Разное

Что такое легато и стаккато: Что такое бас, легато, стаккато?

Что такое легато и стаккато

Содержание

  1. Музыкальные штрихи
  2. Эти итальянские слова…

Музыкальные мелодии в чем-то похожи на человеческую речь. Они прекрасны не только различиями между высотой звуков и их длительностью, но и интонацией, и артикуляцией.

Музыкальные штрихи

Именно оттенки речи или мелодии делают их такими уникальными. Исполнение мелодии, в котором нет артикуляции, разных оттенков, звучит механически и пусто. Такая музыка не зацепит зрителя, поскольку будет звучать однообразной монотонной речью.Артикуляцией в музыке называют различные способы «пропевания» мелодии. В основном это касается связанности или расчлененности нот. Артикуляция особо указывается в нотной записи, указывая исполнителю, как именно надо играть указанный отрывок мелодии.Три основных типа музыкальной артикуляции или штриха — нонлегато, легато и стаккато. Они присутствуют в любых музыкальных произведениях. Слово «легато» переводится с итальянского, как «связанный». Из этого названия следует, что ноты надо играть так, чтобы звуки плавно сменяли друг друга без толчков и перерывов. Звук должен распределяться равномерно от тона к тону. Существует огромное количество упражнений, направленный на правильную разработку кисти руки и пальцев для правильного исполнения этого приема. В нотном письме штрих легато обозначают дугой или лигой.

Эти итальянские слова…

«Нонлегато» или «раздельно» чаще всего применяется в пьесах, исполняемых в подвижном темпе. Этот штрих никак не обозначается в нотах. В начале обучения большинство учеников играет именно раздельно. При игре нонлегато звуки из инструмента извлекаются ровно без отрывистого или плавного звучания.«Стаккато» с итальянского переводится как «отрывисто». При этом исполнении мелодия звучит резко, с заметными паузами между нотами, при этом темп игры не замедляется. Стаккато делает музыкальный отрывок легким, тонким, грациозным. Это довольно сложный для освоения прием, у многих пианистов, например, с непривычки болят кончики пальцев, поскольку по клавишам приходится бить остро и коротко. В чем-то штрих стаккато напоминает быструю печать на клавиатуре, только вместо характерного треска звучат ноты. Этот штрих является антиподом штриха легато. В нотной записи он обозначается точкой над или под нотой, в зависимости от того, куда она ориентирована.Эти основные штрихи породили массу дополнительных. Но по сути, именно легато, стаккато и нонлегато определяют звучание пьесы. Все остальное — нюансы. В начале обучения музыканты учатся делать разницу между этими приемами звукоизвлечения максимально заметной. На этой разнице построено огромное количество музыкальных пьес.


Что такое банджо

Как подбирать аккомпанемент

Как записать голос на песню

Как настроить классическую гитару

Как научиться играть на пианино

Как научиться петь йодль

Н.

Б.Смирнова «Прикосновение к Музыке», часть 2

Конспект урока «История музыки», 2 кл.

Тема: Музыкальные образы в музыке и их зависимость от разнообразия музыкального прикосновения-произношения (штрихов).

Актуализация

Учитель:

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученики:

Характер и образы в музыке.

Учитель:

-Какую музыку мы слушали?

Ученики:

1. «Лебедь» Сен-Санса

2. «Дождик» Архиповского

3. «Марш тореадоров» Ж. Бизе

 

Учитель:

-Какой был характер музыки, которую мы слушали?

Ученики:

Ласковая, нежная, маршевая, строгая, резкая, колючая.

 Учитель:

— Какие образы нам представлялись?

Ученики:

— Красивый лебедь, марширующие солдатики, осенний дождик.

Учитель:

— Давайте посмотрим на рисунки, которые вы нарисовали на прошлом занятии.

 

 

                   
    

Проблематизация:

Учитель:

Что вы заметили?

Ученики:

— У нас получились разные образы

Кто-то из вас нарисовал лебедя, а кто-то нарисовал балерину, которая танцует под музыку К.Сен-Санса.

