Про вспышку и высокое ISO
Недавно мы с Антоном Беляковым снимали в цирке на Цветном бульваре репетицию дрессировщиков Наталии и Андрея Широкаловых. Количество света на манеже ограничено, до купола метров двадцать, а наши главные герои семейства кошачьих двигаются очень быстро. Как снимать? Какие параметры выставить?
На репортаже я редко поднимаю ISO выше 1600. На мой взгляд, на Nikon D700 и D800 это предел, при достижении которого репортажные снимки выглядят вполне “съедобно” и не слишком рыхло. Мощность вспышки я редко поднимаю выше 1/4 от максимальной, чтобы она быстрее перезаряжалась, но бывают исключения.
Итак, выбор параметров съёмки диктует очень слабое освещение. Диафрагму приходится максимально открыть. При f2.8 объективом 70-200 VR вполне можно работать, несмотря на минимальную глубину резкости. Поскольку животные быстро двигаются, нам нужна выдержка покороче – 1/200 секунды. Лучше бы ещё короче, но тогда невозможно будет добиться нормальной экспозиции, не поднимая ISO до космических значений, да и предельная выдержка синхронизации вспышки 1/250 сек, так что на более короткие не уйдёшь. Вспышка с жёлтым конверсионным фильтром направлена в купол, поскольку прямой свет дал бы слишком плоскую картинку. Мощность вспышки выставлена в ручном режиме на максимум или на 1/3 меньше максимальной, чтобы она быстрее перезаряжалась.
Итак, чувствительность, которая при f2.8, выдержке 1/200 сек и максимальной мощности вспышки даёт нормальную экспозицию, оказалась в районе 4000 ISO. По моим меркам это многовато, но есть один нюанс. Если кадр экспонирован нормально, и нам не приходится сильно поднимать экспозицию при постобработке, шумы даже на таком высоком ISO получаются не слишком заметными, тем более после уменьшения 36-мегапиксельной картинки до экранного размера.
Мне кажется, что руководствоваться скоростью перезарядки вспышки при определении рабочих параметров съемки мягко говоря не верно. Поскольку на скорость перезарядки влияет слишком много факторов, стоит исключить фактор непредсказуемости и идти на поводу у обстоятельств. Если съемка не спонтанная, то имеет смысл и экипироваться соответствующим образом. Например использовать правильные источники питания, т.е. источники с высокой токоотдачей. И если литиевые батарейки довольно дорогие, то правильные аккумуляторы будет купить весьма дальновидно. Например Sanyo Eneloop XX. Максимальный ток отдачи требует и максимального тока заряда. Поэтому стоит рассмотреть покупку хорошего зарядного устройства, способного обеспечить зарядный ток порядка 2A на канал (на каждый аккумулятор, даже если заряжать 4 одновременно). Для примера можно посмотреть зарядники La Crosse (Technoline) и MAHA Powerex. Это так называемые “умные” зарядники, они же позволят обслуживать аккумуляторы и даже реанимировать старенькие. Но максимальный ток заряда стоит применять только для высококачественных аккумуляторов! Не каждый GP, Sony, Ansmann смогут успешно заряжаться таким током.
Правильные аккумуляторы дадут вам выигрыш в скорости перезаряда импульса вспышки, но они все равно не обеспечат вам длинную серию с максимальным импульсом. Для этого нужны бустеры (external flashlight battery pack). Самые доступные из низ представляют из себя коробочку, в которую вставлено 8 аккумуляторов, и провод, который подсоединяется к вспышке. Теперь вам доступна любая разумная длительность серии с любой мощностью импульса. Покупать фирменные от производителей камер не обязательно, вполне подойдет и китайский, но не гонитесь за откровенной дешевизной, можно отправить его в помойку. По качеству исполнения меня лично впечатлил бустер фирмы Pixel, очень добротно сделан. Стоит порядка 70$.