Разное

Цифровой зеркальный фотоаппарат зенит – Зенит М — первая российская цифровая камера

Фотоаппарат Зенит-С обзор и инструкция

Вот мы и добрались до зеркальных фотокамер. Еще в начале далеких 50-х на КМЗ задумались над выпуском зеркальных фотоаппаратов.

Нужно понимать, что в то время преимущество зеркалки над дальномером было в общем-то не очевидным. По большинству показателей зеркалки разных производителей проигрывали дальномерам.
Тем не менее, у зеркалки есть одно неоспоримое преимущество — фотограф видит через объектив именно то, что будет на снимке.

При всем техническом совершенстве на дальномерах, в частности, очень и очень сложно реализовывалась макросъемка.

И с длиннофокусными объективами дальномеры, что называется «не дружат». А в СССР в те годы уже готовились к выпуску объективы с ФР 300-500-1000 мм.

За разработку советской зеркалки взялись на Красногорском механическом заводе (КМЗ). Было решено не копировать никакие иностранные образцы, а создать собственную конструкцию с учетом требований экономии.

Первенец КМЗ назывался Зенит (без дополнительных индексов). Он был унифицирован с первыми Зоркими, выпускавшимися параллельно и имел в т.ч. несъемную пентапризму.

Последнее, нужно отметить, по тем временам было очень спорным решением. У большинства иностранных конкурентов пентапризма была съемной, а возможность фокусироваться через вертикальную шахту — считалась весьма важной опцией.

Но красногорцы решили сэкономить и не прогадали.

Крепление оптики выбрали резьбовое по отработанному уже стандарту М39Х1. Все из соображений экономии.

А вот рабочий отрезок пришлось увеличить, чтобы вместить перед затвором подъемное зеркало.

Зенит вышел удачным. Его удалось сделать компактным, простым и дешевым. При этом, он полностью соответствовал требованиям к любительской камере тех лет.

В момент, когда Зоркий, на базе которого создавался Зенит — получил синхроконтакт, эту же опцию получил и Зенит.

Так получилась модель Зенит-С, которая стала первой массовой советской зеркалкой и о которой мы сейчас поговорим.

Зенит-С выпускался на КМЗ серийно с 1955 по 1961 г. Было выпущено около 232 тыс камер этой модели.

Зенит-С — первая советская камера, выпускавшаяся сотнями тысяч.

А вообще марка Зенит — ни много ни мало — самый массовый фотоаппарат 20-го века.

Штатный объектив — Индустар-22 3,5/50 или Индустар-50 3,5/50.

Крепление объектива— резьба М39×1. Рабочий отрезок — 45,2 мм.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, B, Д.

Выдержек, конечно, очень мало. Но для того времени – это нормальный выбор. Да и, положа руку на сердце, – выбор достаточен.

У Зенита-С есть синхроконтакт, но отсутствует скоба для крепления вспышек! Вспышку предполагалось крепить на специальный кронштейн.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 67% площади кадра.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.

Но картинках Зенит-С выглядит очень широким. А кожух пентапризмы создает впечатление — очень массивной, крупной детали.

На деле — все это не так. Просто корпус камеры по краям — очень низкий. Это визуально увеличивает ширину фотоаппарата и размеры кожуха пентапризмы.
Зенит-С — аппарат весьма компактный. Почти игрушечный. Он даже компактнее, чем Зенит-3М, не говоря уже о более поздних моделях.
Все камеры без объектива – 527 грамм

Самым ярким элементом дизайна Зенита-С является пентапризма, отделанная под кожу. Необычное и стильное решение, которое нигде больше не применялось.

Элементы управления:

Передняя панель Зенита-С очень лаконична. На ней расположен только объектив и синхроконтакт. :о)


Сзади — взгляду тоже не разгуляться. Имеем только окуляр видоискателя.

Зато видоискатель у Зенита-С просто шикарный.

Картинка очень большая и светлая. Замечательная картинка.
У Зенита-Е картинка мельче, а у Зенита-12СД еще и темнее, несмотря на того, что Гелиос-44 — объектив более светосильный, чем Индустар-50.

Большинство дальномеров по качеству видоискателя с Зенитом-С тягаться не могут совершенно.

А в сочетании с тем, что фотограф на матовом стекле наблюдает именно то, что в итоге будет на пленке, включая области размытия — переход с дальномера на Зенит-С должен был, вызывать, конечно, дикий восторг.

Снизу — замок нижней крышки слева и гнездо для штатива справа. Налицо унификация с ранними Зоркими и неудобное расположение штативного гнезда.
Также снизу, на выступающей вперед части корпуса расположен небольшой откидной упор.

При откинутом упоре, аппарат, установленный на ровную твердую поверхность с присоединенным массивным объективом — не должен «клевать носом».

Правда, самые массивные объективы на резьбу М39 — на столько массивны по сравнению с миниатюрным Зенит-С, что выступают за нижние габариты камеры. В итоге, аппарат, лежа, опирается непосредственно на объектив.
Но все равно этот упорчик — полезная мелочь, вносящая в элементы управления камерой приятное разнообразие.

Вот сверху уже есть на что посмотреть, и слева направо мы видим:
— головку обратной перемотки;
— головку выдержек, под которой расположен движок, задающий упреждение срабатывания вспышки;
— кнопку спуска, вокруг которой находится поворотная втулка для отработки длительной выдержки и отключения затвора при перемотке;
— головку взвода затвора и транспортировки кадра, верх которой отдан под счетчик кадров.

Все очень просто и унифицировано с ранними Зоркими. Нет ни рулетки ни курка. Но взводится затвор легко.

Для изменения выдержки головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Впервые в обзорах среди системных фотокамер выдержки можно менять как при взведенном затворе, так и при невзведенном!!!

Это был настоящий прорыв. Комфорт работы с камерой существенно вырос.

Важно помнить, что у Зенита-С зеркало при спущенном затворе — поднято! Т.е. в видоискателе ничего не видно! Это нормально! Хотя и очень неудобно…..

Зеркало опускается только при взводе затвора. Т.е. пользователь должен сначала принять решение — сделать кадр. После этого взводится затвор, происходит кадрирование и наводка на резкость.

Если во время этих манипуляций ситуация изменилась и пользователь передумал — кадр все равно придется израсходовать. Затвор нельзя надолго оставлять взведенным. Это вредно для пружин…..

Кроме выдержек можно настроить время упреждения срабатывания вспышек. Это сделано для древних одноразовых вспышек, которым нужно было время, чтобы разгореться, и потому, вспышка активировалась за некоторое время до полного открытия затвора.

Вот это время и нужно было настроить.

С современных позиций Зенит-С сложно назвать продвинутой камерой, но какую функцию на дальномерах можно встретить нечасто.

