суть фотографии, жанры, стили. Известные фотографы и самые яркие фотоснимки
134479
- Жанры фотографии
- Стили фотографии
- Яркие фотографы
- Самые известные фото
Фотография — разновидность изобразительного искусства, в которой художник с помощью особых технических средств воплощает свой творческий замысел в виде изображений (снимков). При создании ярких произведений фотоискусства мастер умело сочетает художественный вымысел и достоверную информацию. Фотография возникла в середине XIX века и прошла сложный путь от забавного аттракциона до полноценного вида изобразительного искусства наряду с живописью, скульптурой и кинематографом.
Фотография в течение долгих лет была доступной узкому кругу людей. Технологии печати снимков оставались весьма сложными вплоть до конца ХХ века, а хорошие фотоаппараты стоили немалых денег. Но с изобретением цифровой фотографии и массовым распространением смартфонов фотоискусство стало общедоступным явлением. Современные технологии позволяют любому человеку с хорошим художественным вкусом создавать яркие и красочные снимки.
Жанры фотографии
Фотография как вид искусства включает разделение на основные жанры.
Портрет. Самый ранний жанр фотоискусства. Изначально фотопортреты делали в строгом классическом стиле для альбомов или публикаций в печатных изданиях, а в наше время фотографы смело нарушают эти устаревшие каноны.
Пейзаж. Очень популярный коммерческий фотожанр. Очаровательными изображениями видов живой природы люди часто украшают свои дома.
Натюрморт. Нередко содержит глубокий скрытый смысл, хотя для создания произведения искусства обычно берут хорошо знакомые неодушевленные предметы.
Жанр ню.
Используется творческими личностями для наглядной демонстрации красоты человеческого тела. Популярный фотожанр среди представителей богемы.Документальное фото. Имеет огромное социальное значение. Яркие натуральные снимки оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Уличное фото. Часть современной городской субкультуры. Благодаря мастерству фотографов будничная жизнь мегаполиса открывается зрителю в новом свете.
Репортаж. Фотожанр профессиональных журналистов. Используется для освещения какого-то события или другого задания редакции.
Репродукция. Идеально подходит для близкого знакомства широкого круга людей с выдающимися произведениями изобразительного искусства.
Фотоохота. Позволяет людям насладиться снимками животных без ущерба для здоровья наших младших братьев.
Макрофотография. Используется для получения качественных снимков миниатюрных объектов. Позволяет человеку детально рассмотреть то, что обычно скрыто от нашего взора.
Ночная съемка. Требует особого мастерства художника и наличия специальной аппаратуры. Большим спросом у зрителей пользуются ночные виды мегаполисов.
Свадебная фотография. Времена, когда свадебное фото с молодоженами и гостями делали в салонах давно канули в лету. Современные профессиональные фотографы создают уникальные художественные альбомы о праздничном событии.
Жанров фотографии существует огромное множество. Увы, формат статьи не позволяет подробно описать каждый из них. А новые жанры в фотоискусстве появляются в нашей культуре с завидным постоянством. Помимо вышеупомянутых мы приведем ниже следующий список жанров фотографии:
- Фотография еды;
- Фотография мероприятий;
- Концертная фотография;
- Фотография новорожденных;
- Детская фотография;
- Архитектурная фотография;
- Спортивная фотография;
- Модная фотография;
- Фэшн-фотография;
- Пикториальная фотография;
- Фотография Золотого часа;
- HDR-фотография;
- Ломография;
- Инфракрасная фотография;
- Аэрофотография;
- Панорамная фотография;
- Фотография домашних животных;
- Туристическая фотография;
- Подводная фотография;
- Предметная фотография;
- Репродукционная фотография;
- Рекламная фотография;
- Стоковая фотография;
- Фотография недвижимости;
- Интерьерная фотография;
- Приключенческая фотография;
- Судебная фотография;
- Откровенная фотография;
- Бьюти-фотография;
- Многократная экспозиция.
Стили фотографии
Как и в других видах изобразительного искусства в фотографии существует разделение по стилям. Отличительные особенности каждого направления заметны во многих проявлениях:
- применении цвета;
- нюансах композиции;
- технике съемки;
- интерпретации основной темы.
Наиболее известны широкой публике стили, перечисленные ниже.
Поп-арт. Яркий представитель этого направления — Энди Уорхолл. Стиль создан с целью стереть грань межу высоким и утилитарным искусством. Характерные черты произведений — яркие цвета, абстрактные мотивы, обтекаемость форм и высокая контрастность предметов.
Ретро. Позволяет зрителю познакомиться с жизнью предшествующих эпох. Фотографы используют особую пленку и способы съемки. Очень часто для реализации своих идей художники отказываются от цветных снимков в пользу ностальгических черно-белых изображений.
Гламур. Возник в 20-30-х годах прошлого века во время бурного развития киноиндустрии. Этот стиль — хвалебный гимн шику и роскоши. В нем господствуют безукоризненные образы, часто используются фото с томными взглядами красивых женщин.
Винтаж. Родственный с ретро стиль, но с некоторыми особенностями. Современные технологии позволяют с легкостью добиться нужных визуальных эффектов: от поблекших цветов до еле заметных потертостей на снимках.
Гранж. Появился в 80-90-годах ХХ века. Его легко узнать по характерному признаку — нелицеприятному отображению окружающего пространства и присутствию изуродованных образов. Это — протестный стиль, популярный в среде радикально настроенных молодых людей.
Яркие фотографы
Заметный след в истории мирового искусства оставили много ярких фотографов разных стилей, жанров и эпох. Достойны отдельного упоминания десятки мастеров, но автору этой статьи придется сделать непростой выбор на свой страх и риск. Несколько известных имен представлены вниманию читателя.
Марк Рибу
(Marc Riboud) — патриарх французского фотоискусства, гений репортажной съемки. В 2004 году в Музее современного искусства в Париже состоялась именная выставка работ великого мастера.Алфред Стиглиц (Alfred Stieglitz) — американский фотограф, отчаянный борец за признание фотографии полноценным видом искусства. Его работы первыми в США стали экспонатами музеев, наряду с картинами и скульптурами.
Энсел Истон Адамс (Ansel Easton Adams) — мэтр черно-белых снимков с пейзажами американского Запада. Автор нескольких авторитетных книг по фотографии. Его снимок «Хребет Ти́тон и река Снейк» в числе немногих других фото размещен на золотой пластинке двух Вояджеров, улетевших в 1977 году к далеким звездам.
Ги Бурден (Guy Bourdin) — французский гений провокационного fashion-фото. Более 40 лет сотрудничал с журналом Vogue, разрабатывал блестящие рекламные компании для домов моды Chanel и Versace.
Синди Шерман (Cindy Sherman) — американская фотохудожница, автор самого дорогого альбома снимков в истории фотоискусства «Кадры из неназванных фильмов».
Самые известные фото
Список самых известных фото в мировом искусстве включает разные по тематике и жанрам работы. Но все они легко узнаваемы с первого взгляда.
