Звукоряд, октавы и ноты
Что нужно знать, приступая к уроку:
- Музыкальные звуки.
Звукоряд и октава
Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Основные звуки называются ступенями.
Семь ступеней звукоряда образуют октаву, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше, чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия ступеней. Октав всего девять. Октава, лежащая посередине диапазона используемых в музыке звуков, называется Первая октава, далее Вторая, затем Третья, Четвертая и, наконец, Пятая. Октавы ниже первой имеют названия: Малая октава, Большая, Контроктава, Субконтроктава. Субконтроктава — это самая низкая из слышимых октав. Октавы ниже Субконтроктавы и выше Пятой октавы в музыке не применяются и названий не имеют.
Расположение частотных границ октав условно и выбрано таким образом, чтобы каждая октава начиналась с первой ступени (нота До) равномерно темперированного двенадцатизвукового строя и при этом частота 6-й ступени (нота Ля) Первой октавы составляла бы 440 Гц.
Частота первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (октавный интервал), будет отличаться ровно в 2 раза. Например, нота Ля первой октавы имеет частоту 440 герц, а нота Ля второй октавы — 880 герц. Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука, только на разной высоте (не путайте с унисоном, когда звуки имеют одинаковую частоту). Это явление называется октавное сходство звуков.
Натуральный звукоряд
Равномерное распределение звуков звукоряда по полутонам называется темперированным строем или натуральным звукорядом. Промежуток между двумя соседними звуками в таком строе называется полутоном.
Расстояние в два полутона образует целый тон. Лишь между двумя парами нот нет целого тона это между ми и фа, а также си и до. Таким образом, октава состоит из двенадцати равных полутонов.
Названия и обозначения звуков
Из двенадцати звуков в октаве только семь имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
Остальные пять имеют названия, образованные от основных семи, для чего применяют специальные символы: # — диез и b — бемоль. Диез означает, что звук расположен выше на полутон звука, к которому он приставлен, а бемоль — ниже. Важно помнить, что между ми и фа, как и между си и до лишь полутон, поэтому не может быть до бемоль или ми диез.
Приведенная выше система наименований нот обязана своим появлением гимну св. Иоанну за названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве.
Другая распространенная система обозначения нот — латинская: ноты обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»).
Обратите внимание, что ноту си обозначает не буква B, а H, а буквой B обозначают си-бемоль (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов все чаще это правило нарушается). Далее, для добавления к ноте бемоля к ее названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is.
Исключения в названиях, которые обозначают гласные буквы: As, Es.
В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать ее с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Гитара: теория для начинающих. Звукоряд
На прошлом уроке мы рассмотрели понятия нот и пауз.
Музыкальный звук имеет четыре физических свойства: высоту, длительность, силу (громкость) и тембр. В звукоряде отражено первое свойство звука: высота. Семь звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, расположенных поступенно слева направо снизу вверх и повторяемых на различной высоте, образуют семиступенный звукоряд. Чем выше нота находится на нотоносце, тем выше она по звучанию. Расположение нот в звукоряде напоминает лестницу, ступеньками которой являются ноты. Так мы и будем их называть: ступени. Если ноту до принять за I ступень, то ре будет второй ступенью (II), ми -третьей (III) и т.
Звукоряд — это своего рода музыкальный алфавит. Из отдельных нот-букв составляются, по аналогии с языком литературным, слоги, слова, фразы, предложения и другие элементы музыкального языка.
В начале нотоносца на одной из линий выставляется ключ, определяющий на этой линии высоту одной-единственной ноты, от которой ведётся отсчёт высоты остальных нот. Применение ключей помогает нам избежать слишком большого количества добавочных линий. В музыке применяются три вида ключей: До, Соль и Фа. Вид и форма написания этих трёх ключей происходят от слегка видоизменённых латинских букв С, G и F. До конца XVIII века, главным образом в вокальной музыке, использовали пять ключей До. В настоящее время используются в основном только два ключа До: альтовый (для смычкового альта и тромбона) и теноровый (для фагота и тромбона). Интересно, что виолончель йотируется в трёх ключах: басовом, теноровом и скрипичном, а фортепиано и арфа — в двух: скрипичном и басовом.
