Home > Интервью > Снимаем вкусно! Фотосъемка ресторанных блюд

Снимаем вкусно! Фотосъемка ресторанных блюд

Каждый фотографический жанр предъявляет свои требования к съемочному оборудованию и аксессуарам и подразумевает определенную технику съемки. Камера, подходящая для каталожной съемки, может оказаться слишком медленной для репортажа, а набор источников света, фонов и отражателей, применяемых при фотографировании ювелирных украшений, вряд ли подойдет для постановочных групповых портретов. В этом интервью мы решили обсудить с фотографом Алексеем Пырковым тонкости съемки ресторанных блюд и продуктов питания.

alexey_pyrkov_18

 Фотосъемка ресторанных блюд — довольно специфичная область. Расскажи, пожалуйста, о том, как ты находишь заказчиков, как с ними работаешь.

— Заказчики — это сложная структура, очень многогранная. Часть заказов мне перепоручает одно издательство, специализирующееся на ресторанной тематике. Некоторые выходят на меня через общих знакомых, некоторых рекомендуют клиенты, с которыми я уже сотрудничал. Для заказчиков знакомства, рекомендации и опыт работы фотографа обычно имеют решающее значение: они хотят быть уверенными, что берут на работу грамотного, проверенного человека, а не кого попало. Когда общаюсь с заказчиком в первый раз, большую роль играет портфолио.

Несколько заказчиков вышли на меня через сайт. И это одни из самых вежливых клиентов, с ними завязались очень хорошие отношения. Что важно, в данном случае с их стороны нет снобизма — когда ты сам приходишь и начинаешь предлагать свои услуги, заказчик понимает, что выступает в роли покупателя, и часто пытается диктовать условия, хочет скрутить тебя по ценам и по срокам — а здесь получается демократичный разговор на равных правах.

Что касается продуктов и натюрмортов, часто это побочные заказы: допустим, мне заказывают съемку интерьера ресторана, и тут же возникает вопрос о съемке нескольких блюд для пополнения архива изобразительных материалов, которыми владельцы пользуются для создания меню, буклетов, рекламы. Специально масштабными постановочными натюрмортами я сейчас не занимаюсь: с одной стороны, нужно иметь очень много реквизита, которого пока нет; с другой, продажа услуг в этом жанре фотографии успешна при очень узкой специализации.

Когда сам работаешь с клиентом, многое зависит от того, на что он нацелен. Либо ему нужно сделать несколько серьезных постановочных снимков для рекламы или обложки, либо требуется простая поточная каталожная съемка блюд. Запросы бывают очень разные. Приходится многое выяснять и импровизировать, часто на ходу.

Для того чтобы сделать то что нужно и избежать проблем при сдаче заказа, надо очень четко оговаривать план съемок и наличие необходимого реквизита. Иначе может оказаться так, что клиент хотел совершенно другую съемку, но предупредить об этом забыл случайно или намеренно. Словом, все незаданные вопросы потенциально могут поставить фотографа в неудобную ситуацию, и винить уже будет некого. Но если заказ простой (или клиент обращается не в первый раз и его требования известны), я стараюсь обойтись типовым набором оборудования. Хотя он и не рассчитан на серьезные творческие изыскания, но обеспечивает должный уровень исполнения заказа, а благодаря небольшому весу легко транспортируется.

 В этой области большая конкуренция?

— Конкуренция в предметной каталожной съемке имеет такую особенность: заказчики часто обращаются туда, где дешевле. И им снимают как можно дешевле — чуть ли не на компактную камеру в формате JPEG с неправильным цветовым балансом и таким качеством сжатия, что вместо деталей сплошные артефакты. А потом приходится объяснять людям, что все может быть гораздо лучше, показывать примеры, доказывать, что это им просто не повезло с фотографом. Но заказчики тоже должны понимать, что более высокое качество должно оцениваться выше, чем то, что им сделали.

Когда все это объясняешь и показываешь, попутно приходится проводить ликбез. Чтобы разговаривать с заказчиком о каких-то очевидных для фотографов и дизайнеров вещах, он должен в них хотя бы немного разбираться. Такую вот просветительскую функцию тоже приходится иногда выполнять. Но это опять же играет на пользу как фотографу, так и его клиенту. Когда просвещенный заказчик будет ко мне или к кому-то еще обращаться, он уже будет вооружен знаниями. Кстати, клиенты за это часто благодарят, так как зачастую до нашей совместной работы намного слабее представляли себе, каким может быть качество и о чем вообще идет речь.