«Эйнштейн с высунутым языком» (1951) — снимок, запечатлевший великого гения в весьма нестандартном образе. Широко используется в интернет-мемах и других проявлениях современной культуры.
«Человек, остановивший танки» (1989) — страшное по драматическому накалу изображение подвига неизвестного смельчака во время кровавых событий в Китае на площади Тяньаньмэнь.
«Террор войны» (1972) — яркое свидетельство военных преступлений США во Вьетнаме. Символ протеста против войны во всем мире.
«»Доказательство» существования Лох-Несского чудовища» (1934) — самое знаменитое изображение доисторического монстра. Несмотря на низкое качество, фото наделало много шума и было напечатано во многих странах мира.
«Мерилин Монро в развевающемся платье» (1955) — кадр из популярного американского фильма «Зуд седьмого года». Снимок был и остается символическим изображением кумира мужчин разных поколений.
Фотография занимает достойное место среди других видов изобразительного искусства и не собирается сдавать свои позиции в будущем.
На сайте Very Important Lot посетители всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести оригинальные предметы антиквариата. Здесь также можно купить произведения современного искусства напрямую у авторов.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Карло Карра — итальянский художник, который в молодости увлекался авангардным искусством, а после сорока лет стал убежденным сторонником идей неоклассицизма
Прерафаэлиты — романтики викторианской Англии
Сальвадор Дали создал логотип «Чупа-Чупс» — прикосновение к большому искусству через леденцы
Ян Брейгель Старший, прозванный Цветочным и Бархатным
Юрий Анненков: биография, творчество, лучшие картины русского художника
Губерт фон Геркомер — гениальный живописец, блестящий график и один из первых организаторов автогонок в Европе
Ню в фотографии
Корнелиу Баба — румынский художник, сумевший преодолеть враждебное отношение со стороны властей и стать живым классиком национальной живописи
«Икона как искусство»: современная иконопись как проводник к молитве
Юбер Робер — великий мастер городского пейзажа, который чудом избежал смерти в годы революционного террора
В какой момент фотография становится искусством? Фрагмент книги «Фотография как современное искусство» куратора Шарлотты Коттон
T
КУЛЬТУРА•книги
В рамках издательской программы музея «Гараж» и Ad Marginem в 2019 году вышла книга, которую можно рассматривать как, с одной стороны, подробный учебник по современной фотографии, а с другой — набор подсказок, которые помогут оценить, что за снимок перед вами: предмет искусства или просто случайный кадр.
Книга «Фотография как современное искусство» устроена и как описание исторической смены стилей, и как расширенный набор ответов на понятные каждому вопросы. Как понять, что фотография, которую ты держишь в руках, — предмет искусства? Нужно ли обращать внимание на то, есть ли в ней сюжет? А если она показывает тот же набор бытовых предметов, которые окружают каждого? Что если кажется, будто ты просто рассматриваешь чью-то семейную хронику? А как оценивать документальную фотографию? Каждому из этих вопросов автор книги, куратор Шарлотта Коттон посвящает большую главу. The Blueprint выбрал самые яркие цитаты, которые едва ли дадут представление о всей книге — но в какой-то мере резюмируют происходящее на ее страницах.
«Современная художественная фотография — это не столько использование уже существующей, безотказно работающей визуальной технологии, сколько сознательный выбор на каждой стадии этого процесса. Это связано с повышенным вниманием к материальности и объектности этого вида искусства — собственно, этот подход восходит ко времени зарождения фотографии в XIX веке».
«В эпоху, когда у нас появилась возможность получать, скачивать и распространять, равно как и снабжать тегами, пролистывать и редактировать фотографические изображения, мы куда лучше и профессиональнее, чем раньше, овладели языком фотографии, мы отчетливее понимаем, что фотография — отнюдь не инструмент для создания беспристрастных однозначных образов, заключенных в рамку моментов реального времени».
«Концептуальное искусство не призывало восхищаться виртуозной работой фотографа или назначать отдельных фотографов „мастерами“; напротив, оно не придавало особой важности мастерству и авторству. В нем была задействована бесспорная бытовая способность фотографии отображать: это искусство приняло отчетливую форму „неискусства“, „немастерства“ и „отсутствия авторства“ и зиждилось на том, что художественное значение имеет лишь действие, изображенное на фотографии».
«Как минимум с середины 1970-х годов в теории фотографии возникло представление о том, что фотографию можно рассматривать как процесс создания знаков и культурных кодов. <…> Фотографии трактовались не как проявление оригинальности фотографа (или отсутствия таковой) или как воплощение авторского замысла, а как знаки, которые обретают смысл или ценность только благодаря своему положению внутри более широкой системы социального и культурного кодирования».
«С середины 1980-х стало увеличиваться число художественных фотоотпечатков, что не только поставило фотографию в один ряд с живописью и инсталляциями, но и ввело ее в экспозиции растущего числа новых центров искусств и художественных галерей».
«Под влиянием книг вроде „Баллады о сексуальной зависимости“ Голдин, „Талсы“ и „Похоти подростков“ Кларка молодые модные фотографы 1990-х и их поклонники стали предпринимать попытки избавиться от фальшивого гламура залакированных модных снимков — а именно такие преобладали в 1980-е годы — и вместо этого показывать моду в том виде, в каком ею пользуется, подстраивая под себя, молодежь. Лишенная возможности пересказывать подлинные биографии фотографов и показывать грустную, уродливую обратную сторону личной жизни, модная фотография с ее откровенно коммерческим уклоном предсказуемо стала мишенью для общественных активистов».
«Эстетика бесстрастности получила распространение в 1990-е годы, особенно при съемке пейзажей и архитектуры. Оглядываясь назад, становится понятно, что этому виду фотографии были присущи элементы, которые настолько хорошо соотносились с музейно-собирательским духом той эпохи, что выдвинули фотографию на более заметную позицию в рамках современного искусства».
«Мы сами определяем значимость предмета, исходя из того, что она у него наверняка имеется, ведь художник его сфотографировал и тем самым обозначил эту самую значимость. <…> Теперь же вопрос о том, как и чьей рукой создано произведение искусства, был подменен другим: как этот объект оказался здесь? В результате каких действий или событий он попал в центр внимания?»
«Чтобы понять, как устроена „личная“ фотография, полезно подумать о том, как именно она заимствует и переосмысляет приемы бытовой фотографии и семейных снимков, предназначенных для публичного показа.
Использование внешних признаков любительской фотографии становится приемом, который сообщает о тесной близости между фотографом и его предметом.
Художественная фотография, в свою очередь, не только обогащает эстетику семейных снимков, но и зачастую подменяет их эмоциональный фон более привычными ей компонентами: грустью, раздорами, зависимостями, болезнями». <…> В начале 1990-х в моду вошли динамизм и нарративная наполненность, которые фотография «мгновенного кадра» придает художественным инсталляциям в смешанной технике.
Иногда «личная» фотография основана на том, что жизнь целой социальной группы предстает в ней в форме произведения искусства».
