согласно которому, разделив число 600 на эквивалентное фокусное расстояние объектива в миллиметрах, можно получить максимальную допустимую выдержку в секундах. Например, для объектива с фокусным расстоянием 20 мм выдержка будет равна 600 ÷ 20, т.е. 30 секунд. Для более длинного 35-мм объектива понадобилась выдержка покороче: 600 ÷ 35 = 17. Поскольку не всякий затвор отрабатывает 17 секунд, результат можно округлить до 15.
Тем не менее, мой опыт показывает, что даже при использовании выдержек в полтора раза более длинных, чем это продиктовано правилом 600 (назовите это «правилом 900», если хотите), получаются вполне приличные снимки. Да, вблизи небесного экватора при 100 % увеличении звёзды будут немного смазаны, но эффект этот будет столь незначителен, что им с лёгкостью можно пренебречь.
Тем, кто только начинает осваивать ночную фотосъёмку, я бы порекомендовал ещё более простой и либеральный подход: если вы используете широкоугольный объектив (или стандартный зум в широкоугольном положении), установите выдержку в 30 секунд и не морочьте себе голову, тем более что для многих фотоаппаратов 30 секунд – это максимальная выдержка доступная в штатных режимах, а меньшую выдержку вам ставить незачем.
ISO
Если вы, следуя моему совету, установили выдержку в 30 с и полностью открыли диафрагму, то, в зависимости от светосилы вашего объектива, вам следует установить следующее значение чувствительности ISO:
Диафрагма | ISO |
f/1,4 | 800 |
f/1,8 | 1250 |
f/2 | 1 600 |
f/2,8 | 3 200 |
f/3,5 | 5 000 |
f/4 | 6 400 |
Указанные в таблице значения следует воспринимать как стартовые ориентиры, от которых допустимо отступать в большую или меньшую сторону при возникновении такой необходимости.
Подавление шума
Если камера позволяет, включите подавление шума для длинных экспозиций (Long exposure noise reduction), при том, конечно же, условии, что у вас достанет терпения после каждой экспозиции ждать дополнительные полминуты, пока камера сделает контрольный снимок с закрытым затвором. Фотография, сделанная при высоких значениях ISO, всё равно получится довольно шумной – к этому нужно быть готовым, но если уж имеется возможность хоть немного улучшить качество изображения, этой возможностью не стоит пренебрегать.
***
Баланс белого, как и стиль изображения, не имеют никакого значения при съёмке в RAW, но на тот случай, если вы снимаете в JPEG, или просто хотите, чтобы ваши снимки выглядели достойно уже на экране фотоаппарата, я позволю себе дать вам ещё пару рекомендаций.
Баланс белого
Автоматический баланс белого при съёмке звёздного неба абсолютно неприемлем, если, конечно, вы не стремитесь сознательно придать небу мутный серо-буро-малиновый оттенок. Можно установить баланс белого для ламп накаливания (Tungsten или Incandescent), т.е. примерно 3000 K, но, на мой взгляд, это делает картинку чересчур холодной. Лучшие из готовых пресетов это, как правило, настройки для люминесцентных ламп, например, «Лампы белого света» (White fluorescent – 3700 K) либо «Лампы холодного белого дневного света» (Cool-white fluorescent – 4200 K). Если ваш фотоаппарат позволяет устанавливать цветовую температуру вручную, то начните с 4000 K и немного сместите Tint в сторону Magenta. Окончательные значения можно подобрать экспериментально.
Стиль изображения
Для звёздного неба наилучшим образом подходит стиль Vivid или какой-нибудь аналогичный, т.е. с максимально насыщенными цветами и высоким контрастом, причём цветовую насыщенность можно дополнительно увеличить, подкрутив параметр Saturation. В отличие от дневных пейзажей, здесь не стоит бояться получить нереалистично насыщенные цвета, поскольку сцена в любом случае будет выглядеть весьма необычно, и дополнительные краски ей никоим образом не повредят.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Желаю удачи!
Дата публикации: 15.02.2018 |
Вернуться к разделу «Специальные приёмы»
Перейти к полному списку статей
Для отображения комментариев нужно включить Javascript
vasili-photo.com
параметры и условия для ночной съемки
Дата публикации: 25.03.2013
Когда я впервые увидел фотографии ночных пейзажей с небом, на котором видны тысячи звезд, я сразу же захотел научиться снимать так же. Взял фотоаппарат, вышел на улицу… и, естественно, у меня ничего не вышло с первого раза. Пришлось немного почитать, попрактиковаться. Но все оказалось в разы проще, чем я думал. В своей статье я дам несколько простых советов, которые помогут счастливым обладателям зеркалок разобраться в вопросе. Сразу скажу, съемка других галактик и эффектных туманностей здесь описана не будет: уж слишком сложна техника подобных съемок.
Что понадобится?
Начнем мы, кстати, не с техники. Для меня не является самоцелью запечатлеть какой-то кусок ночного неба. Это занятие для астронома, а не фотографа. Звезды для меня — это эффектный способ украсить пейзаж. А пейзажная съемка всегда начинается с выбора места и времени. Со временем все очень просто: нужна безоблачная ночь. Лето или зима на улице — разница не так велика. Конечно, в мороз матрица на длинных выдержках меньше греется, на фотографиях меньше шума. Но фотограф замерзает при этом слишком быстро. В итоге я бы не отдал приоритет ни лету, ни зиме.
Место должно не только эффектно смотреться, но и быть как можно дальше от освещаемых фонарями поселков и городов. Они дают засветку на небе, на фоне которой звезды просто не видны. Так что лучше всего подобными съемками занимать где-нибудь на даче в пригороде, а в идеале — уезжать на сотню километров от цивилизации.
