Home > Фототехника > Обзор радио-синхронизаторов Phottix Atlas

Обзор радио-синхронизаторов Phottix Atlas

Во время работы у фотографов часто возникает необходимость использовать не одну, а сразу несколько вспышек. Технически эта задача может решаться разными способами, но применение радио-синхронизаторов – наиболее удобный вариант.

Способы синхронизации вспышек

Синхронизировать, т.е. заставить вспышку срабатывать в то время, когда затвор камеры полностью открыт, можно разными способами. У каждого есть свои плюсы и минусы.

  • Проводная синхронизация, когда синхроконтакт вспышки соединяется проводом с синхроконтактом камеры, удобна на маленьких расстояниях, но для подключения нескольких удаленных вспышек не годится.
  • Синхронизацию по инфракрасной связи (режим беспроводного управления вспышками) можно использовать в квартире и небольших помещениях, но в просторных залах и на ярком солнечном свету из-за слабости ИК-сигнала эта технология работает нестабильно. Для ИК-синхронизации необходимо, чтобы ведущая и ведомая вспышки находились в пределах прямой видимости, а это не всегда удается обеспечить. Например, повернешь ведомую вспышку чуть в сторону или поставишь на неё портативный софтбокс и она перестает ловить ИК-сигнал от ведущей;
  • Синхронизация по световому импульсу (режим SU-4 на вспышках Nikon) помимо ограничений, свойственных ИК-синхронизации, имеет еще одно – вспышка будет поджигаться не только от ваших, но и от “чужих” световых импульсов. Поэтому использовать её получится только там, где никто больше не “пыхает”;
  • Радио-синхронизация лишена всех перечисленных выше недостатков. Она стабильно работает в самых различных условиях и не важно, находятся ли ведомые вспышки рядом или на расстоянии, в прямой видимости или за стенкой в соседней комнате.

Трансиверы Phottix Atlas

Радио-синхронизаторы – удовольствие не из дешевых, хотя есть и бюджетные решения. Мой выбор пал на Phottix Atlas стоимостью 3900 руб за штуку – привлекла их функциональность и приемлемая цена. Эти радио-трансиверы можно использовать для:

  • дистанционного поджига портативных вспышек (в ручном режиме. TTL не поддерживается);
  • синхронизации студийных приборов;
  • дистанционного спуска затвора камеры (придется докупать спец. шнурок).
Трансиверами они называются потому, что каждый Phottix Atlas способен как передавать (от английского transmitt), так и принимать (receive) радио-сигнал, т.е. выполнять функции как приемника, так и передатчика в зависимости от того, к чему он подключен. Для запуска одной вспышки потребуется как минимум два трансивера.

Что в коробке

Открывая коробку я испытал приятные ощущения: всё необходимое для профессиональной работы имеется, сделано добротно, выглядит крепко и надежно. Что же там внутри?

  • Инструкция на разных языках, в том числе на русском;
  • Синхронизатор Phottix Atlas;
  • Шнурок с петелькой для подвешивания трансивера;
  • Две батарейки АА;
  • Синхрошнур для подключения к портативным вспышкам;
  • Синхрошнур для подключения к студийным приборам;
  • Переходник с маленького джека на большой;
  • Пакетик с силиконовыми шариками для адсорбации влаги;
  • Непонятная маленькая фиговинка с резьбой, которая отсутствует на фото и пока что мне не пригодилась 🙂

Некоторые трудности возникли у меня при вдевании шнурочка в отверстие на корпусе трансивера – слишком оно угловатое, но с этой задачей в два счёта справилась жена. Все остальные впечатления сугубо положительные. Расскажу о них подробнее.

Конструкция

   

Как я уже сказал, конструкция Phottix Atlas производит самые приятные впечатления: лапка для крепления трансивера к горячему башмаку камеры и его собственный горячий башмак сделаны из металла и прочно соединены с корпусом, крышка батарейного отсека закрывается плотно, открывается без проблем. Батарейки подпружинены, антенна прорезинена, рычажочки и кнопочки переключаются чётко и т.д.

Работа с портативными вспышками

Phottix Atlas не поддерживает режим TTL. Мощность поджигаемых вспышек необходимо регулировать вручную. Собственно поэтому они и стоят существенно дешевле, чем навороченные Pocket Wizard. Но мне это не кажется проблемой – в большинстве случаев даже на репортаже я регулирую экспозицию вручную, повышая или понижая мощность вспышки, а также за счет изменения диафрагмы, ISO или расстояния до фотографируемых людей.