Рассмотрим два основных ключа: скрипичный для высоких звуков и басовый для низких (от лат. bassus — низкий).
Скрипичный ключ Соль определяет на второй линии нотоносца высоту ноты соль первой октавы. Если нота соль находится на второй линии, толя в таком случае окажется между второй и третьей линией, си на третьей и т. д.
Басовый ключ Фа определяет на четвёртой линии нотоносца положение ноты фа малой октавы.
Хотя гитара нотируется в скрипичном ключе, любому гитаристу не помешает знание нот в ключе басовом — хотя бы для того, чтобы сыграть при случае на бас-гитаре.
Давайте снова взглянем на звукоряд. Часть звукоряда, охватывающая семь ступеней, от до до си включительно, называется октавой (лат. octava — восьмая). Полный звукоряд нот, используемых в музыкальной практике, включает в себя семь полных и две неполные октавы. Запомните названия октав снизу вверх: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
По краям звукоряда находятся неполные октавы: в субконтроктаве только две ноты — ля и си, а в пятой октаве всего одна нота — до. Остальные семь октав звукоряда полные.
Октавой называется также интервал — расстояние между любой нотой, принимаемой за I ступень, и её повторением на VIII ступени звукоряда вверху или внизу.
Полный звукоряд, используемый в музыке, включает в себя 52 ноты (белые клавиши рояля), звуков же гораздо больше — 88. К белым клавишам прибавляются 36 чёрных клавишей, альтерированных, т. е. повышенных на полутон, со знаком диез — *, или пониженных на полутон, со знаком бемоль — \>, получивших свои названия от «белых» нот.
На следующем уроке мы рассмотрим диапазон гитары.
масштаб| Определение, теория музыки и типы
- Связанные темы:
- полнотональная шкала макам тонос дастгях гамма
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
шкала , в музыке любая градуированная последовательность нот, тонов или интервалов, делящая то, что называется октавой.
Конкретный выбор различных тонов в любом музыкальном произведении обычно выявляет закономерность отношений между его высотами, которая может быть выражена как ряд фиксированных расстояний (интервалов) от одной высоты до другой в пределах октавы. Интервальные отношения между нотами гаммы являются ее существенной чертой, и каждая гамма определяется определенным набором интервалов. Другие аспекты использования высоты тона в музыке, такие как диапазон (расстояние от самого высокого тона, используемого до самого низкого), акцент, сделанный на определенных тонах, или одновременное (гармоническое) и последовательное (мелодическое) появление тонов, — не меняют идентичность звуков. шкале, хотя они могут иметь важное значение для описания ее функции.
Хотя число различных гамм, которые можно сформулировать, теоретически почти бесконечно, определенные гаммы имеют тенденцию становиться условными в рамках любой данной культуры или музыкальной традиции. Таким образом, масштаб отдельного музыкального произведения может быть характеристикой тональной системы целой культуры.
Гаммы оказались важными при анализе народной музыки и музыки бесписьменных культур, но ученые были вынуждены вывести гаммы посредством изучения реальной музыки, поскольку создатели музыки не знали гамм как теоретических концепции. Напротив, музыка наиболее высокоразвитых культур (по-разному описываемая как классическая музыка, художественная музыка, культурная музыка и музыка высокой культуры) создается с полным осознанием правил или условностей, касающихся использования гаммы.
Викторина по Британике
Основы теории музыки. Часть 2
Знаете ли вы разницу между мажорным и минорным аккордом, между восьмой и шестнадцатой нотой? Проверьте свои знания теории музыки с помощью этого теста.
Ввиду широкого спектра возможностей, во всем мире преобладает удивительно небольшое количество типов шкал.