Облачность и засветки от города могут помешать съемке
Лиловый отствет на небе — засветка от городского освещения.
Теперь мы подходим к вопросу техники. Лучше, если у вас будет зеркалка. Но и с беззеркалкой можно добиться хороших результатов, придется лишь столкнуться с проблемами наводки на резкость в темноте. Оптика чаще всего нужна широкоугольная. Я часто использую 14-мм и 16-мм объективы на полном кадре. Но вполне годится и идущий в комплекте с вашей любительской фотокамерой китовый объектив. Вот без чего вы точно не обойдетесь, так это без штатива. Выдержки будут длинными, и камеру необходимо надежно зафиксировать. Не лишним будет и спусковой тросик. Хотя в первые разы удастся обойтись без него. Достаточно использовать задержку срабатывания затвора, чтобы вибрации камеры от прикосновения успели успокоиться к моменту открытия затвора. Не забудьте одеться по погоде, а также обзаведитесь фонариком — чем мощнее, тем лучше. Заряжаем аккумуляторы и отправляемся в ночь…
Экспопараметры
Здесь у новичков возникает больше всего вопросов. Давайте начнем с самого простого случая — съемки пейзажа в безоблачную лунную ночь. Ставим камеру на штатив, понижаем ISO до 200 единиц (чаще всего этого как раз оказывается достаточно). Диафрагму старайтесь закрывать не слишком сильно, не сильнее f/4-f/5,6. А выдержку подберите в ручном режиме экспериментальным путем, чтобы яркость фотографии соответствовала вашей творческой задумке. Внимание: выдержка может потребоваться слишком длинная! Если ваша камера не может отработать такую длинную выдержку в ручном режиме (в ряде моделей выдержка ограничена 30 с), аккуратно увеличивайте ISO.
Фокусировка
Следующая проблема — фокусировка. Ночью навести фокус на темное небо автоматически невозможно. А в видоискатель, скорее всего, вообще ничего не видно. Поступаем так: находим на горизонте далекие огоньки (они есть почти всегда и везде) и пытаемся вручную сфокусироваться на них. Можете сделать несколько контрольных кадров и в случае необходимости подкорректировать наводку на резкость. Если же в кадре появляется передний план (а что за пейзаж без переднего плана?), то фокусироваться имеет смысл именно на нем, предварительно осветив его фонариком.
Она вертится!
В потоке нескончаемых дел и житейских забот мы часто забываем о таких простых вещах, как вращение земли. Звезды на небе никогда не стоят на одном месте. Они постоянно движутся относительно земли. Хотя из каждого правила есть свои исключения. Полярная звезда все же смещается меньше всех в течение суток. И приближенно можно сказать, что она стоит на месте. А все остальные — вращаются вокруг нее. На коротких выдержках этого не видно, зато на длинных — отлично заметно! Если вы хотите получить на снимке звезды-точки, то старайтесь снимать на относительно коротких выдержках. Если хотите черточки вместо точек — увеличивайте выдержку.
Снимок сделан с 15-минутной выдержкой. На нем хорошо видна Полярная звезда в центре вращения
Звезды постоянно движутся по небу
“Правило шестисот”
Есть эмпирическое правило, позволяющее определить выдержку, при которой звезды в кадре из-за вращения земли начнут превращаться из точек в черточки. Оно называется “правило шестисот”. Разделите число 600 на эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива, и вы получите длину соответствующей выдержки в секундах. Для 16-мм рыбьего глаза, например, можно применять выдержки до 37 с. А для китового объектива с широкоугольным положением 18 мм лучше не превышать значения в 20 с.
Когда совсем темно
В некоторых случаях нам удается удалиться от цивилизации на такое расстояние, что свет ее городов вообще не виден на небе. В этом случае у нас появляется шанс запечатлеть эффектный млечный путь. Смело ставьте максимально допустимую выдержку, откройте диафрагму чуть пошире и попробуйте увеличить ISO. Там, где человеческий глаз видел просто темное небо, камера видит намного больше!
Олимпийская стройка в Сочи: в горах нет засветок, и вы можете запечатлеть больше звезд
Добавляем свет
Вы еще не забыли про фонарик? Им вы можете подсветить детали переднего плана. Можете использовать цветные фильтры, чтобы добиться разноцветной подсветки.
В роли фонарика здесь выступила проезжающая мимо машина
Звездные треки
Чуть выше я написал, что на длинной выдержке можно запечатлеть движение звезд. А если выдержку сделать очень длинной? На самом деле при этом появится множество проблем: от перегрева матрицы до необходимости сильно закрывать диафрагму. И если вы хотите снять движение звезд по небу, лучше сделать несколько десятков кадров с одного места с выдержкой порядка 15-30 секунд, а потом склеить их автоматически в один снимок при помощи простой и бесплатной программы Startrails.
Съёмка велась в течение 45 минут кадрами по 30 секунд.
Съемка велась в течение 20 минут кадрами по 30 секунд
prophotos.ru
Как фотографировать звездное небо — мой опыт
В последний год периодически вы могли увидеть в моих статьях фотографии звезд. Некоторые задавали мне вопросы, мол, какая диафрагма, какая выдержка и тд. Поэтому, я уже опубликовал сами фото в отдельном посте Фотографии звездного неба с их параметрами, а здесь хочу выложить подробное описание того, как фотографировать звездное небо. Давно хотел написать подобную статью, да опыта было совсем мало. Прочитав данный мануал, вы, как минимум, сможете сделать такие же фото, как у меня.
Сразу предупреждаю я не профи в этом деле, и чего-то кардинально нового вы для себя не откроете, особенно, если и сами занимаетесь подобными съемками. Тем не менее, новичкам будет полезно узнать некоторые нюансы, которых и я в свое время не знал.