В общем-то Зенит-С вполне претендовал на звание инструмента в руках профессионала. Для того времени камера имеет все, что нужно.

Для того, чтобы зарядить пленку, нужно снять крышку, расположенную внизу аппарата.

Отношение к камере.

Зенит-С — очень симпатичная миниатюрная фотокамера. Внешний вид Зенита-С не спутать ни с какими иными произведениями КМЗ.

Конечно, сейчас этот аппарат безнадежно устарел.

Самым большим недостатком для изнеженного комфортом современного фотографа является, конечно, залипающее зеркало. Это — не недостаток конкретного аппарата, а общая ситуация для того времени, независимо от моделей и стран изготовителей.

Однако, Зенит-С — это первая массовая советская зеркалка. Удобная, компактная, с хорошим функционалом на борту.

Именно эта камера дала армии фотолюбителей нашей страны возможность комфортно использовать длиннофокусные объективы, снимать Макро, применять светосильную оптику, контролируя фокус в нужных областях и размытие в прочих.

Еще не нужно забывать, что Зенит-С не был скопирован с какой-либо импортной камеры, а разрабатывался КМЗ самостоятельно.

Поэтому, старичок Зенит-С — заслуживает исключительно уважения.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.

Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-С и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Переходник М39-М42 вам понадобится дополнительно во всех случаях.

fotoussr.ru

Зенит-Е — Википедия

Зенит-Е
Тип Однообъективный зеркальный фотоаппарат.
Производитель КМЗ, БелОМО.
Год выпуска 1965 - 1986.
Крепление объектива Резьбовое соединение M42×1/45,5,
до 1967 года резьбовое соединение M39×1/45,2.
Фотоматериал плёнка типа 135.
Размер кадра 24×36 мм.
Фокусировка Ручная.
Экспозиция Ручная установка. Встроенный несопряжённый экспонометр с селеновым фотоэлементом.
Затвор Механический, шторно-щелевой, с горизонтальным движением матерчатых шторок.
Фотовспышка Синхроконтакт с регулятором упреждения синхронизации фотовспышки.
Видоискатель Зеркальный с несъёмной пентапризмой и матовым стеклом. Поле зрения видоискателя 20×28 мм.
Размеры (с объективом «Гелиос-44-2») — 138×93×100 мм.
Вес (с объективом «Гелиос-44-2») — 1000 г.
 Медиафайлы на Викискладе

ru.wikipedia.org

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.

Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4.

Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.

В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М.

Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт. Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.

Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.

Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Да и в профессиональный Старт тоже не получилось. Экспонометры к 65-му году были только в Зенитах-4, -5, -6 с центральными затворами, т.е. в САМЫХ продвинутых фотокамерах СССР.

И вот два этих радикальных улучшения готовились применить к массовой камере.

В остальном решили не мудрить и оставить уже проверенные временем решения. Так появился Зенит-Е.

Зенит-Е — это фотоаппарат без сомнения очень интересный. С огромным удовольствием и почтением приступаю к его обзору.

Фотоаппарат Зенит-Е начал выпускаться на КМЗ в 1965 году. И оказался он на столько удачным, что выпускался на этом предприятии аж до 1982 года. 17 лет!

За эти годы на КМЗ было выпущено 3,3 млн экземпляров!

Но это не все.

Спрос на Зенит-Е (в т.ч. за рубежом) был так велик, что с 1973 года производство этих же самых Зенитов-Е было дополнительно развернуто на предприятии Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО) в г. Вилейка (Белоруссия).

Суммарный выпуск Зенита-Е за все годы на обоих предприятиях составил 8 млн. экземпляров.

Буква «Е» в названии аппарата означает «Exponometer».

Штатный объектив — Индустар-50-2 3,5/50 или Гелиос-44-2 2/58.

За немалые годы производства Зенит-Е претерпевал некоторые конструкционные изменения. По сути, камеры первых и последних лет выпуска — это довольно таки разные камеры.

Я сейчас буду описывать экземпляр 80-го года выпуска. Этот вариант с эмблемой олимпиады, сейчас, пожалуй, больше всего ассоциируется с маркой Зенит-Е.

Крепление объектива данного экземпляра — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.

Интересно, что первые модели Зенитов-Е выпускались с креплением, унаследованным от Зенита-3М, т.е. с резьбой М39×1 и рабочим отрезком 45,2 мм.

Это крепление было чисто советским стандартом, что создавало немало сложностей с совместимостью с иностранным оборудованием.

Поэтому руководство КМЗ приняло очень правильное решение и крепление на Зенитах-Е оперативно поменяли на ГДРовский стандарт Контакс М42×1 с рабочим отрезком 45,5 мм.

Этим сразу было достигнуто очень много положительных результатов:
— повысился экспортный потенциал фотоаппарата;
— крепление М42×1 было более пригодно для создания светосильной оптики, и вскоре в СССР был создан солидный парк хороших светосильных объективов;
— оптика из ближнего зарубежья стала подходить к нашим фотоаппаратам.

Затвор — остался тот же самый, что был в Зорком-6 — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

По современным меркам выдержек мало, конечно, но не будем забывать о том, что самой ходовой пленкой в СССР была 64-я. При такой чувствительности выдержки короче 1/500 в общем-то малопригодны.

Да и польза выдержек длиннее 1/30 также не очевидна. Я, помню, очень редко такими пользовался, хотя мой ФЭД-5в ими и располагал.

В общем, для подавляющего числа любителей тех лет — набор — оптимальный, на самом деле.

Кронштейн для крепления вспышки у ранних Зенитов-Е был съемным. Потом его съемным делать перестали. Центральный синхроконтакт на Зенит-Е так и не поставили. Был только проводной.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.

Вес моего экземпляра без объектива 700 гамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-Е располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Интересный факт — начиная с Зенита-Е все советские объективы стали черными.

Ранее оптика выпускалась в алюминиевых светлых корпусах. Корпуса белых объективов отражали свет неба и слепили экспонометр
Чтобы избежать этого, цвет объективов навсегда заменили на черный.

Справа на передней панели имеется рычаг завода и кнопка старта автоспуска.

Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-Е покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало. На сколько знаю, это своеобразный анти-рекорд.

Визуально видоискатель Зенита-Е выдает картинку существенно меньше, чем, например, у Зенита-3М.
Тем не менее, его видоискатель — гораздо более светлый против того же Зенита-12СД.

Фокусировка по матовому стеклу. Какие уж там клинья….. Зато очень наглядно. Психологически проще располагать объект не строго в центре, что положительно влияет на композицию.