Я начал заниматься фотографией после довольно большого опыта в рекламе и дизайне, поэтому работу выполняю, точно представляя технические требования и стандарты, которые установлены в этих сферах услуг.

 В твоей работе есть определенная специфика?

— Хотелось бы уточнить, что речь идет о серийной макросъемке продуктов питания. Это не такое выгодное занятие, как постановочные натюрморты, но спрос на нее устойчивый и не стоит отказываться от таких заказов.

Специфика моей работы довольно простая. Когда идет потоковая съемка для меню, обычно особых изысканий не требуется. Фотограф, как правило, ограничен во времени. Приходится находить баланс между скоростью и качеством. То есть ты понимаешь, что достиг такого уровня качества, которое должно удовлетворить заказчика, а сам не забываешь, что скоро надо ехать в другое место на съемку.

Хотя бывает так, что уже все сделал, больше ехать никуда не надо, остается одно самое красивое блюдо или кондитерское изделие, никто уже не торопит, время есть — начинаешь экспериментировать, снимать варианты, менять условия и параметры съемки… Это может затянуться на час, два, но от такой работы остается ощущение, как от хорошего тренинга — что поработал и на себя. Хочется не только сделать заказ быстро и качественно, но еще и поучиться, поэкспериментировать, хотя это обычно не входит в планы заказчика. Но когда есть возможность, я стараюсь ее не упускать. Впрочем, почти каждое задание — это работа на собственный опыт, если делать его со всей ответственностью за результат.

Что касается технических аспектов, то макро всегда накладывает ограничения на глубину резкости. Нужно отдавать себе отчет, что макро — это не портрет, масштаб съемки может достигать 1:1, и значение диафрагмы должно быть больше на две-три ступени. Когда снимаешь, например, кондитерские изделия с близкого расстояния, диафрагма просится F5,6, но можно ее и до F8 зажать, и все равно акценты будут четко расставлены. Глубина резкости в таких случаях небольшая, и уменьшать ее дальше попросту вредно.

Еще одно довольно известное правило: если планируется печатать снимок в большом формате, диафрагму надо закрывать еще сильнее, потому что глубина резкости — величина относительная. Она зависит от размеров точки резкости, а значит, и от конечного размера отпечатка. При печати на формате 10х10 см отдельная точка может показаться нам резкой, но если напечатать изображение в формате 50х50 см, эта же точка резкой уже не покажется — она ведь увеличится. Стало быть, для получения большого отпечатка еще на этапе съемки надо закрывать диафрагму сильнее, хотя в итоге при этом мы будем иметь визуально такую же глубину резкости, как на фотографии меньшего размера, снятую при открытой диафрагме.

Много внимания надо уделять источникам света. Интенсивность света не столь важна — ведь съемка ведется со штатива и в кадре ничего не движется. Выдержка в несколько секунд в этом жанре вполне нормальное явление. Кстати, для обеспечения хорошей резкости очень полезно использовать функцию предварительного подъема зеркала — моя новая камера Nikon D200 позволяет это делать. Съемка с постоянными источниками света мне сейчас больше нравится, хотя бывает, что снимаю и с импульсными.

Очень важно заранее правильно выставлять цветовой баланс. Съемка в NEF (RAW) позволяет после съемки точно подогнать цветовой баланс и другие параметры без потерь в качестве. Это очень удобно, хотя, конечно, надо стараться не делать ошибок еще на стадии съемки. Тогда меньше придется сидеть за компьютером.

В съемке продуктов питания есть один очень интересный момент: некоторые блюда выглядят более привлекательно, аппетитно, когда они не дошли до полной готовности. То есть фотограф часто в угоду визуальной составляющей напрочь уходит от кулинарных правил и норм. Не стану вдаваться в подробности, скажу лишь, что вместо реальных продуктов могут использоваться их аналоги, которые выглядят более аппетитно, или продукты на самой начальной стадии приготовления, почти сырые.