Содержание статьи
Все части моего FAQ для начинающих фотографов
Я написал ряд статей, связанных с фотографией и рассчитаных на таких же любителей, как и я. Вот их список, можете ознакомится.
1. Какой фотоаппарат выбрать начинающему фотографу
2. Какой объектив для чего нужен и что выбрать
3. Основные настройки цифрового фотоаппарата
4. Как фотографировать в путешествиях
5. Как обрабатывать фотографии в Лайтруме и как хранить их
6. Пример фотосумки и фоторюкзака для путешественника
7. Как фотографировать звездное небо
0. Чем я фотографирую в путешествиях
Что нужно для съемки звездного неба
Как фотографировать звездное небо | ISO1600, 11mm, f2.8, 30sec
- Прежде всего, штатив. Выдержки длинные и без штатива никуда. Важно, чтобы он выдерживал вес фотоаппарата вместе с объективом и не шатался, но при это не был слишком тяжелым, иначе в поездку не захочется его брать, ну если вы не на машине конечно.
- Фотоаппарат с ручными настройками и желательно съемкой в Raw, ибо этот формат дает большие возможности по обработке фото. Так же хорошо бы, чтобы ISO можно было выставить на 800-1600 без особого ущерба для картинки.
- Широкоугольный светосильный объектив для съемки статичных звезд и большого охвата площади звездного неба.
- Пульт для выставления длительных выдержек, в простонародье — тросик.
- Запасной аккумулятор, так как расходуется он достаточно быстро.
Мой набор для съемки звездного неба
Вообще, про наш с женой набор фототехники я уже писал в статье Чем мы фотографируем. Но там был весь список, а именно снимки ночного неба на текущий момент я делаю:
- Фотоаппарат Canon 7d
- Широкоугольный и светосильный объектив Tokina 11-16 F2.8
- Программируемый пульт
- Штатив Slik Sprint Pro II 3W CG
Фотографировать звездное небо, я думаю, можно и мыльницей, если она позволяет делать некоторые вещи, такие как: установить выдержку в 30 сек или подключить к ней пульт, прикрутить штатив, выставить повыше ISO без зверских шумов, открыть пошире диафрагму. Иначе в возможностях вы будете сильно ограничены, и вряд ли что получится.
Мои типичные ошибки
Я не так давно начал пробовать снимать звездное небо. Но первые мои фотографии совсем не получались, так как я был уверен, что достаточно будет просто длительной выдержки в 30 сек. Как правило, все зеркалки дают возможность без пульта снимать с выдержкой в 30 сек.
Так вот, для таких выдержек нельзя зажимать диафрагму, хотя и хочется сделать все резким. Света от звезд в этом случае совсем не хватает, чтобы они могли нормально проявится на небе. Наоборот, открывать ее нужно по максимуму! В моем объективе это F2.8, некоторые покупают объективы еще более светосильные. Но не только диафрагму нужно открывать, желательно еще ISO поставить не менее 800-1600.
Варианты, как можно снимать звездное небо
1. Съемка статичных звезд. Выдержка 10-40 сек. Выглядят они как точки, то есть так, как мы их видим обычным глазом.
2. Съемка вращения звездного неба (звезды в виде полосок) или иначе, треков. Длиной выдержка от нескольких минут до нескольких часов. Совершенно нереальные фотографии, но смотрятся забавно.
3. Съемка треков, но другим способом. Делается большое количество фотографий одного и того же участка неба по технологии съемки статичных звезд с промежутком в 1 сек, а далее склеиваются в специальной программе в одну фотографию. Визуально она похожа на вариант 2, но более красочная и с меньшими шумами. При съемке треков по варианту 3 мы получаем и склеенную конечную фотографию, и возможность склепать видеоролик timelapse.
4. Timelapse. Делается большее количество фотографий статичных звезд, а потом сводится в видео. Получаются очень красивые ролики, как движутся звезды по небу.
Как фотографировать звездное небо — статичные звезды
Cтатичные звезды. ISO1600, 11mm, f2.8, 30sec
Выдержка
Ну что же, перейдем к фотографиям и непосредственно съемке. Как вы уже поняли, из-за того, что звезды движутся, они остаются в виде неподвижных точек только до определенной выдержки. А если она будет иметь большее значение, то они превращаются в полоски. И для того, чтобы вычислить то самое критичное значение выдержки существует правило «600».
Нужно разделить 600 на фокусное расстояние вашего объектива и мы получим максимальную выдержку, при которой звезды будут еще точками. Такая формула действительна для полнокадровых камер, кроп-фактор 1:
15 мм — 40 сек
24 мм — 25 сек
35 мм — 17 сек
50 мм — 12 сек
85 мм — 7 сек
135 мм — 4 сек
200 мм — 3 сек
300 мм — 2 сек
600 мм — 1 сек
Чаще всего, все и я в том числе, пользуются не полнокадровыми камерами. А значит, нужна поправка – делим 600 еще и на ваш кроп-фактор. Для камер Canon это 1.6:
10 мм — 38 сек
11 мм — 34 сек
12 мм — 32 сек
15 мм — 25 сек
16 мм — 24 сек
17 мм -22 сек
24 мм — 15 сек
35 мм — 10 сек
50 мм — 8 сек
Очевидно, что полнокадровая матрица и широкоугольные объективы имеют больший запас по выдержке. То есть, снимая объективом 50 мм на кропнутую матрицу, у вас есть всего 8 секунд, а это очень и очень мало, звезд не будет видно. К тому же такому объективу может не хватить угла обзора.
По моим наблюдениям выдержку все-таки можно увеличить раза в полтора. Да, при зуммировании на компьютере звезды уже будут черточками, но на небольших фотографиях (для блога, для распечатки 10х15) этого может быть и не особо видно.