«Громкие пророчества об окончательном вымирании фотопленки и фотобумаги ушли в прошлое, и за пределами сфер сугубо коммерческой фотографии — моды, рекламы и журналистики, где экономические и иные практические соображения подталкивают к внедрению новых технологий, — в конце 1990-х и в 2000-х произошла своего рода гибридизация традиционной аналоговой фотографии и многообещающих цифровых новаций».
«Фотохудожники молодого поколения отличаются откровенным агностицизмом в своих представлениях о разнице между „высокой“ и „низкой“ культурой, однако с большим тщанием выверяют подходы к языку фотографии в разных контекстах, сознавая, что в каждом из этих контекстов взаимоотношения со зрителем нужно выстраивать по-иному».
«По большому счету современные фотохудожники избегают стилистики репортажа, для чего замедляют процесс создания кадров, остаются вне гущи событий и прибывают на место после того, как главное уже произошло. <…> Изменилась и тематика фотографий: фотограф не находится в хаотичном эпицентре событий, не снимает человеческую боль и страдания вблизи, а вместо этого обращается к тому, что остается после подобных трагедий, часто избирая стилистику, которая предполагает взвешенное оценочное суждение».
«Одно из ведущих течений в современной художественной фотографии связано с отказом от последовательной, узнаваемой техники или стиля ради того, чтобы индивидуальный „голос“ фотографа прозвучал в полную силу».
{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}Искусство фотографии
История культуры Искусство фотографии
Санникова Ю.
Фотография – сравнительно молодой вид изобразительного искусства. Несмотря на то, что история фотографии насчитывает всего каких-нибудь 170 лет, техника и технология ее развивается стремительно и напрямую зависит от научно-технического прогресса. Можно сказать, что общая проблема культуры XXI века, которая обозначена как ее все большая технизация, благотворно сказывается на искусстве фотографии, позволяет полнее проявляться индивидуальному началу и всесторонне реализовывать эстетическую функцию. В статье изучается фотография как вид визуального искусства, рассмотривается история его становления, проявление художественного в фотографии, реализация ее эстетических функций и художественных образов.
Фотография относится к группе изобразительных искусств, то есть таких, которые человек воспринимает визуально, к этой же группе искусств относится живопись, скульптура, кино. По-другому, такие искусства называются пластическими или изящными, их можно посмотреть и потрогать, то есть они существуют в материальном выражении (в пространстве и времени). Этой группе искусств присущи сходные средства художественной выразительности, о которых пойдет речь в настоящей работе.
1. История фотографии
Началом эры фотографии можно считать 7 января 1839 года, когда французская Академия наук объявила об изобретении совершенно нового вида искусства, а вернее техники производства изображений, которую окрестили дагеротипией. С этого момента можно говорить о зарождении фотографии как вида искусства, хотя правильнее было бы говорить не об истории фотографии, а о технической эволюции производства фотографических изображений, которые в самом начале и искусством, в общем-то, не считались.
Оборудование и процесс дагеротипии Схема из книги Э. де Валикура «Фотография на металле .. . »
В момент зарождения фотография считалась документальным свидетельством или документом, но никак не предметом искусства. Соответственно, история фотографии – это история технологии фотографирования.
У. Г. Фокс Тальбот. Крыши аббатства Лакок. Бумажный негатив. Июнь 1840. Музей Фокса Тальбота, Лакок, Великобритания
Фотография стала возможна благодаря счастливой встрече оптики (камера-обскура) и химии (светочувствительные вещества, которые дают проявляется изображению). В первых фотоаппаратах в качестве светочувствительного вещества применялось серебро и его соединения.
Фотографию изобрел не какой-то один человек, появление ее – результат работы многих ученых, энтузиастов, изобретателей и инженеров-самоучек. Среди них: Н. Ньепс, Л. Дагер, У. Тальбот, И. Байар.
Н. Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826-1827. Техасский университет. Остин. (современная контрастная репродукция с оригинала)
Итак, первым видом фотографии была дагеротипия. Процесс дагеротипии выглядел так. Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку помещали в камеру-обскуру и открывали объектив. Под действием солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва заметное глазом изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали тоже в темноте парами ртути. В местах, подвергнутых действию света, получалась амальгама серебра. В тех же местах, на которые свет не влиял, галогениды серебра удаляли раствором поваренной соли, позже – гипосульфитом. Таким образом изображение закреплялось. Места, на которые действовали лучи той или иной интенсивности, заметно отличались по тону от мест пластинки, на которые свет вовсе не действовал.
Л.-Ж.-М. Дагер. Вид на Лувр с левого берега Сены. Дагеротип. 1839. Национальный музей техники, Париж
Английский ученый Ф. Тальбот разработал собственную технологию фотографирования и дал ей название «калотипия», что по-гречески означает красоту. Тальбот также использовал камеру-обскуру, только вместо серебряной пластинки Дагера помещал туда обычный лист бумаги, покрытый светочувствительным веществом. После бумажную фотографию покрывали проявителем, а затем закрепителем, получался негатив, с которого можно было напечатать фотографию в том виде, в котором она была известна нам до появления цифровых фотоаппаратов.
У. Г. Фокс Тальбот. Руан. 16 мая 1843 г. Национальный музей фотографии, кино и телевидения, Брэдфорд, Великобритания
Самым сложным для первых дагеротипистов было портретирование. Сложность заключалась в большой выдержке, которую требовали изображения. Пионером в освоение портретной фотографии считается русский фотограф А. Ф. Греков. Открытый им в 1840 г. художественный кабинет предлагал всем желающим дагеротипы с их портретом. Успех был оглушительным, Греков усовершенствовал метод Дагера и добился получения качественных дагеротипов с портретами.
Неизвестный автор. Групповой портрет с г-жой Бертен. Дагеротип. Ок. 1845- 1850 гг. Национальная библиотека, Париж
Как уже отмечалось ранее, история фотографии – это по сути смена этапов в технике получения изображений. Дагеротипия не прижилась в обществе, ему больше по нраву пришлась калотипия Тальбота, которая впоследствии претерпела множество технических совершенствований, в частности приверженцы этого метода стали использовать альбумированную бумагу (альбумин — это разведенный яичный белок). Пластина на которой появлялось само изображение стала делаться из стекла, а для проявки начали использовать коллодий. Отпечаток, собственно фотография, получаемый с прозрачной пластины обладает матовой фактурой и выдержан в темно-красных и красно-коричневых тонах (так называемая сепия).
Ш. Негр. Венсеннскиu приют. Столовая. 1859 г. Национальная библиотека, Париж
С усовершенствованием техники производства негатива фотография становится коммерчески успешным предприятием, в Европе открываются многочисленный фотоателье, куда приходят делать портреты богачи и аристократы.
Постепенно объектив фотоаппарата стал восприниматься как глаз человека, отсюда возникла идея стереоскопии, когда фотографирование производится двумя объективами, а сам оттиск рассматривается в два окуляра и приобретает таким образом глубину и объемность. Стереоскопические фотоаппараты были намного легче и проще в обращении, а также обладали значительной дешевизной. Теперь фотоаппарат можно было брать с собой и фотографировать окружающие предметы, домашних животных, родственников и детей. Фотография идет в массы и становится доступной всем желающим.