 

Кто-то рисовал «Дождик». Но и «Дождик» у всех получился разным! У кого-то это грустный, осенний дождик, а у кого-то — весёлый, звонкий дождик крупными каплями!

Также и с Маршем! Кто-то нарисовал смелого льва, кто-то — красивую Кармен!

Учитель:

— Образы получились разные на рисунках — разные по технике исполнения, по цветовой гамме, по композиции.

А как вы думаете, от чего зависит разнообразие образов и характеров в музыке?  Выскажите свои версии, отчего зависят разные образы в музыке?

(Ответы фиксируются на доске)

Что получилось? (Ученики смотрят на доску и обнаруживают, что у всех разные варианты, что нет однозначного ответа)

Учитель:

— Тогда нужно проверять версии.

И начнем сегодня — с прикосновения или штрихов

 Наш главный вопрос:  Может ли прикосновение влиять на создание образа? Проголосуйте, пожалуйста, «да» или «нет» (ответы разные)  Кто же прав? Предлагаю вам самим проверить ЭТО, слушая и наблюдая за исполнителями.

Цель урока:

Узнать, проверить  влияет ли прикосновение  (штрихи)  на разнообразие образов, характеров в музыке.

Определение образа результата

Учитель:

— Как мы поймем, что достигли цели?

Ученики:

— Мы сможем ответить, влияет ли прикосновение на создание образов, и, если ответ будет «ДА», то сможем объяснить, почему.

Критерии оценивания.

Учитель:

 Сегодня  будет оцениваться  умение  наблюдать, слушая музыку, т.е. обнаруживать особенность исполнения разнохарактерной музыки.

   

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 ( схема плана на доске)

 

Учитель:

— Для достижения цели нам необходимо

  1. Провести музыкальную пробу –  мы  попробуем сами воспроизвести на музыкальном инструменте разнохарактерную музыку.
  2. Пронаблюдать и сравнить исполнения (всем вместе определим, благодаря чему получилось).
  3. Попытаться сформулировать разницу исполнений, сделать на основе сравнения вывод.
  4. Проверить вывод (например, у эксперта – у Натальи Борисовны) и применить на практике новые знания.
  5. Подвести итоги.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  УРОКА

Пункт плана №1. Музыкальная проба.

Учитель:

— Предлагаю каждому из вас сыграть на фортепиано  образ Лебедя, Дождика и Марша.

Каждый по очереди  «играет» образы (на фортепиано) Лебедя, Дождика и Марша. Остальные  с помощью  карточек «солнышко», «тучка» будут оценивать, у кого получилось изобразить:

  • Лебедя — музыка была мягкая, плавная, как будто лебедь плыл по воде
  • Дождик – музыка была острая, колючая, как капли дождя
  • Марш – музыка была ритмичная, чёткая, в ней были слышны шаги марширующих людей, такие, как слышим на параде, празднике.

Процедура оценивания:

Каждому ребёнку — исполнителю  выдаются заранее заготовленные учителем бланки  с изображение Лебедя, Дождика, марширующих людей.

Тот ребёнок, который наиболее точно,  по мнению экспертов,  передал конкретный образ, рисует напротив образа себе плюс.

 

Пункт плана №2. Сравнение исполнения

Учитель:

-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Лебедя.

Как вам это удалось?

Ученики:

-Мы  прикасались мягко, нежно.

— Один звук мягко переходил,  перетекал в другой – образы нежной музыки, так, как будто лебедь плыл по воде.

Учитель:

— Нарисуйте, пожалуйста,   рядом с образом Лебедя  волну или радугу ͡

Учитель:

-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Дождика

Как вам это удалось?

Ученики:

— Когда  прикасались остро, коротко, отдёргивая руку – возникали образы капель дождя.

Учитель:

 — Нарисуйте, пожалуйста,   рядом с образом точки дождя  . . . . .

-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Марша.

Ученики:

Если прикасаться  пальцами так, как будто «пальцы ходили» по клавишам (чётко, ритмично, упруго) —  возникали образы ритмичного марша, парада.

Учитель:

Нарисуйте музыкальные шаги, следы чёрточками _ _ _ _

Пункт плана №3. Формулировка вывода

Учитель:

Каждый из вас сам пробовал сыграть разные образы. Вы наблюдали за собой и другими. Вы назвали отличие исполнения одного образа от другого.