Выдержка больше, чем 34 секунды. ISO1600, 11mm, f2.8, 59sec
Диафрагма
Диафрагму лучше всего открывать как можно шире. Если объектив позволяет открыть на 1.6-1.8, то можно будет и выдержку не увеличивать выше критичной и ISO не ставить выше 800. Падает резкость, но что поделать.
Ручной фокус
В ночи можно забыть про автоматическую фокусировку, поэтому придется использовать только ручной фокус. Обычно советуют ставить в крайнее положение на бесконечность, ведь звезды же снимаем. Но я столкнулся с тем, что мои объективы почти никогда сами не выкручивают фокус на бесконечность в режиме автомата. Проверял, фокусируясь на луну, на далекие фонари (это, кстати, варианты для автофокусировки в ночи). Оставалось совсем чуть-чуть до крайнего положения, его я и использовал в дальнейшем.
Фокусное расстояние
Еще раз повторюсь, чем больше фокусное расстояние, тем короче должна быть выдержка, звезды ведь ближе становятся, а значит, чтобы не допустить треков, нужно уменьшать время съемки. К тому же, вам может не хватить угла обзора, не будете же вы просто одно небо снимать без всего. Да и плотность звезд уменьшается при приближении.
Как фотографировать звездное небо – вращение неба, треки
Вращение неба. ISO400, 11mm, f5, 1793sec
Треки я снимал пока совсем чуть-чуть и только по второму варианту (без применения дополнительных программ).
Выдержка
От 10 минут и до нескольких часов. Чем она дольше, тем длиннее линии прочерченные звездами. Требуется пульт, чтобы устанавливать такие значения и хороший штатив, чтобы его не качнуло ветром за столько продолжительное время. Учтите только, что при таких выдержках очень сложно рассчитать правильную экспозицию.
Диафрагма
Сложно написать конкретные значения, так как я не знаю, как можно рассчитать экспозицию, скорее всего только опытным путем. И всегда есть риск, что после получаса ожидания, вы получите засвеченный кадр. Я ставлю на глаз, к примеру так — объектив 11 мм, выдержка 30 минут, диафрагма 7.1, ISO 400.
Фокусное расстояние
В данном случае уже нельзя сказать, что оно лучше, когда минимально, ведь уже не так важны драгоценные секунды выдержки, света по-любому хватит, счет идет не на секунды, а на десятки минут. Поэтому, если композиция кадра хорошо получается на обычный, а не на широкоугольный объектив (хватает угла), то это даже лучше, так как ждать пока кадр отснимется, придется гораздо меньше. Но нужно понимать, что звезды будут ближе и их треки станут менее круглыми. Объектив больше 50 мм вам вряд ли понадобится.
Определение центра вращения звезд
Так как звезды на небе вращаются, то их треки представляют собой окружности, у которых, естественно, есть центр. И, если вы выстраиваете определенным образом композицию кадра, то, где этот самый центр, будет полезно узнать. Поэтому в северном полушарии направляем объектив на Полярную звезду, а в южном на Сигму Октанту. Вращаясь, за полчаса звезда образует дугу в 7.5 градусов, и эта дуга тем длиннее, чем звезда дальше от Полярной звезды или от Сигмы Октанты.
В центре вращения — Полярная звезда. ISO400, 11mm, f7.1, 1793sec
Теперь о том, как искать нужные нам звезды. Проще всего найти Полярную звезду посредством Большой Медведицы. Находим созвездие на горизонте, соединяем мысленно две звезды ковша, образующие одну из его стенок, находящуюся напротив ручки ковша, и получаем линию. Мысленно откладываем 5 расстояний по этой линии от ковша (от его верха и далее) и упираемся в Полярную звезду.
Сигму Октанту в южном полушарии, мне кажется, найти почти нереально. Проще руководствоваться созвездием Южного Креста. Находим сначала его на небе, а потом длинную перекладину креста продлеваем вниз на 4.5 расстояния этой самой перекладины. Примерно в этом месте и будет Сигма Октанта.
Как фотографировать звездное небо – треки в программе
Все настройки устанавливаются точно так же как и в первом пункте при съемке статичных звезд. Повторятся не буду. Но на самом деле можно и более длительные выдержки использовать, когда видно чуть-чуть смещение звезд. Все равно в программа все это будет склеиваться воедино. Но в этом случае, как отдельные фото они будут не очень красивы, да и timelapse потом уже не сделаешь.
Софт для склеивания треков
Наверняка есть разные программы, но я знаю только одну — Startrails Version 1.1, она очень простая и разобраться в ней не сложно. Загружаем файлы и делаем треки. Если они получились слишком длинными, то можно часть фотографий изъять из обработки.
Как снимать timelapse
Timelapse со звездами я делал всего один раз, так как это достаточно длительное занятие. И то, сделав 99 кадров, я вышел из палатки и понял, что небо затянуто, и мне больше ничего не светит, обидно. До этого момента я снимал только timelapse днем, как солнце садится или люди движутся, причем это была видеосъемка на мыльницу (она у меня хорошо это делает), убыстренная потом в Premier. А для съемки неба нужен именно фотоаппарат, видеокамера ночью не сможет снимать с такой длинной выдержкой.
В видео было использовано 99 кадров (ISO1600, 11mm, f2.8, 27 sec) с промежутком в 1 секунду. Суммарно время съемки 46 минут. Этого хватило на 4-7 секунд видео. Если делать его медленнее, то уже будет заметно, как изображение прерывается.