Неизвестный автор. Здания, разрушенные в Отёе во время Парижской коммуны. Стереоскопическая пара. Май 1871 г. Частное собрание
Большим прорывом в истории фотографии стала возможность тиражировать и печатать снимки с помощью печатного станка. Так появилась гелиогравюра — фотомеханическая технология, позволяющая перенести изображение на покрытую краской металлическую пластину, с которой затем печатается тираж бумажных отпечатков. Гелиогравюра применялась для тиражирования фотоизображений вплоть до 1950-х годов, пока ее не вытеснили более быстрые печатные технологии, позволяющие печатать не только матовые, но и глянцевые фотографии.
Э.-А. Бальдюс. Гелиогравюра из альбома «Лувр и дворец Тюильри». 1875 г.
Революцию в фотографии произвел метод броможелатинового серебра, который позволял делать снимки с очень малой выдержкой. Появляются фотографии движущихся объектов и даже моментальные снимки каких-либо событий. Совершенствуются и объективы, теперь их делают из двух линз — конвергентной и дивергентной, что обеспечивает коррекцию искажений, ровное освещение, значительную светосилу и абсолютную четкость изображений. Благодаря визирам (приспособлениям из двояковогнутой линзы) фотограф мог видеть прямое, а не перевернутое изображение сцены, которую он снимал.
Стеклянную пластинку, на которой получается негатив, в 1886 г. сменяет фотографическая пленка – бумажная лента, покрытая броможелатиновой эмульсией. Пленка выпускается в рулонах, что очень удобно для закладки в портативную фотокамеру.
К началу восьмидесятых годов XIX в. фотография становится в полной мере видом искусства. Теперь фотохудожники уже не должны мириться с продолжительной выдержкой или изобретать приспособления для удерживания объекта фотографирования неподвижным, теперь они могут делать моментальные изображения, однако, этот процесс требует от художника собранности и согласованности всех действий.
Г. Г. Беннет. Моментальная фотография. Висконсин 1885 г. Собрание Студии Г. Г. Беннета
Категория художественного образа и авторского видения этого образа ставит фотографию на одну ступень с другими видами изобразительного искусства – живописью, графикой и скульптурой. После моментальной появляется и движущаяся фотография, получившая название кинематографа.
Особым этапов в развитии фотографии стало появление цифровой фотографии. Попытки получить цифровые изображения предпринимались уже с начала XX века. Технология цифрового фотографирования предполагает использование светочувствительной матрицы взамен светочувствительных веществ. Таким образом отпадает необходимость создания негатива.
Светочувствительная матрица – это пластина, сделанная из материалов, проводящих ток. На ней находится много элементов, чувствительных к свету, которые сгруппированы вертикально или горизонтально в виде столбцов и строк. Объектив в цифровых фотоаппаратах остался таким же как и в нецифровых, но теперь в фотокамере нет затвора и фотографирование производится простым нажатием кнопки или прикосновением к чувствительному экрану.
2. Фотография как вид искусства
Когда фотография только появилась, она была в большей степени технологией, соответственно, рассмотрение ее как вида искусства и творческой деятельности произошло не сразу. Первый фотографы упражнялись в увеличении и уменьшении времени выдержки и нахождении наиболее подходящих светочувствительных веществ. В 1839-1840-х годах фотография рассматривалась как документ, как отпечаток эпохи или какого-то культурного объекта, но не времени, ведь запечатлеть движущиеся фигуры пока еще было невозможно.
Л.-Ж.-М. Дагер Вид бульвара дю Тампль в Париже. Дагеротип. 1839 г. Музей земли Бавария, Мюнхен
Однако, практически сразу же, фотография стала восприниматься не только в качестве инструмента документирования, но и для создания портретов. Именно с этого момента можно говорить о том, что она как бы примеряет на себя функции и характеристики искусства.
Портретная фотография очень схода с портретной живописью. Качество и похожесть фотопортрета во многом зависят от мастерства фотохудожника, так же как от таланта живописца зависит красота написанного им портрета. Как существовали живописцы талантливые и не очень, так и среди фотохудожников были истинные мастера, а бывали и подмастерья. Получается, что для создания истинных произведений фотоискусства художник должен обладать художественным дарованием, навыком построения композиции, умением улавливать игру светотени, способностью создавать фон для портрета.
Льюис Кэрролл. Портрет Алисы Лиддел. Ок. 1860 г. Собрание Пэрриш. Библиотека Принстонскоro университета
Портреты в основном пишутся с натуры. Если взглянуть на картины великих художников, то можно увидеть, что эффект объемности и живости фигур и лиц достигается с помощью правильного наложения светлых и темных оттенков, использования светотени. Фотографии подобную объемность придает освещение. Главной задачей любого портретиста, будь то фотограф или художник, является овладение навыком работы со светом.
Эллиот и Фрай. Полковник Коди по nрозвищу Буффало Билл. 1892. Королевский архив, Виндзор
Свет хорошо располагается на ткани, вот почему на многих ранних фотографиях фигуры или фон задрапированы бархатом или шелком. Драпировка на фотографиях перекликается с искусством скульптуры. Скульптору важно передать изгибы тела, его мышцы и сухожилия, драпировка помогает придать скульптуре динамичность, чуть сгладить статичность фигуры. То же касается и фотоискусства.
И. Байа. Автопортрет. Ок. 1847 г. Французское общество фотографии. Париж
Искусство фотографии заключается еще и попытках преодоления несовершенства технологии. Фотохудожники ставили эксперименты со светом (съемка в дневное или вечернее время, при искусственном или естественном освещении). Некоторые старались усовершенствовать материал с которым имели дело, например ретушировали сами негативы, делая лица людей белее и без изъянов, что очень нравилось заказчикам. Сегодня ретушь негатива с успехом заменил Фотошоп.
Д. Уилсон. Темза близ Виндзора. Ок. 1880 г. Частное собрание
Фотосъемка людей производилась не только в ателье, известны и постановочные сцены: за работой, в кругу семьи, на отдыхе, в национальных костюмах или жанровых сценках. Творческому гению фотохудожника открывался большой простор для фантазии.
Д. Томсон. Странствующий фотограф Клэфэм Коммон. Ок. 1876 г. Королевское общество фотографии, Бат
Для того, чтобы какое-то явление или феномен можно было назвать искусством, оно должно отвечать одному очень важному принципу, а именно: отражать творческое видение деятеля искусства (художника, композитора, поэта). Фотография в полной мере соответствует этому принципу, поскольку всякая фотография, даже и любительская отражает творческий замысел ее автора, даже если автор намеревался сделать обычный автопортрет (или, как говорят сегодня, «селфи»). Творческим выражением в данном случае является выбор позы, места съемки, композиционного решения.
Каждый вид искусства обладает собственным хужожественным языком. Язык фотографии – это визуальные образы, созданные с помощью света, то есть сам свет – это и есть тот язык, на котором с нами разговаривает фотохудожник.