Интервалы, встречающиеся в незападной музыке, часто довольно близко приближаются к основным интервалам в целый шаг и полушаг, которые используются в западной музыке. Вариации западных интервалов часто выражаются в центах (100 центов = один полушаг в равной темперации, образец из 12 равных полушагов, используемый в западной музыке). Задача определения гамм в незападной музыке еще более осложняется случайным появлением сильно различающихся интервалов или певческими техниками, которые производят звуки, высота тона которых не может быть точно определена с помощью обычных обозначений, таких как «кувыркающиеся звуки» (падающие мелодии), описанные Немецкий музыковед Курт Сакс в пении австралийских аборигенов.
Хотя музыка, исполняемая только на одной высоте, действительно существует, изучение гамм правильно начинается с появления по крайней мере двух разных звуков. Гаммы, состоящие только из одного или двух интервалов (т. е. из двух или трех тонов), можно найти во всем мире в монофонической музыке (состоящей из одной негармонизированной мелодической линии), хотя они, пожалуй, наиболее многочисленны на Цейлоне, в Восточной Сибири, в индейской Калифорнии.
культуры и в районах близ Уральских гор. Такие гаммы обычно отображают узкий диапазон, в котором высота тона разделена половиной шага, целым шагом или малой терцией (полтора шага, например, C – E ♭ ). Более крупные пропуски в двух- и трехнотных гаммах случаются, но реже. Некоторые простые гаммы, вероятно, приобрели дополнительные высоты тона из-за тенденции заполнять большие пропуски промежуточными нотами. Другой процесс, в результате которого гаммы могли расширяться, — это транспозиция в рамках одной мелодии одного характерного мелодического мотива (идентифицируемого фрагмента) на другой уровень высоты тона, что создает дополнительные ступени гаммы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Иногда примитивные мелодии, по-видимому, созданные путем транспозиции мотивов, также содержат признаки акцента на определенных тонах. Примером может служить мелодия, которая была аранжирована таким образом, что высоты G и C постоянно повторяются.
Мелодический «вес», придаваемый этим двум нотам, не мог быть достигнут простой транспозицией мотивов. Кроме того, взвешенные весы также могут выделять определенные высоты тона, используя их в качестве ограничений диапазона или помещая конкретную высоту тона на концах секций или конце пьесы.
Гаммы функционируют несколько иначе в художественно-музыкальных традициях высокоразвитых культур, поскольку они являются не только средством описания и анализа, но и предсуществующими предположениями для композитора или исполнителя. В этих культурах знание характеристик и требований различных гамм часто увековечивается письменными трактатами по теории музыки, а также устным общением от поколения к поколению. Существование профессиональных композиторов и исполнителей также способствует преемственности в музыкальных знаниях, даже несмотря на то, что некоторые культуры, такие как культуры западного мира, выступают за постоянные изменения в музыкальных практиках в допустимых пределах. В результате постепенных эволюционных процессов природа чешуи и ее функции могут коренным образом измениться на протяжении нескольких столетий.
Высокоразвитые сложные системы, управляющие использованием весов, существуют в различных культурах, главным образом на Дальнем Востоке, в Индии, Иране, мусульманском мире и на Западе. Различия в музыкальных стилях между этими культурами действительно велики, но есть некоторое сходство в том, как работают гаммы в каждом случае. Каждая культура имеет ряд основных гамм (шаблонов интервалов), называемых грамм в Индии, дастгях в Иране, макам в мусульманских культурах. Как правило, основная гамма используется для создания ряда различных ладов или основ для построения мелодии, в которых интервальная структура гаммы остается неизменной, в то время как первичное и вторичное мелодическое значение придается разным степеням высоты тона. Эта иерархия, в которой лады генерируются базовыми типами гамм, следовательно, порождает большее количество ладов, чем существует основных ладов. Условия макам и дастгях также используются для обозначения таких режимов; соответствующий индийский термин — джати .