Вот небольшой расчет сколько нужно будет иметь фотографий для 1-минутного видеоролика с вращением звездного неба. Видео содержит в 1 секунде 25 кадров, а если это минута, то это будет уже 25*60=1500 кадров. Мы же снимаем каждую фотографию, допустим, с выдержкой в 30 сек и промежутком между кадрами в 1 сек, а значит для съемки 1500 кадров нам придется потратить 31*1500=46500 секунд, или 775 минут, или ~ 13 часов.
Некоторые нюансы при съемке звездного неба
1. Если на небе ярко светит луна, то звезды будут блеклыми на фоне голубого неба. Поэтому нужно снимать до восхода луны, или в то время и в том месте, где луны не видно, а также в новолуние. Например, в августе в Крыму за 5 дней похода, я так и ни разу не увидел ее, а небо было черное-черное. Но на самом деле и лунные пейзажи могут быть достаточно красивыми, ночное светило очень хорошо освещает все вокруг.
Звезды видно очень плохо. ISO800, 16mm, f7.1, 30sec
2. Огни большого города точно так же хорошо засвечивают небо, а внутри города снимать звездное небо вообще не реально, нужно отходить на десятки километров. И только, если город виден где-то вдали, то может получится интересная подсветка.
Засвеченное поселком небо. ISO400, 84mm, f8, 298sec
— Нужно учитывать, что ночью есть вероятность запотевания передней линзы. Поэтому, если влажно, то сверхдлительные выдержки и съемка треков не всегда возможны.
3. При длительных выдержках от десятка минут матрица нагревается и на фото появляются жуткие шумы. На счет всех зеркалок не скажу, но в моем Canon 7d это очень заметно — множество разноцветных точек на фото. Но спасает функция подавления шумов при длительных выдержках, они каким-то образом вычитаются из изображения. Есть только такой момент, шумодав работает столько же, сколько длилась выдержка, а значит длительность съемки одного кадра увеличивается вдвое, например, вместо 30 минут, целый час. Вариант съемки треков путем склеивания фотографий в специализированном софте лишен этого недостатка, матрица не успевает нагреться.
Появляется цветовой шум без встроенного шумодава. ISO400, 11mm, f8, 5381 sec
4. Просто звездное небо достаточно снять один раз. Далее захочется делать более интересные фотографии, а для них нужны объекты на переднем плане. Поэтому возникает проблема выбора места для съемки, обычное поле или лес смотрятся так себе, нужно экспериментировать и включать фантазию. Лично мне больше всего нравятся горы в этом плане, но так как я там бываю не часто, то и кадров звездного неба у меня не так много.
Поход по Крыму. ISO1600, 11mm, f2.8, 30sec
Красивая Меча, Тульская область. ISO1600, 11mm, f2.8, 30sec
life-trip.ru
Ночная съемка звезд: правила и алгоритм
Занимаясь фотографией в условиях низкой освещенности, всякий раз приходиться решать больше технических задач, чем это бывает при фотосъемке днем. Как выбрать параметры съемки? Как определить экспозицию, когда экспонометр не справляется? Как сделать, чтобы звезды не смазывались? На все эти вопросы есть довольно простые и действенные ответы, о чем и пойдет речь ниже.
Параметры съемки и фокусировка
Количество света, который попадает на матрицу или пленку, мы можем регулировать тремя параметрами: выдержка, чувствительность ISO и диафрагма. О том, как подбирать первые два параметра в зависимости от задачи и условий съемки, я расскажу чуть позже. Что же касается диафрагмы, то для ночной фотографии есть одно практически незыблемое правило: диафрагму нужно всегда открывать на максимум. И объяснение здесь очень простое: количество света ночью минимально, поэтому мы должны использовать максимальное его количество, следовательно, нам нужно максимально широко открыть объектив. Необходимость закрывать диафрагму ночью возникает только в случае, если нам нужно получить многочасовую выдержку для съемки звездных треков в лунную ночь. Это единственное исключение, однако про такой тип съемки я расскажу в одном из следующих материалов.
Еще один технический аспект ночной съемки – фокусировка. Любой, даже самый точный автофокус ночью бесполезен, поэтому фокусироваться нужно вручную на бесконечность. Для того, чтобы сделать это правильно, нужно заранее подготовиться и провести тесты в дневное время. Все дело в том, что далеко не всякая шкала расстояний на объективе имеет идеально правильную отметку бесконечности, поэтому, чтобы ночные фотографии были резкими, нужно в светлое время суток сфокусироваться на горизонт при помощи автофокуса и проверить верна ли ваша шкала. Если обнаруживается погрешность, нужно поставить новую верную отметку и, затем, ночью фокусироваться вручную именно по ней.
Неподвижные звезды
Классический подход для пейзажной фотосъемки, когда мы выставляем минимальную чувствительность (обычно ISO100), а выдержку, какой бы длинной она не была, для нас определяет экспонометр, в ночной фотографии не работает. Проблема заключается в том, что Земля не находится в статическом положении относительно звезд, она вращается вокруг своей оси. Это приводит к тому, что при длинных выдержках звезды на фотографии смазываются, и превращаются в черточки или линии. Если же мы хотим сохранить звезды неподвижными, мы должны уметь определять максимально возможную для этого выдержку. Это не сложно. Существует очень простое «правило 600»: если мы разделим 600 на съемочное фокусное расстояние, то получим количество секунд выдержки, за которую звезды все еще не будут смазанными. Например, если мы снимаем на фокусное расстояние 20мм, то максимальная выдержка будет 600/20=30 секунд. Если вы используете не полнокадровую камеру, то результат нужно умножить на кроп-фактор.
