Светофильтр | это… Что такое Светофильтр?
Набор светофильтров.
Светофильтр в оптике, технике — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.
Содержание
|
Классификация по назначению
Светофильтры съёмочные
Различные съёмочные светофильтры
Светофильтр в фотографии и кинематографе, съёмочный светофильтр — оптическое устройство, которое служит для подавления, выделения или преобразования части светового потока, обычно части спектра.
- Светофильтры воздействуют на световой поток, не ограничивая его апертуру или поле зрения, в отличие от апертурной диафрагмы, полевой диафрагмы.
- Светофильтры предназначены для воздействия на основной световой поток от снимаемой сцены, в отличие от бленды, ограничивающей действие паразитного светового потока.
- Светофильтры (кроме некоторых эффектных, призматических), в отличие от линз, не изменяют направления световых лучей в оптической системе.
Устанавливается на объектив оптических приборов или фотокамер. В фотографии светофильтры применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов уже в процессе фотографирования. Светофильтры применяются также для воспроизводства различных цветовых и световых эффектов.
Крепление светофильтров к объективу осуществляется обычно резьбовым соединением, перед передней линзой объектива. Для сверхширокоугольных объективов из-за особенностей их оправы часто предусматривают крепление за задней линзой объектива. В проекционных и осветительных системах фильтры (особенно тепловые) часто устанавливаются между источником света и остальной оптической системой.
Крепление светофильтров к объективу, совмещённое со светозащитной блендой, называется
Маркируются съёмочные светофильтры диаметром присоединительной резьбы, условным обозначением типа фильтра и необязательным указанием кратности экспозиции (1x — не требуется изменение экспозиции, 4x — требуется увеличение экспозиции на 2 ступени).
Кратность фильтра зависит от спектрального состава света и от спектральной чувствительности фотоматериала. Например, светофильтр Ж-2x имеет кратность около 6 для изоортохроматических и 2 — для панхроматических материалов при спектральном составе света, близком к дневному освещению.[1]
Защитный фильтр
Предназначен для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Обычно эти фильтры обозначаются (N) — простое прозрачное осветлённое стекло. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр (UV — англ. UltraViolet). Защитные фильтры могут быть с водозащитным покрытием (WPC — англ. Water Proof Coat — водонепроницаемое покрытие).[2]
Нейтральный фильтр
Служит для снижения эффективной светосилы объектива без изменения геометрической, а также для снижения эффективной светосилы объектива, не имеющего диафрагмы.
Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый — ND2.
Существуют также нейтральные фильтры с плавной регулировкой плотности (variable range nd filter) от ND2 до ND400 и даже ND1000. Фактически это два поляризационных фильтра, вращающиеся один относительно другого.[4]
- Солнечный фильтр — чрезвычайно плотный нейтральный фильтр, позволяющий без вреда для фотографа и фотоматериала снимать Солнце, ядерный взрыв и другие явления, значительно превышающие по яркости обычные предметы.
Градиентный фильтр
Выравнивает яркость сцены, притемняя или меняя цвет части изображения.
Обычно служит для компенсации избыточной яркости неба и для получения различных художественных эффектов. Также применяется термин «Оттенённый светофильтр».
Спектральные (цветные)
- Ультрафиолетовый фильтр (бесцветный фильтр) — предназначен для снижения воздействия ультрафиолетовой части спектра в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки. Актуален только в случае, если объектив пропускает ультрафиолетовую часть спектра.
- Инфракрасный фильтр — пропускает инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные части спектра.
- Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии; «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр» в разной степени демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.
- Конверсионный фильтр — общее название группы фильтров, служащих для преобразования (конверсии) спектра
- Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков.
Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении. - Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.
- Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.
- Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков.
Мозаичные светофильтры для субтрактивной фотопечати
- Мозаичный фильтр — светофильтр, состоящий из большого числа элементов разных цветов, расположенных в определённом порядке. Применяется при получении пробного цветного отпечатка, по которому определяется комбинация корректирующих субтрактивных светофильтров[5].
В цифровой фотографии цветные светофильтры используются реже, так как последующая обработка изображения на компьютере позволяет получить практически идентичные их применению результаты.
Эффектные
Имеется множество фильтров, которые в процессе фотографирования производят различные световые эффекты на изображении. Например, светящиеся короны вокруг источников света или сверкающие в различных местах звёзды. Имеются различные цветные фильтры, которые изменяют цветовые переходы и соотношение цветов.
- Туманные — создают эффект дымки, тумана. Понижают контраст и насыщенность цвета
- Диффузные (софт-фильтр) — снижают резкость. Изготавливаются:
- Рефракционные. Простейший вариант — вазелин на стекле
- Дифракционные. Большое количество тонких штрихов, нанесённых на стекло
- Звёздные — превращают изображения точечных источников света и ярких бликов в «звёзды». Обычно используют явление дифракции. Обозначаются по числу лучей. Изготавливаются нанесением на стекло нескольких групп параллельных прямолинейных штрихов, создающих дифракционную картину. Число образуемых лучей всегда вдвое больше числа групп штрихов. Некоторые фильтры носят отдельные названия:
- Солнечные — восьмилучевые
- Астроиды — четырёхлучевые
- Радужные — образуют гало или радужное пятно дифракционного происхождения вокруг изображений точечных источников света.

- Цветные и многоцветные — изменяют цветовое решение снимаемой сцены или её части
- Множительные призмы — создают дублированное изображение
- Синтезированные голографические фильтры — голографическое изображение оптической системы является оптической системой. Однако помимо съёмки существующих оптических систем, можно рассчитать технически не реализуемую в веществе оптическую систему, после чего синтезировать голограмму такой системы и напечатать такую голограмму (например, отштамповать её на прозрачном пластике). Таким образом изготавливаются «коронные», «спиральные» фильтры, результатом применения которых является создание определённой формы (не реализуемой никакими другими фильтрами)вокруг изображений источников света. В строго математическом смысле, звёздные фильтры являются частным случаем синтезированных голографических.