И самое главное — изображение в видоискателе теперь присутствует всегда — и при взведенном затворе и при спущенном. По мне, так это серьезное улучшение

Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— скоба для крепления вспышек;
— головка выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопка отключения затвора;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и совмещенная также с кнопкой спуска и со счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-Е происходит так:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN

2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Экспонометр на Зените-Е несопряженный. Для примера, у Зенита-4, обзор которого вышел недавно— экспонометр был сопряженный и это значит, что момент, когда экспозиция рассчитана, — параметры съемки уже внесены в фотоаппарат и можно снимать немедленно.

В случае Зенита-Е после расчета экспозиции нужно проделать еще одну операцию — выставить выдержку и диафрагму на органах управления фотоаппарата.

Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.
Задняя крышка у Зенита-Е откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата.

Внутри все типичнее не бывает. :о)

 

 

Отношение к камере.

Зенит-Е — это фотоаппарат легенда. Если задаться целью найти камеру-лицо советского фото — это будет, без всякого сомнения, Зенит-Е.

Да, были фотоаппараты существенно более навороченные. Но их было выпущено мало настолько, что не всякий даже о знает об их существовании.

А Зенит-Е позволял делать отличные фотографии миллионам советских граждан. Аппарат выпускался десятилетиями, а потом десятилетиями же служил людям.

Во времена средней школы, кода я был счастливым обладателем Смены-8М, фотоаппарат Зенит-Е казался мне просто верхом совершенства. Калькулятор экспозиции то время был просто таки образцом нано-технологий. :о)

Не знаю кто как, а я к этой непритязательной фотокамере отношусь с большим уважением по сей день.

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-Е и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

На этом у меня все. Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

fotoussr.ru

Фотоаппарат Зенит-ЕТ обзор и инструкция

Зенит-ЕТ, — это не просто фотоаппарат, это, своего рода, явление в советском фото. Явление, которое можно наблюдать, удивляться и строить по его поводу разные гипотезы.

Начиналось все примерно так: В 1981 году на КМЗ вышли 2 фотоаппарата — Зенит-10 и Зенит-11. Аппараты не были совсем уж революционными, скорее это был глубокий рестайлинг Зенитов –Е и –ЕМ соответственно.
Но вышли новые аппараты вполне удачными. Особенно 11-я модель.

Правда, несмотря на все свои достоинства, Зенит-11 был все-таки аппаратом далеко не передовым. Даже в сегменте не очень сложных камер, на КМЗ уже тогда развивалась линейка Зенитов TTL / 12 с внутрикамерным замером экспозиции.

А ведь еще был выпуск камер более высокого уровня!

В общем, не мог КМЗ Зениту-11 выделить мощности, достаточные для удовлетворения спроса на действительно хороший и недорогой аппарат.

Было принято вполне разумное и очевидное решение — начать выпуск новых аппаратов параллельно на заводе «Зенит» г. Вилейка. Напомню, опыт производства фотоаппаратов Зенит-Е параллельного на КМЗ и БелОМО уже был.

Камеру стали готовить к передаче в производство на БелОМО и так появился, собственно, Зенит-ЕТ.

Таким образом, Зенит-ЕТ, — это реплика Зенитов -10 и -11.

Зачем понадобилось вводить новый буквенный индекс? Чем не устроили прежние, числовые?

Достоверно это неизвестно.

Возможно, на КМЗ хотели дистанцировать свои 11-е, «оригинальные» модели от белорусских. Не секрет, что качество изделий БелОМО было пониже, чем у Красногорских, а конкуренция между предприятиями, несмотря на социалистическое равенство и братство, — была и довольно серьезная.

Зенит-ЕТ на КМЗ выпускался всего 2 года — фактически только в период становления производства в Белоруссии.

А вот в Вилейке Зениты-ЕТ выписались параллельно с 11-ми на КМЗ 10 лет, между прочим (!!!)

Вот, возможно, решили подчеркнуть разницу.

А может быть, при подготовке документации для передачи в нее сразу вносились изменения с целью, например, удешевить передаваемый аппарат или подогнать технологические процессы под какие-то рамки, существовавшие на заводе «Зенит».

Поэтому, решили, что аппарат получается достаточно новым для самостоятельного индекса.

В любом случае сейчас можно уже только гадать…

Что означает индекс «-ЕТ»?

Официально он не расшифровывался. На ресурсе КМЗ сообщается версия хотя и неофициальная, но от самого предприятия, т.е. главная, по сути.

Согласно этой версии, буква «Е» осталась от Зенита-Е, а буква «Т» была добавлена в честь директора КМЗ Трифонова В.Г.

Если логике этой версии следовать, то нужно вспомнить, что Зенит-Е получил свой индекс не за «Exponometer», а от фамилии тогдашнего директора Егорова Н.М.

В этом случае «ЕТ» означает «Егоров-Трифонов».

Вам как? Мне странно немного.

Почему не просто Трифонов, не Зенит-Т? Аппарат то существенно отличался от Зенита-Е. Более чем достаточно, чтобы считать его совершенно самостоятельной заслугой текущего директора.

Товарищу Воронину Л.А., например, ничто не помешало получить «именной» Зенит-В, хотя он, в общем, мало чем отличается от Зенита-Е.

Да и чего, в Вилейке не было своего директора с амбициями??? Зачем для аппарата, который разрабатывается специально для передачи в БелОМО, придумывать название, в котором зашифровано два Красногорских директора??? Не конструктора, а именно директора!!!

Ох, сомнительная версия.

К слову сказать, «ЕТ» сочетается удачно. Солидно, весомо.

Но самое необычное с фотоаппаратом Зенит-ЕТ происходило уже во время его продолжительного выпуска на БелОМО.

Зенит-ЕТ — это, видимо, самый изменчивый фотоаппарат СССР.

Ну, про цвет корпуса — молчу, видели не раз.

Но, выпускались, например, варианты Зенита-ЕТ без привода моргающей диафрагмы.

Пример на фото.

Тут, правда, можно сказать, что конкретно эти экземпляры были репликами не Зенита-11, а Зенита-10. В общем-то, почему бы и нет?
— А почему самостоятельный индекс не присвоили?
— А зачем?
— Ну так покупателя в заблуждение вводите!
— Да бросьте вы, в самом деле……


А чем, например, объяснить, что на некоторых Зенитах-ЕТ не было селенового экспонометра (фото слева), а на некоторых замок был старой конструкции — снаружи (фото справа)???

При этом, весь этот зоопарк назывался одинаково — Зенит-ЕТ.

Логику такой изменчивости полностью понять сложно на самом деле.

Возможно, предприятие испытывало периодические сложности с комплектующими. Возможно, шла постоянная работа над удешевлением продукции. Особенно и то и другое было актуально в 90-х.