Особенность фотографии как вида искусства заключается еще и в том, что в ней как бы соединяется и объективная реальность, и видение этой реальности фотохудожником, по сути на видимую реальность накладывается его творческий отпечаток. На одной и той же фотографии разные люди могут увидеть разные вещи, художник может что-то утаить, а что-то наоборот гиперболизировать, выдвинуть на первый план. Настоящие художники всегда оставляют для зрителя некую загадку и недосказанность, это незавершенность и производит наиболее сильное впечатление, заставляют возвращаться мысленно к образам на фотографии, объяснять их присутствие в кадре.
Поскольку фотография относится к изобразительным искусствам она многое взяла у живописи и скульптуры. История фотографии насчитывает всего каких-то 170 лет, поэтому можно сказать, что как вид искусства она находится в стадии становления.
Искусство фотографии – очень доступный вид искусства, любой, имеющий цифровую фотокамеру (а сейчас все мобильные телефоны оснащены ею) может за минуту стать фотохудожником. И это замечательно, поскольку приобщение к искусству – прекрасная возможность творческого развития личности, овладения навыками креативного подхода к жизненным ситуациям.
Искусством помимо собственно фотографирования выступают еще и композиционные решения фотохудожников и фотомонтаж. На заре фотографии для фотомонтажа два или более изображений на негативах соединяли вместе при проявке на позитив, или же на одну пластину производили две или более фотографий. Получается, что фотомонтаж – в чистом виде искусство, поскольку художник здесь создает совершенно новую реальность. Подобное трюкачество роднит фотографию с искусством кинематографа и телевидения.
А.-Э. Диздери. Ножки Гранд-опера. Фотокарточка. Ок. 1864 г. Частное со6рание
Искусство монтажа требовало от художника строгости в использовании метода, трюки должны были проводится только с использованием света – художественного языка фотографии,– но, конечно, как это часто и бывает, в рамках этого метода многим стало тесно. Так появилось раскрашивание черно-белых фотографий с помощью акварели, карандаша или масляных красок.
Неизвестный авто. Без названия. Раскрашенный дагеротип. 1850-е гг. Собрание Уве Шейда
Сегодня фотография является и техникой, и искусством. Журналисты делают фотографии-документы, на которых запечатлены события, люди, стихийные явления. Такая фотография называется документальной. Но и художественной фотографии нашлось место в бурном потоке современной жизни. Художественную фотографию по-другому называют «пикторализмом» (от английского picture – картина). Этот термин подчеркивает связь фотографии с живописью и скульптурой, ее подражательный характер (а мы знаем, что любое искусство – это подражание действительности), но и творческое начало художника, заключающееся в выборе выразительных средств, композиционном решении и игрой со светом и тенью. В случае пикторализма фотоискусство перенимает и соединяется с традициями пластических искусств и встает с ними в один ряд.
Основными правилами для фотографа, которыми он должен руководствоваться, являются классические правила построения композиции и принцип золотого сечения.
Для получения правильной фотографии элементы композиции необходимо размещать вдоль воображаемых линий, которые проходят по вертикали и горизонтали кадра. Это так называемый принцип «трéтей». На фотографии ниже главный элемент композиции (песчаная дюна) расположен строго по центру. Это противоречит принципу «трéтей».
Чтобы фотография была верной с точки зрения принципов композиции, песчаная дюна должна быть расположена как на следующем фото:
Еще одним важным правилом фотографирования является перспектива или создание многомерности изображения. Это правило заключается в необходимости попадания в кадр переднего и заднего плана, фона и фигуры. Например, на фото ниже можно было бы сфотографировать обручальные кольца просто сверху, тогда бы снимок получился плоским и необъемным. Фотограф же выбрал правильный ракурс, и клавиши рояля стали фоном для колец и линией перспективы. Таким образом, кольца получили объем на плоскости.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить, что эволюция фотографии как вида искусства все еще не завершена. Постоянно появляются новые технологии и приемы фотографирования, развивается система знаний о фотографии.
Фотография еще и наиболее популярный и доступный вид искусства, люди любят фотографировать, и не важно, что они снимают себя, своих домашних животных или места, в которых они побывали, важно, что они делают это с радостью. Когда фотографии начнут получаться все красивее и интереснее, человеку захочется больше узнать о том, почему снимки получаются лучше в том, а не ином ракурсе, при том, а не ином освещении и тому подобное. Задавая себе эти вопросы, находя информацию об истории и технологии фотографии, человек сможет совершенствовать свои знания и навыки и овладевать прекрасным видом искусства, которым является фотография.
Следует еще раз подчеркнуть, что фотография относится к изобразительным искусствам, к которым также относятся живопись, графика и скульптура, а значит она вобрала в себя их приемы и традиции.
Изучая историю фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое она оказала на развитие всей нашей культуры, а также науки и техники.
Д. Джонсон. Шахтеры близ Сакраменто. Дагеротип. Ок. 1852 г. Собрание М. Айзенбурга
Художественная фотография, если она создана мастером, говорит со зрителем на языке света, она выразительна, поэтична и передает в объеме изображенные на ней предметы и людей. Искусство фотографии вызывает эмоциональный отклик, позволяют увидеть существующую действительности с точки зрения художника, проникнуть в его творческую лабораторию.
Автор: Санникова Ю.
Обсудить на форуме
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
история фотографии | История, изобретения, художники и события
Луи-Жак-Манде Дагер: Вид на бульвар Тампль, Париж
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эдвард С. Кертис Альфред Штиглиц Эдвард Уэстон Уокер Эванс Ансель Адамс
- Похожие темы:
- технология фотографии голография уличная фотография кинематография камера
Просмотреть весь связанный контент →
история фотографии , метод записи изображения объекта посредством действия света или связанного с ним излучения на светочувствительный материал. Слово, происходящее от греческого photos («свет») и graphein («рисовать»), впервые было использовано в 1830-х годах.
В этой статье рассматриваются исторические и эстетические аспекты фотосъемки. Для обсуждения технических аспектов среды см. фотография, техника. Для рассмотрения киносъемки или кинематографии см. Кино, история и технология кино.
Общие соображения
Как средство визуальной коммуникации и выражения фотография обладает особыми эстетическими возможностями. Для того чтобы их понять, нужно сначала разобраться в характеристиках самого процесса. Одной из важнейших характеристик является оперативность. Обычно, но не обязательно, записываемое изображение формируется объективом камеры. Под воздействием света, формирующего изображение, чувствительный материал претерпевает изменения в своей структуре, формируется скрытое (но перевернутое) изображение, обычно называемое негативом, и изображение становится видимым при проявлении и постоянным при фиксации тиосульфатом натрия, называемым «гипо». ». С современными материалами обработка может происходить немедленно или может быть отложена на недели или месяцы.