В некоторых традициях художественной музыки лады служат основой для еще большего числа специфических типов мелодии, которые снова могут быть усовершенствованы путем импровизации в исполнении. В Индии основные мелодии называются раги ; в Иране это гуше . Хотя в западной художественной музыке есть система гамм и ладов, типы мелодий не используются так систематически или сознательно, как в некоторых незападных традициях.
Музыкальные гаммы: руководство для начинающих
Последнее обновление
Если вы учитесь играть на музыкальном инструменте, то довольно часто одной из первых вещей, которым вы учитесь играть, является мажорная гамма, но есть на самом деле много разных типов весов. Одни звучат радостно, другие — грустно, у одних пять нот, у других — двенадцать.
В этом посте мы рассмотрим все различные типы музыкальных гамм, их теорию и способы их формирования. Давайте начнем.
Содержание
Что такое гамма в музыке?
Шкала – это группа нот, расположенных в порядке возрастания или убывания высоты тона.
В восходящей шкале каждая нота выше по высоте, чем предыдущая, а в нисходящей шкале каждая нота ниже по высоте, чем предыдущая.
Степени шкалы
Слово шкала происходит от латинского слова, означающего лестницу.
Итак, вы можете представить шкалу восхождения по ступеням лестницы, которая представлена посохом.
Степени шкалыВы должны иметь пометку на каждой строке или пробеле.
Каждая ступень звукоряда имеет особое название:
- 1-я ступень: тоника
- 2-я ступень: супертоника
- 3-я ступень: медианта
- 4-я ступень: субдоминанта 90:91 доминанта 6-я ступень: субмедианта
- 7-я ступень: ведущая нота (или ведущий тон)
8-я ступень гаммы на самом деле является тоникой, но на октаву выше.
По этой причине, называя ступени гаммы, всегда следует называть ее 1-й ступенью.
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моим подробным руководством по шкале имен градусов здесь.
Мажорные гаммы
Одним из наиболее распространенных типов гамм является мажорная гамма .
Мажорные гаммы определяются комбинацией полутонов и тонов (целые тона и полутона):
Тон – Тон – Полутон – Tone – Tone – Tone – Semitone
Or in whole steps and half steps, it would be:
Whole – Whole – Half – Whole – Whole – Весь – Половина
Формула мажорной гаммы Гамма G мажор Вы можете использовать эту формулу целых шагов и полутонов для формирования мажорной гаммы, начиная с любой ноты.
Для более подробного ознакомления с формированием мажорных гамм прочтите этот пост, где мы рассмотрим все 12 мажорных гамм.
Минорные гаммы
Второй тип гаммы, который мы собираемся рассмотреть, это минорная гамма .
Минорные гаммы также имеют семь нот, как и мажорные, но они определяются сглаженной терцией.
Это означает, что третья нота звукоряда находится на три полутона выше первой, в отличие от мажорных звукорядов, где третья нота звукоряда находится на четыре полутона выше.
Мелодическая минорная гаммаСуществует три различных типа минорной гаммы:
- натуральный минор
- гармонический минор
- мелодический минор
Каждый тип минорной гаммы использует немного отличающуюся формулу полутонов и тонов, но все они имеют минорную терцию.
Подробнее о типах минорных гамм читайте в моем посте здесь.
Мажорные тональности довольно часто ассоциируются с музыкой, которая кажется счастливой или радостной, тогда как минорные тональности известны для музыки, которая звучит грустно или меланхолично.
Вот видео Прелюдии ми минор Шопена для демонстрации.
Прелюдия Шопена ми минорХроматические гаммы
Две рассмотренные нами гаммы называются диатоническими.
Это означает, что они находятся в «тональности», а первая нота звукоряда — это тоника.
Диатонические гаммы также являются гептатоническими (что означает, что они имеют семь нот) с двумя интервалами в полтона (полутона) и пятью интервалами, представляющими собой целые тона (тона).
Хроматическая гамма сильно отличается от диатонической гаммы, поскольку состоит из всех 12 нот западной музыки.