[6][7] - Поляризационные — см. ниже
Насадочные линзы
Основная статья: Насадочная линза
Из-за одинакового способа применения и закрепления на объективе к съёмочным светофильтрам часто относят насадочные линзы:
- Полулинза — закреплённая в поворотной оправе половинка положительной линзы.
Создаёт эффект различного расстояния наводки на резкость для частей кадра. Как правило, применяется в макросъёмке для получения резкого изображения двух различных участков кадра, при невозможности достичь диафграмированием необходимой глубины резко изображаемого пространства. - Макролинза — служит для макросъёмки, применяется в основном на аппаратах с несменной оптикой. Обозначается оптическая сила в диоптриях или фокусное расстояние.
- Широкоугольный конвертер — насадка даёт эффект уменьшения фокусного расстояния.
Светофильтры методов цветовоспроизведения
Основная статья: Методы цветной фотографии
Основная статья: Цветовоспроизведение
Аддитивные фильтры
Аддитивные светофильтры (лат. additivus — прибавляемый) — цветоделительные зональные светофильтры, выделяющие из исходного светового потока белого света трёх пространственно разделённых (с помощью других оптических элементов) потоков: синего, зелёного и красного.
Любые цвета в пределах цветового охвата системы этих трёх фильтров могут быть получены смешиванием этих трёх потоков в различных пропорциях. Это смешивание называется Аддитивный синтез цвета. Обычно применяются абсорбционные фильтры, а также комбинации из абсорбционных и интерфереционных, для получения высокой точности цветопередачи. Аддитивные светофильтры — важная деталь осветительных систем проекционных телевизионных систем. Применяются в кинокопировальной технике и в специальных фотоувеличителях для цветной печати. С развитием цифровой фотографии широко применяются в CCD матрицах.
Субтрактивные фильтры
Фотоувеличитель «УПА-601» и корректирующие светофильтры для субтрактивной печати. СССР, 1981 год.
В отличие от аддитивных фильтров, в которых первичными цветами являются красный, зелёный и синий, в субтрактивной модели (англ. subtractive лат. subtraho — извлекаю) существуют три базовых цвета: жёлтый, пурпурный и голубой цвета (CMY).
При «вычитании» пурпурного и голубого из нейтрального белого тона получается синий цвет; вычитание жёлтого и пурпурного дает красный цвет, вычитание жёлтого и голубого — зелёный. Одновременно наложение всех трёх субтрактивных цветов дает чёрный тон.
Для цветной фотопечати субтрактивным методом выпускались наборы корректирующих светофильтров (в наборе 33 шт, по 11 светофильтров жёлтого, пурпурного и голубого цвета). Плотность светофильтров каждого цвета — от 5 до 100 %. Корректирующие субтрактивные светофильтры в фотоувеличителе вводились в световой поток между лампой накаливания и негативом. О применении корректирующих светофильтров см. Фотопечать.
В конструкции цифровых фотоаппаратов
Основная статья: матрица (фото)
- Зональные светофильтры для цветоделения. Являются частью массива цветных фильтров и обычно являются неотъемлемой частью матрицы.
- АА-фильтр (англ. Antialiasing фильтр), называемый также «фильтр низких частот», «low-pass фильтр».

Служит для устранения эффекта цветного муара, связанного с мозаичной структурой массива цветных фильтров. Обычно объединён с матрицей. - ИК-фильтр — интерференционный фильтр, необходимый для устранения влияния на изображение невидимой инфракрасной части спектра. Обычно располагается в непосредственной близости от матрицы.
Теплозащитные
Тепловой фильтр,теплофильтр — избирательно поглощает или отражает инфракрасное излучение и пропускает с малыми потерями диапазон видимого света. Применяются в осветительной аппаратуре, в проекторах для защиты плёнки, а также при микрофотографии для защиты биологических объектов от нагревания. Ранее применялись слабо окрашенные голубые и зелёные абсорбционные фильтры (обозначение СЗС для выпускавшихся в СССР). Удешевление производства значительно более эффективных интерфереционных фильтров привело к их массовому применению.
Классификация светофильтров по принципу действия
Абсорбционные
(лат.
absorbeo — поглощаю). Обладают спектральной избирательностью, обусловленной различным поглощением различных участков спектра электромагнитного излучения. Наиболее массовые фильтры. Производятся на основе окрашенных оптических стёкол или органических веществ (например, из желатины).
- Стеклянные фильтры отличаются стабильностью характеристик, высокой устойчивостью к температурным и иным воздействиям.
- Желатиновые фильтры, несмотря на большее разнообразие оптических характеристик, механически непрочны, быстро выцветают, и потому намного менее распространены, чем стеклянные.
- Пластмассовые фильтры находят применение благодаря намного большей лёгкости окраски и разнообразия получаемых свойств по сравнению со стеклянными. Они долговечнее желатиновых.
- Жидкостные светофильтры — сосуды со стеклянными стенками, заполненные растворами красителей. Используются редко, в основном в научных исследованиях, при наличии у используемого вещества уникальных характеристик.

Интерференционные
Основная статья: Интерференционный фильтр
Отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего излучения, благодаря явлению многолучевой интерференции в тонких диэлектрических плёнках. Также называется Дихроичный фильтр.
Отражательные
Действие отражательных фильтров основано на спектральной зависимости отражения непрозрачного материала. Преимуществом отражательного фильтра перед абсорбционными является единственность участвующей в оптической системе поверхности и отсутствии хроматических аберраций, вносимых преломляющими прозрачными средами.
Поляризационные
Основная статья: Поляризатор
Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной.
- Линейная поляризация (Linear polarization). Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию — они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить.
То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет. Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а также к компактным камерам.
- Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Однако, смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать. Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую.[8]
Дисперсные
(от лат.
dispersio — рассеяние) основаны на зависимости показателя преломления от длины волны. В сочетании с отражающими и/или интерфереционными фильтрами, а также растром часто служат для создания расщепляющих оптических систем — дихроических призм. Находят применение в современных мультимедийных проекторах, где являются основным инструментом разделения светового потока мощной лампы накаливания на три спектральных диапазона. Применяются в качестве эффектных фильтров для получения радужных изображений.