А иногда применяются и вовсе несъедобные ингредиенты, в телевизионной рекламе такая практика очень распространена. Если вы думаете, что в рекламе йогурта вы видите настоящий йогурт, то глубоко ошибаетесь. Не буду портить ваш аппетит, но это точно не йогурт! Кончено, повторюсь, все это требует очень узкой специализации фотографа. И такая работа может выполняться только в тесном сотрудничестве с шеф-поваром заведения.

 Ты обычно сразу едешь с техникой, или сначала приезжаешь и договариваешься, рисуешь эскиз, выясняешь требования?

— Прежде всего я стараюсь заранее выяснить по телефону, есть ли место для съемки, насколько оно обособлено от их рабочих процессов, когда надо снимать, сколько будет блюд. Иногда присылают план, который можно утвердить по электронной почте, — в этом случае тоже можно все согласовать дистанционно. Если такой возможности нет, приходится встречаться заранее, особенно когда нужно показать примеры работ и убедить заказчика, что он получит снимки высокого качества.

 Сколько тебе нужно свободного пространства, чтобы снимать?

— Когда снимаешь макро, то, что находится вокруг, почти не имеет значения. Я почти никогда не беру с собой ни фонов, ни держателей для фонов, ни специального предметного столика, если этого не требует поставленная задача. Обычно находится место, где тебя не будут толкать при съемке, где можно поставить штатив, есть место для стоек… Желательно поставить рядом промежуточный столик, чтобы подносили и ставили на него блюда, если их много. Даже если блюд немного, дополнительный столик все равно не помешает — на него удобно класть вещи, аксессуары, которые используются при съемке.

 Каков спрос на такую съемку? Насколько ты востребован? Может быть, есть определенная периодичность?

— Периодичность действительно возникает, потому что все предприятия питания, как правило, время от времени обновляют ассортимент блюд, и им приходится что-то доснимать, чтобы обновить меню, буклеты и другую рекламную продукцию. Более того, когда у владельцев скапливаются фотографии блюд, они понимают, что все это снято разными фотографами, что нет единого стиля. Возникает потребность переснять, попутно улучшив качество.

Некоторые заказчики становятся постоянными, определив для себя, что при допустимых финансовых затратах с их стороны я предлагаю оптимальное качество, больше прислушиваются к советам при организации последующих съемок. Такими клиентами я очень дорожу и всегда готов понять их срочные потребности или необходимую техническую постобработку снимков.

Кроме того, они всегда могут рассчитывать на мои консультации по вопросам фотосъемки, полиграфии и рекламы. Часто мы вместе придумываем и обсуждаем какие-то идеи, которые затем превращаются в конкретные рекламные акции. Это относится ко всем жанрам съемки, ведь кроме продуктов я снимаю интерьеры, репортажи, свадьбы — работы хватает.

 Ты очень трепетно относишься к качеству фотографий, которые предоставляешь клиентам. С чем это связано?

— Фотограф, и это в его интересах, должен постоянно повышать свое мастерство и качество работы, давать заказчикам понять, что качество фотографий может быть выше, потому что представления о качестве у клиентов обычно очень скромные.

Это идет на пользу всем — заказчик получает более качественный материал и остается доволен результатом. Как правило, снимки используются для рекламы, а значит, от хороших снимков отдача будет больше — налицо экономическая эффективность. Для фотографа это повод поднять планку своего мастерства и развиваться.

Несмотря на то что обеспечение высокого качества изображений в какой-то степени усложняет жизнь фотографу, по большому счету, в перспективе это ему на руку. Потому что рано или поздно он начнет снимать так, как не могут снять другие фотографы, и станет более востребованным, более высокооплачиваемым. Это как спорт — кто-то установил рекорд, все поняли, что есть рубеж, которого можно достичь, но эти представления надо постоянно менять. И находится тот, кто поднимет планку еще выше, побив этот рекорд.

И о качественном портрете надо менять представления. В этом деле велика роль журналов, популяризирующих фотографию. Ведь сплошь и рядом, в каждом семейном альбоме лежат совершенно однотипные снимки с ошибками как техническими, так и композиционными. Знакомьтесь — перед вами наследие фотографического фаст-фуда, принесенного сами знаете откуда посредством ларьков и мини-лабов. Эту ситуацию просто необходимо менять, повышая требовательность фотографов к своей работе. Тогда профессиональной фотографией будут заниматься именно профессиональные фотографы. Слава Богу, процесс идет. Это заметно.