Но мой, например, экземпляр, 91-го года выпуска, действительно мало чем отличается от Зенита-11. Он вполне хорошо собран. Более того, мне попался заводской комплект с объективом МС Гелиос-77М-4.

Согласитесь, не похоже на ситуацию «даешь все максимально дешево».

В общем, у меня такое впечатление ,что какого-то единого вектора развития фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО — не было. Выпускались то варианты попроще, то посложнее и покруче. А возможно и одновременно шло параллельное производство обоих сегментов. И под одним именем.

Что же все-таки из себя представляет Зенит-ЕТ?

Давайте рассмотрим его подробнее.

Фотоаппарат Зенит-ЕТ выпускался на КМЗ с 1981 по 1982 год. И на заводе «Зенит» БелОМО с 1982 по 1995 год.

Красногорких аппаратов выпушено всего около 60 тыс. штук. Зато Белорусских — под 3 миллиона.

Камера хорошая и массовая.

Зенит-ЕТ, в общем и целом, очень похож на Зенит-11. Если не приглядываться, можно подумать (и не ошибиться сильно), что аппараты идентичны.

Как говорилось выше, было множество странноватых вариаций Зенитов-ЕТ, но мы говорим об основной линии.
Визуально некоторые отличия в глаза бросаются, но нужно понимать, что выпускаясь десятилетиями, в мелочах советские аппараты с ходом времени могли меняться довольно сильно.

Из постоянных отличительных признаков, на сколько мне известно, можно выделить всего несколько и они не очень принципиальны:
— рычаг взвода затвора у ЕТ был пластиковый, у 11-х пластиковая была только лапка;
— штативное гнездо у ЕТ — на старом месте — справа. У 11-х оно смещено ближе к оси объектива.

Возможно, внутри есть еще отличия не видные простому пользователю.

Если вам известны еще универсальные отличия Зенитов-ЕТ от 11-х — пишите в комментариях!

Штатный объектив мог быть одним из:
— Гелиос-44-2 2/58;
— МС Гелиос-44-3 2/58;
— Гелиос-44М-4 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-5 2/58 или МС версия;
— Гелиос-44М-6 2/58 или МС версия;
— МС Гелиос-77М-4 1,8/50

Как говорится, «от и до»… Верхние два объектива не имеют моргающей диафрагмы.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с кольцом микрорастра.

Вес моего экземпляра без объектива 630 грамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-ЕТ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-ЕТ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Этот атавизм аппарат унаследовал от Зенита-Е с 60-х годов.

В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально справа. Это тоже атавизм с мохнатых времен. Почему его не сместили ближе к центу как у Зенита-11 — непонятно.

Вся нижняя панель — пластиковая. Это, хотя и не постоянная отличительная особенность, но нововведение Зенита-ЕТ в этой линейке. По мне, так это хорошее решение. Меньше царапин и на аппарате и на мебели.
Сверху у Зенита-ЕТ слева-направо находятся:
— калькулятор экспозиции с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— «горячая» скоба бля вспышек;
— головка выдержек;
— нажимная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.

Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть и ничего больше.

Выдержки, конечно, можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.

При взведении затвора головка не вращается.

Расчет экспозиции на Зените-ЕТ происходит абсолютно традиционно:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.

Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN

2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.

Для обратной перемотки пленки у Зенита-ЕТ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку. Рулетка очень удобная.

Если головку рулетки вытянуть вверх до упора и потом еще немного потянуть, откроется задняя крышка аппарата. Это очень удобно и надежно.

Важно также, что при захлопывании крышки, она зафиксируется даже при поднятой головке.

Отношение к камере.

Зенит-ЕТ — аппарат, который наиболее сильно у меня ассоциируется с БелОМО, среди зеркалок.

Помню, очень давно, в детстве, вскользь в новостях по телевизору показали ролик о производстве фотоаппаратов в Белоруссии. Буквально несколько секунд на экране был конвейер, по которому шли черные аппараты. С очередным из них женщина-мастер в белом халате производила какие-то манипуляции.

Этот ряд черных аппаратов и желтые отблески на линзах — навсегда врезались в память.

Зенит-ЕТ — хороший, добротный аппарат с непростой и интересной историей. Миллионы штук этой рабочей лошадки фотолюбителей делали счастливыми миллионы советских граждан.

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-ЕТ и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

На этом у меня все. Удачи!

 


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

fotoussr.ru

Фотоаппарат Зенит-ЕМ обзор и инструкция

Начались семидесятые.

Фотоаппарат Зенит-Е, выпускается уже более пяти лет. Несмотря на удачность конструкции и популярность у потребителей, его техническое отставание от мировых трендов к началу семидесятых уже более чем очевидно.
Камеру нужно модернизировать и на КМЗ это понимают. Но модернизация нужна не абы-какая.

Во-первых, нужно сохранить низкую стоимость аппарата, ведь Зенит-Е — это камера бюджетная.

Во-вторых, нужно минимально изменить технологический процесс, чтобы не сбивать с ритма предприятие.

Да, о радикальных улучшениях речи идти не могло.

Ограничились всего двумя принципиальными доработками:

1. фотоаппарат получил «моргающую» диафрагму;

2. в центр фокусированного экрана добавили круглую область с микро-призмами.

Кроме этого, было еще несколько, скорее косметических изменений:

1. на корпусе аппарата появились крепления для нашейного ремня;

2. изменился переключатель типов вспышки;

3. кнопка спуска переехала на новое место.

Вот, в общем-то и все.

Есть информация, что вместо селенового экспонометра собирались поставить что-то на основе фоторезистора, но это было уже слишком. Оставили селеновый.

Таким образом, в 1972 году в свет вышел Зенит-ЕМ, который мы сейчас и рассмотрим.

Фотоаппарат Зенит-ЕМ выпускался только на КМЗ с 1972 по 1985 год. В 1988 году было выпущено еще одна партия.

Всего этих камер произвели более 970 тысяч.

В названии аппарата буква Е осталась от предшественника, а М означает «Моргающая» диафрагма.

Конструкция моргающей диафрагмы такова, что вращение кольца диафрагм на объективе не закрывает диафрагму, она остается полностью открытой при любом положении кольца.

Фотограф фокусируется, компонует кадр и выставляет экспозицию при полностью открытой диафрагме.

Закрывается до установленного значения диафрагма в момент нажатия на кнопку спуска. Естественно, до того, как откроется затвор.

После срабатывания затвора диафрагма снова открывается.

Нужно сказать, что все камеры КМЗ высокого класса — Старт, Зениты с 4-го по 6-й — имели моргающие диафрагмы сложных конструкций. Эта функция всегда виделась конструкторам важной.

Вот настала очередь внедрить ее и в бюджетной линейке.