Классификация по типу выделяемой части спектра
Узкополосные
Односторонние
Двухсторонние
Корректирующие
Корректирующие, которые частично поглощают свет в одних участках спектра и пропускают в других. Например, фильтр BG34 снижает интенсивность излучения вольфрамовой галогенной лампы в районе 600 нм, пропуская при этом все излучение в красной и синей областях, где чувствительность детектора ниже.
Классификация по конструктивному исполнению
Одиночные фильтры
Круглые фильтры в оправе с винтовым или байонетным креплением.
Системы фильтров
Компаундер (*компендиум) — держатель фильтров, основной характеристикой которого является размер вставляемого фильтра.
Фильтры, определяющей характеристикой которых является размер и форма:
- Квадратная — вставляются в компендиум и центрируется по середине.
- Прямоугольная : градиентные оттеняющие.
- Круглая: поляризационные, реже как альтернатива квадратным.
Дополнительные элементы системы фильтров (бленды, переходные кольца и т. д.).
См. также
- Оптические системы
Примечания
- ↑ В.Г.Пелль Кратность светофильтра // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Что такое защитный фильтр. Для чего он нужен. (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Нейтральный фильтр (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Нейтральный фильтр с регулировкой плотности (англ.).
- ↑ Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 447 с. — 100 000 экз.
- ↑ Петерлинк: Интернет-провайдер N1 в Санкт-Петербурге. Интернет в СПб
- ↑ Media-security
- ↑ Как работает поляризационный фильтр (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
Литература
- Хеймен Р. Светофильтры (Rex Hayman. Filters)
- Ярославский Л. П., Мерзляков Н. С. Методы цифровой голографии. — М.: «Наука», 1977.
- Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 447 с. — 100 000 экз.
- Крис Вестон Фильтры в фотографии. Программные и оптические системы. — М.: «Арт-родник», 2010 г.
Ссылки
- Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Светофильтр | это… Что такое Светофильтр?
Набор светофильтров.
Светофильтр в оптике, технике — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.
Содержание
|
Классификация по назначению
Светофильтры съёмочные
Различные съёмочные светофильтры
Светофильтр в фотографии и кинематографе, съёмочный светофильтр — оптическое устройство, которое служит для подавления, выделения или преобразования части светового потока, обычно части спектра.
- Светофильтры воздействуют на световой поток, не ограничивая его апертуру или поле зрения, в отличие от апертурной диафрагмы, полевой диафрагмы.
- Светофильтры предназначены для воздействия на основной световой поток от снимаемой сцены, в отличие от бленды, ограничивающей действие паразитного светового потока.

- Светофильтры (кроме некоторых эффектных, призматических), в отличие от линз, не изменяют направления световых лучей в оптической системе.
Устанавливается на объектив оптических приборов или фотокамер. В фотографии светофильтры применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов уже в процессе фотографирования. Светофильтры применяются также для воспроизводства различных цветовых и световых эффектов.
Крепление светофильтров к объективу осуществляется обычно резьбовым соединением, перед передней линзой объектива. Для сверхширокоугольных объективов из-за особенностей их оправы часто предусматривают крепление за задней линзой объектива. В проекционных и осветительных системах фильтры (особенно тепловые) часто устанавливаются между источником света и остальной оптической системой.
Крепление светофильтров к объективу, совмещённое со светозащитной блендой, называется компендиум.
Маркируются съёмочные светофильтры диаметром присоединительной резьбы, условным обозначением типа фильтра и необязательным указанием кратности экспозиции (1x — не требуется изменение экспозиции, 4x — требуется увеличение экспозиции на 2 ступени).
Кратность фильтра зависит от спектрального состава света и от спектральной чувствительности фотоматериала. Например, светофильтр Ж-2x имеет кратность около 6 для изоортохроматических и 2 — для панхроматических материалов при спектральном составе света, близком к дневному освещению.[1]
Защитный фильтр
Предназначен для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Обычно эти фильтры обозначаются (N) — простое прозрачное осветлённое стекло. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр (UV — англ. UltraViolet). Защитные фильтры могут быть с водозащитным покрытием (WPC — англ. Water Proof Coat — водонепроницаемое покрытие).[2]
Нейтральный фильтр
Служит для снижения эффективной светосилы объектива без изменения геометрической, а также для снижения эффективной светосилы объектива, не имеющего диафрагмы.
Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый — ND2.
Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8. Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше.[3]
Существуют также нейтральные фильтры с плавной регулировкой плотности (variable range nd filter) от ND2 до ND400 и даже ND1000. Фактически это два поляризационных фильтра, вращающиеся один относительно другого.[4]
- Солнечный фильтр — чрезвычайно плотный нейтральный фильтр, позволяющий без вреда для фотографа и фотоматериала снимать Солнце, ядерный взрыв и другие явления, значительно превышающие по яркости обычные предметы.
Градиентный фильтр
Выравнивает яркость сцены, притемняя или меняя цвет части изображения.
Обычно служит для компенсации избыточной яркости неба и для получения различных художественных эффектов. Также применяется термин «Оттенённый светофильтр».
Спектральные (цветные)
- Ультрафиолетовый фильтр (бесцветный фильтр) — предназначен для снижения воздействия ультрафиолетовой части спектра в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки. Актуален только в случае, если объектив пропускает ультрафиолетовую часть спектра.
- Инфракрасный фильтр — пропускает инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные части спектра.
- Корректирующие фильтры применяются в чёрно-белой фотографии; «жёлтый фильтр», «жёлто-зелёный фильтр», «оранжевый фильтр» и «красный фильтр» в разной степени демпфируют синюю часть спектра и делают изображение более контрастным. «Голубой фильтр» обладает противоположными свойствами.
- Конверсионный фильтр — общее название группы фильтров, служащих для преобразования (конверсии) спектра
- Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков.
Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении. - Флуоресцентный фильтр — специальный корректирующий светофильтр, приводящий освещение лампами дневного света к балансу, близкому к лампам накаливания.
- Конверсионные фильтры для фотографирования при свете ламп накаливания на цветную фотоплёнку, предназначенную для солнечного освещения и наоборот.
- Для цветной фотографии применяются светофильтры всевозможных цветовых оттенков.
Мозаичные светофильтры для субтрактивной фотопечати
- Мозаичный фильтр — светофильтр, состоящий из большого числа элементов разных цветов, расположенных в определённом порядке. Применяется при получении пробного цветного отпечатка, по которому определяется комбинация корректирующих субтрактивных светофильтров[5].
В цифровой фотографии цветные светофильтры используются реже, так как последующая обработка изображения на компьютере позволяет получить практически идентичные их применению результаты.
Эффектные
Имеется множество фильтров, которые в процессе фотографирования производят различные световые эффекты на изображении. Например, светящиеся короны вокруг источников света или сверкающие в различных местах звёзды. Имеются различные цветные фильтры, которые изменяют цветовые переходы и соотношение цветов.
- Туманные — создают эффект дымки, тумана. Понижают контраст и насыщенность цвета
- Диффузные (софт-фильтр) — снижают резкость. Изготавливаются:
- Рефракционные. Простейший вариант — вазелин на стекле
- Дифракционные. Большое количество тонких штрихов, нанесённых на стекло
- Звёздные — превращают изображения точечных источников света и ярких бликов в «звёзды». Обычно используют явление дифракции. Обозначаются по числу лучей. Изготавливаются нанесением на стекло нескольких групп параллельных прямолинейных штрихов, создающих дифракционную картину. Число образуемых лучей всегда вдвое больше числа групп штрихов. Некоторые фильтры носят отдельные названия:
- Солнечные — восьмилучевые
- Астроиды — четырёхлучевые
- Радужные — образуют гало или радужное пятно дифракционного происхождения вокруг изображений точечных источников света.

- Цветные и многоцветные — изменяют цветовое решение снимаемой сцены или её части
- Множительные призмы — создают дублированное изображение
- Синтезированные голографические фильтры — голографическое изображение оптической системы является оптической системой. Однако помимо съёмки существующих оптических систем, можно рассчитать технически не реализуемую в веществе оптическую систему, после чего синтезировать голограмму такой системы и напечатать такую голограмму (например, отштамповать её на прозрачном пластике). Таким образом изготавливаются «коронные», «спиральные» фильтры, результатом применения которых является создание определённой формы (не реализуемой никакими другими фильтрами)вокруг изображений источников света. В строго математическом смысле, звёздные фильтры являются частным случаем синтезированных голографических.[6][7]
- Поляризационные — см. ниже
Насадочные линзы
Основная статья: Насадочная линза
Из-за одинакового способа применения и закрепления на объективе к съёмочным светофильтрам часто относят насадочные линзы:
- Полулинза — закреплённая в поворотной оправе половинка положительной линзы.
Создаёт эффект различного расстояния наводки на резкость для частей кадра. Как правило, применяется в макросъёмке для получения резкого изображения двух различных участков кадра, при невозможности достичь диафграмированием необходимой глубины резко изображаемого пространства. - Макролинза — служит для макросъёмки, применяется в основном на аппаратах с несменной оптикой. Обозначается оптическая сила в диоптриях или фокусное расстояние.
- Широкоугольный конвертер — насадка даёт эффект уменьшения фокусного расстояния.
Светофильтры методов цветовоспроизведения
Основная статья: Методы цветной фотографии
Основная статья: Цветовоспроизведение
Аддитивные фильтры
Аддитивные светофильтры (лат. additivus — прибавляемый) — цветоделительные зональные светофильтры, выделяющие из исходного светового потока белого света трёх пространственно разделённых (с помощью других оптических элементов) потоков: синего, зелёного и красного.
Любые цвета в пределах цветового охвата системы этих трёх фильтров могут быть получены смешиванием этих трёх потоков в различных пропорциях. Это смешивание называется Аддитивный синтез цвета. Обычно применяются абсорбционные фильтры, а также комбинации из абсорбционных и интерфереционных, для получения высокой точности цветопередачи. Аддитивные светофильтры — важная деталь осветительных систем проекционных телевизионных систем. Применяются в кинокопировальной технике и в специальных фотоувеличителях для цветной печати. С развитием цифровой фотографии широко применяются в CCD матрицах.
Субтрактивные фильтры
Фотоувеличитель «УПА-601» и корректирующие светофильтры для субтрактивной печати. СССР, 1981 год.
В отличие от аддитивных фильтров, в которых первичными цветами являются красный, зелёный и синий, в субтрактивной модели (англ. subtractive лат. subtraho — извлекаю) существуют три базовых цвета: жёлтый, пурпурный и голубой цвета (CMY).
При «вычитании» пурпурного и голубого из нейтрального белого тона получается синий цвет; вычитание жёлтого и пурпурного дает красный цвет, вычитание жёлтого и голубого — зелёный. Одновременно наложение всех трёх субтрактивных цветов дает чёрный тон.
Для цветной фотопечати субтрактивным методом выпускались наборы корректирующих светофильтров (в наборе 33 шт, по 11 светофильтров жёлтого, пурпурного и голубого цвета). Плотность светофильтров каждого цвета — от 5 до 100 %. Корректирующие субтрактивные светофильтры в фотоувеличителе вводились в световой поток между лампой накаливания и негативом. О применении корректирующих светофильтров см. Фотопечать.
В конструкции цифровых фотоаппаратов
Основная статья: матрица (фото)
- Зональные светофильтры для цветоделения. Являются частью массива цветных фильтров и обычно являются неотъемлемой частью матрицы.
- АА-фильтр (англ. Antialiasing фильтр), называемый также «фильтр низких частот», «low-pass фильтр».
