Home > Про съёмки > Про вспышку и высокое ISO

Про вспышку и высокое ISO

2013-11-26-AB-Circus-007
Недавно мы с Антоном Беляковым снимали в цирке на Цветном бульваре репетицию дрессировщиков Наталии и Андрея Широкаловых. Количество света на манеже ограничено, до купола метров двадцать, а наши главные герои семейства кошачьих двигаются очень быстро. Как снимать? Какие параметры выставить?

На репортаже я редко поднимаю ISO выше 1600. На мой взгляд, на Nikon D700 и D800 это предел, при достижении которого репортажные снимки выглядят вполне “съедобно” и не слишком рыхло. Мощность вспышки я редко поднимаю выше 1/4 от максимальной, чтобы она быстрее перезаряжалась, но бывают исключения.

2013-11-26-AB-Circus-054

Итак, выбор параметров съёмки диктует очень слабое освещение. Диафрагму приходится максимально открыть. При f2.8 объективом 70-200 VR вполне можно работать, несмотря на минимальную глубину  резкости. Поскольку животные быстро двигаются, нам нужна выдержка покороче – 1/200 секунды. Лучше бы ещё короче, но тогда невозможно будет добиться нормальной экспозиции, не поднимая ISO до космических значений, да и предельная выдержка синхронизации вспышки 1/250 сек, так что на более короткие не уйдёшь. Вспышка с жёлтым конверсионным фильтром направлена в купол, поскольку прямой свет дал бы слишком плоскую картинку. Мощность вспышки выставлена в ручном режиме на максимум или на 1/3 меньше максимальной, чтобы она быстрее перезаряжалась.

2013-11-26-AB-Circus-126

Итак, чувствительность, которая при f2.8, выдержке 1/200 сек и максимальной мощности вспышки даёт нормальную экспозицию, оказалась в районе 4000 ISO. По моим меркам это многовато, но есть один нюанс. Если кадр экспонирован нормально, и нам не приходится сильно поднимать экспозицию при постобработке, шумы даже на таком высоком ISO получаются не слишком заметными, тем более после уменьшения 36-мегапиксельной картинки до экранного размера.

  1. Анна
    August 9th, 2016 at 20:55 | #1

    Не скажу ничего про технику, как предыдущий комментатор, но вставлю свою лепту. Я часто снимаю в Новосибирском цирке и поделюсь немного своим опытом.
    Когда присутствуешь на репетициях – это одно дело. Тут почти все источники света работают, за исключением неонов и софитов + на репетиции нет прожекторов, которыми управляет человек в ручную (честно, не знаю как назвать эту профессию :)).
    А вот сложность на самом деле приходит в момент представления, так как свет меняется с такой скоростью, что даже иногда сфокусироваться не успеваешь. И это если не брать в расчет, что действие тоже очень быстро меняется. Вот тут вся сложность, так как вспышку на представлении использовать совсем нельзя! СОВСЕМ! Не при каких условиях! Животные пугаются, и это очень опасно. Приходится поднимать ISO + справляться в lightroom после фотосессии. Но не всегда добиваешься того чего хотелось бы, к сожалению….
    Единственный совет по съемке в цирке (конечно если вы фотограф, и вас пригласили там поработать; т.к. съемка во время представления в 80% случаев запрещена), если вы упустили хороший кадр, или вообще первый раз снимаете в цирке. Приехать второй раз, так как программа будет вам знакома, и вы будете знать уже с каких ракурсов, что снимать.
    В Новосибирском цирке во время представления нельзя ходить. Вот выбрал точку в начале, там и стой. Иногда разрешают незаметно подняться на последние ряды. Я очень люблю снимать воздушных гимнастов, а с первых рядов не всегда возможно сделать удачные снимки.
    А вообще, когда прихожу на премьеру, у меня замирает сердце, возвращаешься в детство и про работу хочется забыть))

  2. January 31st, 2014 at 14:48 | #2

    Мне кажется, что руководствоваться скоростью перезарядки вспышки при определении рабочих параметров съемки мягко говоря не верно. Поскольку на скорость перезарядки влияет слишком много факторов, стоит исключить фактор непредсказуемости и идти на поводу у обстоятельств. Если съемка не спонтанная, то имеет смысл и экипироваться соответствующим образом. Например использовать правильные источники питания, т.е. источники с высокой токоотдачей. И если литиевые батарейки довольно дорогие, то правильные аккумуляторы будет купить весьма дальновидно. Например Sanyo Eneloop XX. Максимальный ток отдачи требует и максимального тока заряда. Поэтому стоит рассмотреть покупку хорошего зарядного устройства, способного обеспечить зарядный ток порядка 2A на канал (на каждый аккумулятор, даже если заряжать 4 одновременно). Для примера можно посмотреть зарядники La Crosse (Technoline) и MAHA Powerex. Это так называемые “умные” зарядники, они же позволят обслуживать аккумуляторы и даже реанимировать старенькие. Но максимальный ток заряда стоит применять только для высококачественных аккумуляторов! Не каждый GP, Sony, Ansmann смогут успешно заряжаться таким током.

    Правильные аккумуляторы дадут вам выигрыш в скорости перезаряда импульса вспышки, но они все равно не обеспечат вам длинную серию с максимальным импульсом. Для этого нужны бустеры (external flashlight battery pack). Самые доступные из низ представляют из себя коробочку, в которую вставлено 8 аккумуляторов, и провод, который подсоединяется к вспышке. Теперь вам доступна любая разумная длительность серии с любой мощностью импульса. Покупать фирменные от производителей камер не обязательно, вполне подойдет и китайский, но не гонитесь за откровенной дешевизной, можно отправить его в помойку. По качеству исполнения меня лично впечатлил бустер фирмы Pixel, очень добротно сделан. Стоит порядка 70$.

  1. December 1st, 2014 at 22:58 | #1
  2. December 2nd, 2014 at 03:27 | #2
  3. December 2nd, 2014 at 15:42 | #3