Лунный свет
Итак, два параметра из трех, влияющих на экспозицию, выдержку и диафрагму, мы определять научились. Осталось определиться с чувствительностью. Подбирать ее можно опытным путем, оценивая гистограмму и яркость фотографии прямо во время съемки. Однако есть еще одно правило, которое поможет быстро определить то значение ISO, с которого стоит начать эксперименты. Это правило “трех четверок”, и отталкивается оно от текущей фазы луны: если сцену освещает полная луна при ясном небе, используйте ISO400 при выдержке 4 минуты и диафрагме f/4. Используя это правило приходится быстро пересчитывать параметры в уме. И, например, если мы снимаем при диафрагме f/2.8 (+1 стоп к правилу) и выдержке 30 секунд (-3 стопа от правила), нужно применять чувствительность на 2 стопа выше ISO400 из правила: то есть ISO1600. Если же при тех же условиях у нас в небе не полная, а лишь половина луны, то чувствительность нужно поднять еще на 1 стоп: ISO3200.
Приложение Long Exposure Calculators
Знать правила и уметь их применять – очень полезный навык. Однако все считать в уме хочется далеко не всегда, поэтому я частенько пользуюсь приложением для айфона “Long Exposure Calculators”. Ее написал мой хороший друг Илья Генкин, программа умеет еще много чего, но в том числе там есть очень удобные калькуляторы для определения длины выдержки для неподвижных звезд и подбора ISO в зависимости от фазы луны. Искренне рекомендую для использования. Программа не поможет только в длительных автономных экспедициях и походах, когда батарея смартфона не всегда доживает до окончания путешествия.
Алгоритм фотосъемки ночью
Исходя из описанных выше правил, классический алгоритм фотосъемки ночного неба выглядит так:
- Максимально открываем диафрагму
- Фокусируемся вручную на бесконечность
- Определяем по “правилу 600” выдержку
- Выставляем ее на камере
- По правилу “трех четверок” или опытным путем подбираем чувствительность ISO
- Получаем правильно экспонированный резкий кадр
А вы снимаете ночью? Покажите свои лучшие кадры в комментариях.
Поделитесь этой статьей у себя в соцсетях. Снимать ночью не так уж и сложно. Пусть ваши друзья попробуют сделать свой ночной “шедевр”.
Как снять классный пейзажный кадр?
Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.
Отлично! Остался всего один шаг. Проверьте свой почтовый ящик, найдите письмо от меня и подтвердите свою подписку на книгу, нажав на ссылку внутри. Если письма нет, загляните в папку «Спам». Может оно случайно попало туда.
www.fotolandscape.com
Как фотографировать звездное небо. Инструкция для чайников
В последнее время увлекаюсь фотографией звезд и ночного неба, и поэтому часто слышу вопросы от друзей и даже совершенно незнакомых людей, как была снята та или иная фотография и как им на их фотоаппарат сделать то же самое. Я же не являюсь профессиональным фотографом, и в принципе, фотографом себя не позиционирую, чтобы учить кого-либо как фотографировать. Тем более, что считаю, что мне есть что исправлять и к чему стремиться. Но идея написать такой пост возникла не случайно. Навык очень полезен, особенно если хочется привезти побольше захватывающих фоточек с путешествия или выходных. В интернете не так много статей на тему фотографирования звезд, и в основном они трудночитаемы для простого обывателя, взявшего фотоаппарат, чтобы делать снимки на память. На то есть несколько причин. Например, профессиональные фотографы и так знают, как сделать тот или иной снимок и делиться опытом не горят желанием. Либо если им и не жалко поделиться, то излагается это языком, который сразу отпугивает всякое желания связываться с техникой и хочется взять черную коробочку с экранчиком и кнопкой «сфотать». Либо статья очень хорошая, но на английском языке. Лично для меня это не является препятствием, но к сожалению, не все владеют им на должном уровне, особенно если учесть, что такие статьи изобилуют специфичными терминами. Поэтому хочу поделиться опытом, и возможно кое-что перенять у вас, так что добро пожаловать в комменты.
На первом фото не просто звездное небо, а стартрейл. Стартрейл — это фотография, изображающая как движутся звезды на небосклоне с течением времени. Как известно, земля вертится вокруг Солнца и вокруг собственной оси, что обуславливает смену дня и ночи, времен года. Движение Солнца и Луны на небосклоне для нас видны и очевидны с детства. А вот отследить движение звезд трудней — их очень много и все они похожи на белые точки. А вот что звезды движутся по небу ребенок понимает только по узнаваемым созвездиям или Млечному пути. По слухам, дальше дети в школе на уроках астрономии изучают больше, но я то неуч, астрономию пропустила и пришлось учиться тому «где, куда, что движется, и вокруг чего все вертится» на практике. Так вот стартрейл — это фотография, съемка которой длится часами и отображает всю траекторию движения звезд на небосклоне. Выглядит очень красиво и впечатляюще. Но чтобы делать стартрейлы, нам для начала нужно научиться снимать просто звездное небо.
Кок-Жайляу в предрассветный час.
Что нам нужно, чтобы сфотографировать звезды?
1. Первое и самое важное — сами звезды. В городе их почти не видно из-за светового шума и грязного смога. Но стоит выехать за город — небо просто горит звездами. В горах из-за меньшей толщины атмосферы звезд видно еще больше. Еще один важный момент — Луна. В интернете рекомендуют снимать в отсутствии Луны либо в самых темных ее фазах. У меня к Луне двоякое отношение. Она хоть и светит ярко, затмевая звезды, зато подсвечивает ландшафт. В любом случае, выбор композиции — дело вкуса каждого.
2. Фотоаппарат с возможностью ручных настроек (режим М). Подойдут зеркалки и беззеркалки со сменной оптикой. К последним я относилась с пренебрежением до тех пор, когда одна моя знакомая не сняла замечательный пейзаж со млечным путем на свой Sony NEX-6 с объективом, если я не ошибаюсь, 16-50/3,6-5,6. Очень бы хотелось потестировать другие беззеркалки, так как я люблю ходить в горы, а мой фотокомплект весит килограмма три, не считая аксессуаров, без которых снять звездное небо не возможно, например пункт 3.