Служит для устранения эффекта цветного муара, связанного с мозаичной структурой массива цветных фильтров. Обычно объединён с матрицей. - ИК-фильтр — интерференционный фильтр, необходимый для устранения влияния на изображение невидимой инфракрасной части спектра. Обычно располагается в непосредственной близости от матрицы.
Теплозащитные
Тепловой фильтр,теплофильтр — избирательно поглощает или отражает инфракрасное излучение и пропускает с малыми потерями диапазон видимого света. Применяются в осветительной аппаратуре, в проекторах для защиты плёнки, а также при микрофотографии для защиты биологических объектов от нагревания. Ранее применялись слабо окрашенные голубые и зелёные абсорбционные фильтры (обозначение СЗС для выпускавшихся в СССР). Удешевление производства значительно более эффективных интерфереционных фильтров привело к их массовому применению.
Классификация светофильтров по принципу действия
Абсорбционные
(лат.
absorbeo — поглощаю). Обладают спектральной избирательностью, обусловленной различным поглощением различных участков спектра электромагнитного излучения. Наиболее массовые фильтры. Производятся на основе окрашенных оптических стёкол или органических веществ (например, из желатины).
- Стеклянные фильтры отличаются стабильностью характеристик, высокой устойчивостью к температурным и иным воздействиям.
- Желатиновые фильтры, несмотря на большее разнообразие оптических характеристик, механически непрочны, быстро выцветают, и потому намного менее распространены, чем стеклянные.
- Пластмассовые фильтры находят применение благодаря намного большей лёгкости окраски и разнообразия получаемых свойств по сравнению со стеклянными. Они долговечнее желатиновых.
- Жидкостные светофильтры — сосуды со стеклянными стенками, заполненные растворами красителей. Используются редко, в основном в научных исследованиях, при наличии у используемого вещества уникальных характеристик.

Интерференционные
Основная статья: Интерференционный фильтр
Отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего излучения, благодаря явлению многолучевой интерференции в тонких диэлектрических плёнках. Также называется Дихроичный фильтр.
Отражательные
Действие отражательных фильтров основано на спектральной зависимости отражения непрозрачного материала. Преимуществом отражательного фильтра перед абсорбционными является единственность участвующей в оптической системе поверхности и отсутствии хроматических аберраций, вносимых преломляющими прозрачными средами.
Поляризационные
Основная статья: Поляризатор
Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной.
- Линейная поляризация (Linear polarization). Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию — они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить.
То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет. Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а также к компактным камерам.
- Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Однако, смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать. Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую.[8]
Дисперсные
(от лат.
dispersio — рассеяние) основаны на зависимости показателя преломления от длины волны. В сочетании с отражающими и/или интерфереционными фильтрами, а также растром часто служат для создания расщепляющих оптических систем — дихроических призм. Находят применение в современных мультимедийных проекторах, где являются основным инструментом разделения светового потока мощной лампы накаливания на три спектральных диапазона. Применяются в качестве эффектных фильтров для получения радужных изображений.
Классификация по типу выделяемой части спектра
Узкополосные
Односторонние
Двухсторонние
Корректирующие
Корректирующие, которые частично поглощают свет в одних участках спектра и пропускают в других. Например, фильтр BG34 снижает интенсивность излучения вольфрамовой галогенной лампы в районе 600 нм, пропуская при этом все излучение в красной и синей областях, где чувствительность детектора ниже.
Классификация по конструктивному исполнению
Одиночные фильтры
Круглые фильтры в оправе с винтовым или байонетным креплением.
Системы фильтров
Компаундер (*компендиум) — держатель фильтров, основной характеристикой которого является размер вставляемого фильтра.
Фильтры, определяющей характеристикой которых является размер и форма:
- Квадратная — вставляются в компендиум и центрируется по середине.
- Прямоугольная : градиентные оттеняющие.
- Круглая: поляризационные, реже как альтернатива квадратным.
Дополнительные элементы системы фильтров (бленды, переходные кольца и т. д.).
См. также
- Оптические системы
Примечания
- ↑ В.Г.Пелль Кратность светофильтра // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Что такое защитный фильтр. Для чего он нужен. (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Нейтральный фильтр (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Нейтральный фильтр с регулировкой плотности (англ.).
- ↑ Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 447 с. — 100 000 экз.
- ↑ Петерлинк: Интернет-провайдер N1 в Санкт-Петербурге. Интернет в СПб
- ↑ Media-security
- ↑ Как работает поляризационный фильтр (рус.). «Про Фото». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
Литература
- Хеймен Р. Светофильтры (Rex Hayman. Filters)
- Ярославский Л. П., Мерзляков Н. С. Методы цифровой голографии. — М.: «Наука», 1977.
- Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — 447 с. — 100 000 экз.
- Крис Вестон Фильтры в фотографии. Программные и оптические системы. — М.: «Арт-родник», 2010 г.
Ссылки
- Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Физика света и цвета. Фильтрация света
Большинство источников света излучают широкий диапазон длин волн, покрывающий весь спектр видимого света. Однако во многих случаях желательно производить свет с ограниченным спектром длин волн. Этого легко добиться с помощью специальных фильтров, пропускающих некоторые длины волн и выборочно поглощающих или отражающих нежелательные длины волн.
Цветные фильтры обычно изготавливаются из прозрачных кусочков окрашенного стекла, пластика, лакированного желатина (например, фильтры Враттена), обработанных для избирательного пропускания желаемых длин волн и ограничения других. В настоящее время используются два наиболее распространенных типа фильтров: поглощающие фильтры, поглощающие нежелательные длины волн и интерференционные фильтры фильтры, удаляющие выбранные длины волн за счет внутренней деструктивной интерференции и отражения. В любом фильтре небольшое количество падающего света отражается от поверхности независимо от конструкции фильтра, а небольшая часть света также поглощается.
Однако эти артефакты обычно очень минимальны и не мешают основной функции фильтра.