Каждая нота в хроматической гамме представляет собой интервал в полтона (полутона) отдельно от других.
Другими словами, чтобы сыграть хроматическую гамму, вы выбираете ноту, затем играете ноту на полшага выше и продолжаете, пока не дойдете до ноты, с которой начали.
Например, вот восходящая хроматическая гамма, начинающаяся с C:
Восходящая хроматическая шкала, C Хроматическая гамма, начинающаяся с CА вот нисходящая хроматическая гамма, начинающаяся с Gb:
Нисходящая хроматическая гамма соль-бемольПоскольку в хроматической гамме используется каждая отдельная нота, мы не говорим, что хроматическая гамма находится в определенной тональности.
Мы просто используем примечание, с которого начинается шкала, чтобы назвать его.
Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с моим руководством по хроматическим гаммам здесь.
Шкалы целых тонов
Гамма целых тонов — это тип звукоряда, в котором каждая нота представляет собой интервал в целый шаг (тон) друг от друга.
Это полная противоположность хроматической гамме, где каждая нота отстоят друг от друга на полтона (полутона).
Полная шкала тонов является типом гексатонической шкалы, что означает, что она имеет только шесть нот.
Это потому, что в целой шкале тонов нет интервалов в полшага.
Полная шкала тонов, начинающаяся с CЦелая шкала тонов имеет очень характерный звук, и с ней можно весело поиграть.
Чтобы узнать о них больше, я написал более подробный пост о шкалах целых тонов здесь.
Пентатоника
Следующий тип гаммы, который мы собираемся рассмотреть, это 9-й.0015 пентатоника .
Пентатонические гаммы являются одним из самых простых типов гамм и существуют уже очень давно.
Считается, что им может быть даже 50 000 лет!
Слово пентатоника происходит от греческого слова «пенте», означающего пять.
Это то же самое греческое слово, от которого мы получили «пятиугольник», означающее пятигранную форму.
Пять нот мажорной пентатоники:
- Первая ступень – тоника
- Вторая ступень – супертоника
- Третья ступень – медиана
- Пятая ступень – доминанта
- Шестая ступень – субмедианта
Вот пентатоника до мажор, чтобы вы могли видеть:
Пентатоника до мажорПентатоника до мажор гамма очень распространена во многих музыкальных произведениях, с которыми вы будете знакомы, от блюза и джаза до фолка и рока. Простота пентатоники делает ее очень универсальной.
Вот одно из моих любимых видео, в котором Бобби Макферрин использует пентатоническую гамму, чтобы создать музыку для публики.
Бобби МакФеррин демонстрирует пентатоническую гаммуМузыкальные лады
У каждой мажорной гаммы есть семь ладов.
Иногда их называют церковными модусами или греческими модусами.
The names of them are:
- Ionian (i)
- Dorian (ii)
- Phrygian (iii)
- Lydian (iv)
- Mixolydian (v)
- Aeolian (vi)
- Locrian (vii )
Несмотря на то, что они могут быть довольно запутанными, вы, вероятно, уже знакомы по крайней мере с одним из них.
Ионический лад — это просто другое название мажорной гаммы, а эолийский лад — это то же самое, что и натуральный минорный лад.
Каждый режим имеет различный звук, некоторые из них мажорные, а некоторые минорные.
Для получения дополнительной информации об их использовании прочтите этот пост о музыкальных режимах здесь.
Суммирование гамм в музыке
Надеюсь, это поможет лучше понять гаммы.
Я скоро добавлю в этот пост еще кое-что и надеюсь охватить диатонические гаммы, уменьшенные гаммы и гаммы из других культур.
Если у вас есть какие-либо вопросы по поводу чего-либо, просто отправьте мне сообщение, и я свяжусь с вами!
Автор Дэн Фаррант
Дэн Фаррант, основатель Hello Music Theory, преподает музыку более 15 лет, помогая сотням тысяч студентов открыть для себя радость музыки.