Правда, конструкция моргающей диафрагмы для Зенита была выбрана существенно более простая, но при этом более надежная и неприхотливая.

Я не знаю, собственная ли это разработка СССР или у кого-то подсмотренная. Если знаете — пишите.

Объектив получил штырек, при нажатии на который, собственно и закрывается диафрагма. После вкручивания объектива, штырек оказывается внизу и «смотрит» вовнутрь камеры.
А в фотоаппарат была добавлена пластина–толкатель. При нажатии на кнопку спуска, первым делом усилие фотографа передается на эту пластину, она подается вперед и утапливает штырек в объектив.

И только опускаясь еще ниже, кнопка спуска, собственно активирует сработку затвора.
Моргающая диафрагма – удобная функция, нечего сказать. Все современные аппараты ею обладают.

Несмотря на ряд недостатков такой конструкции (о них чуть ниже), только она позволяла оборудовать моргающей диафрагмой резьбовые объективы.

К тому же, эта конструкция очень лояльна к погрешностям в нарезке резьбы на объективах и камерах. Многие мои объективы при установке на камеру – остаются немного недовернутыми или наоборот проворачиваются чуть дальше положенного.

Пластина-толкатель имела полукруглую форму и была готова нажимать на штырек на солидном таком сегменте окружности.

Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.

Буква М в названии опять же указывает на моргающую диафрагму. Отныне все объективы, поддерживающие эту функцию стали маркироваться буквой М.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.

Затвор — остался тот же самый, что был в Зените-Е — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и проводным синхроконтактом.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с линзой Френеля и микрорастром.

Вес моего экземпляра без объектива 690 грамм.

Элементы управления:

Над объективом Зенита-ЕМ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.

Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель Зенита-ЕМ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Хорошо, что видоискатель довольно светлый.

В центре матового стекла появилась линза Френеля с микрорастром. Фокусироваться стало удобнее.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— головка выдержек, под которой расположен диск, задающий тип используемой вспышки для правильного упреждения;
— поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-ЕМ происходит так:

1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.

Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.

В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.

3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.

4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.

5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.

Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.

На фото видно, что общая компоновка Зенита –ЕМ против –Е изменилась несильно. У меня не самая удачная для сравнения пара фотоаппаратов. Визуально отличий больше, чем их есть на самом деле.

Кронштейн для вспышки отсутствовал только у ранних –ЕМ.
Видно, что кнопка спуска переехала из центра головки перемотки туда, где ранее была кнопка отключения затвора. Механизм отключения остался на прежнем месте, но выполнен теперь в виде поворотной втулки вокруг кнопки спуска.

Изменение позиции кнопки вызвано появлением все той же моргающей диафрагмы. Есть мнение, что расположение кнопки стало менее удобным. По мне, так вполне нормально.

Ход кнопки стал более длинным и неоднородным, т.к. одна за другой выполняются две операции — закрывается диафрагма и спускается затвор, но особых сложностей это не доставляет. Возможно потому, что больше всего я фотографировал именно подобными Зенитами.

Задняя крышка у Зенита-ЕМ откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата. Внутри все типичнее не бывает.

Отношение к камере.

Отношение к Зениту-ЕМ у меня неоднозначное. Нет, к камере у меня претензий нет. Добротный честный аппарат.

Но давайте вспомним, самый первый Зенит начал выпускаться в 1952 году. Уже в 1958, через 6 лет, случился Старт — сырая, но все-таки заявка на профессиональную камеру.

Та самая выставка в Брюсселе также проходила в 58-м.

В 1961 вышел Кристалл. Т.е. спустя 9 лет после начала выпуска первых зеркалок, в СССР было уже несколько поколений фотоаппаратов в линейках попроще и посложнее и куча отличной оптики для всего этого.

И все это с нуля, заметьте. Не торенными дорогами.

Смотрим далее. Зенит-Е вышел в 1965 году, а Зенит-ЕМ в 1972. Семь лет разницы. Что изменилось? А почти ничего! Моргалка добавилась.

Функция полезная, но 7 лет….. Это слишком много для такого несущественного и очевидного улучшения.

Нет, я понимаю, что на КМЗ непрерывно что-то разрабатывали. Была масса интересных и даже прорывных разработок. Но ни одна ж не полетела к тому времени!

В сухом остатки мы имеем тот факт, что темп внедрения инновационных решений в РЕАЛЬНО выпускаемые камеры во второй половине 60-х на КМЗ радикально замедлился. Все интересное оставалось на уровне прототипов и копеечных серий.

Техническое отставание наших фотоаппаратов было видно все очевиднее даже для бюджетного сегмента.

Давайте еще зайдем вот с какой стороны. Моргающая диафрагма – это очень удобно.

А была ли в наличии оптика с такой функцией?

Сразу не будем брать во внимание все семейства Гелиосов-44 и 50-мм Зенитаров. Объективы это хорошие, их немало, но это штатники. Нас интересует сменная оптика.

Что можно вспомнить? Первое, что приходит в голову Юпитер-21М 4/200. Объектив вполне достойный — хорошо.

Была версия Гранит-11М 4,5/80-200. Трансфокатор — это отлично!

Что еще вспомнить? Был Зенитар-М 2,8/16. Прикольно, но экзотика.

Был Мир-20М 3,5/20. Вот это уже куда полезнее.

Встречается сейчас АПО Телезенитар-М 2,8/135. Хороший объектив, но уж больно редкий. Можно считать, что не было такого в реальной жизни.

А вот собственно и все. Больше на память ничего не приходит. Нет, если посмотреть материалы на сайте КМЗ, так объективов было много. Хороших и разных.

Но беда в том, что их не было. Все это мелкосерийные прототипы. Итого, имеем 3 сменных объектива. Телевик, широкоугольник и зум. В принципе, и не плохо, но сравнивая с ассортиментом оптики, например, под резьбу М39 — все-таки бедновато.

Вспомнил! В инструкциях к фотоаппаратам часто были специальные странички с рекомендованной оптикой! Давайте посмотрим, чего производитель сам советует. Вдруг мы что-то забыли?

В инструкции к Зениту-ЕМ я рекомендованного перечня не нашел. Ну ладно, технология свежая, не успели сформировать. Посмотрим книжечку от Зенита-11.

Он тоже с моргающей диафрагмой и начал выпускаться в 1981 году, т.е. на 9(!!!) лет позже. Что мы там видим?

Эээээ…… Я правильно понимаю, что в списке нет НИ ОДНОГО объектива с моргающий диафрагмой?

Это как вообще?!

Ну ладно, к Зениту-ЕТ (выпуск с 1982 года) добавили несколько. Всего-то 10 лет прошло….