Существенные элементы изображения обычно устанавливаются сразу в момент экспонирования. Эта характеристика уникальна для фотографии и отличает ее от других способов создания изображений. Казалось бы, автоматическая запись изображения с помощью фотографии придала процессу ощущение подлинности, которого нет ни в одной другой технике создания изображений. Фотография обладает в массовом сознании такой очевидной точностью, что поговорка «камера не лжет» стала принятым, хотя и ошибочным, клише.
Викторина «Британника»
Знай своих фотографов
Сколько известных фотографов ты можешь назвать? Проверьте свои знания с помощью этого теста.
Такое понимание предполагаемой объективности фотографии доминировало в оценках ее роли в искусстве. В начале своей истории фотографию иногда принижали как механическое искусство из-за ее зависимости от технологий. Однако на самом деле фотография — это не автоматический процесс, который подразумевает использование камеры. Хотя камера обычно ограничивает фотографа изображением существующих объектов, а не воображаемых или интерпретирующих видов, опытный фотограф может привнести творческий подход в процесс механического воспроизведения. Изображение можно изменить с помощью различных объективов и фильтров. Тип чувствительного материала, используемого для записи изображения, является дополнительным контролем, а контраст между светом и тенью может быть изменен путем изменения проявления. При печати негатива у фотографа есть широкий выбор физической поверхности бумаги, тонального контраста и цвета изображения. Фотограф также может создать полностью искусственную сцену для фотографирования.
Самый важный элемент управления — это, конечно же, видение творческого фотографа. Он или она выбирает точку обзора и точный момент экспозиции. Фотограф воспринимает основные качества объекта и интерпретирует его в соответствии со своим суждением, вкусом и вовлеченностью. Эффективная фотография может распространять информацию о человечестве и природе, фиксировать видимый мир и расширять человеческие знания и понимание. По всем этим причинам фотографию справедливо называют самым важным изобретением со времен печатного станка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Изобретение медиума
Предшественники
Предшественником камеры была камера-обскура, темная камера или комната с отверстием (позже линзой) в одной стене, через которое проецировались изображения предметов за пределами комнаты противоположная стена. Вероятно, этот принцип был известен китайцам и древним грекам, таким как Аристотель, более 2000 лет назад. В конце 16 века итальянский ученый и писатель Джамбаттиста делла Порта продемонстрировал и подробно описал использование камеры-обскуры с линзой. В то время как художники в последующие века обычно использовали вариации камеры-обскуры для создания изображений, которые они могли проследить, результаты этих устройств зависели от навыков рисования художника, и поэтому ученые продолжали поиск метода полностью механического воспроизведения изображений.
В 1727 году немецкий профессор анатомии Иоганн Генрих Шульце доказал, что потемнение солей серебра, явление, известное с 16 века, а возможно, и раньше, вызывается светом, а не теплом. Он продемонстрировал этот факт, используя солнечный свет для записи слов на солях, но он не пытался сохранить изображения навсегда. Его открытие в сочетании с камерой-обскурой обеспечило основную технологию, необходимую для фотографии. Однако на самом деле фотография возникла только в начале 19 века.
Ранние эксперименты
Нисефор Ньепс, изобретатель-любитель, живущий недалеко от Шалон-сюр-Сон, города в 189 милях (304 км) к юго-востоку от Парижа, интересовался литографией, процессом, при котором рисунки копируются или рисуются вручную на литографическом камень, а затем напечатан чернилами. Не имея художественного образования, Ньепс изобрел метод, с помощью которого свет мог рисовать нужные ему картины. Он смазал гравюру маслом, чтобы сделать ее прозрачной, а затем поместил ее на пластину, покрытую светочувствительным раствором иудейского битума (разновидность асфальта) и лавандового масла, и выставил установку на солнечный свет. Через несколько часов раствор под светлыми участками гравюры затвердел, а раствор под темными участками остался мягким и его можно было смыть, оставив постоянную точную копию гравюры. Назвав процесс гелиографией («рисунок солнца»), Ньепс с 1822 года преуспел в копировании масляных гравюр на литографский камень, стекло и цинк, а с 1826 года — на оловянные пластины.
В 1826/27 году с помощью камеры-обскуры, оснащенной оловянной пластиной, Ньепс сделал первую удачную фотографию с натуры — вид на двор своего загородного поместья Гра из верхнего окна дома. Время экспозиции составило около восьми часов, в течение которых солнце двигалось с востока на запад, так что казалось, что оно светит с обеих сторон здания.
Ньепс создал свою самую успешную копию гравюры, портрет кардинала д’Амбуаза, в 1826 году. Он был выставлен примерно через три часа, а в феврале 1827 года он протравил оловянную пластину, чтобы сформировать печатную форму, и сделал два оттиска. вытащил. Бумажные отпечатки были конечной целью гелиографического процесса Ньепса, однако все другие его попытки, сделанные с помощью камеры или с помощью гравюр, были недоэкспонированы и слишком слабы для травления. Тем не менее открытия Ньепса указали путь, по которому другие должны были следовать с большим успехом.
Фотография: это искусство? | Фотография
Вот уже 180 лет люди задаются вопросом: является ли фотография искусством? На первом собрании Лондонского фотографического общества, основанного в 1853 году, один из членов пожаловался, что новая техника «слишком буквальна, чтобы конкурировать с произведениями искусства», потому что она не может «возвышать воображение». Эта концепция фотографии как механического носителя записи так и не исчезла полностью. Даже к 1960-м и 70-м годам художественная фотография — идея о том, что фотографии могут запечатлеть нечто большее, чем просто внешний вид — была, по словам фотографа Джеффа Уолла, «фотогетто» нишевых галерей, поклонников и публикаций.
Но за последние несколько десятилетий этот вопрос звучит все реже. Когда в прошлом году фотография серой реки Рейн под таким же бесцветным небом, сделанная Андреасом Гурски, была продана за рекордную для мира цену в 2,7 миллиона фунтов стерлингов, дебаты фактически прекратились. Словно в знак своего патрицианского одобрения, Национальная галерея сейчас проводит свою первую крупную фотовыставку «Соблазненные искусством: фотография прошлого и настоящего ».
Выставка представляет собой не обзор, а скорее исследование того, как самые ранние практикующие фотографы относились к картинам, когда они впервые исследовали потенциал своих технологий, и как их современные потомки смотрят как на этих старых мастеров фотографии, так и на картины старых мастеров.
Картины представляли собой каталог переносимых сюжетов, от портретов до обнаженных тел, от натюрмортов до пейзажей, которые фотографы могли имитировать и адаптировать. Из-за длительной выдержки, необходимой для первых камер, движущиеся объекты было невозможно запечатлеть. Самая ранняя известная фотография человека была случайно сделана Луи Дагером вместе с Генри Фоксом Талботом, одним из двух великих пионеров фотографии, когда он установил свою камеру высоко над бульваром Тампль в Париже в 1838 году. Его 10-минутная выдержка означала, что проезжающий транспорт и пешеходы двигались слишком быстро, чтобы попасть в табличку, но бульвар стоял достаточно долго, чтобы и он, и чистивший его ботинки чистильщик сапог попали в плен навсегда.