 Повышение качества связано с улучшением, обновлением оборудования?

— Естественно. Я говорю о комплексе. Фотограф и камера всегда идут вместе. Для дальнейшего увеличения качества в какой-то момент потребуется апгрейд техники. Например, покупка цифрового задника. Но она оправданна только в том случае, если, во-первых, фотограф правильно понимает „покупаемые преимущества“ и хорошо представляет, что он будет с ними делать, а во-вторых, сам уже находится в достаточно высокой ценовой категории. И к первому, и ко второму случаю можно прийти только через определенный профессиональный стаж, иначе покупка задника обернется долгосрочным обязательством и будет окупаться годами.

Однако оставим вопрос конкретных сумм и вернемся к сути — собственно необходимости технического совершенствования. Наш преподаватель П.В. Смирнов приводил замечательный пример: деньги, полученные за съемку (или их часть), вы можете потратить на новый объектив или на отвлеченные потребительские нужды, скажем, купить себе много-много вкусных чипсов. Это личный выбор каждого. Можно даже не комментировать — ясно же, у кого в результате покупки появятся новые возможности. Проще говоря, что купить на последние деньги — рыбу или удочку, — решать вам. Я считаю, что инвестиции в технику нужны, иначе ни о каком прогрессе и речи быть не может.

 Твои последние приобретения? Скажем, что ты купил в прошлом году?

— Из недавних покупок только Nikon D200 и дополнительный аккумулятор к нему. Перед этим была покупка, связанная с заказами на спортивную и репортажную съемку. Однажды, поснимав бюджетным длиннофокусным зум-объективом Nikon AF Nikkor 70–300mm f/4.0–5.6D ED, я пришел к выводу, что для данного вида съемки он просто не подходит — не устраивает скорость автофокуса, и качество изображения не такое, как хотелось бы. Когда у меня появился повторный заказ на аналогичную съемку, пришлось залезть в копилку и приобрести Nikon AF Nikkor 80–200 mm f2.8D ED. А как только я его купил, то сразу же понял, что к нему  нужен еще и монопод — весит этот объектив немало. Ничуть не жалею, так как я смог добиться значительно лучших результатов. Сейчас понимаю, что нужен комплект студийного света и имеющейся временами арендуемой студии недостаточно. Буду что-то придумывать.

 В результате ты окупил этот новый объектив?

— Окупил. Не за одну съемку, естественно, но это действительно объектив высокого класса. Впоследствии он дал мне ощутимые преимущества — качество получаемых изображений значительно улучшилось, что не замедлило положительно сказаться на отзывах клиентов.

 А отражатели для предметной съемки ты не покупал?

— Не покупал, сам сделал из картона и фольги. Покупные отражатели хороши, но обычно они имеют большой размер, а для макросъемки часто приходится делать что-то самому исходя из конкретной задачи. Это приспособление планировалось как временное, но часто используется и по сей день.

В свое время мне нужен был маленький отражатель. Я взял картон от обувной коробки и обтянул его фольгой. При портретной съемке издалека им, может, и не сделаешь заметного блика, а для мелких предметов — то что надо. Размещаю его примерно в десяти сантиметрах от объекта, и он хорошо подсвечивает тени.

Многие замечательные приспособления можно сделать из подручных материалов, и нет необходимости тратить деньги на аксессуары с модными названиями. Иногда в ход идут кусочки фольги, проволока, черная бумага для затенения участков… Но иногда покупка фирменных аксессуаров оправданна, например, хорошую панорамную головку для штатива самостоятельно вряд ли можно сделать. Мне довелось увидеть ее в работе, и если бы я всерьез занимался панорамами, купил бы обязательно.

 Внешним флэш-метром пользуешься?