Вегу-13 для фотоаппаратов я не видел ни разу ни с каким креплением. А вот Мир-24 под байонет Н — не редкость. Допускаю, что и версии М были доступны. Добавляем в список, но тот, по прежнему, скуден.

В общем, складывается впечатление, что предприятие хотя и внедрило полезную функцию, но как-то само не верило ни в нее, ни в новую камеру.

Новый функционал и не думали как-то продвигать. Не особо-то торопились с парком оптики. Потеря темпа чувствовалась даже в такой вот мелочи.

Увы!

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-ЕМ и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

На этом у меня все. Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

fotoussr.ru

Zenit (Зенит) | Обзор новинок фототехники, видеотехники. Советы по фотосъемке.

Если вспоминать самые популярные фотоаппараты Советского Союза, то на ум сразу приходят «Зоркий» и «Смена». Но самой успешной была серия фотокамер «Зенит». Этот бренд был настолько популярным, что под ним продолжали выпускаться фотоаппараты даже в начале 2000-ых, когда рынок заполонила цифровая продукция из Японии.

Отсчет истории «Зенита» можно вести с основания Красногорского завода имени С. А. Зверева. Это предприятие также для краткости называют Красногорским механическим заводом (КМЗ). Оно было создано в 1942 году в целях производства военной продукции. Сразу был запущен выпуск оптико-механических приборов. Это перископы, танковые панорамы и прочие устройства, нужные на военном фронте. Пару лет спустя на КМЗ начали выпускаться такие сложные приборы, как аэрофотоаппараты. Всего в военные годы на территории КМЗ было выпущено более 400 тысяч приборов, которые использовались ВМФ и Красной армией.

После окончания Второй мировой войны СССР досталось большое количество оборудования и документации с немецких предприятий. Все понимали, что завод должен действовать и дальше. Это значит, что он должен теперь производить гражданскую продукцию. В 1946 году было запущено производство фотоаппарата «Москва-1», это точная копия немецкой камеры Zeiss Ikonta. А через некоторое время был выпущен первый фотоаппарат серии «Зоркий», который стал большим хитом.

Именно «Зоркий» стал прародителем «Зенита». В 1952 году конструкторы КМЗ переработали эту дальномерную камеру, установив подъемное зеркало и изменив корпус с объективом. Так на свет появился первый «Зенит». Он так и назывался, никаких цифр в названии не было. Тогда было совершенно непонятно, как советские фотографы примут один из первых в мире однообъективный зеркальный фотоаппарат с установленной пентапризмой. Поэтому ни о каком продолжении не было и речи. Да и какое продолжение, если бешеным спросом пользуется «Зоркий»? Но «Зенит» смог пробить себе дорожку к успеху. В будущем этот бренд стал в СССР и России гораздо более популярным.



Что же представлял из себя первый «Зенит», произведенный тиражом в 39 091 экземпляр?
Это была достаточно небольшая зеркальная камера с литым корпусом, созданным из алюминиевого сплава. Съемка велась на 35-миллиметровую перфорированную пленку. Размер кадра равнялся 24 x 36 мм. Взвод затвора и перемотку приходилось производить вручную при помощи головки. На камере имелся счетчик кадров, владелец мог вручную сбросить счетчик, начав отсчет кадров с нужного места на пленке. Выдержка затвора была не самой высокой — от 1/25 до 1/500 секунды. В продажу камера «Зенит» поступила с объективом «Индустар-22» или «Индустар-50». Владелец позже мог установить другую оптику, подходящую к резьбовому соединению М39*1/45,2. Недостатки фотоаппарата заключались в отсутствии автоспуска и синхроконтакта.

Синхроконтакт — это специальный разъем, при помощи которого можно подключить к фотокамере вспышку и синхронизировать эти устройства. Таким разъемом наделили уже «Зенит-С», который был разработан и выпущен Красногорским механическим заводом в 1955 году. Серийный выпуск этой фотокамеры продолжался до 1961 года. За это время с конвейера сошли 232 949 экземпляров. На тот момент ни один однообъективный зеркальный фотоаппарат не расходился по Советскому Союзу таким тиражом.
Помимо добавления синхроконтакта устройство получило по сравнению с предшественником ещё одно изменение. Механизм опускания зеркала полностью поменялся. Ранее это действие нужно было производить с помощью не слишком удачной рычажной системы. Теперь же конструкторы внедрили миниатюрную лебедку со шнуром. В остальном конструкция фотоаппарата по сравнению с оригинальным «Зенитом» не изменилась. Даже внешне эта камера почти не отличалась от предшественника.

Фактически, «Зенит-С» можно называть «Зенитом-2». Хотя официально он такого наименования не имел. Затем последовал выпуск фотоаппарата «Зенит-3». Первый экземпляр был собран в 1960 году, серийное производство продолжалось в течение трех лет. Если японские компании обычно запускали производство новых моделей после серьезных нововведений, то на КМЗ об этом даже не задумывались. Новая модель вновь была похожа на предшественников за исключением небольших изменений во внешнем виде и конструкции. Главное отличие заключалось в применении куркового взвода затвора и перемотки пленки. После этого многие фотографы вздохнули с облегчением, так как данный способ был максимально удобен. Ещё изменилась верхняя крышка и появился долгожданный автоспуск. За три года завод выпустил 81 776 экземпляров этой фотокамеры.

В 1961 году Красногорский механический завод предпринял попытку выпуска нового фотоаппарата «Кристалл». Он создавался по технологиям «Зоркого» и «ФЭДа». Здесь имелась упрощенная система зарядки пленки, для чего заднюю стенку закрепили на шарнирах. Корпус был создан из алюминиевого сплава. Он был литым, в том числе и верхняя крышка. Никто этого не ожидал, но камера стала пользоваться невероятным спросом. Из-за этого спустя всего год завод переименовал данную модель в «Зенит-3М». Заодно слегка поменялся метод сборки корпуса, литой крышке пришла на замену штампованная крышка из латуни. Всего было собрано свыше 781 тысячи «Кристаллов» и «Зенитов-3М».

Не стоит думать, что все фотоаппараты «Зенит» были успешными. В 1964 году стартовали продажи камеры «Зенит-4». Многие фотографы отметили, что данная модель получилась слишком массивной с неказистым внешним видом. Её габариты вместе с объективом «Вега-ЗЦ» составляли 141 x 84 x 104 мм. Это очень много для аппарата такого уровня. А весил он вместе с оптикой более килограмма. Даже нововведение в виде встроенного экспонометра не позволило завоевать этой камере успех. При проектировании конструкторы пытались сделать аппарат похожим на немецкий Bessamatic, но не точной его копией. Но результат получился не самым хорошим.