3. Хороший, надежный, тяжелый штатив. Голова не должна болтаться в закрепленном положении и в состоянии удержать фотоаппарат, который, грубо говоря, будет «смотреть в небо». Если штатив будет легкий, то малейшее дуновение ветра способно испортить снимок так, что вместо звезд у вас будут белые головастики (ну или сперматозоиды).
Требования к объективу. Чем широкоугольнее — тем лучше. Во-первых, банально влезет больше звезд. Во-вторых, можно ставить выдержку побольше. Почему, расскажу ниже. Поширокоугольнее значит фокусное расстояние должно быть где-то от 10 до 25. Можно снимать фишаем, но я не пробовала. У меня объектив 14мм, а до этого был 24. Нужно учесть кроп-фактор камеры. Об этом тоже ниже. Светосила объектива тоже играет в нашу пользу. Очень хорошо, если светосила 1.4, 1.8, 2, 2.8. Хуже если больше, но тоже сносно. Не стоит переживать, что что-то будет не в фокусе на «большой дырке». Мы снимаем звезды, фокусироваться будет на бесконечность, и поэтому тут промазать сложно.
Это минимум. Очень желательно иметь пульт дистанционного управления, для минимизации сотрясания камеры. Проводной или беспроводной уже зависит от того, что именно вы хотите снимать — просто звездное небо или головокружительный стартрейл.
Хорошо иметь фонарик. Не только источник света, но и инструмент для творчества.
Продвинутые звездофотографы помимо звезд снимают так называемые флэты, дарки, блокируют зеркало на зеркалках, блокируют лепестки диафрагмы на объективе и много всего замудренного, но нам для начала это не нужно. Важно сделать первые твердые шаги.
Звездная ночь в ущелье реки Левый Талгар
Итак, собираем рюкзак с перечисленной фототехникой. Не забываем теплые вещи, плед, термос с горячим чаем или кофе (хотя идеальным будет портативная газовая плитка или горелка с кастрюлькой, чтобы чай себе готовить по мере надобности), стульчик или коврик и едем за город на природу. В нашем мерзко-континентальном климате ночью бывает очень холодно даже летом. В горах так вообще нужна зимняя одежда. Outdoor-туристы поймут .-)))
Находим себе точку съемки, смотрим на небо. Кто-то узнает созвездия, различит Млечный путь. Для начала я бы посоветовала снимать именно Млечный путь. Он достаточно яркий и красивый. К сожалению, в наших широтах он не самый яркий и чтобы добиться фотографий «как в интернетах», лучше поехать в Южное полушарие. Но и без этого можно сделать хороший снимок.
0. Ставим фотоаппарат на штатив. Компонуем кадр.
Какие настройки использовать для съемки звездного неба.
1. RAW или JPG. Я советую снимать в RAW. С каждым фотоаппаратом идет программное обеспечение для обработки RAW и конвертации его в JPG. Если у вас нет диска, то ПО можно сказать на официальном сайте производителя. Снимать в JPG тоже можно, но у вас будет меньше так называемого «запаса» для последующей обработки фото
2. Баланс белого. Ставим вручную. Я люблю синее небо и выставляю 3300К. Можете использовать это значение для начала, потом найдете свою любимую температуру в процессе экспериментов
3. Фокус. Выключаем автоматический фокус. Иначе ваша камера будет жужжать объективом и снимка никакого не сделает. Ставим ручной фокус. В темноте фокусироваться практически невозможно, поэтому ставим фокус на бесконечность (такой значок упавшей «8» на объективе). На объективе беззеркалки Sony NEX никаких насечек не было и нам потребовалось днем искать в нем бесконечность. Советую подготовиться при свете дня — найти положение, когда объектив фокусируется на самом дальнем объекте и нанести насечку перманентным маркером. Многие фотографы умудряются сфокусироваться на звездах и это не бесконечность. Советую тоже попробовать и также маркером нанести насечку. Но для начала нам хватит фокуса на бесконечность.
4. Фокусное расстояние. Некоторые называют это зум. Лучше поставить пошире. Например, если у вас объектив 16-50, то ставим 16. Больше звезд поместится. хотя если вам кадр на 45, то ставьте 45. Но нужно будет запомнить, на каком фокусном вы снимаете, чтобы рассчитать выдержку. Запоминаем это число. Некоторые пользуются фикс-объективами, то тут и думать ничего не надо. Будет то, что есть.
5. Практически во всех камерах есть несколько режимов — автоматический, портрет, пейзаж, Av, Tv, M (у меня Сanon, у других производителей Av и Tv могут марк
yvision.kz
как фотографировать ночные пейзажи / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1805 с, 34.0 мм экв.Одна из самых впечатляющих возможностей, которую нам дало развитие цифровой фотографии — это ночная съёмка. Фантастические пейзажи, залитые лунным и звёздным светом, с Млечным путём или размытыми треками звёзд — ночная фотосъёмка делает лишь первые шаги, но результаты уже весьма впечатляют.
Чёткий снимок звёздного неба было практически невозможно получить в эпоху плёночной фотографии, поскольку почти не существовало плёнок с ISO выше 3200. Поэтому классическим приёмом была съёмка с очень длинной выдержкой, до нескольких часов. В это время Земля вращалась вокруг своей оси и звёзды передвигались по небу, оставляя на плёнке белые полосы — треки.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1804 с, 39.0 мм экв.Приёмы съёмки
Современные фотокамеры способны снимать с невероятно высокой светочувствительностью. Например, камеры Nikon имеют возможности светочувствительности до 320 000 единиц. Даже камеры любительского уровня могут снимать ночные пейзажи впечатляющего качества. Для этого необходим устойчивый штатив, внешний пульт управления и запас терпения. Ночная фотосъёмка — процесс достаточно неспешный, ведь выдержка редко бывает короче 30 секунд.