Когда Дагер направил камеру на людей, а не на места, результаты оказались откровенными. Элизабет Барретт Браунинг была настолько поражена дагерротипами, что восхваляла «саму тень лежащего там человека, фиксированную навсегда». Точность запечатленных черт означала, что она «предпочла бы такой памятник тому, кого я очень любил, чем самое благородное произведение художника, когда-либо созданное» не «в уважении (или неуважении) к Искусству, а ради любви». Однако если бы ее фотограф последовал совету Эжена Дисдери, который писал в 1863 году: «Именно в работах великих мастеров мы должны изучать простой, но величественный метод создания портрета», она могла бы удовлетворить любовь. как с физиогномикой, так и с искусством.
Мой внук Джулия Маргарет Кэмерон. Фотография: Hulton/GettyНекоторые фотографы-первопроходцы сразу поняли, что фотографии, как и картины, представляют собой искусственно созданные образы: их тоже нужно тщательно скомпоновать, осветить и произвести. Джулия Маргарет Кэмерон ясно выразила это в своем переосмыслении картин эпохи Возрождения. Например, на ее Light and Love 1865 года женщина в головном уборе Марии склонилась над своим младенцем, спящим на соломенной кровати. Это часть серии вертепов, которая такая же длинная, как христианское искусство, и была провозглашена одним критиком фотографическим эквивалентом «метода рисования, используемого великими итальянскими мастерами». I Wait , 1872, изображает ребенка с ангельскими крыльями, опирающегося подбородком на сложенные руки, со скучающим выражением лица, которое напоминает подавленных херувимов в Сикстинской Мадонне Рафаэля . Такие фотографии не были прямыми цитатами из картин, но вызывали в сознании зрителя ряд ассоциаций, придававших фотографии историческую глубинку.
Если Кэмерон и его современники, такие как Оскар Рейландер и Роджер Фентон (сделавший множество фотографий натюрмортов из фруктов и цветов, а также свои наиболее известные картины Крымской войны) стремились к тому, чтобы их фотографии отражали их собственные знания art, ссылки шли в обе стороны. В 1873 году Леонида Кальдеси опубликовала книгу своих фотографий из 320 картин в Национальной галерее, и ее целевой аудиторией была не только публика, но и сами художники, для которых фотографии были более точными и более доступными, чем гравированные репродукции. К 1856 году благодаря фотографиям Фентона художники могли изучать классические статуи в своих собственных студиях.
Ричард Лиройд Человек с татуировкой осьминога II (2011) Ричарда Лиройда. Фотография: любезно предоставлена галереей McKee, Нью-Йорк,. Возможно, именно изображением обнаженной натуры — например, бестселлером Фентона с изображением дискобола Дискобола — фотография могла возместить свой долг перед искусством. Нанимать живую модель было дорого, а гравюры были плохой заменой. Делакруа был одним из художников, который «испытывал чувство отвращения, почти отвращения к их неправильности, манерности и неестественности». Вместо этого он хвалил живописную помощь, оказанную академиями (книгами фотографий обнаженной натуры), поскольку они показали ему реальность: «эти фотографии обнаженных мужчин — это человеческое тело, это замечательное стихотворение, по которому я учусь читать». Он даже помогал фотографу Эжену Дюрье позировать и освещать его модели. А в 19В Британии и Франции 19-го века, когда порнография была запрещена, фотографии обнаженной натуры пользовались спросом у покупателей, не имевших художественных интересов.
Когда дело дошло до пейзажной фотографии, новая среда появилась как раз тогда, когда импрессионисты начали работать на пленэре. Некоторые комментаторы видели реальную проблему фотографии перед живописью в ее способности запечатлеть то, что фотограф и журналист Уильям Стиллман назвал в 1872 году «свидетельствами природы о фактах, на которых основано искусство» — случайные «естественные сочетания пейзажей, изысканные градации , и эффекты солнца и тени». Другой практик, Линдон Смит, пошел еще дальше, объявив пейзажную фотографию ответом на «изнеженные и взрывоопасные системы «высокого искусства» и «классики» сэра Джошуа Рейнольдса» и «холодные, бессердечные, неверные работы языческой Греции и Рима». .
Однако быть новым было трудоемким делом. Эдверд Мейбридж, фотограф британского происхождения, который первым запечатлел животных в движении и в результате положил конец старой живописной традиции изображать лошадей, бегущих на всех четырех ногах от земли, в первую очередь был фотографом-пейзажистом. Его фотографии дикой природы Йосемити, например, включали перенос увесистых камер, коробок со стеклянными негативами, а также палаток и химикатов для импровизированной фотолаборатории, в горы и через леса. Напротив, живописные экспедиции Моне требовали только краски и холста.
Ричард Биллингем, Hedgerow (Нью-Форест) , 2003. Фотография предоставлена галереей Энтони Рейнольдса, ЛондонЕсли бы у первых фотографов не было другого выбора, кроме как договариваться о своем участии в живописи, их современные потомки могли бы обратиться к почти двухвековой истории фотографии. . Выставка делает это, сочетая старое и новое. Поэтому, когда современный фотограф, такой как Ричард Биллингем, фотографирует пустое пространство моря и неба в Ротко, стирающем грифельно-голубые и серые тона (9).0023 Storm at Sea ) он имеет в виду наследие, которое охватывает как монохромную тональность атмосферных фотографических морских пейзажей Гюстава Ле Грея 1850-х годов, так и такую картину, как Пароход на Женевском озере, Вечерний эффект , 1863, швейцарского художника Франсуа Боцион.
Изображение супружеской пары в загородном доме из альбома Мартина Парра Признаки времени, Англия, 1991 год Фотография: Мартин Парр/MagnumОб этом говорится в различных средствах массовой информации. Хрупкий портрет супружеской пары из пригорода из фильма Мартина Парра «19 лет».91 альбом Signs of the Times , например, контрастирует с мистером и миссис Эндрюс Гейнсборо из 1750 года. их станция, бывшая пара чопорно позирует в своей гостиной.
Ори Гершта Blow-Up- Untitled 5 , (2007) Фото: Bigbang Ii/Courtesy of the Artist and Mummery + Schnelle, LondonТем временем 19Цветочная картина Анри Фантен-Латура 19-го века является отправной точкой для фрагментарных цветов Ори Гершта, Blow Up . Гершт заморозил свои цветы жидким азотом, прежде чем взорвать их небольшим зарядом и сфотографировать лепестки, превратившиеся в летящие осколки. Среди обнаженных тел картина Ричарда Лиройда «Человек с татуировкой осьминога» , 2011, расположена рядом с картиной галереи 1819–1839 годов « Анжелика, спасенная Руджеро » знатока телесных изгибов Энгра. Привлекательность плоти и ее извилистость вне времени.