Попробуйте сделать вывод, создают ли штрихи (прикосновения) разные образы в музыке?

Ученики:

-От того, как мы касаемся,  возникают разные образы, значит, прикосновение влияет  на создание образов в музыке.

 

Пункт плана №4.Проверим вывод.

Учитель:

— Вы правы. Что делают музыканты, когда играют музыку?

Ученики:

Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, извлечь его резко, «подчеркнуть» и т.д.

Учитель:

Именно от способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создаёт.

Штрихи – разные способы прикосновений в музыке, благодаря чему мы получаем разные характеры в музыке.

Каждое прикосновение – штрих имеет свое название.

Мягкое, плавное прикосновение, при котором один звук перетекает в другой, называется

ЛЕГАТО.

 ( запишите это понятие рядом со знаком ͡    . )

Острое, короткое прикосновение, при котором звук получается коротким и быстрым, называется СТАККАТО

 (запишите это понятие рядом с точками  …)

Плотное, но не связное прикосновение, при котором каждый звук звучит отдельно, называется НОН ЛЕГАТО

(запишите это понятие рядом с  пунктиром _ _ _)

 

Каждое произведение, в зависимости от его темпа и характера, звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку дождика, звучит весело, каждый звук «подпрыгивает», помогая создавать в воображении нужный образ. Конечно, образ весёлого Дождика создаётся в том случае, если произведение написано в мажоре, а если в миноре, то получится картинка грустного дождика. Уже на этом примере понятно, что образ складывается из многих составляющих, и штрихи это важное, но не единственное выразительное средство.

Нежная колыбельная, вальс, пьеса Лебедь звучат плавно и протяжно, на легато, каждый её звук будто выливается из предыдущего, сливаясь в общую картину.

Поэтому, чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть многими музыкально-выразительными средствами. В арсенале музыкантов их достаточно много: это и динамические оттенки, и свободное владение темпом. И что ещё вы можете назвать…?

Ученики:

И прикосновения, то есть произнесение звуков пальцами, а значит, владение различными штрихами.

Учитель:

— Давайте потренируемся использовать новые понятия ШТРИХИ, ЛЕГАТО, СТАККАТО, НОН ЛЕГАТО в своих объяснениях.

Сейчас мы ещё раз прослушаем уже знакомые нам музыкальные произведения (но уже в разных исполнениях) и попробуем объяснить, как штрихи помогают создавать музыкальный образ.

 Обратите внимание, слушая музыку, каким было легато в одном и в другом исполнении.

К.Сен-Санс. Лебедь

https://www.youtube.com/watch?v=ATXifclxtq8

https://www.youtube.com/watch?v=qrFpPrMBD0s  («Лебедь» в исполнении У.Лопаткиной)

Объяснения детей.

Учитель:

-Каким было стаккато?

А.Архиповский. «Дождик»

https://www.youtube.com/watch?v=ti5k-ZTm508

https://www.youtube.com/watch?v=xbYbAInN-ao

Объяснения детей.

Учитель:

— Каким было нон легато?

Ж.Бизе. Марш Тореадора из оперы «Кармен»

https://www. youtube.com/watch?v=_TtN9NsfeCI(с 28.секунды)

https://www.youtube.com/watch?v=CIcCEr-x49g

 После прослушивания музыки и  детских объяснений педагог обращает внимание на схему плана.

 

Пункт плана №5. Итоги.

Учитель:

— Мы прошли длинный путь. Вспомним, какая была у нас цель урока? (ответы детей)

Достигли ли мы ее? Да

Чему вы научились, что узнали? (ответы детей)

Ученики

— Мы сделали вывод, что с помощью штрихов музыканты могут передавать разные образы в музыке. Потому что легато, стаккато, нон легато отличаются друг от друга, например, легато — плавное и мягкое прикосновение, а стаккато — острое и короткое, потому и образы получаются разными!

— А ещё (* некоторые из учеников действительно слышат это!) можно сделать вывод, что и легато может быть РАЗНЫМ, и стаккато, потому мы нарисовали разные Дождики, разных Лебедей.