Итак, ставим один Phottix Atlas на камеру, в другой вставляем вспышку, переключаем её в ручной режим М и задаем мощность пыха (1- полная мощность, 1/2 – половина мощности, 1/4 – четверть мощности и т.д.), включаем синхронизаторы, проверяем, что они настроены на один и тот же канал. Нажимаем кнопку TEST на передатчике – если ведомая вспышка сработала, значит она будет поджигаться и с камеры 🙂

Как вы понимаете, ведомую вспышку можно держать в руках или поставить на стойку, штатив, гориллапод или штатную лапку-подставку, для чего в синхронизаторах имеется стандартное резьбовое крепление. Ведомых вспышек может быть две, три, четыре – сколько угодно (ограничения на количество я в инструкции не нашел). О том как пользоваться сразу несколькими вспышками мы скоро поговорим подробнее.

Общаться между собой синхронизаторы могут на одном из 4х радио-каналов. Например, я работаю на первом, а напарник в соседнем помещении на втором канале, при этом мы абсолютно не мешаем друг другу. В то же время, если необходимо снимать вместе в одном помещении, можно объединиться и перевести все синхронизаторы на первый канал, таким образом каждый из нас сможет поджигать как свои вспышки, так и вспышки напарника (включая вспышку, стоящую у него на фотоаппарате – насколько я помню, она тоже будет поджигаться 🙂 ), а помещение при этом будет высвечено большим количеством отраженного от потолка импульсного света с хорошими, в отличие от люминесцентных ламп, спектральными характеристиками.

Самое время привести несколько примеров.

Пример 1. Освещение большого зала

На первой фотографии ведомые вспышки выключены. Одна накамерная вспышка не может высветить столь просторное помещение. Дальняя часть зала завалена по экспозиции.


На второй фотографии одна ведомая вспышка высветила дальний левый угол помещения, а вторая – зону за спиной фотографа и, отразившись от стены и потолка, повлияла на передний план – фотография стала более сбалансированной как по экспозиции, так и по цвету.

Действительно, наиболее интересно использовать синхронизаторы для поджига сразу нескольких вспышек – просто вынести блиц с камеры можно и при помощи шнурка. А при умелом использовании модификаторов света (в репортаже это обычно светлые стены/потолок, “лопух” Lumiquest Ultrasoft или портативный софт-бокс на стойке), можно добиваться очень интересного почти студийного освещения.

Пример 2. Портрет

В данном случае одну вспышку с “лопухом” я держу выше и левее камеры, она создает рисующий свет. Вторая стоит справа в белой стенной нише и, отражаясь от неё, создает заполняющее освещение.

Пример 3. Съемка на улице

Довольно часто я использую портативный свет с радио-синхронизаторами на улице. Софт-бокс, установленный на стойке, позволяет вмешиваться в распределение светов и теней и улучшить воспроизведение цветов.

Первый снимок в данном примере снят при естественном освещении, а второй со вспышкой, которая усилила контраст между передним и задним планом и обеспечила более корректную цветопередачу, что особенно заметно по лицам этих джентельменов. На первом кадре, на мой взгляд, в цвете кожи многовато пурпурного (о-о, Никон краснит). На втором всё в норме.

Вообще мне очень нравится, когда на камере стоит радио-синхронизатор, а вспышка или несколько вспышек с какими-либо модификаторами света или без них вынесены на стойках, которые я перемещаю по съемочной площадке самостоятельно или при помощи ассистента. Такой подход дает возможность создавать более эффектное освещение, поскольку вспышки и камера становятся совершенно не привязаны друг к другу.

Пример 4. Использование гелей и цветных пленок

Вообще-то подкрашивание света портативных вспышек и студийных приборов – это отдельная тема, но мне бы хотелось рассказать, для каких ещё целей может быть необходимо использовать на съемке несколько вспышек, синхронизируя их с помощью Phottix Atlas или другими способами.

Изначально зал, в котором проходило новогоднее мероприятие, был довольно унылым и напоминал суровый средневековый рыцарский замок с совершенно не новогодней атмосферой. Поставив одну вспышку с пурпурной пленкой, мы с Сашей Орловым подсветили большую часть стены и потолка, что придало фотографиям веселую колористику и существенно оживило атмосферу.

Синхронизация нескольких портативных вспышек

Во время репортажной съемки одна вспышка у меня как правило всегда стоит на камере, либо вынесена на скобу, а вторая, третья, четвертая… сколько бы их там ни было находятся где-то на расстоянии, подсвечивая нужные объекты. С помощью синхронизаторов Phottix Atlas такая схема может быть реализована множеством разных способов. Давайте рассмотрим наиболее очевидные.

Здесь радио-синхронизатор подключен шнурком к синхро-контакту вспышки, стоящей на камере. В момент срабатывания затвора он передает сигнал второму радио-синхронизатору, на котором закреплена еще одна вспышка и она тоже срабатывает.