— У меня есть экспонометр Seconic L-558, но я использую его очень редко, в основном когда снимаю слайды на Hasselblad 500 C/M, честно говоря, последний раз давно это было…

Сейчас „Хассель“ актуален, если снимать на цифровой задник, но у меня его пока нет. Для черно-белых портретов и пейзажей он тоже очень хорош, однако как инструмент для потоковой съемки просто не выдерживает конкуренции с цифрой. Если фотография пойдет в каталог, ее максимальный размер в лучшем случае будет 10х10 см. А теперь представь себе: слайды нужно проявить, отсканировать — затрат очень много. И хотя у слайда, снятого на „Хассель“, запас по качеству такой, что снимки можно размером со стол печатать, в каталожной съемке это просто не нужно. А там, где требуются большие отпечатки, „Хассельблад“, наверное, до сих пор успешно используется. Но сейчас это уже не инструмент ремесленника, это великолепное средство художественной фотографии. Мне очень нравится эта камера и оптика Carl Zeiss. Пару раз брал на свадьбы — вызывает ажиотаж среди публики, народ сбегается посмотреть. Но такое качество нужно очень немногим.

 Алексей, можешь дать совет нашим читателям, на что нужно обращать внимание при выборе фототехники?

— Наверное, я скажу не самую полезную вещь для читателей журнала „Фотогид“, но в этом отношении я фаталист: проверяю камеру просто — смотрю, все ли на месте, хорошо ли функционирует, не отваливается, не западает… а до более детального исследования дохожу в процессе работы, когда начинаю снимать. Эта позиция небезосновательна: есть гарантия, есть договоренность с продавцом, он ведь несет ответственность за то, что продает. Если я вдруг замечу, что что-то не так, понесу менять или ремонтировать. Но у меня таких случаев не было.

Хотя однажды купил объектив, а он мне просто не понравился, и я с доплатой поменял его на другой. Ушло какое-то время на экспертизу, проверку его работоспособности. В общем, серьезных инструментальных испытаний я не делаю, мне важнее скорее запустить в работу купленное оборудование, чтобы оно начало окупать себя. Здесь надо исходить из здравого смысла: если техника выполняет свои функции достаточно хорошо, зачем в ней копаться, надо просто с ней работать.

Для любых испытаний нужно время, какие-то методы, анализ результатов. Для фотографа, который работает в свободном полете, как правило, это потеря времени и, как следствие, заработка. В общем, мой рецепт прост: покупать надо камеру, которая лучше всего справится с текущими заказами на фотосъемку. И не забывать про потенциальные заказы, более сложные. Но больше всего внимания стоит уделить оптике — от нее очень сильно зависит конечный результат. А лучший способ все это проверить — загрузить свою технику разнообразной работой. И в проигрыше вы не останетесь.

 Расскажи, пожалуйста, вкратце о том, как обрабатываешь снимки, какими средствами пользуешься?

— Сейчас я работаю на PC, хотя больше года пользовался Apple Macintosh. В принципе, мне сейчас уже все равно, на какой платформе работать. Разницы большой я не вижу, за исключением некоторого идеологического налета, который всегда присутствует вокруг продукции Apple, — это продуманные стильные машины, которыми приятно пользоваться. Хотя для PC немного больше выбор программного обеспечения. Но мне программного обеспечения нужно совсем мало: для работы с электронной почтой и обработки изображений программного обеспечения предостаточно для обеих платформ.

Если более конкретно говорить, то я пользуюсь RAW Shooter Premium (он мне больше нравится, чем Adobe Camera RAW), Photoshop CS2 и для удаления шумов изредка применяю Noise Ninja, хотя предпочитаю бороться с ними еще на этапе конвертирования RAW-файлов. Тем более что в RAW Shooter настройки удаления шумов, как и другие настройки преобразования NEF-файлов, можно копировать с одного снимка в другие, и все очень быстро получается. Кстати, как я понял, проект RAW Shooter уже закрыт — его купила компания Adobe, чтобы использовать их наработки в Lightroom.

 Алексей, а компактная камера у тебя есть?

— Очень хочу купить себе компакт, но модель пока не выбрал. Надеюсь, опытный коллектив „Фотогида“ мне что-нибудь посоветует. Хотелось бы легкую повседневную камеру с достаточно большим зумом. Либо Panasonic серии Lumix, либо Kodak EasyShare P-серии с оптикой Schneider. Или вообще пора возвращаться к истокам — купить пленочную Leica. В жизни всегда есть место подвигу…

Материал подготовлен для Рождественского номера журнала ФОТОГИD в 2007 году

Фото: Алексей Пырков

Текст: Антон Мараховский

  1. No comments yet.
  1. No trackbacks yet.