Кураторы выставки в Национальной галерее избегают использования многих самых громких имен современной фотографии (например, нет Андреаса Гурски и Синди Шерман), а также художников-фотореалистов, таких как Герхард Рихтер или Энди Уорхол. Их выбор — в основном менее известные фигуры, как будто для того, чтобы показать, насколько глубоки швы фотографов, все еще работающих с долгим визуальным прошлым. Когда в 1844-1846 годах Фокс Талбот опубликовал свои мысли о фотографии, он дал книге (первому изданию, содержащему фотоиллюстрации) название 9.0023 Карандаш природы . Эта выставка раскрывает то, чего отец-основатель фотографии никогда не мог знать: камера всегда была карандашом искусства.
Фотография как форма искусства
С момента изобретения фотографии в 1839 году и до середины прошлого века велись жаркие споры о том, является ли она формой искусства или просто способом использования оптико-механического устройства. документировать реальность. Теперь мы знаем, что фотография действительно является видом искусства, более того, ее уникальные особенности резко отличают ее от ближайшей родственницы — живописи.
Что делает фотографию искусством? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться к самому определению искусства. Несмотря на то, что Merriam-Webster определяет искусство в ясной и краткой форме как « нечто, созданное с воображением и умением, красивое или выражающее важные идеи или чувства », все не так просто. Лев Толстой написал целую книгу «Что такое искусство», но не надейтесь получить там ответы на все вопросы. Однако, возвращаясь к классическому определению, можно увидеть, что в фотографии есть все, чтобы стать идеальным средством для творческого самовыражения. Тем не менее, есть способы использовать фотографию в чисто утилитарных целях, и можно утверждать, что это ее основное предназначение.
Фотография – это язык, в котором вместо слов используются визуальные элементы, поэтому, как и любой другой язык, ее можно использовать в художественных целях. Подобно английскому языку, который идеально подходит для составления договора об аренде с домовладельцем и в равной степени хорош для создания прекрасных стихов, фотография служит своей двойной цели без каких-либо противоречий.
Настоящего художника отличает умение сказать что-то важное и стремление донести это до мира. Именно способность человека интерпретировать любую информацию (включая визуальную) различными способами дает художнику свободу от буквальности. Хорошие фотографы делают это исключительно хорошо. Их работа всегда открыта для интерпретации, она скорее задает вопросы, чем дает ответы.
Как и любой вид изобразительного искусства, фотография использует уязвимости человеческого зрительного восприятия и может заставить нас испытывать эмоции, которые двигают нас и заставляют делать то, о чем мы иначе даже не подумали бы. Именно серия фотографий Джессики Ланж, показывающих нечеловеческие условия на американских фабриках, заставила законодателей принять Закон о детском труде, именно пейзажи Карлтона Уоткинса стали причиной подписания Авраамом Линкольном первого закона федерального правительства о сохранении части природы для общего блага. ныне известный как Йосемитский национальный парк.
Почему фотография может так сильно влиять на людей? В отличие от живописи, фотография требует присутствия реального физического объекта, чтобы его можно было сфотографировать. Именно по этой причине мы воспринимаем любую фотографию как нечто более реальное, чем любой другой вид визуального представления реальности. Это то, что действительно уникально для фотографии, и художникам, выбравшим фотографию в качестве средства творческого самовыражения, потребовалось некоторое время, чтобы это понять.
Ираклий Шанидзе • Венеция, площадь Сан-Марко • Leica M6, Leica Summilux 1.4/50Пикториалисты, которые были первой группой фотографов, позиционирующих себя как изобразительные художники, по большей части были художниками по образованию. Те, кто не был, все же находились под сильным влиянием традиций и техники живописи. Поэтому они не понимали уникального свойства фотографии и воспринимали свои работы просто как фотокартины. Несмотря на глубокую визуальную и эмоциональную привлекательность пикториальной фотографии и многочисленные приемы, разработанные фотохудожниками для дистанцирования от «простых мастеров», их искусство не было новаторским. Живописное движение зародилось в первые годы фотографии и особенно активизировалось в последней четверти XIX в.века, когда фотографы все еще ограничивались работой со стационарными объектами и людьми. Ограничения фотографического оборудования отчасти были причиной скудного понимания фотохудожниками того, на что действительно способна фотография.
Фотография «Пастбище» Леонара Мизонна, Бельгия, 1906 г.Благодаря Оскару Барнаку, создавшему первую успешную 35-мм камеру, и достижениям в области пленочных технологий фотография вырвалась на свободу. Анри Картье-Брессон, вооруженный маленькой и незаметной камерой Leica, по сути, изобрел и усовершенствовал жанр откровенной фотографии и ее прикладную форму — фотожурналистику. Картье-Брессон придумал знаменитый термин «Решающий момент», который стал торговой маркой его стиля и рецептом для его бесчисленных последователей и подражателей. Делая строго «откровенную фотографию», Картье-Брессон придумал, как успешно запечатлеть неожиданное, будучи спонтанным. Спонтанность невероятно обогатила фотографию, сделав ее еще более правдоподобной.
Анри Картье-Брессон • За вокзалом Сен-Лазар, Париж, 1932 г.Просматривая сотни самых известных фотографий прошлого, вы можете легко заметить, что каждая из этих фотографий более или менее спонтанна. Именно спонтанность помогает фотографу создать иллюзию легкости и непринужденности. Именно спонтанность делает фотографию такой похожей на джаз, в отличие от строгости живописи, которая делает ее такой похожей на классическую музыку.
С одной стороны, фотография репрезентирует реальность и не может без нее существовать. С другой стороны, он может с разной степенью тонкости искажать и искажать реальность. Вот почему сюрреалисты так рьяно восприняли фотографию. Используя как чисто технические средства (такие как двойная экспозиция, монтаж, принудительная перспектива, кросс-процессинг, соляризация и т. д.), так и семантику (многозначность, аллюзии, манипулирование контекстом), им удалось создать изображения, казалось бы, в высшей степени персонализированные в том смысле, что каждый зритель склонен интерпретировать эти фотографии, основываясь непропорционально на своем субъективном восприятии, и отождествлять себя с изображениями на очень личном уровне. Неудивительно, что профессионалы в области моды и рекламы так быстро и эффективно переняли сюрреалистическую фотографию.
Одно из заметных различий между живописью и фотографией заключается в том, что фотографическая техника прозрачна. Это означает, что в силу своей сложности и сложности в освоении технические навыки художника считаются неотъемлемой частью его художественного таланта. Фотография совсем не такая. Нынешние достижения в области фототехнологий позволили каждому сделать технически грамотную фотографию и даже случайно создать шедевр. Поэтому, когда фото технически выполнено идеально, оно воспринимается как нечто, о чем не стоит говорить, и только когда что-то не так, зритель отметит проблему с фокусировкой или экспозицией. Даже хорошее понимание свойств света не превращает человека в художника, так как простое нахождение в нужном месте в нужное время может привести к очень эстетичной фотографии, даже если она была сделана без учета условий освещения.
Именно прозрачность фотографической техники заставляет фотографов искать то, что определяет фотографию как искусство. Именно поэтому художники, использующие фотографию, являются их средством творческого самовыражения, видят мир по-новому, дают нам свежий и необычный взгляд на реальность и находят способы играть с нашими эмоциями, заставляя нас чувствовать и даже видеть то, чего на самом деле нет.