Можно подключиться шнурком к синхро-контакту на камере – результат будет аналогичный – обе вспышки будут пыхать одновременно.

Однако, при использовании скобы Custom Bracket конструкция получается довольно громоздкая – камера + скоба + витой синхро-шнурок + вспышка, а на вспышке еще и радио-синхронизатор болтается…

Поэтому на одной из съемок я изобрел более удачную, но не менее монстрообразную конструкцию: на конце синхро-шнура ставится не вспышка, а Phottix Atlas, а в него уже вспышка. Таким образом опять же всё синхронно поджигается, но ничего не болтается – конструкция жесткая. И надо отметить, что Phottix Atlas совершенно нормально переносит такое издевательство 🙂

Со стороны это, пожалуй, выглядит забавно – прямо у меня из головы растет вспышка с рассеивателем, а что делать… Приходится проявлять изобретательность 🙂

Работа со студийными приборами


В студийной съемке трансиверы Phottix Atlas заменили мне все прочие инфракрасные и радио-синхронизаторы и справляются со своей задачей весьма успешно. Хотя не со всеми приборами получается снимать на номинальной выдержке синхронизации 1/250 сек. Например, с моноблоками Rekam иногда приходится удлинять выдержку до 1/160 сек. Дело в том, что если в процессе экспонирования зеркало поднимется чуть позже или опустится чуть раньше, чем ему положено, и “влезет” в кадровое окно, это приведет к неравномерности экспонирования – вдоль длинного края кадра появится темное градиентное затемнение. Чтобы избежать такого эффекта, приходится использовать более длинные выдержки, при которых зеркало успевает подниматься и опускаться.


|1/400 сек, f10, ISO 200.

Выводы

Благодаря своей привлекательной цене, универсальности, неприхотливости и живучести (столько раз падали, а до сих пор живы) трансиверы Phottix Atlas, которые я изначально брал лишь под некоторые репортажные задачи, стали постоянно жить в моем кофре. Я часто беру их на съёмки и часто пользуюсь ими. Если не забывать выключать питание, эти синхронизаторы могут месяцами обходиться без подзарядки. Один из Атласов до сих пор работает на батарейках, которые были в комплекте!

Будь Атласы немного другой формы (как Phottix Strato, например), с ними было бы удобнее работать на репортаже с двумя вспышками… Кто-то может сказать, что в них не хватает поддержки TTL… Но на мой взгляд это очень нужные и недорогие устройства с удачным соотношением цены, качества и функциональности. Все задачи, связанные с синхронизацией импульсных приборов они решают на ура, поэтому я вряд ли буду искать им замену в ближайшие пару-тройку лет.

  1. Anton
    March 11th, 2013 at 20:00 | #1

    @Дмитрий
    Дмитрий, спасибо за уточнение! Хотя по мне – так это всё же зеркало 🙂
    Потому что когда шторка (на выдержке, которая короче выдержки синхронизации) влезает в кадр, получается более резкая граница (у меня есть такие кадры с плёночных камер), а здесь граница плавная, градиентная… Но может быть и шторка виновата – спорить не буду…

  2. Дмитрий
    March 11th, 2013 at 17:00 | #2

    Добрый день,

    хорошая статья. спасибо за пояснения.
    единственное, с чем вы заблуждаетесь, это частота синхронизации камеры и черная полоса по полю кадра. дело в том, что зеркало, как вы пишете, здесь совершенно ни при чем: черная полоса получается от того, что ШТОРКА (или затвор) открывается не полностью, а по матрице проходит лишь в виде полоски света( именно из-за укорачивания выдержки по скорости ВЫШЕ, чем указанная для камеры частота синхронизации).

  3. November 17th, 2011 at 07:36 | #3

    @amarakhovski
    О, спасибо, попробую.

  4. November 16th, 2011 at 21:28 | #4

    Попробовал реализовать схему как на снимке
    http://toto-school.ru/wp-content/uploads/2011/11/Phottix-Atlas-Two-Flashes-1.jpg
    Вроде срабатывает, но через какое-то время та вспышка, что на камере “зависает” – перестает пыхать и не реагирует на кнопки управления, приходится передергивать крышку батарейного отсека, чтоб перезагрузить. У меня два атласа и две Nikon SB-800.

    С такой проблемой не сталкивались?

    • amarakhovski
      November 16th, 2011 at 21:40 | #5

      Странно. У меня всё работает без зависаний. Как минимум 3-4 съемки я с такой схемой отработал. Если вспышка зависает, можно подсоединить Атлас к синхроконтакту камеры как вот здесь: http://toto-school.ru/wp-content/uploads/2011/11/Phottix-Atlas-Two-Flashes-2.jpg

  1. No trackbacks yet.