Абсорбционные фильтры . Эти фильтры обычно изготавливаются из окрашенного стекла, лакированного желатина или синтетических полимеров (пластиков) и имеют широкий спектр применения. Они используются для создания специальных эффектов в ряде приложений фотографии и широко используются в киноиндустрии. Кроме того, поглощающие фильтры обычно используются в знаках и светофорах, а также в качестве сигналов направления в автомобилях, лодках и самолетах. На приведенной ниже диаграмме (рис. 1) показан пурпурный фильтр, предназначенный для адаптации к объективу камеры. Мы также построили интерактивное руководство по Java , в котором описывается, как работают лакированные желатиновые и стеклянные фильтры.
На рис. 1 три падающие волны окрашены в красный, зеленый и синий цвета, но предназначены для представления всех цветов, составляющих белый свет. Фильтр выборочно пропускает красную и синюю части спектра падающего белого света, но поглощает большую часть длин волн зеленого цвета.
Как обсуждалось в нашем разделе о основных цветах , пурпурный цвет получается путем вычитания зеленого из белого света. Светомодулирующие свойства типичного цветного фильтра показаны на рис. 2. В данном случае мы исследуем 9-цветный фильтр.0005 цветовая коррекция фильтр, добавляющий к падающему свету коэффициент 50 единиц компенсации цвета (cc). Детали фильтров цветокоррекции будут обсуждаться ниже в разделе цветокоррекция .
На рис. 2 выше поглощение представлено в зависимости от длин волн видимого света, прошедших через пурпурный фильтр. Пиковая интенсивность поглощенного света приходится примерно на 550 нанометров, прямо в центре зеленой области видимых длин волн. Фильтр также поглощает часть света в синей и красной областях, что указывает на то, что этот фильтр неидеален и не пропускает небольшую часть всех длин волн. Идеальный фильтр должен иметь очень острый пик с центром в зеленой области, который сходит на нет к нулевому поглощению в незеленых длинах волн, но этого практически невозможно добиться с помощью реальных поглощающих фильтров видимого света, которые можно производить по разумным ценам.
Этот тип нежелательного поглощения часто называют вторичное поглощение и является общим для большинства фильтров.
Абсорбционные фильтры
Узнайте, как желатиновые и стеклянные абсорбирующие фильтры используются для пропускания определенного диапазона длин волн.
Начало обучения
Интерференционные фильтры . Эти фильтры отличаются от поглощающих фильтров тем, что они отражают нежелательные длины волн и разрушают их, а не поглощают. Термин дихроичный возникает из-за того, что фильтр имеет один цвет при освещении проходящим светом, а другой — при отраженном свете. В случае пурпурного дихроичного фильтра, показанного ниже на рисунке 3, зеленый свет отражается от лицевой стороны фильтра, а пурпурный свет передается с другой стороны фильтра.
Дихроичные фильтры изготавливаются с использованием многослойных тонкопленочных покрытий, которые наносятся на оптическое стекло с помощью вакуумного напыления. Эти фильтры имеют четыре основных типа конструкции: коротковолновые, длинноволновые, полосовые и режекторные фильтры.
Дихроичные фильтры гораздо более точны и эффективны в своей способности блокировать нежелательные длины волн по сравнению с гелевыми и стеклянными абсорбирующими фильтрами. Коротко- и длинноволновые дихроичные фильтры действуют, как следует из названия, и пропускают только узкие полосы коротких или длинных волн, отражая нежелательные длины волн. Полосовые дихроичные фильтры являются наиболее распространенными и предназначены для пропускания выбранных длин волн в видимой области. На приведенной ниже диаграмме (рис. 4) показан спектр пропускания типичного полосового дихроичного фильтра.
На этом графике мы отобразили длины волн, которые пропускает фильтр, в зависимости от процента пропускания. Обратите внимание, что максимальная длина волны находится на уровне 550 нанометров — прямо в центре зеленой области. Этот фильтр гораздо более эффективен, чем описанный выше стеклянный или лакированный гель-пурпурный фильтр, потому что он практически не пропускает нежелательные длины волн, а вторичное пропускание практически отсутствует.
Последний тип дихроичных фильтров известен как режекторные фильтры длины волны, которые работают путем «вырезки» или устранения нежелательных длин волн. Режекторные фильтры фактически противоположны полосовым дихроичным фильтрам. Чтобы использовать пример, показанный на графике, режекторный фильтр пропускал бы длины волн красного и синего цветов, которые блокируются полосовым фильтром.
Дихроичные фильтры обычно используются для ряда применений, включая специальную фильтрацию для оптической микроскопии и фотографии. В высококачественных фотоувеличителях используются дихроичные фильтры (вместо абсорбционных) для точной настройки цвета света, проходящего через цветной негатив или диапозитив. Это позволяет фотографу в высокой степени контролировать цветокоррекцию фотопечати.
Коррекция цвета — Фотографам и микроскопистам часто приходится вносить небольшие коррективы в цвет освещения в фотоувеличителях и оптических трактах микроскопов для обеспечения точной цветопередачи.
Обычно это делается с Цветовая компенсация Kodak (сокращенно CC) фильтры, которые можно размещать на световом пути увеличителя или микроскопа. Хотя мы ссылаемся здесь на фильтры Kodak, существует множество производителей, которые производят эти фильтры, изготовленные из окрашенных гелей или дихроичного стекла. Эти фильтры помечены номером, который соответствует светопоглощающей способности фильтра, обычно в несколько произвольном диапазоне 05, 10, 20, 30, 40 и 50, как показано в таблице ниже для голубых фильтров.