Тем не менее, совершенствование фотоаппаратов «Зенит» продолжалось. Новые модели выпускались каждые два-три года. Так продолжалось вплоть до развала СССР. В 1990-ые годы КМЗ переживал тяжелые времена. Новые разработки фототехники прекратились. Постепенно завод решено было перевести на рельсы открытого акционерного общества. Теперь предприятие официально называется ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». В некоторых документах он фигурирует, как ОАО КМЗ.

В конце существования СССР заводом производился фотоаппарат «Зенит-Автомат». Это малоформатный зеркальный фотоаппарат, оснащенный заобъективной TTL-экспонометрией. Это была первая камера от КМЗ, имеющая байонет К, популярный во всём мире. Стало быть, к фотоаппарату легко можно было присоединить оптику от какой-нибудь зарубежной компании (например, от Pentax). Фотоаппарат выпускался с 1984 по 1994 годы. Были проданы 68 002 экземпляра. Это достаточно много для того времени.

Ещё одной долгоживущей камерой оказалась «Зенит-АМ». Она производилась в 1989-1999-ые годы. От «Автомата» данная модель отличалась фокальным затвором Ф3Л-84, который теперь имел металлические ламели вместо матерчатых шторок. Это нововведение существенно снизило вибрацию и шумы при работе. Выдержку затвора можно было варьировать от 1 до 1/1000 секунды. Аппарат вновь использовал байонет К. Но для обладателей старых объективов производитель вкладывал в коробку адаптер. С его помощью к камере можно было прикрутить любую оптику с резьбовым соединением М42*1/45,5.

В 1995 году КМЗ приступил к выпуску фотоаппарата «Зенит-212к». Он обладал полуавтоматической установкой экспозиции, как и несколько предшествующих моделей. Главное отличие заключалось в обновленном дизайне. Он теперь был отделан пластиковыми панелями. Нельзя сказать, что это пошло только на пользу, ведь из-за этого высота аппарата существенно увеличилась. Примечательно, что для проектирования дизайна и элементов корпуса применялась компьютерная система автоматизированного проектирования. Аппарат производился вплоть до 2005 года.



Следующая новинка появилась на свет лишь в 1999 году.
Во всём мире начала популяризироваться цифровая продукция. В Японии в основном только компания Nikon отваживалась разрабатывать новые пленочные камеры. Но в России с деньгами в те годы ситуация ещё не наладилась. Поэтому многие предпочитали не выбрасывать большие деньги на цифровой фотоаппарат, который через пару лет устареет, а купить качественную зеркальную камеру. Новинка получила наименование «Zenit-312m». Фотоаппарат был избавлен от байонета K, вместо него вернулось старое резьбовое крепление. Корпус теперь почти полностью состоял из пластика. Всего были выпущены 84 004 фотокамеры. Выпуск был прекращен в 2005 году.

До 2005 года были созданы ещё несколько новых зеркальных пленочных камер, но они успехом уже не пользовались. Гораздо интереснее выглядит кратковременный переход завода на производство компактных фотоаппаратов. В начале 2000-ых зеркальные камеры стали казаться людям слишком сложными. Вместо этого покупались обычные пленочные камеры, которые не имели возможности сменить оптику. Качество фотографий нельзя было назвать отличным, но обычных потребителей оно устраивало. Главное, что такие фотоаппараты могли поместиться в кармане куртки, или их можно было носить на поясе в специальном чехле. В основном такие камеры предлагали Kodak и другие зарубежные компании. В России же их производство стартовало в 2000 году.



Самой дешевой компактной камерой от ОАО КМЗ стала «Zenit-510».
Это простейшая камера, регулировке не подвергалось практически ничего. Затвор обладал единственной выдержкой 1/140 секунды. Оптика сфокусирована на объектах, располагающихся на расстоянии от полутора метров до «бесконечности». Камера не имела даже гнезда для штатива. Аппарат производился совместно с тайваньской компанией Toptronic. В 2002 году выпуск данной модели был завершен, всего на тот момент было произведено 12 850 экземпляров.

Одновременно существовали камеры «Зенит-520», «Зенит-610» и «Зенит-620»
. Их производство тоже завершилось в 2002 году. Старшая модель обладала автоматической фокусировкой, что являлось редкостью для пленочных аппаратов тех времен. Затвор тоже был более продвинутым, его диапазон выдержек составлял 1/60 — 1/250 секунды.

В 2005 году история «Зенита» была официально завершена. Сейчас почти нет шансов, что в ближайшем будущем в Красногорске возобновится производство этих легендарных камер. В современном мире популярность имеют цифровые фотоаппараты, а создать такие российский завод не в состоянии. Остается добавить, что наиболее массовой моделью являлась «Зенит-Е», о которой мы даже не упомянули. Тираж этого фотоаппарата превысил отметку в 8 миллионов экземпляров. Это мировой рекорд для однообъективных зеркальных камер.

Ну а сейчас Красногорский механический завод выпускает панорамные фотокамеры серии «Горизонт» и несколько видов сменных объективов. Остальная продукция никак с фототехникой не связана.

hostingkartinok.com

История русского фотоаппарата Зенит » Перуница


На протяжении всей своей истории фотоаппараты с маркой Красногорского механического завода (КМЗ) шли на экспорт не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию и Англию, где успешно конкурировали с западной продукцией. «Зениты» серии «Е» стали самыми массовыми зеркальными камерами в мире: всего их различных модификаций было произведено около пятнадцати миллионов. Фотоаппараты «Зенит» нередко становились лауреатами престижных премий и удостаивались восторженных откликов со стороны общественности, средств массовой информации и экспертов области. Так, например, в 1979 году популярный английский журнал для фотолюбителей «What camera?» признал «Зенит-ЕМ» лучшим аппаратом года.

А все началось сразу после окончания Второй мировой войны, когда Красногорский механический завод получил задание по выпуску мирной продукции: проекционные аппараты для государственной библиотеки им. В.И.Ленина, театральные бинокли и, наконец, фотоаппараты. В 1947 году на КМЗ была заложена производственная база для изготовления фотоаппаратуры и научных приборов. Спустя год были выпущены первые пятьдесят аппаратов «Зоркий», которые получили большую популярность и стали прообразом серии «Зенит».

История же непосредственно фотоаппаратов «Зенит» началась в 1952 году, когда дальнейшие эксперименты и конструкторские разработки модели «Зоркий» привели к появлению нового зеркального малоформатного фотоаппарата. В 1955 году был выпущен первый по настоящему массовый аппарат семейства «Зенит» - «Зенит-С», который приобрел улучшенный затвор и синхроконтакт.