 

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 Оцените свой результат.  Обведите нужный знак

Оценочный бланк ребенка.

РЕФЛЕКСИЯ:

 Учитель:

— Давайте вспомним самые яркие переживания сегодняшнего урока. (Рефлексия на подобных уроках направлена не только на сам предметный результат, она направлена, прежде всего, на сам путь достижения этого результата.)

 

 

  • Предыдущая статья: Н.Б.Смирнова «Прикосновение к Музыке»
  • Список статей

Научитесь играть стаккато и легато на фортепиано

12.08.2019

1 Комментарий

 

Игра на фортепиано включает в себя множество различных действий одновременно; физически и ментально. Даже когда мы просто читаем ноты — мы не можем получить полную картину, просто читая ноты. У нас есть ключевой размер, тактовый размер, динамика и даже артикуляции, которые мы должны постоянно читать вместе с нотами, чтобы действительно сыграть то, что задумал композитор.

Ключевой размер говорит нам, какие ноты играть диезом или бемолем, тактовый размер говорит нам, сколько ударов нужно считать в каждом такте и какой тип ноты получает удар, динамика говорит нам, где играть мягко или громко, а артикуляции говорят нам нам, как играть ноты.

Сегодня мы сосредоточимся на том, как играть ноты двумя разными способами; легато и стаккато. Как только вы научитесь распознавать эти различные артикуляции в своих нотах и ​​играть их на фортепиано, вам действительно понравится, насколько лучше они улучшают звучание вашей игры!

Легато означает воспроизведение длинных нот, а стаккато означает воспроизведение коротких нот. Думайте о них как о противоположностях. Также легко, если вы сопоставите первую букву каждого из них, чтобы помочь вам запомнить, что есть что: легато = длинное, а затем стаккато = короткое.

​В нотах любая нота, которую мы видим с точкой над ней (а не рядом с ней), является стаккато/короткой нотой. Их очень легко распознать, и это будут единственные заметки с точкой над ними.

  • Чтобы сыграть стаккато на клавиатуре фортепиано, просто нажмите и сразу же отпустите ноту после нажатия; почти как будто вы касаетесь горячей плиты и убираете руку, прежде чем станет слишком жарко!

С другой стороны, ноты легато в наших нотах обозначаются длинными извилистыми линиями, которые охватывают ряд последовательных нот или нот, следующих друг за другом. Эти изогнутые линии называются лигами и служат для соединения всех нот под лиги, чтобы создать плавный связный звук.

  • Чтобы сыграть легато на фортепианной клавиатуре, мы просто снижаем давление после того, как нажмем первую ноту лиги, и продолжаем играть всю группу нот, не отрывая руки или пальцев от клавиатуры.

Как вы услышите в видео в конце, добавление стаккато и легато к вашей игре имеет огромное значение. Они структурируют ноты, делая их более понятными, их легче слушать и играть с ними веселее.

Включение артикуляций в вашу игру на фортепиано — это начало работы с музыкальным выражением и фразировкой. Эти термины описывают ту часть музыки, которая воздействует на нас эмоционально, интеллектуально и даже духовно. В конечном итоге мы используем динамику наряду с артикуляцией, чтобы выразить более глубокие качества музыки и ее собственный уникальный характер.

Требуется немного времени, чтобы научиться легко играть на этих различных артикуляциях, и важно знать, как практиковать их, чтобы вы могли быстро их освоить.

Вы можете начать с того, что просто возьмете простую гамму, которую вы действительно хорошо знаете, и сыграете ее один раз с нотами легато, а затем еще раз с нотами стаккато.

  • Все ноты легато будут соединяться друг с другом без быстрого отпускания руки или пальцев перед следующей нотой.
  • Все ноты стаккато будут очень короткими, и вы сразу же отпустите руку и пальцы сразу после того, как вы ударите по ноте пальцем, и до того, как вы сыграете следующую ноту.