Например, эта фотография на озере Аккем, с видом на Белуху, высшую точку Сибири, была сделана с выдержкой 30 секунд. Это — автопортрет. Я поставил камеру на таймер с задержкой 20 секунд, занял своё место в кадре и старался не двигаться, даже не дышал. Это оказалось непросто. Минимальное движение — и лицо получалось смазанным. Мне потребовалось десять попыток, чтобы добиться отличной резкости на лице в кадре.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 30 с, 34.0 мм экв.Обратите внимание на яркий лунный свет на предыдущем снимке. Луна — это важнейший источник света для ночной фотографии. С одной стороны, она отлично освещает детали на земле, например, горы на предыдущем изображении. При светочувствительности ISO 400 выдержки 30 секунд достаточно, чтобы запечатлеть детали ландшафта и мой силуэт. С другой стороны, Луна является настолько ярким объектом, что свет звёзд очень сильно тускнеет, особенно в полнолуние.
Кстати, яркий объект — это именно то, что вам потребуется для автофокуса. Тёмной ночью камере не на чем фокусироваться, ведь для этого требуется контрастный яркий объект. Поэтому два самых надёжных варианта — фокусироваться по Луне, а безлунной ночью — по далёкому фонарю или фарам. Если же ничего подобного вокруг не видно, используйте фонарик — попросите напарника отойти на расстояние не меньше 30–50 метров и сфокусируйтесь по фонарику. Обязательно отключите автофокус после этого — иначе фокусировка сразу же собьётся.
Следующий снимок сделан до восхода Луны. Выдержка — по-прежнему 30 секунд. Тем не менее сразу заметно, насколько темнее детали окружающего ландшафта, даже несмотря на то, что светочувствительность ISO 3200. При этом звёздное небо намного ярче. За облаками отлично виден Млечный путь, который в полнолуние запечатлеть невозможно. Я сначала подсветил палатку мощным фонариком, навёл резкость с помощью автофокуса, а затем отключил автофокусировку.
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 30 с, 18.0 мм экв.При съёмке звёздного неба есть еще один важный нюанс: звёзды находятся в постоянном движении или, точнее, Земля вращается и звёзды постоянно смещаются относительно их позиции перед началом съёмки. В качестве примера давайте рассмотрим следующий снимок: звёздное небо «вращается» вокруг Полярной звезды. Выдержка снимка — 13 минут, ISO 100. Земля залита ярким лунным светом.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 764 с, 18.0 мм экв.Техника и настройки
Чтобы запечатлеть звёздное небо без движения, нужно обратить внимание на фокусное расстояние, ведь чем сильнее увеличение объектива, тем заметнее будет движение звёзд на снимке. Если вы хотите, чтобы звёзды на вашем снимке были неподвижны, используйте правило 500. Разделив 500 на фокусное расстояние объектива, вы получите максимальную выдержку, при которой звёзды по-прежнему будут выглядеть точками на снимке. Если вы фотографируете на DX-камеру с неполноразмерной матрицей, не забудьте умножить фокусное расстояние на 1,5.
Давайте рассмотрим это правило на примере. На следующем снимке для меня оказалось очень важно, чтобы звёзды не смещались в кадре, так как в центральной части неба можно было видеть галактику Андромеды. Фокусное расстояние я установил минимально возможным — 12 миллиметров. Камера — Nikon D7100 с матрицей DX-формата. Получаем 500/(12*1.5) = 27,5 секунд. Я сделал снимок с выдержкой 30 секунд, что было лишь немного больше рекомендуемого, и получил хорошее изображение Млечного пути и галактики Андромеды на камеру с DX-матрицей при светочувствительности 6400.
NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 30 с, 18.0 мм экв.Но даже с современными камерами треугольник экспозиции по-прежнему актуален. Чем выше ISO, тем короче может быть выдержка, но и шумы намного выше. Поэтому на любительские камеры я предпочитаю снимать с очень длинной выдержкой и минимально низкой светочувствительностью.
Например, этот снимок сделан со светочувствительностью ISO 100 и выдержкой 30 минут. Для такой длинной выдержки я использовал внешний пульт управления. Установите выдержку на камере в режим bulb, нажмите кнопку спуска на пульте и заблокируйте её.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1804 с, 42.0 мм экв.Источником света ночью могут быть не только Луна и звёзды, но и объекты на земле. Например, автомобили, едущие по горному перевалу. Для этого снимка мне потребовалось недюжинное терпение — не так много машин проезжают по крутой горной дороге ночью. Особенно обидно, когда кадр при этом получался неудачным, например, был недостаточно резким фокус. Но после нескольких ночей ожидания мне повезло — я сделал кадр с двумя машинами, едущими навстречу друг другу, благодаря чему горный перевал превратился в огненную реку на тёмном склоне.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 250, F4, 1804 с, 18.0 мм экв.Ночные съёмки — это великолепная возможность получать уникальные снимки без фотошопа. Вы можете снимать в городе и на природе, использовать естественный и искусственный свет — творческие возможности просто безграничны. Вооружившись камерой, вы откроете мир созвездий и галактик, увидите собственное свечение атмосферы и центр галактики Млечный путь. А главное, сделаете фантастические снимки — возможность, о которой раньше и не догадывались.
prophotos.ru
Как фотографировать звездное небо — секреты и лайфхаки
Интервью с фотографом Юрием Звёздным о том,как фотографировать звездное небо. Что для этого необходимо и какие препятствия существуют.
lhtravel.ru