«Зенит» и «Зенит-С» имели зеркало, которое опускалось только при взводе затвора, таким образом, кадр в видоискателе был виден только при взведенном затворе. Так как оставлять затвор во взведенном состоянии было довольно вредно для его пружин, то на ранних «Зенитах» четко действовало правило, известное каждому их владельцу: Взвел затвор – снимай.

После того, как были разработаны и поставлены на поточное производство высококачественные дальномерные камеры типа «Зоркий-3» и «Зоркий-4», не уступавшие мировым аналогам, на Красногорском механическом заводе решили создать и новый «Зенит». При этом изначально он получил название «Кристалл».


Этот фотоаппарат имел сверхточный и сверхпрочный корпус из алюминиевого сплава, представлявший собой одну-единственную деталь, что опередило мировой уровень развития зеркальных фотоаппаратов на много лет вперед. Кроме того, литой стала и верхняя крышка аппарата, причем литой с очень толстыми стенками. В 1962 году фотоаппарат стал называться уже «Зенит-3М»: отличие от «Кристалла» было только в оформлении верхней крышки, которая перестала быть такой монументальной.
«Зениты» третьего семейства стали первыми «миллионниками» в советской фотопромышленности и также первыми пошли в массовый экспорт. В этот же период в Германии для массового выпуска была заказана автоматическая линия станков, позволяющая производить высокоточную обработку корпусов, что стало технологической основой для производства фотоаппаратов на КМЗ вплоть до конца 90-х годов.

На смену успешному третьему семейству аппаратов пришел внешне громоздкий, крупный и тяжелый «Зенит-4».


У него были свои достоинства – это достаточный для середины 1960-х диапазон выдержек, а главное, то, чего нет на многих современных камерах - синхронизация на любой скорости затвора с любыми вспышками. Кроме того, «Зенит-4» впервые получил встроенный экспонометр и видоискатель. Работа экспонометра была возможна без ограничений как с призмой, так и с удобной шахтой с лупой для точной наводки. Видоискатель стал огромным плюсом этой камеры, однако, был один существенный недостаток - задержка между нажатием на спуск и срабатыванием затвора, которая по сути напрочь убивала все то хорошее, что было в этом аппарате.

Пятое семейство фотоаппаратов «Зенит» стало настоящим прорывом в советской и западной фотопромышленности. Дело в том, что в «Зените-5» впервые в мире среди серийных массовых камер общего назначения появился встроенный электропривод.


Питался он от формально несменной аккумуляторной батареи, но набранной из обычных аккумуляторов типа «Д» (которые можно было заменять по мере выхода из строя), протягивал пленку со скоростью около 1-1,5 кадра в секунду и подзаряжался от сети 127 или 220 вольт при помощи зарядного устройства, продававшегося в комплекте. В остальных компонентах камера не отличалась от своего предшественника «Зенита-4».

Следующее поколение аппаратов – «Зенит-6» - отличалось значительным упрощением и ограниченными возможностями.


В частности, камера не была оснащена экспонометром. Камера под названием «Зенит-66», выпущенная в это же время, отличалась от «Зенита-3М» только возвратным зеркалом, которое давало возможность видеть кадр в видоискателе до взвода и сразу после спуска затвора.
Вышеперечисленные аппараты «Зенит» пятого и шестого семейства постигла одна и та же судьба – быстрое забвение. Дело в том, что на смену им пришел новый аппарат «Зенит-Е», который стал настоящей классикой.
Собственно говоря, когда мы говорим фотоаппарат «Зенит», чаще всего вспоминаются именно неприхотливые, надежные и долговечные камеры «Зенит-Е», разошедшиеся по миру десятками миллионов штук.
«Зенит-Е» вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Резьбовое крепление объектива и мягкий, прекрасно ощущающийся спуск затвора, подъемное зеркало постоянного визирования, встроенный экспонометр и другие технологические особенности стали основой успеха этих камер. Время, проходящее между нажатием на кнопку спуска и началом движения шторок затвора, у этой модели, наверное, - наименьшее среди всех «Зенитов», что позволяет снимать движение «влет», а не с задержкой в немалые доли секунды.
Фотоаппарат «Зенит-Е» имел феноменальный успех, он массово продавался как в Советском Союза, так и за рубежом. Спрос на эти камеры был такой, что в Белоруссии, в городе Вилейке, при технической помощи КМЗ было развернуто новое производство фотоаппаратов. Правда, если качество первых выпусков было на должном уровне, то в конце 1980-х - начале 1990-х годов белорусские «Зениты» начали значительно отставать от своих подмосковных собратьев.

Более дешевым и простым вариантом модели «Зенит-Е» стал фотоаппарат «Зенит-В», выпускаемый с так называемым внешним экспонометром, который фотограф в случае необходимости мог купить отдельно.


В дальнейшем аппараты семейства «Зенит-Е» стали заметно устаревать, и КМЗ требовалось улучшить фотоаппарат, не удорожая его и одновременно не ломая с трудом налаженное массовое производство. Поэтому все технологические новинки были достаточно скромными. Так появились аппараты «Зенит-ЕМ» и «Зенит-БМ», которые отличались прыгающей или, как у нас говорили, «моргающей» диафрагмой.
Вследствие этого оперативность работы с объективами, снабженными механизмом такой диафрагмы (индекс «М»), резко повысилась. Вторым дополнением стал фокусировочный экран, который получил в центре микропризмы, значительно облегчившие точную наводку на резкость.

В новом семействе «Зенитов» под названием «TTL»/«12» были введены изменения в конструкцию затвора, повысившие точность отработки выдержек и равномерность хода шторок.

Необходимость в этом новшестве была связана с тем, что постепенно в стране развивалась цветная фотография, и эти вопросы становились жизненно важными, особенно при съемке на слайды. Самым долгоживущим из аппаратов этой серии в производстве на Красногорском механическом заводе стал «Зенит-11»: последние такие камеры были собраны на КМЗ аж в 1992 году.

Этот фотоаппарат выпускался в течение одиннадцати лет и хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Существовали и другие модификации аппаратов «Зенит», которые обладали как своими технологическими новшествами, так и существенными недостатками. Некоторые из них, как, например аппарат «Зенит-18», были вскоре сняты с производства из-за конструктивных недоработок.

Аппараты «Зенит» стали настоящей гордостью и ярким достижением советской фотопромышленности. Родившиеся в 50 - 60-е годы камеры «Зенит» прожили долгую жизнь и даже пережили свою эпоху. И сегодня многие любители фотографии не отказываются от своих «Зенитов», несмотря на появление современных, более молодых и точных автоматических аппаратов. На эти камеры запечатлены счастливые моменты из жизни миллионов людей по всему миру. «Зенит» вошел в историю как самый массовый зеркальный фотоаппарат XX века!

www.perunica.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о