| Filter Designation | Light Transmitted | Approximate Transmission | Peak Filter Density | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 05 (CC05C) | 8.9 units | 89% | 0,05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10 (CC10C) | 7,9 909 шт. 90 909 шт.0005 79% | 0.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 20 (CC20C) | 6.3 units | 63% | 0.20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 30 (CC30C) | 5 units | 50% | 0.30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 40 (CC40C) | 4 units | 40% | 0,40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 50 (CC50C) | 3,2 . фильтры становятся все темнее. В приведенном выше примере показан диапазон голубого фильтра от 05 до 50, где цвет фона для таблицы соответствует приблизительному цвету фильтра. Голубой фильтр 30 (называемый фильтром CC50C (голубой)) уменьшает интенсивность дополнительного цвета на 50 % или на один шаг экспозиции (f-stop). Фильтры CC доступны в виде фильтров Враттена (размером 2 дюйма × 2 дюйма или 3 дюйма × 3 дюйма) шести различных цветов: синего, желтого, зеленого, пурпурного, голубого и красного, а также различных плотностей (как показано в таблицах 1 и 2). Самый простой способ запомнить их использование — обратиться к «треугольнику цветовой компенсации», показанному на рисунке 5 ниже.Просто следуйте стрелкам от вершины к противоположной стороне или от стороны к противоположной вершине. Вы также можете обратиться к Таблице 2 для правильного цвета фильтра CC. Например, зеленый оттенок удаляется с помощью пурпурного фильтра CC. Соответствующая плотность выбранного CC-фильтра должна определяться тестовыми экспозициями. Цветные иллюстрации цветовых оттенков см. в книге Джона Делли « Фотография через микроскоп ».
Table 2 When проводя опыты с фотомикрографией (фотографирование через микроскоп), мы часто добавляем в световой тракт цветокомпенсирующие фильтры. СоавторыМортимер Абрамовиц — Olympus America, Inc., Two Corporate Center Drive., Melville, New York, 11747. Michael W. Davidson — Национальная лаборатория сильного магнитного поля, 1800 East Paul Dirac Dr ., Университет штата Флорида, Таллахасси, Флорида, 32310.
| Светофильтр Большинство источников света излучают широкий диапазон длин волн, охватывающий весь спектр видимого света. обычно изготавливаются из прозрачных кусочков окрашенного стекла, пластика или лакированного желатина (например, фильтры Враттена), которые были обработаны для избирательного пропускания желаемых длин волн при ограничении нежелательных длин волн. Двумя наиболее распространенными типами фильтров, используемых сегодня, являются абсорбционные фильтры , которые поглощают нежелательные длины волн, и интерференционные фильтры , которые удаляют выбранные длины волн за счет внутренней деструктивной интерференции и отражения. Абсорбционные фильтры — Эти фильтры обычно изготавливаются из окрашенного стекла, лакированного желатина или синтетических полимеров (пластмасс) и имеют широкий спектр применения. Они часто используются для создания специальных эффектов в ряде приложений фотографии и широко используются в киноиндустрии. Кроме того, поглощающие фильтры обычно используются в знаках и светофорах, а также в сигналах направления на транспортных средствах, таких как автомобили, лодки и самолеты. Типичный поглощающий фильтр показан выше на рис. 1. В этом примере пурпурный фильтр, предназначенный для адаптации к объективу камеры, сталкивается с тремя падающими световыми волнами. Хотя они показаны как красные, зеленые и синие волны, они предназначены для представления всех цветов, составляющих белый свет. На рисунке 2 показаны светомодулирующие свойства другого типичного цветного фильтра. В этом случае исследуется фильтр для коррекции цвета , который добавляет к падающему свету коэффициент в 50 единиц компенсации цвета (cc), концепция, которая будет более подробно обсуждаться ниже. Процент поглощения фильтра отображается в зависимости от длин волн видимого света, прошедших через фильтр. Пиковая интенсивность поглощенного света приходится примерно на 550 нанометров, прямо в центре зеленой области видимых длин волн. Однако график также показывает, что часть света в синей и красной областях поглощается, что указывает на то, что этот фильтр не идеален и что он препятствует небольшой части всех длин волн.
Интерференционные фильтры — Эти фильтры отличаются от поглощающих фильтров тем, что они отражают и деструктивно интерферируют с нежелательными длинами волн света, а не поглощают их. Их часто называют дихроичными , потому что они имеют один цвет на стороне, от которой отражается свет, и другой цвет на стороне, через которую проходит проходящий свет. Например, в пурпурном дихроичном фильтре, показанном ниже на рисунке 3, зеленый свет отражается от лицевой стороны фильтра, а пурпурный свет передается от задней части фильтра. намного точнее и эффективнее блокируют нежелательные длины волн, чем гелевые и стеклянные абсорбирующие фильтры. Изготовленные из многослойных тонкопленочных покрытий, которые наносятся на оптическое стекло с помощью вакуумного напыления, эти фильтры имеют четыре основных типа конструкции: коротковолновые, длинноволновые, полосовые и режекторные фильтры. Коротко- и длинноволновые дихроичные фильтры действуют, как следует из названия, пропуская только узкие полосы коротких или длинных волн и отражая нежелательные длины волн. Однако полосовые дихроичные фильтры являются наиболее распространенными и предназначены для пропускания выбранных длин волн в видимой области. На рис. 4 показан спектр пропускания типичного полосового дихроичного фильтра. В этом примере длины волн, пропускаемые фильтром, отображаются в зависимости от процента пропускания. Обратите внимание, что максимум длины волны находится на уровне 550 нанометров, прямо в центре зеленой области. Последний тип дихроичных фильтров известен как режекторные фильтры длины волны, которые действуют путем «вырезки» или устранения нежелательных длин волн. Режекторные фильтры по существу противоположны полосовым дихроичным фильтрам. Например, вместо выборочной передачи нужных зеленых длин волн, как в полосовом фильтре, изображенном на рис. 4, режекторный фильтр устраняет нежелательные красные и синие длины волн за счет отражения. Таким образом, оба фильтра эффективно достигают одного и того же результата, но противоположным образом. Дихроичные фильтры обычно используются для ряда приложений, включая специальную фильтрацию для оптической микроскопии и фотографии. Как правило, в высококачественных фотоувеличителях для цветной фотографии используются дихроичные фильтры, а не абсорбционные фильтры, для точной настройки цвета света, проходящего через цветные негативы и прозрачные пленки. Цветовая коррекция — Для обеспечения точной цветопередачи фотоувеличителям и микроскопистам часто приходится вносить небольшие корректировки в цвет освещения. Обычно это достигается с помощью фильтров Kodak Color Compensation ( CC ), которые можно легко поместить на световой путь увеличителя или микроскопа. Однако многие другие производители также производят эти фильтры, изготовленные из окрашенных гелей или дихроичного стекла. Фильтры компенсации цвета помечены номером, который соответствует светопоглощающей способности фильтра, обычно в несколько произвольном диапазоне 05, 10, 20, 30, 40 и 50, как показано в таблице голубых фильтров, показанной ниже.
Таблица 1 В таблице 1 представлен диапазон голубого фильтра от 05 до 50, а цвет фона каждой строки таблицы соответствует приблизительному цвету фильтра, указанному в этом разделе. По мере увеличения номеров меток фильтры становятся все темнее, что приводит к поглощению большего количества света. Обратите внимание, что голубой фильтр 30 (называемый фильтром CC30C (голубой)) уменьшает интенсивность дополнительного цвета на 50 %, что обычно называют одним шагом экспозиции или диафрагмой. Фильтры компенсации цвета доступны в виде фильтров Враттена размером от 2 x 2 дюймов или 3 x 3 дюйма и шести различных цветов: синего, желтого, зеленого, пурпурного, голубого и красного. Для того, чтобы использовать цветовой компенсирующий треугольник, необходимо следовать стрелкам от вершины к противоположной стороне или от стороны к противоположной вершине. Например, стрелка соединяет зеленый и пурпурный цвета в треугольнике. Это означает, что зеленый оттенок можно удалить с помощью пурпурного фильтра цветовой компенсации, и наоборот. Таблица 2 также может быть использована для выбора правильного цвета фильтра цветовой компенсации. Однако, чтобы определить подходящую плотность выбранного фильтра цветовой компенсации, необходимо сделать пробные экспозиции.
Таблица 2 При проведении экспериментов, связанных с микрофотографией, фильтры для компенсации цвета часто помещают на световой путь прибора. Этого проще всего добиться, разрезав фильтр на круг и вставив его в путь света сразу за диффузионным фильтром. Альтернативным методом является приобретение небольших металлических рамок с фильтрами Враттена от Kodak, которые затем можно поместить на световой порт микроскопа прямо над полевой диафрагмой. Этот метод позволяет выполнять глобальную коррекцию цвета на полученных микрофотографиях. Соавторы Мортимер Абрамовиц — Olympus America, Inc., Two Corporate Center Drive., Мелвилл, Нью-Йорк, 11747. Shannon H. Neaves и Michael W. Davidson — Национальная лаборатория сильного магнитного поля, 1800 East Paul Dirac Dr. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Узкополосные
Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении.
Создаёт эффект различного расстояния наводки на резкость для частей кадра. Как правило, применяется в макросъёмке для получения резкого изображения двух различных участков кадра, при невозможности достичь диафграмированием необходимой глубины резко изображаемого пространства.

То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет. Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а также к компактным камерам.

4 Поляризационные
Например, «красно-коричневые фильтры» и «синие фильтры» — для создания эффекта искусственного освещения при дневном свете, или эффекта дневного света — при искусственном освещении.
Создаёт эффект различного расстояния наводки на резкость для частей кадра. Как правило, применяется в макросъёмке для получения резкого изображения двух различных участков кадра, при невозможности достичь диафграмированием необходимой глубины резко изображаемого пространства.
Служит для устранения эффекта цветного муара, связанного с мозаичной структурой массива цветных фильтров. Обычно объединён с матрицей.
То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет. Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а также к компактным камерам.

90 909
Самый простой способ запомнить их использование — обратиться к «треугольнику цветовой компенсации», показанному на рисунке 5 ниже.
Этого проще всего добиться, сформировав фильтр ножницами в виде круга и вставив его в путь света сразу за диффузионным фильтром. В качестве альтернативы Kodak продает небольшие металлические рамки с фильтрами Враттена, которые можно поместить на световой порт микроскопа прямо над полевой диафрагмой. Это позволяет провести глобальную коррекцию цвета на полученных микрофотографиях.
Для большинства простых осветительных приборов, таких как внутреннее освещение, фонари и фары, этот широкий спектр длин волн является приемлемым и весьма полезным. Однако во многих случаях и для определенных применений желательно производить свет с ограниченным спектром длин волн. Этого легко добиться с помощью специальных фильтров, пропускающих одни длины волн электромагнитного излучения и избирательно поглощающих или отражающих другие.
Однако при использовании любого фильтра небольшое количество падающего света отражается от поверхности фильтра независимо от его конструкции, а другая небольшая часть света поглощается. Тем не менее, возникновение обычно очень минимально и не мешает основной функции фильтра.
Обратите внимание, что фильтр избирательно пропускает красную и синюю части спектра падающего белого света, но поглощает большую часть длин волн зеленого цвета. Помните, как обсуждалось в статье об основных цветах, пурпурный цвет получается путем вычитания зеленого из белого света.
Обычный для большинства фильтров, этот тип нежелательного поглощения часто называют вторичное поглощение . Если бы этот фильтр был идеальным, график на Рисунке 2 имел бы очень острый пик с центром в зеленой области, который уменьшался бы до нулевого поглощения на длинах волн, отличных от зеленого. Тем не менее, это почти невозможный подвиг в реальном мире, где фильтры видимого поглощения необходимо производить по разумным ценам.
Более того, на графике также практически не видно прохождения нежелательных длин волн, а вторичная передача практически отсутствует, что свидетельствует об эффективности этого типа фильтра.
Это дает фотографу особенно высокую степень контроля над цветокоррекцией фотопечати.
Они также доступны в широком диапазоне плотностей. Поскольку задействовано очень много факторов, самый простой способ запомнить, какой тип фильтра следует использовать для достижения желаемого эффекта, — это обратиться к треугольнику цветовой компенсации, подобному показанному на рис. 5, или к диаграмме, например, показанной в таблице. 2.