А теперь… чтобы все это действительно имело смысл, важно посмотреть следующее видео, в котором эта информация рассказывается за фортепиано. Я также дам вам пару дополнительных советов о том, как играть с этими артикуляциями, которые помогут вам ритмично и дадут вам несколько дополнительных (и дразнящих мозг) упражнений, которые помогут вам освоить каждую из этих техник.

Если вам нравятся мои советы и уроки, вам понравятся курсы на моем сайте. Независимо от того, являетесь ли вы новичком, который хочет получить прочную основу для дальнейшего развития, или вы хотите вывести свои существующие навыки на новый уровень, музыкальные онлайн-курсы на моем веб-сайте https://www.pianolessonsontheweb.com помогут вам сделать это. .

1 Комментарий

В чем разница между легато и стаккато для литавр?

Легато и вода

Вода течет и никогда не перестает двигаться. Пассажи легато в музыке перетекают из одной ноты в другую.

Стаккато и огонь

Огонь быстро вспыхивает и горячий на ощупь. Стаккато в музыке искрятся и перескакивают с одной ноты на другую.

Эти две концепции трудно понять, не видя их в действии, поэтому посмотрите это видео и попробуйте.

Игра на литаврах чаще всего связана с исполнением оркестровой и оркестровой музыки, а не соло, поэтому важно, чтобы литаврист научился смешивать свое звучание с другими участниками ансамбля, с которым он играет. Тимпанист должен уметь играть пассажи легато и пассажи стаккато так же, как и другие участники ансамбля.

Если вы играете на медных, струнных или деревянных духовых инструментах и ​​вас просят играть ноты легато, вы просто играете ноты дольше, а если вас просят играть ноты, которые по своей природе являются стаккато, вы играете ноты короче.

Вы должны использовать язык, дыхание или смычок, чтобы длинная нота с чертой над ней звучала долго, а короткая нота с точкой над ней звучала коротко.

Беда литатарщиков в том, что если не делать что-то с нашей техникой удара, все вышеперечисленные ноты могут звучать одинаково.

Когда есть время, вы можете переключиться на более твердый молоток для ударов стаккато, но часто вам приходится играть то, что на странице, тем, что у вас в руках в данный момент. Это идет в обоих направлениях, конечно. У вас могут быть очень жесткие молоточки, которые отлично подходят для стаккато, но для того, чтобы все звучало легато, вам придется изменить технику удара.

Поэтому мы должны практиковать эти два типа штрихов, чтобы мы могли слышать разницу между длинными и короткими нотами.

Удар легато

Удар легато — это плавный, плавный ход, и игрок должен визуализировать, что каждая нота соединяется со следующей, хотя на самом деле это не так. Если тимпанист позволяет своим ударам быть плавными и соединяться друг с другом, как вода , то возникает эффект легато.

Удар стаккато

Удар стаккато короткий и разделенный, палочки литавра поднимаются быстро, как будто ноты тянут, отрывают или отрывают от барабана и двигаются быстро, как огонь . Это похоже на то, что барабан горячий, как огонь, и если палочки слишком долго остаются на пластике, они сгорают. Удар стаккато — это подъемный удар, при котором вы зажимаете палку между большим и указательным пальцами и отрываете палку от головы, как только она соприкасается.

В приведенном выше упражнении первые два такта имеют линии тенуто поверх нот и длинную фразовую линию поверх всех двух тактов. Я указал, что эти такты относятся к динамике forte (f), а такты стаккато помечены как фортепиано (p), но следует отметить, что вы можете играть легато на любом динамическом уровне. Это немного облегчает различие между легато и стаккато, если легато громкое, а стаккато мягкое.

  • Сыграйте упражнение, как написано, с первыми двумя тактами в форте и легато, затем со вторыми двумя тактами стаккато и в динамике фортепиано
  • Сыграйте упражнение, как написано, за исключением переключения динамики; легато на фортепиано и стаккато на уровне форте.
  • Подумайте о воде и потоке для легато
  • Подумайте об огне и о том, что вам нужно быстро слезть с барабана для стаккато

Как выбрать молоточки для легато и стаккато

Вы можете использовать жесткие палочки для стаккато и более мягкие палочки для звука легато, но вы должны иметь возможность воспроизводить любой звук любым молоточком, который у вас есть в данный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *